Звуки "З", "Зь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Бредихина Оксана Петровна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: «Звуки З-Зь, буква З» на материале сказки Шарля Перро «Золушка»

Цель: Познакомить с  оппозиционными по твердости – мягкости звуками З-Зь,  познакомить с буквой З.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

•корригировать правильное произношение звуков «З», «Зь»;

•корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

•корригировать и развивать слуховое восприятие;

•корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);

•развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

•развивать внимание, память, логическое мышление;

•корригировать и развивать личностные качества, эмоционально – волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Образовательные:

•познакомить с буквой З, соотнести звук З с буквой;

•закреплять навык чтения и письма

•продолжать учить выполнять звуко – слоговой анализ слова;

Воспитательные:

•воспитывать интерес к занятиям;

•воспитывать самостоятельность;

•воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарщей, педагога.

Здоровьесберегающие:

•планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

•соблюдать правильную посадку ребенка;

•способствовать созданию благоприятного психологического климата;

•соблюдать режим охраны зрения;

•чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: 2 картинки с изображением Золушки на мультимедийном экране, мачехи, двух сестер и доброй волшебницы, конверты с картинками, фишки, буква З, два плоскостных платья, карандаши, сюжетная картинка с изображением времени года зима, схемы звукового анализа слов, буквы, тетради, картинки с зашифрованными словами, указка.

Ход занятия

Этапы занятия

 Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

Какие задания решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

5

I.Оргмомент

Отгадывание загадки

Сегодня мы с вами попадем в сказку. Попробуйте узнать эту сказку. (звучит музыка из сказки «Золушка»)

Догадайтесь, из какой сказки  наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще она потеряла хрустальный башмачок? (логопед обращает внимание на мультимедийную доску)

Дети отгадывают загадку.

Организовать, настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.Основной этап

II.1

Проверка домашнего задания

Логопед проверяет домашнее задание по теме: «Чтение и пересказ сказки «Золушка»

Давайте вспомним о ком эта сказка?

Дети называют персонажей сказки. Кратко характеризуют их.

Выяснить знания детей о персонажах сказки.

II.2

Актуализация знаний

Психогимнастика

Логопед просить изобразить как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать какое доброе лицо было у Феи.

Дети изображают мимикой добро, зло, огорчение.

Привлечь внимание, вызвать интерес детей к занятию.

II.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Характеристика звуков.

Знакомство с буквой «З»

Злая мачеха не любила Золушку и заставляла ее много работать. Вот и сегодня, когда они собрались на бал, задала Золушке много  заданий. Давайте поможем Золушке выполнить все задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы она смогла побывать на балу.

А вот и первое задание. Логопед показывает детям два конверта. В них находятся картинки, которые необходимо назвать и определить одинаковый звук.

Вы догадались с какими звуками мы сегодня будем знакомиться, и какие звуки будут помогать выполнять задания.

Как вы думаете звук «З», «Зь» какой он?

Пока мы с вами характеризовали звуки, Золушка увидела интересную букву. (На доске появляется картинка с буквой «З»)

Читает четверостишие: На эту букву посмотри она совсем как цифра….три.

На что еще похожа буква «З»

Нарисуйте ее в воздухе, на столе, изобразите с помощью пальцев.

Дети соглашаются помочь.

 

Дети называют картинки из первого конверта: зонт, коза, замок, знамя. Определяют, что одинаковый во всех словах звук «З». далее называют картинки из второго конверта: обезьяна, зебра, земляника, газета. Определяют, что одинаковый звук в этих словах звук «Зь»

Дети называют звуки «З» и «Зь»

Дети дают полную характеристику звукам «З» и «Зь». Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук «З» (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук «З» (синим). Какая мягкая пара у звука «З» каким цветом обозначается звук «Зь», почему?

Ответы детей.

Дети выполняют движения.

Закрепить произношение звуков «З» и «Зь». Научить дифференцировать по твердости и мягкости. Расширять активный и пассивный словарь. Развивать связную устную речь .

Развивать фонематический слух.

Развивать воображение,

мелкую моторику.

Динамическая пауза

Физминутка 1,2,3,4,5 начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.

