Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Конспект занятия по звуковой культуре речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_differentsiatsiya_zvukov_sh-zh.docx | 172.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.
Цель: научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.
Задачи:
Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.
Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.
Уметь дифференцировать звуки в словах.
Формировать умение определять позицию звука в слове.
Развивать связную речь.
I. Организационный момент. Постановка целей занятия.
Дети встают в круг.
(Психоэмоциональный настрой)
Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай,
С нами на занятие приглашай.
Введение в тему занятия:
- Ребята, к нам на занятие сегодня пришли два брата-гномика. Одного из них зовут Шик, а другого – Жик.
Логопед выставляет на доску изображение двух гномиков.
|
- Скажите, с какой буквы начинается имя первого брата - Шик? (Ш)
- А с какой буквы начинается имя второго брата - Жик? (Ж)
- Сегодня на занятии мы поближе познакомимся с буквами Ж и Ш
II. Основной этап
Логопед:
На первый взгляд наши гости кажутся очень похожими, но если мы присмотримся к ним, то увидим, что различия есть. К тому же, гномики пришли к нам на занятие со своими любимыми игрушками. Обратите внимание, что они прячут за спиной.
- Первого гномика зовут Шик. Что он прячет за спиной? (Наушники)
- С какой буквы начинается его имя? (Ш)
- Давайте вместе произнесем звук Ш и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим Ш? Звук Ш звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук Ш - глухой)
- Второго гномика зовут Жик. Что он прячет за спиной? (Колокольчик)
- С какой буквы начинается его имя? (Ж)
- Давайте вместе произнесем звук Ж и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим Ж? Звук Ж звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук Ж - звонкий)
Артикуляция и характеристика звуков (ш), (ж)
- Теперь мы знаем, чем отличаются эти братья, и постараемся их не путать.
Дифференциация Ж-Ш на изолированном и слоговом уровне.
-Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Как вы думаете, первая карточка будет означать звонкий или глухой согласный? (Звонкий звук, так как нарисован колокольчик)
- В теме нашего занятия два звука Ж и Ш, какой из них звонкий? (Ж)
- Посмотрите на вторую карточку. На ней нарисованы наушники. Какой звук обозначает эта карточка? (Глухой звук, так как нарисованы наушники - Ш).
- Сейчас я буду называть слоги. Если в слоге есть Ж – вы поднимаете карточку с колокольчиком, если Ш – вы поднимаете карточку с наушниками.
Слоги: а) Ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш, ж, ш, ш, ж, ж, ш, ш;
б) Ша, жа, жу, шу, ши, жи, жа, жо, шу…
Логопед:
Посмотрите, какие необычные ворота приготовили для вас Жик и Шик.. Пройти сможет тот, кто повторит цепочку слогов:
Ша-ша-жа жа-жа-ша
Ша-жа-жа жа-ша-жа
Ша-жа-ша ож-ош-ож
Дифференциация звуков [ш]-[ж] в словах. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и «Кто лишний?»
1– Перед вами домики. Какая буква написана на крыше каждого домика? Расскажите, какие картинки живут в этих домиках. Назовите того, кто попал не в свой домик.
1 домик (Ш) – кукушка, лягушка, кошка, жук.
2 домик (Ж) – ружьё, флажок,жираф, мышка.
Логопед: Какой домик мы подарим Жику, а Какой Шику?
Дети: Жику с буквой Ж, а Шику с буквой Ш ( здесь поговорим, чем звук отличается от буквы)
2Логопед выставляет на доску предметные картинки: шары, жук, лужа, шоколад, машина, ракушка, одежда, ежи.
- Давайте поделим эти картинки между братьями. Как вы думаете, картинки, с какой буквой возьмет себе Шик? А Жик? (Шик возьмет картинки с буквой Ш, Жик – с буквой Ж)
- На первой картинке изображены шары. Какая буква есть этом слове Ш или Ж? (Ш)
- Кому отдадим эту картинку? (Шику)
Аналогичная работа проводится с каждой картинкой. - Теперь наши гости – гномики хотят проверить ваши знания.
Развитие звукового анализа. Определение позиции звука в слове
– У вас по 1 картинке. Поднимите и назовите ту картинку, в названии которой есть звук [ш]. Определите место звука в слове и положите картинку к нужной схеме.
Физкультминутка с Суджоком
Давайте немного отдохнем и покажем зарядку с суджоками для гномиков.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Дифференциация звуков [ш]-[ж] в предложении. Развитие зрительного внимания, логического мышления. Д/и «Что больше?»
– На картинках предметы одинакового размера, а на самом деле это не так. Скажите, кто на самом деле больше.
Дети составляют предложения. Например: Журавль больше кукушки. Лягушка больше жука. Жираф больше кошки. И т.п.
Логопед: Ребята, гномики написали для вас предложения, я буду их читать, а вы исправляйте, если нужно.
Деформированная фраза. Исправь предложение.
Женя мыть уши вода.
В сад мыши жить.
Катя бежать с кошка рыжая.
Маша в жакет шкаф вешать.
В писать Женя школа буквы.
На стол лежать желтая груша.
Логопед выставляет на доску схемы для следующего задания
- Посмотрите на схемы на доске, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в ней целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения.
- Кто нарисован на первой картинке? (Маша)
- Как вы думаете, что делает Маша? (Открывает кран, моет)
- Что моет Маша? (Грушу)
- Кто полностью составит предложение? (Маша моет грушу)
- Запишем в тетрадь это предложение. Какую букву выделим? (Букву Ш подчеркнем синим карандашом)
- Кто нарисован на первой картинке? (Бабушка)
- Как вы думаете, что делает бабушка? (Берет пряжу, вяжет)
- Что вяжет бабушка? (Носки)
- Из какой пряжи вяжет носки бабушка? (Из разноцветной)
- Кто полностью составит предложение? (Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи)
Логопед:послушайте скороговорку:
На крыше у Шуры
Живет журавль Жура.
- Давайте выучим эту скороговорку. Послушайте ее еще раз.
- Сейчас все вместе будем читать эту скороговорку одними губами.
- Теперь я говорю одними губами, а вы шепотом.
- А теперь я говорю шепотом, а вы вслух.
III. Итог занятия.
Рефлексия. Итог. - Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? С какими буквами работали? (Буквы Ж и Ш)
- Дайте характеристики звукам, которые обозначают эти буквы. (Звук Ш- согласный, твердый, глухой, Ж - согласный, твердый, звонкий).
Посмотрите Жик и Шик дарят вам три цветка (красный, белый и синий) и маленьких пчёлок, если сегодня на занятии вам было трудно, посадите свою пчелу на красный цветок, если легко – на белый, если вам иногда было трудно – на синий. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах.
Тема: Дифференциация звуков «ж - з» в слогах и словах....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы "Дифференциация звуков З - Ж в слогах и словах"
Задачи: уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развива...
Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"
Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:· уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;· отработать отчетливое произ...
Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах
Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы «Дифференциация звуков З – Ж в слогах и словах»
Задачи:уточнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], их акустические признаки;отработать отчетливое произношение звуков [З], [Ж] в слогах и словах;формировать умение дифференцировать звуки [З] - [Ж];развиват...
Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [Ж] - [З] в слогах, в словах, в предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звуков [Ж] - [З] в слогах, в словах, в предложениях.Задачи: Коррекционно-обучающие: учить различать звуки [Ж] - [З] в слогах, в словах, в предложениях...