Звуки "З", "Зь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: «Звуки З-Зь, буква З» на материале сказки Шарля Перро «Золушка»
Цель: Познакомить с оппозиционными по твердости – мягкости звуками З-Зь, познакомить с буквой З.
Задачи:
Коррекционно – развивающие:
•корригировать правильное произношение звуков «З», «Зь»;
•корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
•корригировать и развивать слуховое восприятие;
•корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
•развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
•развивать внимание, память, логическое мышление;
•корригировать и развивать личностные качества, эмоционально – волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
•познакомить с буквой З, соотнести звук З с буквой;
•закреплять навык чтения и письма
•продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слова;
Воспитательные:
•воспитывать интерес к занятиям;
•воспитывать самостоятельность;
•воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарщей, педагога.
Здоровьесберегающие:
•планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
•соблюдать правильную посадку ребенка;
•способствовать созданию благоприятного психологического климата;
•соблюдать режим охраны зрения;
•чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: 2 картинки с изображением Золушки на мультимедийном экране, мачехи, двух сестер и доброй волшебницы, конверты с картинками, фишки, буква З, два плоскостных платья, карандаши, сюжетная картинка с изображением времени года зима, схемы звукового анализа слов, буквы, тетради, картинки с зашифрованными словами, указка.
Ход занятия
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность детей | Какие задания решались в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Оргмомент | Отгадывание загадки | Сегодня мы с вами попадем в сказку. Попробуйте узнать эту сказку. (звучит музыка из сказки «Золушка») Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще она потеряла хрустальный башмачок? (логопед обращает внимание на мультимедийную доску) | Дети отгадывают загадку. | Организовать, настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
II.Основной этап | ||||
II.1 Проверка домашнего задания | Логопед проверяет домашнее задание по теме: «Чтение и пересказ сказки «Золушка» | Давайте вспомним о ком эта сказка? | Дети называют персонажей сказки. Кратко характеризуют их. | Выяснить знания детей о персонажах сказки. |
II.2 Актуализация знаний | Психогимнастика | Логопед просить изобразить как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать какое доброе лицо было у Феи. | Дети изображают мимикой добро, зло, огорчение. | Привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию. |
II.3 Изучение нового материала. | Сообщение темы занятия. Характеристика звуков. Знакомство с буквой «З» | Злая мачеха не любила Золушку и заставляла ее много работать. Вот и сегодня, когда они собрались на бал, задала Золушке много заданий. Давайте поможем Золушке выполнить все задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы она смогла побывать на балу. А вот и первое задание. Логопед показывает детям два конверта. В них находятся картинки, которые необходимо назвать и определить одинаковый звук. Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем знакомиться, и какие звуки будут помогать выполнять задания. Как вы думаете звук «З», «Зь» какой он? Пока мы с вами характеризовали звуки, Золушка увидела интересную букву. (На доске появляется картинка с буквой «З») Читает четверостишие: На эту букву посмотри она совсем как цифра….три. На что еще похожа буква «З» Нарисуйте ее в воздухе, на столе, изобразите с помощью пальцев. | Дети соглашаются помочь.
