Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

ТЕМА:Звуки [c ], [c’]  и  буква «С»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной  образовательной  деятельности по  обучению детей  грамоте  в  подготовительной  группе.

ТЕМА: Звуки [c ], [c’]  и  буква «С»

Цели:  закрепить  артикуляцию  и  характеристику  звука [c], [c]; развивать фонематический  слух,  внимание  и  память; упражнять в звуко-слоговом  анализе  и  синтезе  слов; упражнять в составлении  предложений;  познакомить с буквой «С»; учить читать  слоги  и  слова, напечатанные  на  доске.

1.Организационный  момент.

Ой,  ребята,  тише,  тише,

Что-то  странное  я  слышу.

Гость  какой-то  к  нам  спешит,

И  как будто  бы  летит.

Кто бы ни был,  заходи

Да  ребяток  научи!

2.Сообщение   темы  и  целей  занятия.

Ребята,  сегодня  к  нам  на  занятие  пришёл  гость.  Отгадайте, кто  это:

Угадайте,  что  за  птица!                            У  неё  глаза  большие,

Света  яркого боится,                                  Хищный клюв всегда крючком,

Клюв  крючком,  глаза  пяточком,             По ночам она летает,

Ушастая голова. Это… (сова).                   Отдыхает  только днём.   (Сова)

Мудрая  Сова  пришла  нас  познакомить  с новой  буквой, научить читать слова  и  предложения,  писать новые  слоги  и  слова.

3.Изучение  нового  материала.

Мудрая  Сова  предлагает  вам  игру,  которая  называется  «Доскажи  словечко».

Слушайте  внимательно:  1) Зимой  на  ветках  яблоки,

                                                 Скорей  их  собери!

                                                 И  вдруг  вспорхнули  яблоки,

                                                 Ведь  это…(снегири).

2)На шесте - дворец,              Стоит  ствол,  на  стволе  кол.

  Во дворце – певец.               На  колу дворец,  во   дворце  певец,              

  А зовут  его …(скворец).     А  зовут  его…(скворец).

3)Верещунья, белобока,

   И  зовут  её… (сорока).

4)Небольшая  пёстрая  птица                   Кто  прошёлся  по  дорожке,

   Не боится  зимой  простудиться,          И  оставил  здесь  свой  след?

   Угощенье  наше ей  снится.                  Это  птичка – невеличка,

   Прилетает к нам часто… (синица).      А зовут её…(синичка).

(Воспитатель показывает картинки с птицами , о которых рассказывала  Мудрая  Сова).

Ребята, скажите  пожалуйста, о ком загадывала загадки вам Мудрая Сова?

 (О птицах).

Назовите ещё раз  этих птиц. (Снегирь, скворец, сорока, синица).  

С какого звука  начинаются все эти слова? [C]

Давайте  вместе  произнесём  этот  звук  и  обратим  внимание  на  положение  губ,  зубов  и  языка.  (С-С-С)

Ребята, легко ли, произносится  этот звук? (Нет).

Значит этот  звук  какой? (Согласный).

В слове  сорока, звук [c] какой? (Согласный  твёрдый.)

Правильно, а какой звук помог вам определить твёрдость звука? (Звук [ о])

А в  слове  синица, звук [c] какой?  (Согласный  мягкий).

Правильно, а какой  звук  помог вам  определить мягкость звука? (Звук [и]).

А как произносили мы звук [c], звонко, с голосом или нет?(Нет).

Значит этот звук какой? (Глухой).

Какой можем сделать вывод, что мы можем сказать о звуке[c]? (Звук согласный, может быть твёрдым, может быть мягким, глухой).

Физкультминутка.

Сейчас  мы  поиграем  с вами  в игру, которая  называется  «Кто внимательный».

(Дети выполняют  упражнение стоя.)

Хлопните в ладошки, если услышите звук [c] или [c’], а если нет этого звука, то покачайте головой и потопайте ножками. Все готовы? (Да).

САНИ, СОМ, ЩЁТКА, ЗАЙКА, СОБАКА, ЧАЙНИК, ТЁРКА, ШУБА, СТОЛ, САМОЛЁТ, ТЁТЯ, САНКИ, ЧАЙКА, НАШ, НАС, САЙКА, СТАЙКА, ЛИСА, ЛОСЬ, ТИШИНА, ЛИСТ, СИНИЦА, ШАРИК, ШУМ, ШОССЕ, АИСТ.

Молодцы ребята, все были  внимательными, садитесь.

Мы с вами говорили о  звуке  [c], а  Мудрая Сова принесла вам букву. Звук [c] обозначается эС. Ребята, скажите пожалуйста, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы слышим  и произносим , а буквы мы видим  и  пишем).

Молодцы! Посмотрите  на букву эс,  скажите  на  что  она похожа? (Свободные  высказывания детей).

Полумесяц  в  небе  тёмном  

Буквой  эС повис над домом.

                                    (В.А.Степанов)

Ребята, буква эС в алфавите находится за  буквой эР, перед буквой Тэ (показ в алфавите).                               

При  слиянии  согласного  звука с гласным что образуется? (Слог).

(Чтение с доски слогов  СА, СО, СУ, СЭ, СЫ, СЯ,СЁ,СЕ, СЮ, СИ)

  • Разделение слогов на группы: согласный, твёрдый и согласный, мягкий.

  • Работа в карточке: - печатанье буквы эс (заглавной и строчной);

                                       - определение  звука  в  слове;

                                               - деление слова на слоги;

                                               - ударение

Физкультминутка..

Совушка – сова , большая голова                      Ах ты  совушка -  сова

На суку сидит, головой вертит,                         Ты большая голова                

Во все стороны глядит,                                       По полю летает

Да как полети….                                                  Мышек собирает

Работа в тетради.  Ребята, Мудрая Сова приготовила вам ещё одну загадку:

 Всё лето стояли

 Зимы ожидали

Дождались поры -  

Помчались с горы. (Санки)

Запись схемы слова в тетради. Воспитатель пишет слово на доске, обращается к детям:

 Сколько звуков в этом слове? (Пять)

Дети в тетради пишут схему слова санки, отступив одну клетку вправо и две клетки вниз.

Ребята, придумайте предложение со  словом  санки.

Итог занятия.

Что нового узнали? Всё ли было понятно, или где то были трудности?

(Свободные высказывания детей)