Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте "В гости к царице Грамматике"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карпова Ольга Владимировна

Тема: «В гости к царице Грамматике»

Цель:  закреплять и расширять знания детей  о грамотной и красивой речи.

Задачи:

-  Продолжать формировать  умение составлять целое слово из слогов.  Совершенствовать навыки звукового, слогового,  языкового анализа.

-  Продолжать развивать навык слогового чтения. Закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственных слов. Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков. Повторить правила красивой речи.

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости. Продолжать развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

- Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в подгруппах.

 Раздаточный материал:  Рисунок деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова, «кирпичики» с предметными картинками,  «слоговая гусеница», замки со звуковым анализом слов и ключи с картинками, призы.

Демонстрационный материал: письмо царицы Грамматики, дом царицы, ребус.

Оборудование: «ковер-самолет»,  шкатулка, магнитофон, аудиокассета.

Предварительная работа:  разучивание стихотворения: «Мы спокойны…»,  дид. игры  «Найди слова», «Какой  звук вначале и в конце слова».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к царице Грамматике»

Цель:  закреплять и расширять знания детей  о грамотной и красивой речи.

Задачи:

-  Продолжать формировать  умение составлять целое слово из слогов.  Совершенствовать навыки звукового, слогового,  языкового анализа.

-  Продолжать развивать навык слогового чтения. Закрепить понятие о родственных словах, упражнять в определении родственных и неродственных слов. Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков. Повторить правила красивой речи.

- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку на плоскости. Продолжать развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

- Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в подгруппах.

 Раздаточный материал:  Рисунок деревьев с листочками, на которых написаны родственные слова, «кирпичики» с предметными картинками,  «слоговая гусеница», замки со звуковым анализом слов и ключи с картинками, призы.

Демонстрационный материал: письмо царицы Грамматики, дом царицы, ребус.

Оборудование: «ковер-самолет»,  шкатулка, магнитофон, аудиокассета.

Предварительная работа:  разучивание стихотворения: «Мы спокойны…»,  дид. игры  «Найди слова», «Какой  звук вначале и в конце слова».

Методические приемы:

  1. Ритуал начала занятия.
  2. Мотивация к занятию.
  3. Сравнение русского и башкирского языков.
  4. Составление схемы путешествия.
  5. Элементы психогимнастики: «Ковер-самолет».
  6. Словесная игра: «Назови правила красивой речи».
  7.  Фонетическая зарядка.
  8. Упражнение «Однокоренные слова».
  9. Упражнение «Определи место звука в слове».
  10. Упражнение «Подбери схему к слову»
  11. Упражнение «Составь слово из слогов».
  12. Разгадывание ребуса.
  13. Анализ занятия детьми.
  14. Ритуал окончания занятия.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Сегодня нам пришло письмо-приглашение от царицы - Грамматики. Послушайте его:

  « Здравствуйте, ребята группы «Лукоморье». Я долгое время наблюдала за вами, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Ведь вам предстоит пройти Звучащу, перебраться через речку Звенящую, повстречаться со Слоговой гусеницей. А там и мой дом. Удачи!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, царица Грамматика нужна только в русском языке, или и  другим языкам тоже? Почему?  Какие два языка доминируют в РБ (русский и башкирский).

Воспитатель: Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и  опасное путешествие? (да)

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путь,  давайте составим схему нашего путешествия (Звучаща        Река       Звенящая       Слоговая гусеница).

Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?

Дети. На машине, поезде, самолете, велосипеде.

Воспитатель:  Ребята, не забывайте, что страна волшебная, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный.

Дети. Сегодня мы отправимся на ковре – самолете.

(воспитатель расстилает «ковер-самолет», дети садятся.)

Воспитатель:  Сядьте удобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени), закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим (звучит музыка).

Вот мы уже и прилетели, но выйти сможет тот, кто правила красивой речи назовет.

Дети:

- Сначала подумай, потом говори.

- Говори в спокойном темпе.

- При разговоре смотри на собеседника.

- Говори всегда на выдохе.

- Слова в предложении говори всегда слитно.

- В конце предложения делай паузу.

- Не перебивай того, с кем разговариваешь.

Воспитатель: Молодцы, скорее в путь!

Воспитатель: Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. И на нашем пути «Звучаща». Ребята, как вы думаете, почему она так называется?

Дети. Там звучат разные звуки.

Воспитатель:  А какие бывают звуки?

Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.

Воспитатель: Если «Звучаща»  находится в стране Грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.

   Чики-чики-чики-чок-

   Не стесняйся, язычок.

   Не пугайся, не ленись,

   Повторяй, не ошибись:

   Где-то собаки рычали: р-р-р.

   В сойле коровы мычали: м-м-м.

   В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

   Мимо машины бежали: тр-р-р.

   В небе далеком гудел самолет: л-л-л.

   Свистели от ветра все провода: с-с-с.

   Капала в кухне из крана вода: к-к-к.

   Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.

   Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

   А комары все пели: з-з-з.

   Непоседа мяч и ночью успокоится  не хочет: бум,бум.

   Куклы кашляют в постели -

   Днем мороженое ели: кха-кха-кха.

Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что такое «чаща»?

Дети. Это густо посаженные деревья.

Воспитатель: Какие деревья вы знаете? (дети отвечают)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «рука». Вы когда-нибудь встречались с  чудо-деревьями?

Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.

Воспитатель: А что такое родственные слова?

Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е. не родственные словам «рука», «вода».

Дети:

Вода- водный- водяной- водоросли- (завод)- водолаз;

Рука- ручной- безрукавка- рукодельница- рукава- (друг.)

Воспитатель: Почему, вы решили, что эти слова не родственные?

Дети. У них другой смысл.

Воспитатель:  Молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.

Воспитатель:  Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

   Река Звенящая вас ждет,

   Но не пройти ее вам вброд.

   Кирпичики сложите в мостик

   И поспешите ко мне в гости

   (Царица-Грамматика)

Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший мост?

  Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке (дети складывают мостик и проходят по нему).

Воспитатель:

   Вы загадки разгадали,

   Очень быстро пробежали.

   Но смотрите, впереди

   Очень мощные замки!

   Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»

(На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах -  картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.) Слова: яма, луна, юла, руки.

   Каждая пара должна взять ключ и сделать звуковую схему слова, нарисованного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка.

Дети: Наш ключ от первого замка, потому что в слове «луна» четыре звука: твердый согласный [л], гласный [у], твердый согласный [н], гласный [а]  и т.д.

Воспитатель:  Молодцы! А теперь нас встречает гусеница.

   Я- гусеница не простая,

   Гусеница слоговая.

   Слоги  могут

   В слова превращаться,

   Если с нами

   Уметь обращаться.

   Пропущу я тех вперед,

   Кто слова во мне найдет.

    Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на Слоговой гусенице, и найдите свою пару, чтобы получилось слово (дети подбирают пару).

Воспитатель: Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но, похоже, дом закрыт, а у дверей записка.

«Я прошу у вас прощенья,

 Что не застали вы меня,

 Много дел, но очень рада,

 Что вы здесь, а вот награда!»

  Вносится шкатулка с надписью «Если ребус разгадаешь, что лежит там, ты узнаешь». Дети отгадывают, а педагог достает из шкатулки грамоту и угощение.

  Вот и закончилось наше путешествие. Эта грамота -  подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5». Я очень этому рада.

Литература.

  1. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – 2-е изд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 255с.
  2. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/  Сост. Т.М. Бондаренко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 666с.
  3. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада: Познавательное развитие; Развитие речи; Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ/ Сост. Аджи А.В, 2008. – 333с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе Тема: «Ларец для Ивана-Царевича»

Целью данной деятельности является создание условий для закрепления знаний, умений и навыков по разделу: "Обучение грамоте"...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Звуки [г, г’] и буквы Г г» подготовительная группа

Совершенствование умения слышать звуки, сопоставлять их по мягкости-твёрдости, способствовать активизации познавательной, речевой деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей грамоте

1.     Сегодня к нам в гости пришли ваши друзья. Кто это? (лисенок, ежонок и мудрая сова). Они принесли вам вот эту шкатулку. Как вы думаете, что в ней? Хотите узнать, что там ? Чт...

Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте для подготовительной к школе группы "Волшебный цветок"

Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Данная образовательная деятельность является итоговым мероприяием , на котором дети демонстрируют име...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей грамоте «Ловушка Буквоеда»  для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)...