Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: Звуки р, л; р’л’. “ В гостях у клоуна Ромы ”. (Итоговое занятие).
видеоурок по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Зиновьева Елена Викторовна
Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР по коррекции звукопроизношения с использованием здоровьесберегающих технологий. Возраст детей 6-7 лет. Разработана с учетом особенностей развития детей с ОВЗ. Интеграция участников образовательного процесса проявляется во взаимодействии двух педагогов: учителя-логопеда и воспитателя. В интеграции по образовательным областям приоритетными являются: речевое и физическое развитие.
Дифференциация сонорных звуков является очень важным процессом на заключительных этапах логопедической работы. Для детей с ОВЗ не всегда подходят стандартные формы и методы работы. Образовательная деятельность разработана с учетом особенностей развития детей данной категории. Приоритетными в интеграции образовательных областей являются: речевое и физическое развитие. В необычной обстановке циркового представления учитель -логопед и воспитатель превращаются в клоуна и конферансье, а дети в артистов цирка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://www.youtube.com/watch?v=C1hGVn8ep3I&t=2s29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность   для детей  с ТНР  подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: Звуки р, л; р’л’.  

“ В гостях у клоуна Ромы ”. (Итоговое занятие).

Направление образовательной деятельности: коррекционно-развивающее.

Цель:  Дифференциация  звуков р, л; р’л’ в слогах, словах, предложениях.

Задачи в  интеграции   образовательных областей:

«Речевое развитие»:

 - развивать фонематический слух;                                                                                                           - дифференцировать  звуки :  р – л,  р’ - л’  в слогах,  словах,  предложениях  и  связной речи;  

- учить согласовывать существительные женского и мужского рода с прилагательными                                                                                                                                                - обогащать словарь по теме: « Цирковые профессии»;                                                                -  совершенствовать синтаксическую  сторону  речи (составлять сложноподчиненные предложения  с подчинительными союзами и союзными словами);                                          - совершенствовать навыки  чтения  по слогам.

«Физическое развитие»:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику;

- вырабатывать силу и направленность воздушной струи;

- укреплять мимические мышцы

- совершенствовать координацию речи с движениями.

«Художественно-эстетическое развитие»:

-  приобщать детей к миру циркового искусства, вызывать интерес к творческим  профессиям.

«Познавательное развитие»:

- развивать любознательность и познавательную мотивацию;

- совершенствовать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную и речеслуховую память, логическое мышление;

- формировать предпосылки учебной деятельности, развивать умение самостоятельно   применять полученные знания.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать умение работать в команде, активно взаимодействовать с детьми и взрослыми ;

- воспитывать трудолюбие, терпение, умение выслушивать своих товарищей, не перебивать.

Предварительная работа: индивидуальные логопедические занятия по дифференциации звуков р-л.  Проговаривание названий цирковых профессий. Заучивание пословиц о труде.  Организация детей: каждый ребенок получает билет в цирк.

Лексический материал: словарь на звуки р, л; р’л’: названия цирковых профессий и  предметов, используемых артистами ; качественные прилагательные со звуками р, л; р’л’,

сладости с данными звуками в названии.

Используемое оборудование для педагогов: костюмы конферансье и клоуна, ноутбук, проектор.

Оборудование для детей: индивидуальные свистки с длинными язычками, канаты для хождения по ним, “ дрессированные собаки” ( куклы-марионетки),  мешочки с крупой, мячи,  картинки с изображением сладостей, шестигранные карандаши, флажки со слогами из цветного картона.

Ход образовательной деятельности:

Под музыку В. Шаинского ( песня: “ Цирк ”в исполнении О. Попова ) дети заходят в зал, приветственно машут рукой .

Логопед: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы оказались в  цирке. Ой, посмотрите, кто это нас  встречает?   Выходит воспитатель в костюме клоуна.

На арене в цирке дарит всем улыбки,                                                                                           И отвесил вам поклон.                                                                                                  Догадались, это?

Дети: Клоун!

Клоун  радостно: Здравствуйте ребята! Я клоун Рома! Сегодня вы пришли  в цирк.   На входе в кассе вы купили билеты, давайте их мне, сегодня я контролер,  и рассаживайтесь по своим  местам.  Представление сегодня будет необычное. Хотите сами  cтать артистами цирка?  

Дети:  да!

Клоун Рома,  обращаясь к логопеду:  Вы  будете – конферансье, (передает логопеду пиджак и галстук-бабочку) то есть ведущим. Вы представляете номера  и ведете цирковую программу.  А я вместе с ребятами буду исполнять роль артистов цирка. В цирке столько разных профессий!  Посмотрите, ребята : ( все вместе рассматривают слайды ).

  Рома: - У нас есть иллюзионисты, дрессировщики,  эквилибристы,  жонглеры, силачи, акробаты,  клоуны.

  Логопед:  - Кто такие дрессировщики,  жонглеры мы знаем,  а кто такие эквилибристы и иллюзионисты , ребятам надо объяснить.

Рома: - Иллюзионисты – это фокусники, маги и чародеи.  А эквилибристы – это  артисты, танцующие на канате или выделывающие сложные упражнения , требующие соблюдения равновесия и ловкости тела.

Логопед (конферансье):   Начнем с клоунов. Рома, покажи всем,  что ты можешь.

Рома: Давайте изобразим лицо клоуна . (Дети выполняют мимическую гимнастику вместе с клоуном)

Я могу быть веселым.       (Упражнение «Веселый клоун»)

 Могу удивляться.             (Упражнение «Клоун удивляется»)

 Возьму   загрущу,               (Упражнение «Грустный клоун»)

 И опять улыбнусь             (Упражнение «Веселый клоун»)

 Тут зачем-то рассержусь, (Упражнение «Клоун рассердился»)                                                И опять развеселюсь!        (Упражнение «Веселый клоун»)

Логопед: -  Веселые клоуны,  давайте  еще повеселим публику:

(Артикуляционная гимнастика):

Мы как  бегемотики  вдруг откроем ротики. (“Окошко”)

Как лошадка мы поскачем (Изображаем цоканье лошадки),

Улыбнемся во весь рот  (“Заборчик”), погудим как пароход: “ л-л-л”.

Как собака зарычим:  “ р-р-р”. Так людей развеселим.

Логопед:   В цирке  есть симпатичные свистки, которые очень поднимают настроение. (Рома достает из пакетиков индивидуальные свистки с язычками и раздает детям). Давайте подуем в наши свистки. (Дети дуют в свистки).

Рома: из вас отличные клоуны,  ребята!

Логопед:  -Следующими  выступают жонглеры! ( Рома достает из сетки 1 мяч.) Я   бросаю вам мяч,  вы ловите не только мяч но и слог,  заменяя звук л на р, игра «Наоборот»: (Рома ловит мяч вместе с детьми)

Логопед:  ла-,  ребенок : - ра  ; ло - ро  и т. д.( лы-ры , лу-ру , ал-ар  ,ол-ор,  ил-ир , ур-ул,  ыл-ыр,  лак-рак ,лов-ров, лаз –раз  )

 Логопед: молодцы, жонглеры:  - А сейчас выступают эквилибристы. Но перед выступлением им необходима разминка.  ( под музыку марша   выполняют разминку,  Рома вместе с детьми выполняет упражнения под команду логопеда):

Чудесные артисты

идут эквилибристы           (ходьба на месте с вытянутыми в разные стороны руками)

.Левой,  правой                   (вперед выставляют левую ногу и правую руку)

Правой, левой                             ( выставляют правую ногу и левую руку)

 Разминаются умело                    (вращают плечами)

 На одной ноге стоят                    (стоят на одной ноге,  руки в стороны)

 Удивить нас всех хотят.             (удивление на лицах)

Логопед: - Теперь можно начинать выступление. На арене эквилибристы!

