Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Авдонина Татьяна Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: « Путешествие по морскому дну»

Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и звуками [в, в'].

Задачи: Учить выделять звук в словах. Упражнять в составлении предложений и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Закрепить знания детей о жизни морских обитателей. Развивать речь детей, мышление, память. Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Словарная работа: «водоросли», «морская звезда», «водяной».

Материалы: иллюстрации сказок, рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли, морская звезда), раздаточный материал.

Предварительная работа: проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игры «Испорченный телефон»; чтение произведений о морских обитателях и рассматривание иллюстраций.

Ход НОД.

В.:  – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны?

Дети закрывают глаза, в это время,

 воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки.

Дети расслабляются.

В.: – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.

Дети открывают глаза.

В.: – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне.

         Воспитатель держит в руках поделку царя морского.

Ц.М.:  – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?

         В.:  – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой.

         Ц.М.: – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны?

Дети: – Да, мы согласны.

         Ц.М.: – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка.

Артикуляционная гимнастика.

Ва – ва –ва – вот высокая трава,

Вы – вы – вы – даже выше головы,

Ве – ве – ве – васильки видны в траве.

- Что я вижу? (Водоросли).

- Какой первый звук? [в].

- Он какой? (Согласный, твердый).

- А что это такое? (Морская звезда).

- В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий).

– Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши.

ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ.

ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО.

ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ

В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ,

ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ

ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ.

В.: – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок).

 

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? (Три медведя).

 

Вы, друзья, узнайте сказку:

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).

 

Что за дом, где вшестером

Очень дружно мы живем? (Рукавичка).

 

Раньше я жила в болоте,

Пела я на низкой ноте,

А теперь пора настала

Царевною я стала… (Царевна-лягушка).

Физминутка.

(Игра «Морская фигура на месте замри»)

                                               Море волнуется раз,

                                               Море волнуется два,

                                               Море волнуется три,

                                               Морская фигура замри!

                                              

         В.: – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в'].

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла,

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл,

Щёки раздувая.

Ножкой дрыгал влево – вправо,

Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели,

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

(дети называют слова со звуками [в, в']).

         В.: – Все слова вы мне назвали, молодцы!

         В.: – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова  ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА).

– Сколько слогов в слове ВОДА? (Два).

– Какой слог первый? (ВО).

– Какой второй слог? (Да).

 

Физминутка.

В море быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

 

В.: – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей).

Воспитатель вывешивает свои образцы:

А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой.

Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед.

В) К единице три приставим, что за букву мы составим?

Гимнастика для глаз.

Где ты, рыбка, покажись,

Носика слегка коснись,

Покачайся на волнах,

Окажись в моих руках.

И не скучно мне с тобой,

А теперь плыви домой.

Завтра снова поиграем,

А теперь мы засыпаем.

 

В.: – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ.

(Дети читают слоги).

– Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом  «ВА».

 

Пальчиковая гимнастика.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

 

Паруса подниму

И по морю поплыву.

 

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

 

В.: – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте  ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву  «В».

         Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания.

         В.: – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской  Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному.

         Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза.

         В.: – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это?  Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины.

         В.: – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.

(Ответы детей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_obuchenie_gramote.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: « Путешествие по морскому дну»

Цель:  Познакомить детей с новой буквой «В, в» и звуками [в, в'].

Задачи: Учить выделять звук в словах. Упражнять в составлении предложений и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Закрепить знания детей о жизни морских обитателей. Развивать речь детей, мышление, память. Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Словарная работа: «водоросли», «морская звезда», «водяной».

Материалы: иллюстрации сказок, рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли, морская звезда), раздаточный материал.

Предварительная работа: проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игры «Испорченный телефон»; чтение произведений о морских обитателях и рассматривание иллюстраций.

Ход НОД.

В.:  – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны?

Дети закрывают глаза, в это время,

 воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки.

Дети расслабляются.

В.: – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.

Дети открывают глаза.

В.: – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне.

        Воспитатель держит в руках поделку царя морского.

Ц.М.:  – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?

        В.:  – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой.

        Ц.М.: – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны?

Дети: – Да, мы согласны.

        Ц.М.: – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка.

Артикуляционная гимнастика.

Ва – ва –ва – вот высокая трава,

Вы – вы – вы – даже выше головы,

Ве – ве – ве – васильки видны в траве.

- Что я вижу? (Водоросли).

- Какой первый звук? [в].

- Он какой? (Согласный, твердый).

- А что это такое? (Морская звезда).

- В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий).

– Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши.

ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ.

ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО.

ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ

В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ,

ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ

ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ.

В.: – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок).

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? (Три медведя).

Вы, друзья, узнайте сказку:

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).

Что за дом, где вшестером

Очень дружно мы живем? (Рукавичка).

Раньше я жила в болоте,

Пела я на низкой ноте,

А теперь пора настала

Царевною я стала… (Царевна-лягушка).

Физминутка.

(Игра «Морская фигура на месте замри»)

                        Море волнуется раз,

                        Море волнуется два,

                        Море волнуется три,

                        Морская фигура замри!

                        

        В.: – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в'].

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла,

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл,

Щёки раздувая.

Ножкой дрыгал влево – вправо,

Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели,

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

(дети называют слова со звуками [в, в']).

        В.: – Все слова вы мне назвали, молодцы!

        В.: – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова  ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА).

– Сколько слогов в слове ВОДА? (Два).

– Какой слог первый? (ВО).

– Какой второй слог? (Да).

Физминутка.

В море быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

В.: – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей).

Воспитатель вывешивает свои образцы:

А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой.

Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед.

В) К единице три приставим, что за букву мы составим?

Гимнастика для глаз.

Где ты, рыбка, покажись,

Носика слегка коснись,

Покачайся на волнах,

Окажись в моих руках.

И не скучно мне с тобой,

А теперь плыви домой.

Завтра снова поиграем,

А теперь мы засыпаем.

В.: – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ.

(Дети читают слоги).

– Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом  «ВА».

Пальчиковая гимнастика.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя.

Паруса подниму

И по морю поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

В.: – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте  ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву  «В».

        Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания.

        В.: – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской  Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному.

        Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза.

        В.: – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это?  Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины.

        В.: – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.

(Ответы детей).

Литература: электронный источник: http://igrajobychaemdetej/gramota.ru

Самоанализ

     Занятие по обучению грамоте было проведено мною в подготовительной группе. При проведении занятия были соблюдены все психологические и гигиенические условия. В педагогической деятельности были отражены следующие дидактические принципы: доступность, системности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности, научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Тема и задачи занятия соответствовали программному содержанию. На занятии я использовала доступную детям эмоциональную речь. Дети на занятии были активны. Каждому ребенку я уделила внимание, и все были поощрены похвалой. Кто-то был похвален за внимательность, кто-то за сообразительность. Наглядные материалы были доступными и понятны для восприятия детей. Я использовала на занятии проблемную ситуацию (на наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву  «В», для морского царя, чтобы вернуться домой»). Дети охотно составляли слоги, а также называли слова со звуками [в, в']).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему:" Баба Яга учится читать"

                        ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные цели:1.Учить четко проговаривать звуки в словах, способствовать речево...

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в Африку»

конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте и закрепление знаний детей о Африке с ее растительным и животным миром...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в город Электроприборов»

НОД с использованием программы mimio. Цель: Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.Программное содержание:Обобщить знания...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие цветика семицветика»

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматик...