Работа над звуками и формирование фонетических умений у старших дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Мотова Елена Владимировна

В работе представлено пошаговое обучение грамоте дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа над звуками

и формирование фонетических умений

у старших дошкольников»

                                                     

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..4 - 5        Глава 1    Психолого – педагогическая характеристика дошкольника,

                 Актуальность формирования фонетических умений. Анализ

                 некоторых методик                              

          1.1 Представления о готовности к обучению, или

          школьной зрелости старшего дошкольника………………….....6 -10

          1.2 Актуальность формирования фонетических умений у старших

                 дошкольников, преемственность в обучении между  

                 дошкольниками и младшими  школьниками….........................11 - 13

1.3 Анализ некоторых методик по обучению дошкольников

                 по обучению грамоте……………………………………………14 - 17   Глава 2   Обучение детей старшего дошкольного возраста  работе

                со звуками и формирование фонетических умений

                Особенности работы с фонетическим понятием «звук»………18 - 21

          2.1 Вычленение звуков человеческой речи из окружающих

      ребенка звуков……………………………………………………22 - 25                                                                       2.2 Работа с человеческой речью. Определение, различение и

                выделение звука………………………………………………….26 - 29  

2.3 Этап, вырабатывающий умение слышать, различать и

                определять первый звук в слове…………………………..................30  

2.4Определение первого и последнего звука в ряде слов……………...31

2.5 Определение позиции звука в слове……………………………32 - 33

2.6 Материальная фиксация звука на звуковой модели…………...34 - 38

2.7 Определение гласных и согласных звуков………………..........39 - 40

2.8 Определение твердых и мягких согласных звуков…………….41 - 42

2.9 Определение звонких и глухих согласных звуков……….................43                              

2.10 заключительный этап по формированию фонетических  

                  умений…………………………………………………………...44 - 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….47

Список использованной литературы…………………………………………..48

Приложение…………………………………………………………………49 - 51

Введение

        На современном этапе развития общества большое внимание уделяется совершенствованию образования.

        В системе преподавания русского языка значительное место занимает изучение его звуковой стороны. Фонетические знания и умения обеспечивают успешное усвоение языка.

        Известно, что в дошкольном образовании закладываются основы грамотности. Без вооружения дошкольников прочными знаниями в области фонетики, а также соответствующими умениями, невозможно решить проблему качественного обучения родному языку, развитию устной и письменной речи. Эта проблема актуальна, так как, несмотря на систематическую работу в дошкольном периоде, в школе на уроках русского языка в области фонетики, к сожалению, у детей нередко встречаются ошибки. В конечном счете страдает общая грамотность детей.

        К изучению основ фонетики можно подходить по - разному. В настоящее время все больше и больше педагогов начального обучения работают по системе развивающего обучения. Еще в 30 – х годах, прошлого столетия, выдающийся русский психолог – гуманист Лев Семенович Выгодский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка как на свою непосредственную цель. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития». (10, с 246).

        Л.В. Занков попытался в 50 – 60 – х гг., ХХ века, практически реализовать идеи развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения, но она не прижилась в те годы (10, с. 245).

        В начале 60 – х г. Д.Б. Эльконин, анализируя учебную деятельность, усматривал ее «своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизменении ребенком самого себя как субъекта».

Этим был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий педагога, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся (10, с. 247).

        Работа представляет собой попытку рассмотрения методов и приемов работы по изучению основ фонетики по системе развивающего обучения, попутно рассмотрев традиционный подход к изучению основ фонетики.

         Для правильного обучения детей фонетике очень важно знать об особенностях внимания и памяти дошкольника. У них отмечают неустойчивость внимания, неумение его распределять. Для воспитания внимания важно правильно организовать их работу.

         Отличительная особенность памяти дошкольников – преобладание наглядных образов над словесными связями.

       Целостность восприятия дошкольников делает затруднительным обучение их звуковому анализу.

       Формирование точного восприятия у дошкольников все время должно происходить путем активного сопоставления предметов.

        Из этого следует, что педагогу для успешного обучения ребенка в школе важно знать психологические особенности дошкольника: особенности внимания, памяти, речи, восприятия ребенка. Без знания этих психологических особенностей ребенка данного возраста невозможно построить обучение.

Глава 1    Психолого – педагогическая характеристика дошкольника,

актуальность формирования фонетических умений

Анализ некоторых методик

1.1 Представления о готовности к обучению, или школьной зрелости старшего дошкольника

       До сих пор в науке отсутствует единое и четкое определение понятия «готовность к обучению, или школьная зрелость». По мнению крупнейшего американского психолога и специалиста по детской психодиагностике А.Анастази, школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями и мотивами, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы. Известный детский психолог Й.Шванцера считает, что школьная зрелость – это достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении. Оба определения достаточно широки, но не дают представления о качественных особенностях развития разных психических функций, на основе которых дошкольник способен справиться с учебными задачами в начальной школе.

       Отечественный психолог Л.И.Божович рассматривает готовность к обучению, как состоящую из нескольких связанных между собой функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Достаточная готовность к обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, способности к произвольной, то есть осознанной и волевой регуляции поведения. Произвольность поведения важна в связи с тем, что она проявляется как в произвольности познавательных процессов, так и в отношении ребенка к центральной фигуре в процессе обучения – учителю, а также к сверстникам. По мнению многих специалистов, произвольность поведения ребенка является недостаточно сформированной к концу дошкольного детства, поэтому она может рассматриваться в качестве слабого звена подготовки современных детей к обучению к школе, на которую родителям и воспитателям следует обратить внимание и попытаться сформировать ее в максимально возможной степени.

       В большей части работ, посвященных изучению готовности ребенка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.

       Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящее от многих обстоятельств, в том числе от пренатального периода развития, генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней. По совокупности выделенных показателей судят о состоянии здоровья детей, которых принято относить к четырем основным группам.

