Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка
учебно-методический материал по обучению грамоте на тему

Кочедыкова Наталья Владимировна

Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального  развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи

 по развитию речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального  развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе. В этом году наш педагогический коллектив поставил задачу «Формировать у детей  грамматически правильный строй речи  через дидактические игры и упражнения». Необходимым условием для того,  чтобы задача решалась полностью  является  взаимодействие детского сада и семьи в вопросе речевого развития дошкольников.

В начале учебного года педагоги начали обследование  состояния речи детей в разделе грамматический строй речи. Обследование речи – трудоемкий процесс, на который уходит обычно 2 недели. От его результатов зависит планирование работы педагогов и  родителей по данному вопросу. Результаты обследования доводятся до  сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития.

Мы хотим познакомить вас, дорогие родители, с играми, которые вы  можете использовать для развития грамматического строя речи детей.

  • «Приготовим сок».

Из яблок сок …(яблочный);  из груш…(грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.д.

Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и  т.д.

  • «Один – много».

Упражнять  детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

У меня мячик, а у тебя много … (мячиков). У меня мячик укатился, у меня нет мячика. И у тебя мячики укатились. Чего у тебя нет…(мячиков).

И наоборот: у меня много кукол, а у тебя одна…(кукла). Я своих кукол уложила спать и у меня нет кукол. И ты свою куклу уложи в кроватку. Чего у тебя не стало?...(куклы).

  • «Кто больше, а кто меньше?»

Учить употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и образовывать названия детенышей в единственном и множественном числе.

Лиса -…(лисенок), кошка -  …(котенок) и наоборот  лягушонок - …(лягушка), мышонок - …(мышка).

Особо обратить внимание на следующие существительные:

лошадь -  лошадка -…(жеребенок - жеребята),

овца – овечка - …(ягненок - ягнята) и т.д.

  • «У  кого сколько?»

Упражнять детей в согласовании  числительных с существительными в роде и числе.

Родители рисуют «посылки», указывая количество присланных предметов. Матрешке  прислали посылку, что там? (один огурец, два огурца, пять огурцов; одну  конфету, две конфеты, пять конфет;

одно ведро, два ведра, пять ведер)  и т.д.

  • «Кто больше?»

Упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных.

Яблоко (какое?)- круглое, красное, сладкое, аппетитное и т. д.

Лимон (какой?)- желтый, овальный, кислый, полезный и т.д.

Для детей старшего дошкольного возраста:

  • Образовывать приставочные глаголы (ходит – уходит –заходит –переходит-выходит и т.д.)
  • Образовывать глаголы совершенного вида (рисовал –нарисовал)
  • Образовывать притяжательные прилагательные (чей?  чья? чье?  От существительных:  например, хвост лисы- лисий хвост,  хвост белки- беличий хвост и т.д.) Эту игру лучше проводить как путаницу- что перепутал художник?
  • Составлять предложения разных типов.

Желаем вам и нам  успехов в формировании грамматически правильной речи у наших детей!