Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком ( И краткая).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Абрамова Олеся Владимировна

Рекомендуемый конспект совместной деятельности педагога с детьми. Проведен в игровой форме для лучшего усвоения материала. За основу поэтапного проведения была использована программа " Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

Подготовила  и  провела: воспитатель подготовительной группы № 6

Абрамова О. В.

Тема: Буква И краткая, звук (Й)

Цели  и задачи:

- знакомство с буквой;

-дифференциация понятий « звук» и « буква»;

- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

- выделение звука в словах, определение его местоположения;

-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления                     новых слов в собственной речи;

-формирование навыка образования и употребления форм слов,  согласования с другими частями речи;

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы  и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

  1. Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты  нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

-Догадались, о какой букве идет речь?

 -Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?

-Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу.  Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

2 .    В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

- Давайте попробуем определить, в каких словах  может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах  будет звук (Й):

-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)

-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)

-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)

-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)

-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)

-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)

-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)

-Морская белая птица? (чайка)

-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)

-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)

-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

-Согласна с вами - в середине и в конце слов.

3.   А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками  помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали  и застыли.

( Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей  расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

( Дети танцуют.)

4.   – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом        « Ты».

- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).

5.   – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую  он обозначает - буква  И  краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

-Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква  И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

- Молодцы! С какой буквой  и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?

На следующем занятии  мы узнаем, с кем дружит этот звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенины. Праздник осени для детей старшего и подготовительного возраста.

В сценарий праздника входят стихи и песни об осени, приметы осени, загадки и пословицы. Включены русские народные мелодии, песни современных детских композиторов. Сценарий предназначен для музыкальных...

Сценарий КВНа для мам детей старшего и подготовительного возраста

Нетрадиционная форма праздника для мам в группах старшего и подготовительног возраста...

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Вечер развлечений "Юные футболисты" для детей младшего и среднего возраста, для детей старшего и подготовительного возраста

Занятие или вечер развлечений по теме "Юные футболисты" направлено на совершенствование школы мяча  (элементы игры в футбол). Может проводится с детьми как младшего, так и старшего возраста. Жела...

Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: Звуки р, л; р’л’. “ В гостях у клоуна Ромы ”. (Итоговое занятие).

Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР по коррекции звукопроизношения с использованием здоровьесберегающих технологий. Возраст детей 6-7 лет. Разработана с учетом особенностей ра...

Артикуляционная гимнастика для детей старшего и подготовительного возраста для свистящих звуков С,З.Ц.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Цель артикул...