       Дети с первой группой здоровья – здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (в течении года). Число таких дошкольников сокращается из года в год, по разным оценкам, в различных регионах они составляют от 10% до 20% от числа всех детей, поступающих в первый класс.

       Дети со второй группой здоровья – дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определённые клинические недиагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительные перегрузки сверх норм могут привести к внезапному ухудшению здоровья и развитию неожиданных хронических заболеваний. Дети со второй группы здоровья составляют среди поступающих в первый класс абсолютное большинство: от 50% до 66%.

      Дети с третий группой здоровья – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между обострениями своих хронических болезней. Школьные нагрузки быстро приводят к переутомлению и обострению хронических болезней, наиболее частыми из которых являются нарушения зрения, осанки, желудочно – кишечные болезни, а также заболевания органов дыхания. Процент детей с третьей группой колеблется от 15% до 20%.

        Дети с четвёртой группой здоровья – дети, имеющие серьезные нарушения в состоянии здоровья, как правило, не совместимые с обучением в массовой школе. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16% от общей численности дошкольников, поступающих в первый класс.

       Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью, обуславливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.

       Специальная готовность включает умение и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счёта. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы именно эти навыки считают необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса. Формирования навыков  чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильном организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможны у многих детей, но ни у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание моторных, слуховых и зрительных проекционных зон, а также ассоциативных полей коры: теменных и лобных. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков указанные кортикальные формации не достигли зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребёнка от учения вообще.

       Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально – волевую ее формы.

       Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность:

  • Достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;
  • Хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость;
  • Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического мышления;
  • Хорошо развитая произвольная память;
  • Достаточное развитие мелкой моторики руки;
  • Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического слуха;
  • Начальное овладение символическими операциями;
  • Зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

       Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением.

       Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого – либо действия. Поддержание необходимой работоспособности вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля.

       К шести годам происходит оформление основных элементов волевого воздействия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения.

       Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, как носителя социальных норм поведения, правил.

       В связи с взаимной зависимостью психического развития и степенью зрелости коры головного мозга больших полушарий оценка готовности ребенка к обучению в школе должна быть комплексной с привлечением психологических и педагогических способов, а также психофизиологического обследования.  

1.2 Актуальность формирования фонетических умений у старших дошкольников, преемственность в обучении между дошкольниками и младшими школьниками

       Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь.  Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

       Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи. Взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

       Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объект познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой и концентрируется внимание. Они получают знания об основных законах речи:

  • Речевой поток состоит из  предложений, которые имеют смысловое значение и интонацию;
  • Слова – это часть предложения, они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами, имеют значение;
  • Слова звучат (состоят из звуков), слова делятся на слоги, слоги – ударные и безударные;
  • Звуки в словах произносятся по-разному.

       В системе обучения развития речи значительное место занимает изучение звуковой стороны речи.

Знакомство детей со звуковой стороной речи начинается с прихода их в детский сад. Еще в младших группах, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений на занятиях и в речевых играх отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в звучание слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать сходные и разные по звучанию звукосочетания.

       С опорой на фонетические знания дошкольник овладевает навыками чтения в период обучения грамоте. Фонетические знания составляют основу правильного произнесения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм). Хорошая фонетическая подготовка – основа преемственности в обучении между дошкольниками и младшими школьниками.

       Большое внимание уделяется развитию фонетического слуха.

     Формируется такой слух в дошкольном возрасте при восприятии речи окружающих, а затем при говорении, при выражении собственной речи. Фонетический слух образуется в процессе речевой деятельности и специальных упражнений. К 5 – 6 годам большинство детей обычно правильно произносят все звуки; у них становится достаточно развитым фонетический слух. Это позволяет проводить дальнейшую работу по ознакомлению со звуковой стороной речи, которая, в конечном счете, направлена на осознание детьми звукового строения слова, словесного состава предложения.

       Знакомство со звуковой стороной языка является необходимой предпосылкой успешного обучения ребенка в школе. Ребенок разделяет в своем сознании сам язык и то, что с его помощью можно выразить.

       В будущем в школе процесс изучения звуковой структуры слова потребует от ребенка уже сформированного восприятия звучащей речи, четких знаний о звуковом строении слова как основной единицы языка. При обучении чтению и правописанию он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования.

            Велика роль усвоения фонетических знаний для формирования устной, а в дальнейшем и письменной  речи дошкольников и младших школьников.    Система обучения чтению (воссоздание звуковой формы слов по их буквенной модели) целиком зависит от фонетической подготовки дошкольника, так как читающий ребенок оперирует в процессе чтения звуками. Отсюда требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности. В настоящее время обучение грамоте начинается с практического освоения фонетических знаний и умений.

       Речевое развитие дошкольников и их успешное обучение в школе находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы по формированию фонетических умений в дошкольном периоде.

       Велика роль усвоения фонетических знаний для формирования устной и письменной речи младших школьников:

 а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают   процессом чтения и письма;

 б) фонетические знания составляют основы правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

 в) фонетические знания создают базу для формирования орфографических навыков; и т.п.  

       Из всего выше перечисленного следует, что изучение фонетики является основой для обучения чтению и письму.  Если у ребенка четко сформировалось понятие о звуках, то ему будет легче в начальной школе при обучении чтению и письму.                                                                                                                                                                                      

1.3 Анализ некоторых методик по обучению грамоте старших дошкольников

Дурова Н.В. «Обучение дошкольников грамоте»

    В программе излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста.

       Обучение грамоте вводится у дошкольников уже в средней группе и направлено на развитие фонетического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению грамоте.

   По методике Дуровой Н.В. дети должны  получить знания об основных законах речи:

  • речь состоит из слов;
  • слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
  • слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
  • они звучат (состоят из звуков);
  • слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
  • из слов можно составлять  предложения;
  • звуки в словах произносятся по–разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

   Детям рассказывают о словарном составе речи, знакомят с термином слово. Значение терминов  слово и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения. Знакомят детей с линейностью и протяженностью слов.

Основной задачей является интонационное выделение согласного  звука в слове.

Вырабатывают умение определять и называть первый звук в слове.

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков.

Далее учат детей составлять предложение по «живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей или различных персонажей.

       Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

       Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

       Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём, не однократно произнося слова с последовательным интонационным выделением каждого звука.

Вводится картина – схема звукового состава слова.

        После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками, далее с согласными звуками. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия.

       Далее детей знакомят с ударением, учат выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели. Умение вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа.

       В процессе обучения грамоте дошкольников знакомят с предложением, учат составлять предложения из 2 - 4 слов, учат делить  предложения на слова, называют их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

       В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи:

  • детей учат анализу и синтезу предложений разной конструкции;
  • знакомят со всеми буквами русского алфавита;
  • дети должны усвоить некоторые правила орфографии;
  • выкладывают слова, и предложения из букв разрезной азбуки с                  применением правил орфографии;
  • должны овладеть слоговым и слитным способами чтения.

 Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом»

        Методика нацелена на развитие у детей фонетического слуха, формирование  умения ориентироваться  в звуковой стороне слова.

Осуществляя работу с детьми  по развитию речи, воспитатель предварительно знакомит их с терминами «слово» и «звук». Введение терминов в детскую речь не осложняется подробным раскрытием этих понятий. Основная задача – помочь ребенку правильно употреблять их при речевом общении с взрослыми и сверстниками. Детей знакомят с терминами. Используя различные методы и приемы:

  • чтение художественных произведений;
  • игры;
  • загадки – складки;
  • словарные упражнения;
  • «зарисовки» слова.

Одновременно воспитатель развивает фонетический слух, закрепляет правильное и отчетливое произношение всех звуков родного языка.

        Когда дети овладеют термином «слово», воспитатель переходит к играм и игровым упражнениям на звучание слова. Это задания на вслушивание в звучание слов, которым даются «звуковые» характеристики ( шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т.п.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию.

        Далее детям демонстрируют звучащее слово как последовательность звуков. Для этого их знакомят с длительностью его звучания, используя звуковую линейку.

        Следующий этап – это ознакомление со звуками слова и овладение умением выделять, вычленять отдельные звуки в слове. Проводится ряд упражнений, которые помогают уяснить, что слова состоят из разных звуков и от замены одного звука  другим  меняется смысл слова.

        На следующем этапе дети осваивают деление слова на слоги и вычленяют ударный слог.

        Эти методики направлены на подготовку детей к обучению грамоте и выработку необходимых умений и навыков. Но, в связи с тем, что эти методики скорее направлены на обучение детей грамоте, а не на подготовку к обучению, то они не обеспечивают преемственности между детским садом и  начальной школой. Это вызовет трудности у ребенка при обучении в первом классе.    

 Ниже мы рассмотрим примерный план работы  по формированию фонетических умений у старших дошкольников несколько отличающийся от рассмотренных методик.

 

           

Глава 2.Обучение детей старшего дошкольного возраста    работе со звуками и формирование фонетических умений

      Для того чтобы сформировать необходимые умения в процессе обучения детей грамоте предлагается следующая методика, которая предполагает формирование на основе каждого понятия определенного умения.

  1. Речь – это средство получения и обмена информацией.
  • У ребенка формируется умение пользоваться речью.

     2.   Предложение – это часть речевого потока, которое состоит из совокупности слов, имеет смысл и интонацию.

У дошкольника вырабатываются умения:

  • умение отличать предложение от непредложения;
  • умение вычленять предложение из речевого потока;
  • умение графически обозначать предложение;
  • умение определять интонацию в предложении;
  • умение считать количество предложений.

3.   Слово – часть предложения, у слова есть значение.

Вырабатываются следующие умения:

  • умение определять, что слово – это часть предложения;
  • умение вычленять слова из предложения, т.е. считать слова в предложении;
  • умение графически обозначать слова в предложении;
  • умение определять «настоящие» и «ненастоящие» слова;
  • умение соотносить слово и его значение.
  1. Фонетический этап, включающий в себя:

       4.1 деление слова на слоги;

       4.2 ударение;

 У детей формируются умения:

  • Умение вычленять слог из слова;
  • Умение считать количество слогов;
  • Умение графически обозначать слог в слове;
  • Умение определять ударный и безударный слог.

       4.3  звуки речи.

На звуках речи и формировании фонетического слуха у старших дошкольников остановимся более подробно.

Особенности работы с фонетическим понятием «звук»

       В обучении грамоте детей отводится значительное место звукам речи.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально – ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснить и толковать значения слов.

        В процессе работы по ознакомлению детей со звуковой стороной слова воспитатель подводит их уже к осознанному употреблению терминов «слово» и «звук». Правильное понимание и употребление детьми этих терминов должно не только способствовать глубокому усвоению речевых задач, но и послужить в дальнейшем облегчающим моментом в осознании сложных задач звукового анализа слова.

       Чтобы  в дошкольном возрасте стало возможным само изучение этой единицы речи, взрослый должен как бы остановить перед ребенком звучащее, подвижное слово, дать возможность «рассмотреть» его, обследовать, «прощупать», вникнуть в строение. Задача воспитателя – заинтересовать ребенка и с помощью игр и упражнений доступно ввести в сложную новую для него языковую область, где он получит начальные представления о звуковом процессе, начальные знания о звуковой форме слова.

