Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Денисова Ольга Вячеславовна

Игра «Карусель звуков»  моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем.  В процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слова, выявляют признаки звука,  группируют звуки по различным признакам и выстраивают классификацию звуков по правилам, доступным пониманию ребёнка-дошкольника, а во время игры - поиска звука на карусели - ребёнок самостоятельно даёт его характеристику, описание местоположения и артикуляции.

Игра составлена на основе существующей в русском языке классификации звуков и имеющейся в ТРИЗ-педагогике игры «Да-Нет» с использованием символов звуков автора Ткаченко Т.А.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед: Денисова О.В. г. Саров

Слайд 2

Цель игры: ♦ Повысить готовность детей с речевой патологией к звуковому анализу речи. ♦ Развивать речевую и познавательную активность. ♦ Поддерживать устойчивый интерес к усвоению звукового фонда.

Слайд 3

Задачи: Создание условий для получения детьми удовольствия от процесса исследования звуков; Формирование умения самостоятельно на основе сравнения группировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам и выстраивать классификацию звуков по правилам, доступным пониманию ребёнка – дошкольника; Формирование фонематических представлений о каждом звуке родного языка (его акустико-артикуляционных признаках) и системе фонем; Развитие умения давать характеристику звуков родного языка, используя слова: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой; описание их местоположения и артикуляции; Развитие умения создавать схемы звуков, их признаков и «считывать» их; Формирование у детей отношения к речевым звукам, как материалу, из которого состоит слово, человеческая речь.

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ: Подготовительный этап: ♦ Обучение детей игре «Да - нет», овладение алгоритмом сужения поля поиска объекта через отсечение лишнего, умением задавать вопросы таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».

Слайд 5

ЭТАПЫ РАБОТЫ: Основной этап: Последовательное изучение детьми звуков русского языка и моделирование совместно со взрослым игры «Карусель звуков».

Слайд 6

Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков». 1. Выделение звука из слова. 2. Элементарное описание особенностей артикуляции звука и его правильное произнесение. 3. Поиск аналога звучания в окружающей действительности. 4. Схематизация звука (создание зрительного образа звука). 5. Выявление признаков звука и их схематизация (создание зрительного образа признака). 6. Размещение схем на модели «Карусель звуков».

Слайд 7

Алгоритм моделирования 1. Выделение звука из слова. 2. Элементарное описание артикуляции звука и его правильное произнесение. 3. Поиск аналога звучания. 4. Схематизация звука. 5. Выявление признаков звука и их схематизация. 6. Р а з м е щ е н и е схем на модели «Карусель звуков». Карусель звуков

Слайд 8

Карусель звуков Алгоритм моделирования 1. Выделение звука из слова. 2. Элементарное описание артикуляции звука и его правильное произнесение. 3. Поиск аналога звучания. 4. Схематизация звука. 5. Выявление признаков звука и их схематизация. 6. Р а з м е щ е н и е схем на модели «Карусель звуков».

Слайд 9

Карусель звуков Алгоритм моделирования 1. Выделение звука из слова. 2. Элементарное описание артикуляции звука и его правильное произнесение. 3. Поиск аналога звучания. 4. Схематизация звука. 5. Выявление признаков звука и их схематизация. 6. Р а з м е щ е н и е схем на модели «Карусель звуков».

Слайд 10

Карусель звуков

Слайд 11

Этапы работы: Заключительный этап: Самостоятельная игра со сверстниками в «Карусель звуков».

Слайд 12

Игра основана на плоскостной игре «Да-Нет», упражняет детей в узнавании и различении букв русского языка. «Буквенная мозаика»

Слайд 13

Игры «Карусель звуков» и «Буквенная мозаика» позволяют поддерживать устойчивый интерес к освоению системы фонем в течение длительного времени; делают процесс овладения фонетической системой языка активным со стороны ребёнка, занимательным, не требующим дополнительной мотивации; значительно повышают готовность детей к звуковому анализу речи; дети становятся способными самостоятельно выполнить практическое задание на проведение звукового анализа слова, используя операции дихотомии, и дать чёткую характеристику звуков; не путают буквенные обозначения звуков; умеют самостоятельно проводить игры, что говорит о высокой степени представлений о каждом звуке и системе фонем; осознают, что звуки являются строительным материалом для слова. В результате



Предварительный просмотр:

Сценарий презентации игры «Карусель звуков».

№ слайда

Действия докладчика и изображение

на слайде

Голос за кадром

1.