( Ходьба по веревочке с мешочками на голове.)  Идем по канату с вытянутыми в стороны руками,  удерживая мешочек на голове  и проговаривая  волшебные строки  про цирк,  которые помогают  удерживать равновесие. Рома выступает первым, как самый опытный артист цирка. ( Рома берет мешочек ,  кладет на голову и идет по веревочке, повторяя за логопедом: - ра-ра  - начинается игра, передает мешочек следующему артисту).  Дети идут по веревочке с мешочком на голове, повторяя за логопедом:

 1 ребенок: ра - ра - на арену всем пора

2 ребенок: ла- ла-   клоунесса как юла

 3 ребенок: ры-ры – у Ромы есть шары

 4 ребенок: ло-ло – как под куполом светло

5 ребенок: ру-ру - скачет быстро кенгуру

6: лу-лу – маг-волшебник взял иглу .

Молодцы!

Конферансье(логопед): А теперь на арене цирка дрессировщики! Ведите собак! Под собачий вальс Рома выводит двух собак (куклы-марионетки)

Логопед: - Это Лайка и Барбос. Очень веселые  и ловкие собачки.  Но чтобы номер удался, нужно приготовить для них угощения.  Рома,  неси мешок с гостинцами! Логопед:  Лайка любит сладости  со звуками л и ль в названии (достает и раскладывает вперемешку на стол перед детьми картинки): булочки, бублики, леденцы, молочный шоколад, плюшки,  вафли, а Барбос любит сладости со звуком р: карамельки, ириски, сахар, варенье, мороженое,  пирожки.  Разложите на стульчики гостинца.  Обратите внимание на буквы р и л на стульчиках  и  не путайте угощения . Разделитесь на две команды . Кто хочет быть в команде Лайки , Барбоса.?  Собака реагирует на название сладостей, называйте угощение четко и громко, произносите звуки р , л , р’, ль правильно. Они звонкие и именно на них реагируют собачки.   Первая  команда Лайки называет угощения со звуками л, ль и собаки прыгают через стульчик с буквой л, а вторая команда Барбоса называют слова cо звуками р , р’  и прыгают через стульчик с буквой  р.

Логопед: - А теперь команды,  поменяйтесь собачками.  Первая команда будет дрессировать Барбоса , а вторая Лайку (Вторая команда называет слова со звуками л и л’, первая команда со звуками р и р’).

Логопед: - Отличный номер, все молодцы! Ребята, давайте похвалим наших собачек : учтите, Лайка любит слова со звуком л,  а Барбос- со звуком р. Какая Лайка?  Какой Барбос?  Дети сами  выбирают  кого будут хвалить.   Отвечают:

- Лайка милая, белая.  

- Барбос  хороший, добрый.

-  Лайка милая, белая, ласковая.

-  Барбос  рычащий, сердитый, грозный сторож.

-  Лайка легкая, пленительная,   великолепная.

-  Барбос красивый , коричневый, распрекрасный пес .

-   Лайка - ослепительная леди.

Логопед:  - Из вас отличные дрессировщики ребята!

Логопед:  - А теперь давайте покажем номер с превращением.

  Рома: - То есть станем иллюзионистами? 

Логопед: - Совершенно верно! А какими еще словами можно назвать иллюзиониста?

 Дети: - Фокусник, маг, волшебник, чародей .  Но  волшебникам ,  чтобы творить чудеса нужна ловкость рук.  У Ромы есть волшебные палочки, которые помогут нам разомять наши пальчики и совершить волшебство.( массаж ладоней и пальцев рук шестигранными карандашами ). Дети произносят вместе с логопедом:

Палочку в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

Теперь можно приступать к волшебству.

- Рома,  неси  черный ящик . Ты - иллюзионист,  ребята- твои помощники. Рома надевает шляпу-цилиндр и несет ящик.

 Рома: -  Сейчас я положу в ящик этого игрушечного  белого барашка  и увидим , во что он превратиться . Показывает пустой ящик ,  накрывает платком .   Произносит с детьми волшебные слова: калды- балды- барабес . Переворачивает ящик , открывает,  достает оттуда флажки прицепленные на веревку прищепками.