        При работе  со звуками речи вырабатываются следующие умения:

  • умение отчленять звуки человеческой речи от окружающих ребенка звуках;
  • умение произносить и слышать звуки человеческой речи;
  • умение выделять звуки в разных позициях;
  • умение материально фиксировать звук на звуковой модели;
  • умение определять гласные и согласные звуки;
  • умение определять твердость и мягкость согласных звуков;
  • умение определять звонкие и  глухие согласные звуки.

       Для игр и упражнений со звуками подбирается разнообразный материал: картинки, игрушки; используются предметы быта. Это помогает ребенку сосредоточить внимание на слове – названии предмета, подкрепляет его интерес к звучанию слова и не дает утомляться.

       Игры на развитие фонетического слуха и работу со звуками построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий:

  • Детей учат отделять звуки человеческой речи от других звуков;
  • Затем детей учат слышать, различать и определять заданные звуки в перечне звуков и в словах;
  • Дифференциация наиболее сложных звуков;
  • Определять первый звук в слове;
  • Далее первый и последний звук в ряде слов;
  • Дети учатся определять любую позицию звука в слове;
  • Определение количества звуков в слове;
  • Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком;
  • Материальная фиксация звука на звуковой модели
  • Различение гласных и согласных звуков;
  • Определение твердости или мягкости согласного звука;
  • Определение звонкого или глухого согласного звука.

За основу систематического проведения занятий берется работа над «живым» звуком слова.

Вся фонетическая работа проводится в строгом соответствии с орфоэпическими нормами.

Она включает дидактические игры, игровые упражнения и игровые приемы.

2.1  Вычленение звуков человеческой речи из окружающих ребенка звуков.

Цель приведенных ниже игр – формирование представлений о звуках,    разделение окружающих звуков и звуков человеческой речи, развитие слухового внимания.

Упражнение «В мире звуков»

Воспитатель: Сегодня мы будем слушать и узнавать разные звуки. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы  молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка»

Воспитатель: Что вы услышали? Это звуки? Мы их слышим? Вокруг нас множество звуков. Звуки мы  слышим.

Упражнение «Послушай, что звучит»

Воспитатель: Послушаем звуки, которые нас окружают. Разные предметы                         могут звучать по-разному. Угадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети угадывают, что звучало.

Игра на музыкальных инструментах;

Звон колокольчика;

Звук падающего предмета;

Звонок телефона;

Шуршание бумагой;

Постукивание молотком и т.п.

Воспитатель: Как много разных звуков! Что вы услышали? Это звуки? Звуки мы слышим.

Упражнение

Воспитатель: Звуки могут издавать и животные, различные предметы могут звучать, но – это не звуки человеческой речи.

Но при произношении человеком  этих звуков – это тоже будут звуки речи.

Послушайте стихотворение «Разные звуки»

Где – то собаки рычали:

- Р – р – р!

В стойле коровы мычали:

- Мммуу!

В комнате мухи жкжали:

- Жжж!

Мимо машины бежали:

- Тррр!

Гудели от ветра все провода:

- Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:

- Динь!

Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

- Тсс!

Змеи в лесу шипели!

- Шшш!

А комары всё пели:

- Ззз!

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоиться не хочет:

- Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели!

- Кхх! Кхх!

                                       Э.Нийт. (перевод с эстонского Е.Ракеева.

Воспитатель: Звуки издают и предметы и животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Мы с вами будем учиться произносить звуки, из которых состоят слова – звуки, которые произносит человек.

Послушайте стихотворение «Звуки»

Много звуков есть на свете:                                                                        

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

        К клокочет,

            Г гогочет,

        Х хохочет,

   Р рычит,

         Щ щекочет

Ч чихает.

             Д долбит,

           Т тарахтит,

 П пыхтит,

     Б бубнит,

         В воротит,

 Ф фырчит,

               С свистит,

             Ш шуршит,

Ж жужжит,

Звуки в слове исчезают,

Снова появляются,

Звуки слово изменяют,

Сами изменяются.

В слове дочка

Д пропала,

Т на место встала

Было – дочка, стало – точка.

Так слова менялись; ночка, бочка, почка, кочка,

                                    Качка, кучка, ручка, тучка, тачка.

Звуки точно произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно.

                                                                          И. Лопухина

2.2  Работа с человеческой речью.

Определение, различение и выделение звука

       На втором этапе используется прием утрированного произношения звука, или нарочитое произношение. Второй и последующие этапы по формированию фонетических умений – это произносительные этапы.

       Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонетического слуха, учит детей устанавливать наличие или отсутствие звука в группе звуков, или наличие звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков. Воспитатель подбирает упражнения и игры, направленные на решение поставленных задач, используя ряд звуков, слова с заданными звуками, небольшие стихотворения. Практический материал подбирается с учетом его постепенного усложнения.

Игровое упражнение «Будь внимательным»

Цель: развитие слухового внимания, выделение звука [A] из перечисленных звуков

Воспитатель: Хлопните в ладоши, когда услышите звук [A]

А. С, О, А, Ш, У, А, В, Б, А, Н, А …

Воспитатель: Произнесите звук [A]

Игровое упражнение « Звук потерялся»

Цель: Развитие слухового внимания.

В зоопарке живет с…он (слон)

Словно дом огромен он.

Прыгал птенчик по дорожке    

И клевал большие к..ошки (крошки).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота го… (гол)

Игровое упражнение «Звук заблудился»

Цель: Развитие фонетического слуха, определение правильного звука в словах.

Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран  (банан).

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

       Сначала дети учатся выделять из фраз слова только с одним  из заданных звуков. Например, во фразе «На двери висит замок» воспитатель предлагает назвать детям слово, в котором есть звук [з]. это наиболее легкое задание: выделение слова, в котором заданный звук находиться в начальной позиции (замок). Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (потом даются фразы, в которых заданный звук в словах находится в конце и в середине слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи, в которых есть заданные звуки. Имена существительные выделяются детьми чаще, чем слова, обозначающие, например, действия или качества предметов. Учитывая это, в дальнейшем следует давать и такие фразы, в которых слова с заданными звуками относятся разным частям речи.