Логопед показывает карточки с нарисованными предметами на них. Дети должны посчитать сколько изображено предметов,  столько раз выполнить приседаний, поворотов  хлопков и т.д.

Дети встают в круг. Выполняют задания логопеда, смотрят на карточки, которые показывает логопед.

Способствовать снятию общего утомления. Развивать общую моторику. Чередовать статические и динамические задания.

II.4

Закрепление изученного материала

Д/и: «Укрась платья»

Мачеха приказала Золушке украсить узорами платья ее дочерей, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Скажите, какой звук должен слышаться в названии картинок для платья сестры Зои?

А для платья сестры Зины?

Дети делятся на две команды, одна команда украшает платье Зои, другая платье Зины. Затем они меняются метами и проверяют правильность выполнения задания.

Упражнять в умении определять твердый и мягкий звуки в произношении слов, развивать фонематический слух.

II. 4

Закрепление изученного

Зрительная гимнастика

Работа по индивидуальным карточкам

Детям предлагаются картинки: зонт, обезьяна, земляника, зебра, ваза, роза, коза, газета.

Звуковой анализ слова

Д/и: «Влево, вправо, вверх, вниз»

Д/и: «Разгадай слово»

Следующее задание злой мачехи заключается в том, что надо рассмотреть свою картинку, которая лежит у вас на столе, определить, где слышится в слове звук «З» или «Зь» и закрыть фишкой нужным цветом нужную клеточку в схеме слова.

На доске появляется картинка с изображением времени года «Зима»

Какое  время года вы видите? Разделите это слово на слоги. Проведите звуковой анализ слова. (сколько звуков в слове, сколько слогов, выложите схему слова из фишек)

Логопед читает, а дети смотрят на указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикреплена картинка. Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе,

дальше

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз.

Логопед сообщает о следующем задании. Показывает карточку на которой зашифровано слово (ЛЕЗАРКО). Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово, необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы.

Логопед достает зеркало, вот теперь Золушка сможет привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал. А вам надо выполнить последнее задание.

Дети произносят  слова, определяют какой звук (твердый или мягкий) берут нужную фишку и на схеме закрывают ею одно из трех окошек.

Дети называют: Зима.  Делят это слово на слоги, называют первый слог, второй слог. Затем выкладывают это слово из фишек.

Дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони

Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО.

Упражнять в умении определять позицию звуков «З» и «Зь» в словах (начало, середина и конец)

Упражнять в делении слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова.

Соблюдать режим охраны зрения.

Развивать внимание, память.

II. 5

Контроль знаний и умений

Д/и: «Зашифрованные слова»

 Составление рассказа.

У вас на столах карточки с буквами. Задание заключается в том, что каждый из вас берет карточку с зашифрованным словом, разгадывает, используя ту же подсказку, что и в слове ЗЕРКАЛО. Выкладываете слово правильно, затем печатаете его в тетрадке.

Вы все знаете, чем закончилась сказка? Но мы с вами можем на немного стать писателями. Давайте придумаем свой конец этой сказки.

Дети работают с карточками и буквами. Выкладывают правильные слова и печатают в тетрадках.

Дети придумывают и озвучивают свои варианты окончания сказки.

Проконтролировать умение составлять из букв слова. Правильно держать карандаш в руке, правильно печатать слова в тетради.

Развивать творческое воображение, связную речь.

III.

Итог занятия

III.1

Подведение итогов и Оценка деятельности детей

Опрос. Оценивание.

Золушка появляется в красивом платье, благодарит детей за то, что они помогли ей, и она может отправиться на бал.

Логопед спрашивает показать настроение Золушки. Какие звуки помогали справиться с заданиями? Какое задание было самым трудным, интересным, легким?

Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на занятии.

Дети мимикой изображают настроение Золушки. Называют какие звуки учили на занятии. Называют какое задание было наиболее интересным, трудным.

Обобщить тему занятия. Развивать память.

III.2

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

Логопед предлагает детям домашнее задание по пройденной теме. Придумайте по пять слов со звуками  «З» и «Зь», нарисуйте Золушку на балу.

Дети  получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.