Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Василенко Лариса Геннадьевна
Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы «Обучение детей звуковому анализу слова».

Основная задача работы по подготовке к обучению грамоте – это формирование у детей общей ориентировке в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. Обучению детей звуковому анализу слова предшествует подготовительная работа, её цель – научить детей понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова. Значение термина «слово» раскрывается при помощи различных примеров, закрепляется в упражнениях, играх. В процессе различных словесных игр дети узнают, что слов много, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, слова могут быть длинные и короткие, учатся сравнивать слова по протяжённости. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха. На подготовительном этапе у детей формируют умения интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

 Интонационное выделение звука в слове – это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, чем остальные. Обучение детей интонационному выделению звуков в слове происходит только на примере согласных, с помощью такого методического приёма, как образец произнесения слова воспитателем. В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце). Практическое обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова «сыр» ребёнок должен произнести его три раза: ссыр, сыыр, сырр. Дети не смогут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, необходимо показать им это наглядно, представив в виде схемы. Например, рисунок – слово, название которого надо разобрать, и ряд клеточек под рисунком. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. В процессе звукового анализа ребёнок будет заполнять последовательно клеточки кружками красного, синего и зелёного цвета. Рисунок помогает видеть предмет, схема выполняет функцию контроля. Когда все клеточки будут заполнены кружками, педагог ведёт указкой под схемой и в соответствии с движение указки произносит слово; повторное «прочтение» слова по звуковой схеме осуществляется вместе с детьми. Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

® рассмотреть картинку – схему и назвать слово;

® дети делают предположение, сколько в нём звуков;

® педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука, задерживая указку в первой клетке. Дети повторяют;

® воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то «м»);

® дети произносят звук и кладут кружок в первую клетку. Аналогично проводится работа с последующими звуками. Когда будут выделены все звуки в слове, воспитатель предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указка по звуковой схеме.

В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ слова у доски с помощью воспитателя.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничего не мешает при произношении – ни зубы, ни губы, ни язык. Найдя все шесть звуков (а, о, у, ы, э, и) в проанализированных ранее словах, педагог говорит, что это необыкновенные звуки, мы их произносим громко, полным голосом. Это гласные звуки, мы обозначаем их красной фишкой. На последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то мешает – губы, язык, зубы. Сравнение звуков по их произношению проводится в игре. Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы» - твердый и мягкий согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления пар звуков. Например, сравнить два слова кот и кит. Игра «Насос» - предложить надуть большой мяч (с-с-с) и маленький (сь-сь-сь). Игра «Назови братца» - воспитатель называет твёрдый звук, а ребёнок – мягкий. Только после того, как дети начнут улавливать разницу по звучанию, вводятся понятия: большого братца мы будем называть твёрдый согласный звук и обозначать синей фишкой, а маленького – мягкий согласный звук и обозначать – зеленой.

В образовательной деятельности детей знакомят с предложением. Дети учатся составлять предложение из 2-4 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку. Игры: «Закончи предложение», «Живые слова» и другие. Знакомятся со схемой предложения. В старшей группе делят слова на части (слоги). Эта работа проводится в начале года. В подготовительной группе продолжается работа по звуковому анализу слов; детей учат вычленять и обозначать словесное ударение; знакомят со всеми буквами русского алфавита; знакомятся с некоторыми правилами орфографии; учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции. Ведущей задачей на этих занятиях остаётся формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения. Воспитатель обогащает лексику детей, практически знакомя их с омонимами, антонимами, многозначностью слова; обращает внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знак). Продолжается работа по звуковому анализу слова на материале 4-5 звуковых слов, учат выделять ударный слог и ударный гласный звук. Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с дарением на втором слоге (лиса, коза).  При выделении ударного слога нужно произносить слово целиком. Педагог даёт образец произношения с подчёркнутым ударением. В играх можно предложить произносить слово быстро и тихо, шёпотом. В этом случае ударный слог становится ещё более различимым. Важно показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок – замок, кружки – кружки). В течении года дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), печатного шрифта. Особое внимание уделяется умениям детей соотносить букву и звук. Умение ребёнка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Упражнения и игры с буквами: выложить букву из палочек, верёвочек, пуговичек; нарисовать, слепить букву; раздать карточки с зеркальными буквами; раскрасить, вырезать, сделать букву из конструктора. В последнюю очередь знакомят с буквами «е», «я», «ю», «ё», «ъ», «ь». Формируется способность детей слышать при произношение сочетание мягкого согласного звука «й» с гласными звуками «э», «а», «у», «о». Проводится звуковой анализ слов «лента», «няня», «клюшка», «звёзды».

Литература:

 Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» - 2005.

Безруких М. М. «Чему и как учить ребёнка до школы» - 2004.

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» - 2005.

Ельцова О. М. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» - 2009.