Пустой

           Коррекционная педагогика предлагает специфическое содержание обучения детей старшего дошкольного возраста системе фонем и особые приёмы работы, которые направлены на преодоление фонематического недоразвития детей с речевой патологией и развитие их способности к звуковому анализу речи.

          Но необходимо заметить, что при таком освоении системы фонем

  • деятельность детей в основном носит репродуктивный характер. Детям, как правило, сообщаются знания о принадлежности конкретного звука к той или иной классификационной группе и не формируется умение самостоятельно строить классификационные структуры по определённым основаниям. Кроме того,
  • деятельность проходит в условиях низкой речевой активности. Дети в основном отвечают на вопросы взрослого и затрудняются задавать их.
  • Деятельность детей достаточно слабо мотивирована и не всегда осознана.

2

Клик мышкой (Появляется круг с изображением звуковых символов)

          Вашему вниманию предлагается  игра «Карусель звуков»,

  • в которой деятельность детей по усвоению системы фонем носит продуктивный характер, что значительно повышает способность детей к звуковому анализу речи,
  • которая  вызывает  высокую речевую активность,
  • благодаря которой поддерживается устойчивый интерес к данному виду деятельности.

           Игра составлена на основе существующей в русском языке классификации звуков и имеющейся в ТРИЗ-педагогике игры «Да-Нет» с использованием символов звуков автора Ткаченко Т.А.

3.

Цель игры

Цели игры:

  • Повысить готовность детей с речевой патологией к звуковому анализу речи.
  • Поддерживать устойчивый интерес к усвоению звукового фонда.

Развивать речевую и познавательную активность.

4.

Задачи

Задачи:

  • Создание условий для получения детьми удовольствия от процесса исследования звуков.
  • Формирование умения самостоятельно на основе сравнения группировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам и выстраивать классификацию звуков по правилам, доступным пониманию ребёнка – дошкольника.
  • Формирование фонематических представлений о каждом звуке родного языка (его акустико-артикуляционных признаках) и системе фонем.
  • Развитие умения давать характеристику звуков родного языка, используя слова: гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой; описание их местоположения и артикуляции.
  • Развитие умения создавать схемы звуков, их признаков и «считывать» их.
  • Формирование у детей отношения к речевым звукам, как материалу, из которого состоит слово, человеческая речь.

5.

Подготовительный этап

Данная игра предполагает подготовительный этап в работе, который направлен на освоение различных видов игры «Да-нет», на овладение детьми алгоритмом сужения поля поиска объекта через отсечение лишнего, обучение умению задавать вопросы таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».

6.

Основной этап.

На основном этапе работы деятельность детей носит продуктивный характер.  Педагог последовательно знакомит детей со звуками русского языка и сразу же совместно с детьми моделирует игру «Карусель звуков» по следующему алгоритму:

7.

Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков».

Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков».

1.Выделение звука из слова.

2.Элементарное описание особенностей артикуляции звука и   правильное его произнесение.

3. Поиск аналога звучания в окружающей  действительности.

4. Схематизация звука (создание зрительного образа звука).

5. Выявление признаков звука и их схематизация (создание

    зрительного образа признака).

6. Размещение схемы звука на модели «Карусель звуков».

     Как видите, существующие приёмы коррекционного обучения системе фонем вошли в алгоритм моделирования игры. На первых четырёх занятиях поочерёдно изучаются гласные: А, У, И, Ы. Согласные звуки изучаются парами, причём сначала даётся пара, где звуки отличаются по твёрдости и мягкости, а на следующем занятии их звонкий или глухой вариант. Непарные согласные изучаются по одному.

8.

Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков» и круг с расчерченными секторами.

клик мышкой (появляется прямоугольник)

клик мышкой (прямоугольник закрашивается красным цветом)

клик мышкой

(схема попадает в круг)

клик мышкой

(в круге последовательно появляются схемы звуков: У, И, Ы)

Описание работы по предлагаемому алгоритму.

Вниманию детей предлагается круг, который представляет собой игровое поле, расчерченное на 42 сектора по количеству звуков в русском языке. Данные   сектора сгруппированы в части, которые выделены утолщёнными линиями. В часть из 6 секторов помещаются зрительные образы гласных звуков русского языка. Одна часть из 18 секторов объединяет твёрдые согласные, другая часть из 18 секторов включает в себя мягкие согласные. Обе части поделены на меньшие части, объединяющие сектора с глухими и звонкими согласными русского языка. В центре диска закреплены 2 стрелки. Детям сообщается, что это карусель, на ней будут «жить» звуки, которые детям предстоит научиться слышать и произносить.