Например: при выделении слова, включающего звук [з].

                  На небе появились грозовые тучи.

                   При выделении слова, включающего звук [с].

                   Весной оживает природа.

В последующих заданиях, после закрепления умения выделять заданный звук в слове, фразах, детям предлагается самим подобрать слова на заданный звук.

Дидактическая игра «Построим дом»

Цель: Учить называть слова со звуком [Р]. Воспитывать речевое внимание и фонетический слух.                                                                             

Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук [Р].

Дети называют слова: крыша, чердак, крыльцо, рама, труба.

Воспитатель схематично рисует всё названное.

      Перед упражнениями на дифференциацию сложных звуков целесообразно провести речевую гимнастику, способствующую развитию и совершенствованию речевого слуха.

   

Речевая гимнастика

Жи – жи – жи – живут в лесу ужи.

Жа – жа – жа – я нашел ужа.

Жу – жу – жу – молоко даю ужу.

За – за –за – наша Зина егоза.

Зу – зу – зу – моем Зину мы в тазу.

Заржавел железный замок?

Заржавел железный замок?

Упражнение на дифференциацию звуков [з] и [ж ]

Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей.

Воспитатель: Я буду произносить слова со звуками [з] и  [ж], а вы, если услышите эти звуки, хором произнесете их.  

Замок, забор, жираф, корова, жук, заяц, ежик, роза, молоко, коза , мимоза, кожа, жужжит, бежит, зоркий , белый…

2.3 Этап, вырабатывающий умение слышать, различать и определять первый звук в слове

Далее используем прием:

  • Многократное повторение заданного звука, если звук не тянется;
  • Если звук можно протянуть – звук тянется.

Игровое упражнение «Определи первый звук»

Цель: развитие фонетического слуха, определение первого звука в словах

Наглядный материал: игрушка Буратино.

Воспитатель показывает Буратино и говорит: «Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня он пришел к нам на занятие, чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Буратино, с какого звука начинается твое имя?»

Буратино машет головой (инсценировка).

Педагог: « Ты не знаешь, с какого звука начинается твое имя? Дети, скажите, с какого звука начинается имя Буратино»

После ответов детей воспитатель предлагает определить, с какого звука начинаются имена их соседей («Саша, с какого звука начинается имя девочки, которая сидит рядом с тобой?»), названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание детей на то, что звуки надо произносить утрированно.

2.4 Определение первого и последнего звука в ряде слов

       Перед педагогом стоит задача: продолжать учить детей вслушиваться в звучащее слово. Без этого умения невозможно в дальнейшем сформировать у них такие сложные умственные операции, как умение производить звуковой анализ слов. Кроме того, дети учатся заострять внимание на звуках речи.

Проговаривая слово, вслушиваясь в его звучание, ребенок как бы обследует слово, знакомится с ним как со звуковым явлением.

Для того, чтобы обратить внимание ребенка на какие – то определенные звуки, необходимо утрированно выделить именно этот звук

Дидактическое упражнение «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах»

Игровой материал: Карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сук – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук).

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя – карточка с изображением карандаша.

Карточки выкладываются на фланелеграфе.

Воспитатель: Назовите предметы на ваших картинках, выделяя первый звук.

Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким начинается слово карандаш.

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором назвать предметы, выделяя голосом первый и последний звук в словах.

2.5 Определение позиции звука в слове.

   На этом этапе используется приемы:

  • Действие по подражанию;
  • Произносить слово столько раз, сколько звуков в слове, каждый раз выделяя следующий звук;
  • Многократное повторение заданного звука, если звук не тянется;
  • Если звук тянется, то его нужно тянуть.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным утрированным выделением каждого звука. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно. Реально представить слово помогает картинка, или игрушка.

       Вслушиваясь в слово и подражая звучанию слов, произносимых взрослым, дети имеют возможность контролировать собственное произнесение, наблюдать за участием своего голоса в произнесении отдельных слов и звуков в них, самостоятельно выделять голосом поочередно все звуки с целью установления последовательного звучания их в слове.

Дидактическое упражнение «Определи последовательность звуков в слове жук»  

Цель: Определение последовательности звуков в слове, определение позиции звука в слове, развитие фонетического слуха, речевого внимания.

Детям предлагается картинка жука.

Воспитатель: Произнесите слово жук столько раз, сколько в слове звуков, каждый раз интонационно и утрированно выделяя следующий звук.

Жжжук,

Жууук,

Жук – к – к.

Воспитатель: Сколько раз вы произнесли слово жук?  Сколько звуков в слове жук?             

Воспитатель: Произнесите слово жук, выделяя первый звук в слове.

Жжжук

Воспитатель: Какой первый звук в слове жук?

[Ж]

Воспитатель: Произнесите слово жук, выделяя второй звук.

Жууук

Воспитатель: Какой второй звук в слове жук?

[У]

Воспитатель: Произнесите слово жук, выделяя последний звук.

Жук к – к.

Какой последний звук в слове?

[K]

Воспитатель:Какой первый звук? Какой звук в середине слова? Какой последний звук?

2.6  Материальная фиксация звука на звуковой модели

       Большую помощь в понимании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает материальная фиксация звука, которая позволяет манипулировать звуками. Для фиксации звука можно использовать звуковую линейку, или картину – схему (полоску – схему) звукового состава слова, где звуки фиксируются фишками.

       Дошкольники с интересом занимаются поиском звуков. Чтобы помочь им выделить и осознать звуковую сторону слова, важно продемонстрировать звучащее слово как последовательность звуков.

Продемонстрировать последовательную смену одного звука другим воспитатель может разными способами.

       Первый, самый элементарный способ демонстрации последовательности звуков в слове – длительное, протяжное произнесение воспитателем звуков в слове ау. В этом случае протяженность звуков является нормой произношения. Внимание детей специально обращается на последовательное проговаривание звуков в слове: «Когда Машенька звала подружек: аааууу!, то какой звук она произнесла в начале? Какой звук следовал за ним?»

       Дети определяют, что в слове ау слышится звук [а], за ним звучит звук [у]; отмечают, что звуки следуют один за другим: аааууу.

Но такой способ недопустим при произнесении согласных звуков, которые нельзя протянуть.

       Более сложные способы демонстрации последовательности звуков в слове осуществляются с использованием специальных пособий (звуковые линейки № 1 и № 2), моделирующих последовательное появление (исчезновение) звуков при произнесении слова.

Упражнение: «Определи последовательность звуков в слове жук»

       Вся звуковая линейка № 1, включая донышки окошек, обведенных рамкой, одного цвета. Конец выдвигаемой части линейки (тот, который задвигается в закрытую, глухую ее сторону) окрашен какой – либо яркой, например синей, краской. Когда воспитатель произносит первый звук [ж], он начинает  перемещать выдвигаемую часть линейки, и в первом окошке появляется круг синего цвета; произнося звук [у], воспитатель продолжает выдвигать линейку, и синий круг перемещается во второе окошко. Когда произносится звук [к], круг перемещается в третье окошко. Когда слово уже произнесено, круг исчезает.

       Последовательность звуков в слове жук вначале демонстрирует воспитатель, а затем каждый ребенок на своей индивидуальной линейке.

Дети одновременно слышат утрированное  произнесение звуков и следят за их последовательным появлением и исчезновением в окошках линейки.

       Применяя звуковую линейку № 2, воспитатель обращает внимание детей уже не только на последовательность звуков при произнесении слова, но также на их расположение в как бы записанном слове.

Упражнение: «Определи место звука в слове жук»

       Звуковая линейка № 2 помогает сосредоточить внимание ребенка на каком – то одном звуке, определить его место в слове (например, звук [у] в слове жук следует после звука [ж]), закрепить знания о последовательной смене звуков в словах.

       Звуковая линейка № 2 отличается от № 1 тем, что в ней окрашены другим цветом, например, синим, донышки окошек. Когда воспитатель, последовательно произнося звуки в слове, утрированно произнося какой – либо звук (например, звук [у]), подвижная часть линейки открывает окошки лишь по числу произнесенных звуков (два окошка). Выделяемый голосом звук [у] можно «остановить», определить, что он звучит после звука [ж]. Окошки последовательно заполняются звуками, появившийся в окошке круг – звук –  не исчезает после того, как открывается следующее окошко.

       Воспитатель демонстрирует последовательность звуков в слове (передвигая круг – звук – в линейке из одного окошка в другое), а дети внимательно смотрят на линейку и произносят звуки слова. Когда синий кружок появляется в первом окошке, то дети произносят первый звук. Когда дети видит, что кружок во втором окошке, они начинают произносить второй звук и т.д.

В дальнейшем воспитатель учит детей все действия с линейкой выполнять самостоятельно.

       При проведении звукового анализа слова можно использовать картинку – схему (на картинке расположен рисунок предмета, слово – название которого дети анализируют, и под ним схема звукового состава слова, количество клеточек соответствует количеству звуков анализируемого слова) или полоска – схема. У каждого ребенка и воспитателя фишки серого, а в дальнейшем красного, синего, зеленого и черного цветов, в зависимости от сложности задания.

Упражнение: «Звуковой анализ слова дом»

Цель: учить детей проводить звуковой анализ слова. Развивать фонетический слух.

Материал: картинка  - схема слова дом у воспитателя, полоски – схемы у каждого из детей.

       Воспитатель показывает детям картину – схему слова дом, спрашивает, какой цветок нарисован. Обращает внимание детей на клеточки под рисунком. Спрашивает: «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?» - «Звуки».

- «Нарисовано три клеточки, потому что в слове дом три звука».

Показывает, как нужно читать слово дом: медленно произносит и одновременно ведет указкой под клеточками. Повторяет 2 – 3 раза. Предлагает детям прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово дом в соответствии с движением указки под схемой.

Далее идет обучение звуковому анализу слова – последовательному выделению звуков в слове.

      Воспитатель произносит слово мак с интонационным выделением первого звука (д – д - д – ом) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой, просит детей вместе с ним произнести слово хором. Так как согласный звук [д] невозможно протянуть, воспитатель утрированно повторяет его несколько раз. Спрашивает, какой первый звук в слове. Услышав правильный ответ, объясняет, что звук [д] он обозначит серой фишкой. Спрашивает, в какую клеточку нужно поставить ее.                        -«В первую, потому что [д] – это первый звук в слове дом»

       Воспитатель ставит фишку в первую клеточку схемы и говорит детям, чтобы они обозначили звук у себя на схемах. Дети ставят фишку в первую клеточку схемы слова дом, отмечая, что они обозначили звук [д].

«Послушайте, какой второй звук в слове дом», - продолжает воспитатель. Ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука: дооом. Дети вместе с воспитателем хором произносят слово дом, также интонационно выделяя второй звук. «Какой второй звук в слове дом?» - спрашивает воспитатель. - «Звук [о]». Некоторые дети могут ошибиться и назвать не второй звук, а сочетание до. В таком случае воспитатель еще раз читает слово по схеме с интонационным выделением звука [о]. вызывает читать детей, допустивших ошибку. Спрашивает, какой звук они тянут, когда указка задерживается под второй клеточкой. Когда дети убедятся, что второй звук в слове дом – [о], воспитатель и дошкольники обозначают на схемах звук фишками.

