Конспект НОД по обучению грамоте "Путешествие в страну Азбуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме

Сахарова Татьяна Владимировна

Это итоговое занятие, на котором дети закрепляют умения различать звуки и буквы,классифицировать звуки и буквы, выделять среди них лишнее.Выполняя интересные задания, дети учатся определять количество слогов в слове, выполнять звукобуквенный анализ слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Радуга»

 города Дубны Московской области

Путешествие в страну Азбуки

(НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе)

        Подготовила: воспитатель

 1 квалификационной категории

Сахарова Татьяна Владимировна

2014год

г.Дубна

Задачи:

Образовательные:

  -Закреплять умение различать звуки и буквы, классифицировать группы звуков и букв, выделять среди них лишние.

  -Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

  -Продолжать формировать навык определять количество слогов в слове.

  -Закреплять умение производить звукобуквенный анализ слова.

Развивающие:

-Совершенствовать речевое дыхание.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать связную и диалогическую речь.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое.

Предварительная работа: д/игра «Собери слово», д/игра «Найди место звука в слове», заучивание чистоговорки,

Словарная работа: азбука, шипящие звуки, свистящие звуки, дружные звуки.

Материалы: иллюстрации в пособиях, карточки с рядами букв, картинки на разные звуки, билеты с изображением букв, раздаточный материал на каждого ребенка - схемы, буквы.

Ход.

Дети стоят на ковре.

  Воспитатель. Наши друзья Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова прислали нам письмо. Давайте прочитаем его: - Ребята, мы обошли весь город Звуков и отправились в Страну Азбуки. Приезжайте к нам в гости. Но, чтобы попасть в страну Азбуки, нужно пройти испытание.  Готовы ли вы преодолеть трудности?

 Дети. Да!

Воспитатель.  Первое задание:

 Тогда слушайте и отвечайте. Вы знаете, чем буквы отличаются от звуков?

Дети.  Буквы мы видим, а звуки слышим.

Воспитатель.  Давайте поиграем в игру.

Д/игра. О чем говорится, о звуках или буквах (о буквах – пишем в воздухе; о звуках – поем).

 Их можно читать, слышать, видеть, штриховать, раскрашивать, выкрикивать, шептать, вырезать, петь, рисовать, печатать?

Воспитатель. Какие бывают звуки?

Дети. Гласные и согласные.

Воспитатель. Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети. Гласные звуки можно петь, а согласные произносятся отрывисто.

Воспитатель. Вы справились с этим испытанием, молодцы. Нас ждет следующее задание.

Второе задание:  

Д/игра. Раздели слова на длинные и короткие.

(Перевернутые картинки лежат изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, называет слово, и определяет какое оно – длинное или короткое).

Воспитатель. Молодцы, и с этим справились, теперь можно отправляться в дорогу.  А, на чем же мы туда поедем? Это слово начинается на звук П.

Дети. Поезд.

Воспитатель.  Правильно, поедем мы туда на любимом игрушечном поезде.

Чтобы поехать на поезде, нужно приобрести билеты. На каждом билете есть загадка, ее надо отгадать.

Загадки:

Айболиту все сперва,
Говорили букву ... (
А)

Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ...(
О)

Давно известно детям всем:
Корова знает букву ...(
М)

Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву (
Б)

Целый час жужжит уже,
На цветочке буква ...(
Ж)

На одной стоит ноге,
Любят гуси букву ...(
Г)

Для шипенья хороша,
В алфавите буква ...(
Ш)

Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква ...(
Ё)

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква ...(
Х)

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква ...(
Ы)

Не получится борща,
Если нет в нем буквы ...(
Щ)

Точит коготь на крыльце
Царапучка буква ...(
Ц)

Половинку от жука
Составляет буква ...(
К)

Я, очки на нОс надев,
Стану сразу буквой ...(
Ф)

Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ...(
У)

Дети отгадывают загадки и получают билет

Воспитатель. Занимаем места в поезде, и отправляемся навстречу волшебной стране Азбуки. Чтобы нам в дороге было нескучно, мы будем читать чистоговорку.

Дети, положив руки на плечи друг другу, изображают поезд и произносят чистоговорку:

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.

Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.

Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.

Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Останавливаются возле ширмы с картинкой ворот с замком.

Воспитатель. Наконец-то мы подъехали к воротам Азбуки. Но они закрыты, чтобы открылись ворота, нужно выполнить еще одно задание.

Буквы все рассыпались, надо их собрать и сложить волшебное слово.

Слово это – название волшебной страны.

Дети. АЗБУКА. (собирают слово из букв)

Воспитатель. Вот мы и попали в страну Азбуки. (садятся за столы). Давайте откроем Азбуку и поздороваемся с нашими друзьями. Открываем страничку №         Назовите буквы, которые вас встречают. Давайте закрасим им одежду тем цветом, в какой они любят ходить. (самостоятельная деятельность детей: красным – гласные, зеленым и синим согласные). 

Воспитатель. А теперь буквы хотят поиграть с вами.

Д/игра. Найди место звука в слове. Работа с раздаточным материалом.

У каждого ребенка схема и буквы. Задание для первой схемы:

 Воспитатель. Слово ДОМ, найдите звук Д, где он находится, какой буквой обозначается, выложите его на схеме. Какой второй звук, третий? (один ребенок работает у доски)

Воспитатель: Задание для второй схемы. Звук Ы находится в середине слова, звук Р - в конце, звук С - в начале. Прочитайте слово.

Дети. Это слово СЫР.

Воспитатель. Задание для третьей схемы. Слово – МИР. Найдите звук Р, обозначьте его на схеме.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень постарались. Наши звери вам приготовили еще одно очень интересное задание.

Д/игра. Найди лишнюю букву.

На доске заранее написаны пять рядов букв:

 Воспитатель. Назовите буквы в каждом ряду. Отгадайте, какая из них лишняя, и объясните почему.

ДЛАЗВ (А – гласная среди согласных)

АОУЭЫИЙ (Й - согласная среди гласных)

ЧШЩЦЖ (Ц – свистящая среди шипящих)

ЕЮИЯ (И – не обозначает дружный звук)

СЗЦЧ (Ч – шипящая среди свистящих)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все очень хорошо потрудились. Справились со всеми заданиями. Вам понравилось путешествовать?

Дети. Да.

 Воспитатель. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими друзьями, мы еще не раз вернемся в эту страну.

Воспитатель. В какой стране мы сегодня с вами побывали?  Кто там живет?

Ваши друзья-игрушки желают вам успехов и радостных открытий во время путешествия по страницам Азбуки. И надеются, что Азбука для вас будет самой любимой книгой.

Литература:

     1. Кислова Т.Р. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. По дороге к Азбуке. М., 2010.

2. Бунеев Р.Н. Пособие для дошкольников. По дороге к Азбуке. 4 часть. Баласс, 2013.

3.Интернет ресурсы.

http://www.zanimatika.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте "По страничкам Азбуки"

итоговое занятие для подготовительной группы, было показано для учителей начальных классов...

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Спасение Азбуки от злых чар волшебника Буквоеда" подготовительная группа

    Задачи: Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов; различать гласные и согласные звуки (мягкие и твердые); определять место звука в слове.Закрепить представление ...

Конспект ООД по обучению грамоте "В поисках Азбуки"

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте....

Конспект ООД по обучению грамоте "В поисках Азбуки"

Конспект  "В поисках Азбуки" -  конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....