Предлагается выполнить ряд заданий.

1.Поскольку нельзя давать детям звук неизвестно откуда-то взявшийся, то мы предлагаем его выделить из слова. Задаём вопрос: - Какой первый звук в слове Аня?

2.Ребёнку предлагается посмотреть в зеркало и дать элементарное описание артикуляции звука.

(Приложение № 1 «Описание артикуляционных признаков звуков русского языка и аналога звучания объектов окружающего мира»).

 Предполагаемые ответы: - Когда мы произносим «А», то рот широко открывается. Предлагаем произнести звук правильно.

3.Дети ищут в окружающей действительности звук, похожий на изучаемый. Принимаются все ответы детей, выбирается наиболее удачный и похожий звук. Например: - Так плачет малыш.

4.Выбирается «художник», который схематизирует звук.

При создании зрительного образа гласных звуков мы используем геометрические фигуры, которые напоминают положение губ.

(Приложение № 2 «Зрительные символы звуков русского языка»).

Мы договариваемся, что схемой гласного «А» может стать  прямоугольник. «Читаем» звук.

5.Затем ребёнку предлагается выявить признак звука. По отсутствию преграды во рту выявляется, что это звук гласный. Сразу же с выявлением признака ребёнку предлагается засхематизировать данный признак: гласный-закрашиваем прямоугольник красным цветом.

(Приложение № 3 «Зрительные символы признаков звуков русского языка, изучаемых в дошкольном возрасте»).

6.Затем схема звука размещается на модели игры в соответствующий его признакам сектор. (Приложение № 4 игра «Карусель звуков»)

Аналогично проводится работа ещё с несколькими гласными У, И, Ы.

9.

Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков», круг с расчерченными секторами и размещёнными в них схемами 4-х гласных звуков

2 клика мышкой

(появляются  2  ежа)

2 клика мышкой

(ежи  последовательно закрашиваются   в   синий и зелёный цвет)

клик мышкой

(в круге последовательно появляются наушники)

клик мышкой

(ежи размещаются на круге)

После изучения трёх гласных по такому же алгоритму изучаются пара согласных П-ПЬ:

1. Предлагаем выделить звуки из слов. Задаём вопрос: - Какой последний звук в словах: топ-топь?

2. Даётся элементарное описание артикуляции звуков «П и ПЬ»: губы сначала сжимаются, а потом разжимаются. Предлагаем произнести их правильно.

3.Дети ищут в окружающей действительности звук, похожий на изучаемый. Напр-р: - Так пыхтят ёж и ежонок.

4. При создании зрительного образа согласных звуков мы используем тот объект окружающей действительности, который издаёт аналогичный звук.

Так, схемой звуков «П-ПЬ» становится ёж. «Читают» звук.

5.Затем предлагается выявить признаки звуков. По наличию преграды во рту выявляется, что это звуки согласные. Поскольку это согласные звуки, то продолжается поиск признаков. Выясняется, что один звук твёрдый, а другой - мягкий? Сразу же схематизируются признаки. Договариваемся, что твёрдый согласный будем обозначать синим цветом, мягкий согласный – зелёным цветом.

   

  Далее по отсутствию вибрации голосовых связок выявляется следующий признак звуков, что эти звуки глухие. Договариваемся, что место, где будут находиться глухие звуки, будем обозначать наушниками.

6. После того, как схемы звуков готовы, мы размещаем их на модели игры в соответствующие их признакам сектора.

10.

Алгоритм моделирования игры «Карусель звуков», круг с расчерченными секторами и размещёнными в них схемами 4-х гласных  и 2-х согласных звуков

2 клика мышкой

(появляются  2  барабана)

2 клика мышкой

(барабаны последовательно закрашиваются   в   синий и зелёный цвет)

клик мышкой

(в круге последова-тельно появляются колокольчики)

клик мышкой

(барабаны размещаются на круге)

Далее аналогично проводится работа с парой согласных звуков Б-БЬ.

1. Предлагаем выделить звуки из слов. Задаём вопрос: - Какой первый звук в словах: бант - бинт?

2. Описываем артикуляцию звуков: «Б и БЬ», губы сначала сжимаются, а потом разжимаются. Предлагаем произнести их правильно.

3.Дети ищут в окружающей действительности звук, похожий на изучаемый. Например: - Так звучит большой и маленький барабан.

4.Схемой звуков становится барабан, т.е. тот объект окружающей действительности, который аналогично звучит. «Читают» звук.

5.Затем предлагается выявить признаки звуков. По наличию преграды во рту выявляется, что это звуки согласные. Поскольку это согласные звуки, то продолжается поиск признаков. Выясняется, что один звук твёрдый, а другой - мягкий? Сразу же схематизируются признаки: твёрдый согласный - синим цветом, мягкий согласный – зелёным цветом.

Далее по наличию вибрации голосовых связок выявляется следующий признак звуков, что эти звуки звонкие. Договариваемся, что место, где будут находиться звонкие звуки, будем обозначать колокольчиком.

6. После того, как схемы звуков готовы, мы размещаем их на модели игры в соответствующие их признакам сектора.

         Так, после ознакомления с несколькими звуками(А, У, И, Ы, П-ПЬ, Б-БЬ), которые благодаря своим различным характеристикам попали в основные сектора «Карусели звуков», можно организовать игру. Ведущий загадывает звук на карусели, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Они методом дихотомии сужают поле поиска звука и одновременно дают его характеристику.

Игра будет проходить следующим образом:

Учитель-логопед: - Я загадала звук, отгадайте, какой?

Дети: - Это звук гласный? (Нет).                    

          - Это звук согласный? (Да).

        - Это мягкий согласный? (Нет).          

          - Это твёрдый согласный? (Да).

        - Это звонкий согласный? (Нет).           

          - Это глухой согласный? (Да).

        - Это звук «П».

11.

Круг с заполненными секторами

Последовательные клики мышкой

(стрелка сужает поле поиска)

Затем по мере изучения всё новых звуков и их

характеристик постепенно заполняются все сектора «Карусели звуков». Не нужно бояться большого количества зрительных образов звуков. Если посмотреть внимательно, то их не так и много. Пары твёрдых и мягких звуков имеют одинаковый образ.        

          По мере появления новых звуков загаданный звук будет описываться не только по механизму образования, но и его местоположению, особенностям артикуляции и другим (если есть) признакам.

Игра будет проходить следующим образом:

Учитель-логопед: - Я загадала звук, попробуй отгадать, какой?

Дети: - Это звук гласный? (Нет).              

           - Это звук согласный? (Да).

         - Это мягкий согласный? (Нет).          

           - Это твёрдый согласный? (Да).

        - Это звонкий согласный? (Нет).         

          - Это глухой согласный? (Да).

        - Этот звук находится между «П» и «Т»? (Нет)

        - Этот звук находится между «Т» и «Х»? (Да).

        - Когда мы его произносим, то язык «чашечкой»?    

            (Нет).

        - Когда мы его произносим, то губы улыбаются, а

             язык в нижние зубы упирается? (Да).

        - Это звук «С».

Так в процессе моделирования игры дети  выделяют звук из слова, выявляют признаки звука,  группируют звуки по различным признакам и выстраивают классификацию звуков по правилам, доступным пониманию ребёнка-дошкольника, а во время игры - поиска звука на карусели - ребёнок самостоятельно даёт его характеристику, описание местоположения и артикуляции. После того, как звук нашёлся, с ним проводятся различные упражнения на осознание того, что звук является строительным материалом слова: придумывание слов на заданный звук, составление из найденных звуков целого слова, сочинение сказок со звуками, используя наиболее подходящие алгоритмы составления сказок. Сочинение сказок позволяет нам наряду с усвоением фонетической системы восполнять пробелы в развитии словаря и связной грамматически правильной речи.

     (Приложение № 5 «Сказка о дружбе» ).

Кроме того, логопедом организуется серия заданий на закрепление классификационных умений:

1. «Всё на карусели перепуталось» (дети правильно расставляют перепутанные  зрительные образы звуков);

2. «Раз, два, три, ко мне беги» (к ведущему «бегут» звуки с заданной  характеристикой);

3. «Мои друзья» (К ведущему «подходят» звуки с заданной характеристикой);

4. «Загадалки» (ведущий даёт характеристику звука и описание его местоположения, дети следят глазами по карусели и находят звук с заданной характеристикой);

5. «Четвёртый лишний» (дети выделяют из ряда звук из другой классификационной группы);

6. «Я отправляюсь в путешествие» (ведущий берёт в путешествие звуки с заданной  характеристикой);

7. «Что в круге?» (дети называют общий признак группы звуков);

8. «Теремок» (хозяином теремка становится звук, который может сравнить признаки 2-х звуков);

9. «Чудесное превращение» (ведущий предлагает звуку, имеющему не менее трёх признаков пройти по волшебной дорожке и определить, в кого он превратился. Например, звук «С» попал в звонкую комнату и стал «З», затем попал в мягкую комнату и стал ЗЬ, попал в глухую комнату и стал СЬ и т.д.);

10. «Звоночек и наушники» (дети имитационными движениями реагируют на звучание звука);

12.