Логопед: - На флажках написаны слоги, только они перепутаны. Давайте расставим их в нужном порядке так, чтобы получились слова.  Ребята развешивают флажки в нужном порядке и читают:  “клоуны-артисты”

Логопед: - Молодцы!  Ребята, какими словами мы  можем охарактеризовать артистов цирка? Они любят трудиться?  

Дети: -да.

 Логопед: значит, они какие?  

Дети:- трудолюбивые.

Логопед: -еще какие?

Дети: - Веселые, ловкие, жизнерадостные, умелые смелые, решительные, бесстрашные., талантливые, целеустремленные, работящие , волевые, благородные, творческие.  

Логопед:  мы сказали трудолюбивые.  Артисты , а какие пословицы  про труд вы знаете? Давайте расскажем их  зрителям.

Дети:  - Дело мастера боится.   Сделал дело, гуляй смело.  Без труда не выловишь и рыбку из пруда.   Делу время - потехе час.  Без хорошего труда – нет плода.   Глаза страшатся – а руки делают.  Терпение и труд-  все перетрут.

Логопед: Наше представление подходит к концу. (Снимает пиджак и бабочку) Спасибо , Рома,  за великолепное представление , в  котором мы с ребятами смогли поучаствовать. Ребята,  вы познакомились со многими  профессиями  цирка.  Расскажите ,    какие   цирковые  профессия вам нравятся и почему. ( Дети смотрят  слайд с изображением цирковых  профессий)

 1 ребенок:  Мне нравится дрессировщик, потому что он бесстрашный и ловкий . У него есть обруч и хлыст, чтобы дрессировать зверей. Даже  лев и тигр слушаются его.

 2 ребенок:  Мне нравится  клоун, потому что он добрый и веселый . Ему нужны шары, флажки, разные колпаки и парики,  красный нос, чтобы веселить публику.

3 ребенок:  Мне нравится  жонглер, потому что он очень ловкий и может жонглировать несколькими кольцами, кеглями и другими предметами.

 4 ребенок:  Мне нравится силач, потому что он может поднимать тяжелые гири. Он много тренируется и правильно питается, чтобы накачать мускулатуру.

 5 ребенок:  Мне нравится эквилибрист, потому что он  очень смелый,  ловкий и бесстрашный. Он  может удерживать равновесие своего тела в любом положении.

 6 ребенок:  Мне нравится иллюзионист, потому что он  добрый волшебник и чародей. Ему нужна шляпа-цилиндр и кролик, чтобы нас обрадовать.

 Логопед:  молодцы, ребята! Вы  сказали добрые слова об артистах  цирка.  Вам понравилось быть артистами?

 Дети: Да.

Логопед: Действительно отличное представление!  Но нам пора возвращаться в детский сад.  До свидания, Рома!  Уходят под музыку: “Цирк”,  на прощанье машут рукой.

  Информационные ресурсы:

  1. Н. В. Нищева: “ Комплексная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием) с 3 до7 лет”. – С.П. Детство –Пресс, 2016 г.
  2.  Пальчиковая гимнастика в стихах. http://playroom.ru/palchikovaya-gimnastika-v-stihah/
  3. Н.В. Нищева: “ Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР”.

- С.П. Детство-пресс. 2009 г.

     4.  Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.    

          http://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"

В моем конспекте показана интегрированная образовательная деятельность и описаны здоровьесберегающие технологии....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием игровой технологии Тема: «В гости к краскам»

Образовательная.·         Пополнить активный словарь детей словами, начинающимися со звука «с»: сыр, солнце, скакалка, стул, собака, солдатик...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Вышла курочка гулять»

Задачи: Образовательная.Продолжать знакомить с домашней птицей -курица, с частями её тела (голова, гребешок, крылья, ноги).Продолжать формировать знание цвета — желтый.Продолжать формироват...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Петушок и его семья»

Задачи:Образовательные:1.Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.2.Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи пету...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Петушок и его семья»

Задачи:Образовательные:1.Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.2.Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи пету...

Конспект образовательной деятельности в группе раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий «Зайка в гостях у ребят»

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родителиАктуальность проблемы: Проблема здоровья детей в наши дни стала весьма очевидной. Как показывают исследования, ...