Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка – зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шавикова Татьяна Ивановна

Данный материал поможет в совершенствовании у дошкольников навыки звукового анализа слов: определении гласных, согласных (мягких, твердых); места звука в слове; делении слова на слоги, определении количество слогов; в  упражнении детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем. И обогащении словарного запаса детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._konspekt_zima.docx182.41 КБ

Предварительный просмотр:

https://zvetnoe.ru/upload/catalog/2019/12/RDG-2791-1.jpg

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: «Зимушка – зима»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа.

 Задачи:

Образовательные:

 • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

  • упражнять детей в определении свойств объекта в прошлом, настоящем и будущем.

• обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

• развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

• развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Воспитательные:

• создать хорошее настроение;

• воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

• поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: Картина с изображением зимнего пейзажа, два бумажных домика ( красный и синий), картинки с изображением животных.

Организационный момент:

 «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Воспитатель:  Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. А чтобы наши улыбки были прекрасней, расскажем сказку.

       Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). 

Загадка

Воспитатель:  

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какое это время года? (Зима)

Воспитатель:  Правильно, угадали ребята. К нам сегодня пожаловала сама зимушка – зима. (На экране зима). А пришла она не просто так, у нее пропали волшебные варежки, с помощью которых она делает волшебство: рисует узоры на окнах, иней на деревьях. Ребята, найдем волшебные варежки зимы? Она прислала нам своих помощников.  А какие помощники есть у зимы?  

Воспитатель:

  -Зима прислала нам снежинки. Они с заданиями, если выполним правильно все задания снежинок, и найдем варежки. Ну  что, вы готовы?

Воспитатель:  Садитесь на ковер,  закройте глаза и мы мысленно перенесёмся в зимний лес. Открывайте глаза. (Показ картины)

Первая снежинка.

Воспитатель:  -Что вы видите? Какое время года  на ней изображено? Посмотрите на картину и придумайте предложения. Посчитайте сколько слов в предложении и нарисуйте схему вашего предложения.

Примерные предложения детей:

  • На картине изображена зима.
  • Деревья нарядились в белые платья.
  • Деревья будто заснули.
  • На снегу есть следы людей.
  • Небо серого цвета.
  • Красиво зимой в лесу.

Работа детей.

Воспитатель:  -Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Вторая снежинка.

Воспитатель:  

-А вот и вторая снежинка.

-Вы должны правильно расселить жильцов.

(Показ сине – зеленого  домика).

-Каким цветом у меня дом? (синий). Значит в этом доме будут жить жильцы, в названии которых начинается на согласную звук.

(Показ красного домика).

Воспитатель:

 -У нас есть ещё один дом. Какого он цвета? Какие жильцы живут в этом доме?

- Посмотрите на свои картинки, шёпотом произнесите это слово и подумайте, в какой домик поселите жильцов.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.

Третья снежинка.

Воспитатель:

-А вот и третья снежинка с заданием. Ребята, зимой мы можем встретить животных? Каких, перечислите их. Нам нужно правильно обозначить звуки в этих словах.

Звуковой анализ слов   лиса, волк, белка.

А теперь назовите,  сколько слогов в этих словах .

Четвертая снежинка.

Воспитатель:

-Четвертая снежинка предлагет поиграть в игру «Найди свой домик». У каждого слова  свой №: №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите своё слово, разделите его на слоги и найдите домик, сколько в слове слогов, такой будет № вашего домика.

Физкультминутка:

Закружились, завертелись белые снежинки.(Покружиться на месте)

Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки.(Поднять руки, покружиться на носочках).

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки)

Улеглись по всюду. (Присесть, руки к полу)

Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)

Все дивятся чуду, (развести руки в стороны)

Заискрились, засверкали белые подружки (руками выполнять движение «ножницы»)

Заспешили на прогулку дети и старушки (шаги на месте).

Пятая снежинка.

Воспитатель:

-Сложное задание пятой снежинки  «Кто придумает больше слов». Придумайте слова, которые начинаются с мягкого согласного звука  З.

Шестая снежинка

Воспитатель: Задание шестой снежинки игра  «Что было – чем стало». 

Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:

 - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).

 - Было зёрнышком, а стало…(деревом)

 - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.

 - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?

Игра «Был. Есть. Будет». ТРИЗ.

Воспитатель: Перед вами санки, скажите пожалуйста чем раньше были санки, и чем они могут стать.

Седьмая снежинка

Дидактическая игра "Подскажи словечко"

Воспитатель:

-Ребята вам нужно правильно закончить предложение, подбирая недостающие по смыслу слова.

  • Зимой ветки деревьев часто покрыты ... (снегом, инеем).
  • На прогулку дети берут с собой ... (санки, лыжи, ледянки, снегокаты и так далее).
  • Чтобы не замерзнуть на улице люди надевают ... (шубы, пальто, пуховики, дубленки и так далее).
  • На ледяной горке не обойтись без ... (санок, лыж, "ватрушек", ледянок и так далее).
  • Зимой можно обморозить руки, если выйти гулять без ... (варежек, перчаток, рукавиц).
  • Зима не бывает без ... (снега, мороза, метели, инея и так далее).

Восьмая  снежинка.

Дидактическая игра "Исправь предложение"

Воспитатель:

- Ребята, эта снежинка говорит, что в предложениях есть ошибка. Вам нужно исправить ее. Будьте внимательны.

  • На улице сильный мороз, потому что дети тепло оделись. (Дети тепло оделись, потому что на улице сильный мороз.)
  • Реки покрылись льдом, потому что дети катаются на коньках. (Дети катаются на коньках, потому что реки покрылись льдом.)
  • Деревья покрыты инеем, потому что накануне была теплая погода. (Правильное предложение.)
  • Ледяная горка очень высокая, потому что быстро едут санки. (Санки едут быстро, потому что ледяная горка очень высокая.) 

Девятая снежинка

Дидактическая игра "Путаница"

Воспитатель:

-Перед вами много картинок с разными временами года. Из предложенных картинок нужно выбрать те, которые относятся к зиме и объяснить, почему выбрана эта картинка.

Дидактическая игра "Подбери картинку"

Воспитатель:

-Из трех предложенных картинок нужно выбрать ту, которая подходит к изображенной звуковой схеме (слово состоит из четырех звуков, звуки и буквы в произношении и написании совпадают). Например, - звуковая схема представлена в следующем порядке: зеленый квадрат, красный, синий, красный. К этой схеме предлагаются для анализа три предметные картинки - гора, зима, сани. Дети должны подобрать подходящую картинку - зима.

Подведение итога занятия

Воспитатель:

-О каком времени года сегодня говорили? Какие игры понравились? Что узнали нового? Чьи ответы понравились больше всего? Почему? Как помогали друзьям?