      Таким же образом выделяется третий звук в слове дом: воспитатель ведет указкой под схемой, задерживая ее под третьей клеточкой, и выделяет в слове звук [м]: доммм. Дети определяют третий звук в слове и обозначают его фишкой. Воспитатель ставит большую фишку в схему на картине.

       Последний этап работы – повторное чтение слова дом с синхронным движением указки под схемой. Образец чтения дает воспитатель.

2.7 Определение гласных и согласных звуков

             Воспитатель, опираясь на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализатор, дает характеристику гласного, а затем согласного звука.

        Воспитатель сообщает, что звуки, которые можно пропеть, громко прокричать, сказать тихо и произнесению которых во рту ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия - называются гласные звуки.

        При произнесении согласного звука воздуху мешают выходить изо рта либо губы, либо зубы и губы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

        Воспитатель предлагает послушать детям стихотворение.

Гласные тянуться                                      А согласные

К песенке звонкой,                                                          согласны

Могут заплакать                                        Шелестеть, шептать,

И закричать.                                                                    свистеть,

В темном лесу                                            Даже фыркать и

Звать и аукать,                                                                 скрипеть,

Но не желают                                              Но не хочется

Свистеть и ворчать.                                                         им петь.

                                                                                                          В. Берестов.

Цель ниже приведенных упражнений – выделение гласного звука, совершенствование фонетического слуха, речевого внимания.

Игровое упражнение: «Узнай гласный звук»

Воспитатель произносит ряд звуков: а, у, л, о, р………

Дети, услышав гласные звуки, хлопают в ладоши.

Дидактическое упражнение: «Выдели гласный звук в слове»

На доске вывешивается картина – схема слова дом.

       Воспитатель предлагает определить, какой звук в слове дом можно протянуть, и при произнесении какого звука во рту ничего не мешает, воздух проходит свободно.

Воспитатель читает слово дооом по схеме с указкой, интонационно выделяя звук [о] и задерживая указку под второй клеточкой. Дети называют звук [о]. По предложению воспитателя дети долго тянут его, напевают, убеждаются, что во рту ничего не мешает, воздух идет свободно, звук произносится полным голосом. Затем ребятам предлагается проверить, как произносятся звуки [д], [м]. Дети произносят звуки. Воспитатель уточняет, что при произнезении звука [м] мешают губы, а при произнесении звука [д] мешает язычок. Эти звуки обозначаются красной фишкой. Вызванный ребенок обозначает звук [о] в слове дом красной фишкой.

Далее воспитатель может предложить картинки – схемы других, ранее разобранных слов.

Игровое упражнение: «Гласный звук или согласный звук»

Цель: различение гласных и согласных звуков.

       Воспитатель предлагает детям послушать звуки, которые он произнесет. Если дети услышат гласный звук – дети хлопают в ладоши, если дети услышат согласный звук – дети топают.

2.8 Определение твердых и мягких согласных звуков

       При выделении согласных звуков из слов детей учат различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. В основу обучения положен принцип сопоставления звуков; в играх и упражнениях дети попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения. Парные согласные звуки можно назвать братцами: твердый согласный звук – большой братец, а мягкий согласный звук – маленький братец. Твердый согласный звук обозначим синим цветом, мягкий согласный звук – зеленым цветом.

Цель приведенных ниже упражнений – учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, воспитывать речевое внимание, фонетический слух.

Игровое упражнение: Петрушки с колокольчиками»  

       Воспитатель: «Вы – Петрушки. У вас большие колокольчики. Они звенят: з – з – з – з –з. попрыгайте, позвените, побегайте, присядьте, позвените. Дети выполняют действия, произнося твердый согласный звук [з].

       А теперь у вас маленькие колокольчики. Они звенят: зь – зь – зь. Попляшите, позвените, попрыгайте, позвените… -  дети выполняют действия, произнося мягкий согласный звук [з`].

        Когда Петрушки звенели большими колокольчиками, то произносили: з – з – з – з. Звук [з] – большой братец. Когда Петрушки звенели маленькими колокольчиками, то произносили: зь – зь – зь. Звук [з`] – маленький братец.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Дидактическое упражнение на различение звуков [с] и  [с`], интонационное выделение этих звуков в словах

        Воспитатель выставляет на фланелеграфе вверху слева  большой синий кружок. Внизу слева – маленький зеленый кружок, в середине – предметные картинки: слон, автобус, лиса, поросенок, синица, лось. К доске вызывают детей по одному. Ребенок называет предмет по желанию, затем произносит с помощью воспитателя слово с интонационным выделением звука [с] или  [с`]. Если в слове есть звук [с], то предметная картинка ставится после большого синего кружка; если в слове есть звук [с`] , то предметная картинка ставится после маленького зеленого кружка.

       Затем один ребенок называет все слова со звуком [с], а другой – со звуком [с`].

       Воспитатель: «Звуки [с] и [с`]» - братцы. Звук [с] – большой братец, а звук [с`] – маленький братец.

       Другой способ определения твердости – мягкости согласного звука – это обратить внимание ребенка на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [ф`] (губы растянулись в улыбке).

2.9 Определение звонких и глухих согласных звуков

       Чтобы определить звонкость – глухость  согласного звука, можно использовать прием с горлышком. Воспитатель просит ребенка дотронуться тыльной стороной ладони до горла, чтобы он мог почувствовать вибрацию при произнесении звонкого или глухого согласного звука. Если горлышко «гудит» - значит, звук звонкий, если не «гудит» - глухой. Можно прижать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий. Если не «гудят» - глухой.  

                                                                                                             

2.10 Заключительный этап работы по формированию фонетических умений

       При успешном овладении умениями и навыками по работе со звуками у дошкольника вырабатывается определенная последовательность, как проводить фонетический разбор слова.

  1. Скажи слово и послушай себя.
  2. Выдели голосом первый звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй.
  3. Обозначь выделенный звук условным значком.
  4. Выдели голосом второй звук в полном слове. Назови его и охарактеризуй.
  5. Обозначь выделенный звук условным значком. Выдели голосом третий звук…
  6. Проверь, все ли звуки слова выделены.
  7. Прочитай его по звуковой схеме.

Примерное занятие на закрепление умений и навыков у дошкольника, направленное на фонетический разбор слова.

Цель: продолжать обучение звуковому анализу слов; закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Демонстрационный материал: картина – схема слова домик; красные, синие, зеленые фишки.

Схемы у каждого ребенка, синие, красные и зеленые фишки.

       1. Воспитатель говорит: «Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничто не мешает. Как называются такие звуки?» - «Гласные».

       Дети по заданию воспитателя вспоминают гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э] и то, что они обозначаются красными фишками.

       Вопросы воспитателя: «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубу, язычок? Какие бывают согласные звуки? Приведите примеры твердых согласных звуков. Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? Проведите примеры мягких согласных звуков. Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?»

       2. звуковой анализ слова домик

       Воспитатель обращает внимание детей, что у них нет картинок. Есть только схемы.

        Воспитатель читает слово с указкой у доски, а дети по полоскам на столах: д – д – домик. Воспитатель спрашивает: «Какой первый звук в слове домик?» - [д]. –  «Это гласный или согласный звук?» - «Согласный. Когда мы его произносим, во рту мешают зубу и язык». – «Какой это согласный звук, твердый или мягкий?» - «Это твердый согласный звук». – «Какой фишкой мы обозначим твердый согласный звук [д]?» - «Синей». Вызванный ребенок на схеме под картинкой, остальные дети на своих полосках, обозначают звук [д] синей фишкой.

       Другой ребенок читает слово, задерживая указку под второй клеточкой, интонационно выделяя звук [о]. Называет его, определяет, что он гласный, так как при его произнесении во рту ничто не мешает, и обозначает звук [о] красной фишкой.

       Третий ребенок у доски читает слово с интонационным выделением звука [м`], синхронно ведя указкой под схемой слова домммик. Воспитатель спрашивает: «Это гласный или согласный звук?» - «Согласный, когда мы его произносим, губы мешают». – «Звук [м`] – твердый или мягкий согласный звук?» - «Это мягкий согласный звук». – «Какой фишкой его обозначим?» - «Зеленой. Звук [м`] обозначается зеленой фишкой».

        Четвертый вызванный ребенок определяет следующий звук в анализируемом слове, читает его с интонационным выделением, синхронно ведя указкой под схемой слова. Говорит, что четвертый звук в слове домииик – [и], гласный, при его произнесении во рту ничто не мешает, обозначает  его красной фишкой.

        Пятый ребенок разбирает последний звук в слове домик – к – к. Ребенок у доски читает слово, синхронно ведя указкой под схемой и интонационно выделяя звук [к]. Ребенок  определяет, что это согласный, твердый звук, и обозначает его синей фишкой.

        2 -3 ребенка читают слово домик у доски.

        Вопросы воспитателя: «Сколько гласных звуков в слове? Какой первый гласный звук? Какой второй гласный звук? Сколько согласных звуков? Какой первый согласный звук? Какой второй согласный звук? Какой третий согласный звук? Назовите твердые согласные звуки. Назовите мягкий согласный звук».

Заключение

         При последовательном овладении умениями и навыками в работе со звуками дошкольник учится не только выделять звуки в словах, но и определять количество звуков в слове, их последовательность, позицию звука в слове. А также у детей развивается фонетический слух, позволяющий уже проводить звуковой анализ слова.

       В дальнейшем это позволит ребенку отображать эти звуки на письме, без затруднений делить слова на слоги, расставлять в словах ударение.

        С опорой на фонетические знания и умения будущий первоклассник  овладеет процессами чтения и письма в период обучения грамоте в школе. Фонетические знания составляют основу правильного произнесения слов. Фонетические знания важны при обучению правописанию. Без фонетики нельзя научить лексике, грамматике, морфемике. Фонетика является важной предпосылкой для изучения всего выше перечисленного. И чем лучше происходит ее изучение в дошкольном возрасте, тем легче детям овладеть фонетикой в начальной школе.

 

Список использованной литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М., 1999
  2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. «Детство – пресс», 2005
  3. Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2006
  4. Гербова В.В. развитие речи в детском саду. – М., 2006
  5. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М., 1998
  6. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. «Детство -     пресс», 2004
  7. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у дошкольников. – М., 1996
  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. О психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988
  9. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. – М., 2004
  10. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006        
  11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом. – М., 2006
  12. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. «Учитель», 2000
  13. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. «Учитель», 2002
  14. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. «Гринго» 1995
  15. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для педагогов. – М., 2003
  16. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом., М., 1991

Приложение

Звуковая линейка № 1.

Звуковая линейка № 2.

Картинка – схема звукового состава слова дом

Полоска – схема для звукового анализа слова дом

Картинка – схема звукового состава слова домик

Полоска – схема для звукового состава слова домик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над звуками и формирование фонетических умений у старших дошкольников

Пошаговая разроботка материалов по обучению детей грамоте...

Технологии формирования здоровьесберегающих умений у старших дошкольников

  Здоровье  детей старшего дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность...

Особенности совместной (партнерской) взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

Картотека игровых ситуаций на формирование игровых умений у старших дошкольников.

Картотека игровых ситуация на формирование игровых умений у старших дошкольников...

Картотека игровых ситуаций на формирование игровых умений у старших дошкольников.

Картотека игровых ситуаций на формирование игровых умений у старших дошкольников....

Реферат: Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников в игре

Вашему вниманию представлена работа посвещенная проблеме формирования коммуникативной  сферы  у дошкольников. Нравственное  коммуникативное развитие детей вызывает особую трев...