Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у Дедушки Грамотея »
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Елена Гаврилова

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « В гостях у  Дедушки Грамотея » 

Данное занятие разработанно в соответствии с требованиями ФГОС. Дошкольникам предлогается знакомство с буквой и звуком [З]. Задания направлены на самостоятельную ориентацию ребёнка в учебной среде. Предлагается картотека, где изображены объекты не только с заданными звуками (в начале, в середине, в конце) слова, а так же и предметы не относящиеся к заданию. Ребёнок сам должен классифицировать материал и вибрать нужное для выполнения задания. Так же испольцуются маркеры игрового пространства. Это своего пода трансформеры, которые могут за щитанные минуты превратиться в косимческий корабль, книжную полку, звёздное небо и т.п. На данно занятии применяются различные виды деятельности: групповая, индивидуальная. Занятие построено в форме путешествия дети не сидят на месте. Они находятся в движении, что предотвращает момент уставания. Всё действо происходит в игре, а мы знает что игровая деятельность - это основной вид деятельности в детском саду.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.

Развивающий и воспитательный характер учебного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

« В гостях у  Дедушки Грамотея »

     

   Цель: Знакомство с буквой, звуком [ З ] , определение  местоположения данного звука (в начале, в середине, в конце) слова. Развивать память, мышление, воспитывать отзывчивость, дружелюбие.

   

    Задачи: Учить называть слова с заданным звуком [З]  и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у дошкольников фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Учить самостоятельно подбирать картинки для предложенных заданий из картотеки. Закрепить умение делить слово на слоги.

   

    Развивающая среда: карточка, обозначающая букву З. Картотека с изображением различных предметов, где есть картинки на звук [З] находящийся в начале слова, в середине слова, в конце слова, а также картинки объектов с другими звуками в этих позициях. Схема звукового анализа предложенных слов, волшебный ключ загадка 5 штук, письмо от Дедушки Грамотея, кукла бибабо Внучка, Букварик, сундучок, сюрпризный момент, пять золотых ключиков, маркер игрового пространства (книжная полка, космический корабль, космические просторы)

    Развивающая среда (на каждого ребёнка): набор для каждого ребёнка, состоящий из а) фишки трёх цветов (синий, красный, зелёный), карточка с нарисованными тремя квадратами для условного обозначения звука [З] в начале в середине, в конце слова, шерстяная нитка на каждого ребёнка для сложения буквы.

   

    Ход занятия:

Стук в дверь

Воспитатель: Ребята! Нам доставили бандероль, давайте посмотрим от кого она! Посмотрите на ней написано: «Ребятам от  Дедушки Грамотея и его внучки Маши  из страны АБВГДейки»! Распечатаем и узнаем, что там внутри?

(Дети и воспитатель распечатывают бандероль, достают оттуда сундучок  с письмом)

Воспитатель: Сундучок волшебный и закрыт пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие ребята!

Пишет вам Дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! Рассказали мне мои помощники, что вы очень любознательные ребята и любите отгадывать сложные загадки и сами их составлять, а также решать ребусы. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок необычный, а с пятью замками – загадками и без труда его не открыть. У каждого замка есть свой золотой ключ. Чтобы найти золотые ключи, надо лишь угадать, где они лежат. Волшебный помощник Невидимка спрятал ключи не только  в вашей группе, но и на других планетах, поэтому вам понадобится космический корабль для путешествия. Космического корабля нигде не видно, значит его нужно найти. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. К замкам надо приложить ключи и волшебный сундучок откроется! Но у меня есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Успеха Вам!

                                                  С уважением Ваш Дедушка Грамотей.                                

Воспитатель: Вот так письмо мы с вами получили, не письмо, а целый ребус! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке  Дедушки Грамотея? Будем искать золотые  ключики и корабль?

                                                                                                                                            (Ответы ребят)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый золотой ключ. А где, он находится мы поймём из загадки:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети (Ксюша): Это зеркало! Зеркало у нас в приёмной и в группе. Нужно посмотреть за ними.

Воспитатель: исследуем оба зеркала.

 (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала в приёмной)

Воспитатель: Ключ тот непростой, он волшебный  золотой! На нём задание. Ах вот в чём был секрет про, который  говорил  Дедушка Грамотей! На каждом ключе задание и прежде чем ключ откроет замок нужно выполнить задание. Справимся с этим заданием -  корабль найдем и замок откроем!

   Задание №1.

Воспитатель: Внучка  Дедушки Грамотея придумала для вас задание. Надо назвать слова, где есть звук [З].  

Дети (Лиза, Егор, Наташа): Зонт, зебра, зерно, звук, замок, арбуз, занавески, азбука, газета, змея, газель, магазин, язык ….  

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Зонт. Какой первый

звук?

Дети: З-з-з…

Воспитатель: Звук [З].  Давайте попробуем пропеть этот звук. З-з-з-з… Получается? А что препятствует выходу струи воздуха?

Дети (Лена): зубы, язык 

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Зонт?

Дети: З-оооо-нт! Звук  [О]

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о-о…

Воспитатель: Звук [О]  можно пропеть, ему не мешает ни какая преграда, ни губы, ни язык, ни зубы, струя воздуха их горла выходит свободно. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий и четвёртый звук [Н], и за ним звук [Т]  

Дети (Матвей): третий звук [Н], когда струя воздуха выходит из горла на её пути встречаются преграды из языка и зубов, поэтому, это звук не поётся, а значит он согласный.

Дети (Никита): четвёртый звук [Т], когда струя воздуха выходит из горла на её пути встречаются преграды из языка и зубов, поэтому, это звук не поётся, а значит он согласный. 

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам золотой ключик, открывайте первый замок!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, комарик летит,  прислушайтесь, какой он звук издаёт

Дети: Звук [З]  

Воспитатель: давайте вместе с ним пропоём и посмотрим, куда он нас приведёт. Посмотрите ребята, да это же космический корабль.

Воспитатель: Ребята, кто нас встречает у космического корабля да это же  друг Дедушки Грамотея, Весёлый Букварик. Он вторую загадку нам предлагает отгадать и подскажет  где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети (Соня): Книга!

Воспитатель: Книга не простая это энциклопедия о космосе значит, где её будем искать? Сундучок возьмём с собой.

Дети (Капиталина): Ключ будем искать в космосе. Отправляемся в космос. (Маркер игрового пространства образует собой космический корабль).

Воспитатель: прилетели мы с вами на планету. Давайте, поищем где же наш ключик.

Дети (Максим, Марк): а вот и книга.

 (Находят второй ключ, выполняют второе задание)

   Задание №2.

Воспитатель: Букварик с нами хочет поиграть и даёт такое задание: предлагает поиграть  в игру «Доскажи словечко». Дедушке Грамоте нравятся стихи . Решил сочинить сам но не смог подобрать слова. Давайте поможем нашему другу!                    

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло. 

               Ребятишек радует

               Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

4) Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Внучки  Дедушки Грамотея:

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.

(Звезды)

 (Дети достают ключ, он прикреплён к звезде)

   Задание №3.

Воспитатель: следующее задание. Нужно выложить букву З из шерстяной  ниточки.

Дети выкладывают букву З назовите слово с данным звуком. Зубы. Давайте  произнесём это слово с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков)    

Дети выполняют.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите золотой ключик! У нас уже три замка открыты! Давайте передохнём? Вы очень старались! Ребята, скажите в какой сказке герой тоже искал золотой ключик?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети выполняют движения, рассказывают стихотворение.)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где находятся карандаши!

   Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

   Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Кто и что летает? (Комар, птица, воздушный шар, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

Кто и что плавает? (Люди, крокодилы, рыбы, доска, …)

Кто и что греет? (Батарея, костёр, солнце, грелка…)

Кто и что движется? (Машина, человек, стадо коров …)

Кто и что стоит? (Скамейка, человек, дом, стул, …)

Кто и что прыгает? (Лягушка, человек, мяч, кенгуру, …)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ мы нашли. Можно возвращаться  в наш любимый детский сад, садимся в космический корабль, взлетаем. А вот и наш детский сад. Открываем сундучок.

Воспитатель с детьми открывают сундучок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите Дедушка Грамотей нам гостинцев прислал.

Дети: Это Печенье! Оно в форме фигурок в названии которых есть звук [З]!

Воспитатель: Можно и поиграть с фигурками, и чай с ними попить! Спасибо Деду Грамотею его Внучке Маше и другу АБВГДейки! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня путешествовать и выполнять задания Деда Грамотея и его помощников? Что больше всего понравилось? Какое задание показалось трудным?

Вы все молодцы! Вы все вместе сообща можете открывать любые замки! А теперь давайте позовём наших друзей Внучку Машу и друга Дедушки Грамотея АБВГДейку на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Выявить уровень сформированности знаний по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Задания и игры для развития интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе"Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить зн...


 

Комментарии

Гурьева Наталья Александровна

Елена! Очень интересный конспект!!! Спасибо!!!

Замечательный конспект!