Дети называют картинки из первого конверта: зонт, коза, замок, знамя. Определяют, что одинаковый во всех словах звук «З». далее называют картинки из второго конверта: обезьяна, зебра, земляника, газета. Определяют, что одинаковый звук в этих словах звук «Зь» Дети называют звуки «З» и «Зь» Дети дают полную характеристику звукам «З» и «Зь». Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук «З» (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук «З» (синим). Какая мягкая пара у звука «З» каким цветом обозначается звук «Зь», почему? Ответы детей. Дети выполняют движения. | Закрепить произношение звуков «З» и «Зь». Научить дифференцировать по твердости и мягкости. Расширять активный и пассивный словарь. Развивать связную устную речь . Развивать фонематический слух. Развивать воображение, мелкую моторику. |
Динамическая пауза | Физминутка 1,2,3,4,5 начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать. | Логопед показывает карточки с нарисованными предметами на них. Дети должны посчитать сколько изображено предметов, столько раз выполнить приседаний, поворотов хлопков и т.д. | Дети встают в круг. Выполняют задания логопеда, смотрят на карточки, которые показывает логопед. | Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику. Чередовать статические и динамические задания. |
II.4 Закрепление изученного материала | Д/и: «Укрась платья» | Мачеха приказала Золушке украсить узорами платья ее дочерей, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Скажите, какой звук должен слышаться в названии картинок для платья сестры Зои? А для платья сестры Зины? | Дети делятся на две команды, одна команда украшает платье Зои, другая платье Зины. Затем они меняются метами и проверяют правильность выполнения задания. | Упражнять в умении определять твердый и мягкий звуки в произношении слов, развивать фонематический слух. |
II. 4 Закрепление изученного | Работа по индивидуальным карточкам Детям предлагаются картинки: зонт, обезьяна, земляника, зебра, ваза, роза, коза, газета. Звуковой анализ слова Д/и: «Влево, вправо, вверх, вниз» Д/и: «Разгадай слово» | Следующее задание злой мачехи заключается в том, что надо рассмотреть свою картинку, которая лежит у вас на столе, определить, где слышится в слове звук «З» или «Зь» и закрыть фишкой нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. На доске появляется картинка с изображением времени года «Зима» Какое время года вы видите? Разделите это слово на слоги. Проведите звуковой анализ слова. (сколько звуков в слове, сколько слогов, выложите схему слова из фишек) Логопед читает, а дети смотрят на указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикреплена картинка. Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше Тренируя мышцы глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле наших глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз. Логопед сообщает о следующем задании. Показывает карточку на которой зашифровано слово (ЛЕЗАРКО). Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово, необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Логопед достает зеркало, вот теперь Золушка сможет привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал. А вам надо выполнить последнее задание. | Дети произносят слова, определяют какой звук (твердый или мягкий) берут нужную фишку и на схеме закрывают ею одно из трех окошек. Дети называют: Зима. Делят это слово на слоги, называют первый слог, второй слог. Затем выкладывают это слово из фишек. Дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. | Упражнять в умении определять позицию звуков «З» и «Зь» в словах (начало, середина и конец) Упражнять в делении слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова. Соблюдать режим охраны зрения. Развивать внимание, память. |
II. 5 Контроль знаний и умений | Д/и: «Зашифрованные слова» Составление рассказа. | У вас на столах карточки с буквами. Задание заключается в том, что каждый из вас берет карточку с зашифрованным словом, разгадывает, используя ту же подсказку, что и в слове ЗЕРКАЛО. Выкладываете слово правильно, затем печатаете его в тетрадке. Вы все знаете, чем закончилась сказка? Но мы с вами можем на немного стать писателями. Давайте придумаем свой конец этой сказки. | Дети работают с карточками и буквами. Выкладывают правильные слова и печатают в тетрадках. Дети придумывают и озвучивают свои варианты окончания сказки. | Проконтролировать умение составлять из букв слова. Правильно держать карандаш в руке, правильно печатать слова в тетради. Развивать творческое воображение, связную речь. |
III. Итог занятия | ||||
III.1 Подведение итогов и Оценка деятельности детей | Опрос. Оценивание. | Золушка появляется в красивом платье, благодарит детей за то, что они помогли ей, и она может отправиться на бал. Логопед спрашивает показать настроение Золушки. Какие звуки помогали справиться с заданиями? Какое задание было самым трудным, интересным, легким? Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на занятии. | Дети мимикой изображают настроение Золушки. Называют какие звуки учили на занятии. Называют какое задание было наиболее интересным, трудным. | Обобщить тему занятия. Развивать память. |
III.2 Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. | Логопед предлагает детям домашнее задание по пройденной теме. Придумайте по пять слов со звуками «З» и «Зь», нарисуйте Золушку на балу. | Дети получают домашнее задание. | Закрепить пройденную тему во время домашних заданий. |