с чего начинать, чтобы научить ребенка читать?
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Прежде всего нужно научить выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало. середина, конец), соотносить их с буквами. на начальном этапе следует изучать по одной букве в день. в форме игры закреплять её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchit_rebyonka_chitat.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие с трудом постигают первые азбучные истины.

Трудно научиться читать гиперактивным, реактивным ребятам, так называемым «шустрикам». Но даже с детьми, легко обучившимися чтению, крайне не достаточно проводится работа над звуковой стороной речи. В таких случаях дети читают быстро, но в последующем нередко неграмотно пишут, у них нет интереса к русскому языку. Дошкольник 3-6 лет это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:

  1. Развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому языку.
  2. Обучить детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделить гласные, мягкие и твёрдые согласные звуки.

И если мы пройдём с детьми этот подготовительный этап, значит, мы решим сразу несколько этапов:

  1. У детей лучше разовьётся фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки.
  2. На этой основе мы с дошкольниками спокойно перейдём к чтению.
  3. В будущем имеется большая вероятность грамотного письма ребёнка.
  4. Ребёнок будет  проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.

Итак, мы на время забываем о буквах, о звуках, букварях и переносимся только в мир звуков. Для этого Л. Е. Журова и её последователи создали интересную игровую методику звукового анализа слова и на её основе обучение детей грамоте, т. е. непосредственно чтению. Первые игры со звуками советуем проводить в семье, когда ребёнку уже 3, 5-4 года. Давайте рассмотрим на примере звука «ш». Мы читаем ребёнку краткое стихотворение, где часто слышится этот звук, при чтении его интонационно выделяем:

Мышшшонку шшшшепчет мышшшшь:

«Ты всё шшшшуршшшишшь, шшшшшшуршшшишшшь»        

Мышшшшонок шшшшепчет мышшши:

«Шшшшуршшать я буду тишшше».

Затем задаём ребёнку вопрос: Какой звук ты чаще всего слышишь в стихотворении? А теперь скажи, как шипит змея? (ш-ш-ш) А как шумят листья, когда их колышет ветер? (ш-ш-ш) Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш». После этого предложить принести игрушки, в названии которых слышится этот звук. В течение нескольких дней подбираем и читаем детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стихи, загадки, поговорки, чистоговорки, например: Не найду я ушки у нашей лягушки…. Петушок, петушок, золотой гребешок.

Мчатся бешено машины

По шоссе шуршат их шины

В конце дальнего пути

Слышен шёпот «шу –шу –шу»

Это шина шепчет шине

«Я уж больше не спешу»

Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком….». Надо лишь усвоить, что дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, например, «р» (рыбка, рак, ракета, топор, трактор ….), затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море, пюре…). Важно разнообразить такие игры: - путешествовать по комнате и находить предметы, в названии которых есть заданный звук;

- придумать только смешные, весёлые или грустные слова с заданным звуком;

- придумать слова с определённым звуком из профессии, из зимней одежды, по темам «Что любит моя мама?» ,«Мои любимые игрушки» ,«Овощи» ,«Фрукты» и т. д. - когда ребята хорошо усвоят различия между твёрдыми и мягкими согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания: придумай слова, которые начинаются с мягкого согласного звука;

- игра: «Цепочка слов» (от замены только одного звука изменяется смысл слова: (тень, пень, день, лень);

- эстафетные игры (друг другу передавая платочек или кидая мяч, мы проводим игру «Твёрдые - мягкие», например: рука - река ;

- знакомим с условным обозначением гласных - красным цветом, твёрдых согласных - синим цветом, мягких согласных - зелёным.

И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу - звуковому анализу слова, т. е.

к умению не просто слышать некоторые звуки в словах, а выделять их последовательно.

Завершающей на этом этапе будет «Игра - загадка», мы даём звуковую схему слова, а ребёнок подбирает слова. Если ребёнок затрудняется назвать слово, можно задавать наводящие вопросы. Чтобы процесс обучения чтению был увлекательным для ребёнка, необходимо использовать разнообразные игровые приёмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается литературное воспитание ребенка?

С чего начинается литературное воспитание ребенка?...

С чего начинается литературное воспитание ребенка.

Художественная литература —  важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравст...

«С чего начинать обучение цветам ребенка»

      Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Кстат...

Консультация для родителей на тему: "С чего начинать физическое развитие ребенка".

Консультация для родителей на тему: "С чего начинать физическое развитие ребенка"....

Консультация для родителей "С чего начинать обучение цветам ребенка". (первая младшая группа".

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира.А для малышей до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомитьсяс жизнью во всех ее красках. У большинства мам возникает вопрос...

С чего начинать физическое развитие ребенка. (Консультация для родителей.)

С чего начинать физическое развитие ребенка. (Консультация для родителей.)Мы часто слышим вопрос: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь многие родители не ставят п...

Консультация для родителей " С чего начинается физическое развитие ребенка"

Консультация для родителей "С чего начинается физическое развитие ребенка"...