Заключительный этап работы.

Фотографии с изображением детей, играющих в  звуковую «Да-нет».

После предлагаемой серии заданий дети ещё увереннее играют в звуковую «Да-Нет». После того, как «Карусель звуков» полностью смоделирована, наступает заключительный этап работы, когда дети без труда самостоятельно играют друг с другом.

13.

Буквенная мозаика

Фотографии детей, играющих в буквенную «Да-нет».

Параллельно обучению системе фонем мы проводим работу по ознакомлению детей с буквами. Предлагаемая нами игра «Буквенная мозаика», основанная на плоскостной игре «Да-Нет», упражняет детей в узнавании и различении букв русского языка.

(Приложение № 6 «Буквенная мозаика»)

      Дети с ОНР часто путают буквенные обозначения звуков, элементы букв, потому что у них снижено зрительное восприятие, зрительная память. Чтобы помочь лучше запомнить буквенные обозначения, мы предлагаем детям сравнить буквы и их элементы со знакомыми предметами. Для чего использовали стихи и фразы описательного характера о буквах алфавита.

(Приложение № 7 «Стихи и фразы описательного характера о буквах алфавита»).  

По мере изучения буквы размещаются на панно. Дети отгадывают букву через описание её местоположения и внешнего вида, определения того, гласная или согласная эта буква.

Игра проходит следующим образом:

Ведущий: - Я загадала букву, задавайте мне вопросы.

- Эта буква находится в нижней части доски? (Нет).

- Эта буква находится в верхней части доски? (Да).

- Эта буква находится в верхней правой части доски? (Нет).

- Эта буква находится в верхней левой части доски? (Да).

- Это буква  гласная? (Нет).

- Это буква согласная? (Да).

- Эту букву мы составим, если справа к палке три прибавим?  (Нет).

- Эта буква похожа на топор? (Да).

- Это буква «Р».

Наличие двух  таких  зрительно представленных игр способствует лучшему различению понятий: звук и буква.

14.

Выводы

Выводы

Созданные вместе с детьми игры «Карусель звуков» и «Буквенная мозаика»

  • позволяют поддерживать устойчивый интерес к освоению системы фонем в течение длительного времени;
  • делают процесс овладения фонетической системой языка активным со стороны ребёнка, занимательным, не требующим дополнительной мотивации;
  • значительно повышают готовность детей к звуковому анализу речи;

В результате

  • дети становятся способными выполнить самостоятельно практическое задание на проведение звукового анализа слова методом дихотомии, где уверенно дают характеристику звуков, производя простейшие языковые обобщения;
  • не путают буквенные обозначения звуков;
  • умеют самостоятельно проводить игры, что говорит о высокой степени представлений о каждом звуке и  системе фонем;

осознают, что звуки являются строительным материалом для слова.


Литература

  1. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448с.
  2. Лелюх С. В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н. Н.   Развитие творческого мышления,

воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. - 240 с.

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда.    – М.: Просвещение, 1985, - 207 с., ил.
  2. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – Спб.:    ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 112 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности усвоения детьми звуков речи».

Данная консультация поможет родителямразобраться в сроках появления звуков в речи детей....

Формирование звукопроизношения и фонематического слуха как важнейшее условие усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте.

В консультации рассмотрены этапы формирования звукопроизношения и фонематического слуха у детей в тесной взаимосвязи с процессом усвоения грамматического строя русского языка, морфологической сис...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Система мониторинга усвоения детьми образовательной программы ДОО

Цель педагогического мониторинга в ДОУ – выявление динамики развития физических,личностных, интеллектуальных качеств дошкольников   Функции педагогического мониторинга:  интег...

Этапы усвоения детьми трудных звуков

Здесь вы сможете найти этапы усвоения детьми трудных звуков...

Автоматизация звуков в домашних условиях . Игры для автоматизации звука.

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...