Трудности в письме под диктовку
консультация по обучению грамоте на тему

Сергиенко Марина Сергеевна

Проблема нарушения письменной речи школьника остаётся всегда актуальной, как для родителей, так и для и учителей начальных классов. Представленные рекомендации помогут заинтересованным лицам оказать посильную помощь ребёнку, имеющему такие проблемы в письме, как не дописывание слов, пропуск букв в слове, слов в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebyonok_imeet_trudnosti_pri_pisme_pod_diktovku.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок имеет трудности при письме под диктовку (рекомендации для родителей)

Проблема нарушения письменной речи школьника остаётся всегда актуальной, как для родителей, так и для и учителей начальных классов. Представленные рекомендации помогут заинтересованным лицам оказать посильную помощь ребёнку, имеющему такие проблемы в письме, как не дописывание слов, пропуск букв в слове, слов в предложении. Не секрет, что за последнее время число таких «узких специалистов», как учитель-логопед в общеобразовательных школах существенно сократилось. Однако детей, нуждающихся в логопедической помощи, меньше не стало. Что порекомендовать учителю начальных классов родителям таких детей? Обратиться в частные логопедические центры? Но не все родители в состоянии оплатить услуги частного логопеда. Ребёнок в конце второго года обучения пишет итоговый диктант. Он допускает в письме большое количество типичных ошибок: окончания слов не дописаны, пропущены согласные буквы при их стечении, пропущены слова в предложении. Как помочь ребенку? Вот некоторые рекомендации школьного логопеда.

1. Работаем над звуковым составом слова и слоговой структурой слова: определяем количество звуков в словах (рама, машина, мак и т.д.); выделяем звуки из слова в разбивку; определяем количество гласных и согласных звуков в слове; называем только гласные, только согласные звуки; последовательно выделяем звуки в слове; Слова подбираем в определенной последовательности в соответствии с усложнением слоговой структуры (используем классификацию А.К. Макаровой). Слова усложняются как в наращивании количества слогов, так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него): Двухсложные слова из открытых слогов (рама). Трехсложные слова из открытых слогов (машина). Односложные слова (мак). Двухсложные слова с закрытым слогом (бутон). Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (форма). Трехсложные слова с закрытым слогом (коридор). Двухсложные слова из закрытых слогов (барбос). Трехсложные слова со стечением согласных (подарки). Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (фейерверк). Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (конфетка) Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова (стол), (зубр). Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (тропка). Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова (скакалка). Многосложные слова из открытых слогов (телефон). Работая по этому плану, логопед должен учитывать произносительные возможности детей, цели, задачи, стоящие на занятии, изучаемый в это время звук, темы по развитию словаря.

2. Формируем умение последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Предлагаем следующие упражнения: В словах пропущен один звук. Ребенку нужно догадаться какой, и подумать, можно ли получить разные по значению слова, всавляя разные звуки. Вол… , …убы, …рач, ми…ка, …очка, кры…а, …илет, бу…ка, ба…ан. Преобразовываем слова, изменяя один звук. Из каждого слова исключаем по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Например: горсть — гость. Хлев, уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, олень, клещ, мель, снаряд, град, скот, всласть, краска, стол, тепло, беда, экран. Добавляем к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:рот-крот.

3. Если в диктанте встречается большое количество недописанных слов, то предлагаем упражнения на дописывание слов. Очень полезно при этом подключать кинестетический контроль. Каждое произносимое слова «простукиваем» пальчиками по столу. При этом нужно требовать четкого произношения окончания слов. Саша купил цветн___ карандаши. Сады и поля зеленее___. Следующим упражнением будет диктант только окончаний : «цветной — ————ой, зеленеют — —————ют». Зима холодная, а лето — … Пишем только окончание. Крыша какая? Треугольная- ———— ая.

4. Работаем на уровне предложения. Предлагаем слуховые и графические диктанты. Слуховые диктанты увеличивают объем слуховой памяти. Детям очень нравятся слуховые диктанты. Ребята стремятся сознательно запомнить предложение. Можно поиграть с детьми: назови второе слово, последнее и т.д. Перед тем, как записать предложение полезно составить его графическую схему, т.е. обозначить начало предложения, а затем все слова — отдельными чёрточками. Полезно систематически включать упражнения на списывание текстов и письмо стихотворений, небольших текстов по памяти. Диктанты подбираем в соответствии с возрастом, программой обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудности обучения письму и чтению"

Сообщение для родителей детей, поступающих в первый класс....

Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....

Буклет "Трудности при письме".

трудности при письме...

Скоро в школу. Трудности в обучении письму

Скоро в школу. Трудности в обучении письму...

Современные подходы к преодолению трудностей письма и чтения трудностей

Материалы для родителей "современные подходы к преодолению трудностей чтения и письма "...

Трудности формирования письма. Возможные причины.

Все дети допускают ошибки при письме. Но некоторые нарушения письма относятся к разряду специфических и требуют логопедической помощи. Давайте разберемся по порядку....