Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Иноземцева Наталия Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»

Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте                                                               

Возрастная группа: 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации образовательной области «Речевое развитие»

 

Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте

                                                                   

Возрастная группа: 5-7 лет

Сведения о разработчиках: 

Иноземцева Наталия Александровна – воспитатель группы КП «Будущий первоклассник»

                                                                                         

р.п. Мордово

2015-2016 уч. г


Пояснительная записка

        Рабочая программа направлена на  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

•        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

•        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

•        творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

•        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

•        уважительное отношение к результатам детского творчества;

•        единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.

        Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоты.

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

•        Конституция РФ

•        Федеральный закон  «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

•        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155

•        СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

  •      Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Возрастные особенности развития детей 5-7  лет (старший дошкольный возраст)

                Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей.  При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

        В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

Цель программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи по программе

  • Дать представления о предложении (без грамматического определения).
  • Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
  • Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
  • Учить составлять слова из слогов (устно).
  • Учить выделять последовательность звуков в простых словах
  • Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков.
  • Учить написанию печатных букв, как письменных знаков звуков.
  • Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
  • Учить читать открытые и закрытые слоги.
  • Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
  • Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
  • Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей

«Физическое развитие»

Формирование речевых навыков в процессе занятий физической культурой, развитие коммуникативных функций

«Познавательное развитие»

Развитие речевых навыков детей, формирование различных сторон речевой деятельности в процессе познания

«Социально-коммуникативное развитие»

Расширение представлений о мире людей и месте ребенка в окружающем мире средствами коммуникации

« Художественно-эстетическое развитие»

Развитие коммуникативных функций ребенка в процессе освоения различных видов художественной деятельности

Целевые ориентиры

 

  • Интересуется  смыслом слова.
  • Различает на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчетливо произносит слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове.
  • Согласовывает слова в предложении.
  • Образовывает (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • Имеет навыки построения сложноподчиненных предложений, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).
  • Ведет диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; доброжелателен и корректен с  собеседниками, имеет сформированную  культуру речевого общения.
  • Имеет представления о предложении (без грамматического определения).
  • Составляет предложения, делит простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
  • Делит двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
  • Составляет слова из слогов (устно).
  • Выделяет последовательность звуков в простых словах
  • Знает буквы алфавита как знаки обозначения  звуков.
  • Умеет писать печатные буквы, как письменные обозначения звуков.
  • Читает открытые и закрытые слоги.
  • Самостоятельно выполняет графические изображения букв алфавита.
  • Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Режим реализации программы

Общее количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в год

Количество  организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю

Длительность  организованной образовательной деятельности (занятий)

Форма организации образовательного процесса

31

1

до 30 минут

групповая

Педагогическая диагностика

        Реализация программы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

        Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ре5бенка.

Продолжительность диагностического периода;

Стартовая диагностика:

01.09.2015г – 13.09.2015г

Итоговая диагностика:

16.05.2016г – 31.05.2016г

Тематический план

№ п/п

Программное содержание

Кол-во занятий

Звук [a], буква А.

1

Звук [о], буква О.

1

Звук [у], буква У.

1

Звук [ы], буква ы.

1

  1.                                                                                                                                                    

Звук [э], буква Э.

1

Звук [л], буква Л.

1

Звук [м], буква М.

1

Звук [н], буква Н.

1

Звук [р], буква Р.

1

Звукосочетание  [йа], буква Я.

1

Звукосочетание  [йу], буква Ю.

1

Звукосочетание  [йэ], буква Е.

1

Звукосочетание  [йо], буква Ё.

1

Звук [и], буква И.

1

Закрепление пройденного.

1

Звук [г], [г’], [к], [к’], буквы Г,К.

1

Звук [д], [д’], [т], [т’], буквы Т, Д.

1

Звук [в], [в’], [ф], [ф’], буквы В,Ф.

1

Звук [з], [з’], [с], [с’], буквы З,С.

1

Звук [б], [б’], [п], [п’], буквы Б,П.

1

Звук [х], [х’],  буква Х.

1

Звук [ш], [ж],  буквы Ш, Ж.

1

Звук [ч], [щ],  буквы Ч, Щ

1

Звук [ц], буква Ц.

1

Звук [й], буква Й.

1

Буква ь.

1

Буква ъ.

1

Закрепление пройденного

1

Чтение слов, слогов, предложений

1

Закрепление пройденного.

1

    31.

Алфавит.

1

Итого:

31


Календарно-тематическое планирование по подготовке к обучению грамоте

Дата

  1. Организованная образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

  1. Тема

  1. Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1

план

факт

3

4

5

6

1

Звук [a], буква А.

Познакомить с гласным звуком [а], его условным обозначением, буквой А. Учить определять место звука в словах, писать печатную букву А. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.

Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «От А до Я.», с.2-3

Д/и «Придумай слова, в котором звук будет в начале (в середине, в конце).

2

Звук [о], буква О.

Познакомить с гласным звуком [о] и его условным обозначением; буквой О, как письменным обозначением звука О. Учить определять место звука в словах, соотносить схему слова с названием изображенного предмета. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.

Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «От А до Я.», с.4-5

Д/и «Волшебные кубики»

3

Звук [у], буква У.

Познакомить с гласным звуком [у] и его условным обозначением; буквой У, как письменным обозначением звука у. Учить определять место звука в словах и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «От А до Я.», с.6-7

Д/и «Красный, белый»

4

Звук [ы], буква ы.

Познакомить с гласным звуком [ы] и его условным обозначением; буквой ы, как письменным обозначением звука ы. Продолжать работу по  определению места звука в словах и обозначению на схеме, используя условное обозначение. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой.

Колесникова Е.В. Рабочая тетрадь «От А до Я.», с.8-9

Д/и «Кто больше назовет слов со звуком…»

5

Звук [э], буква Э.

Познакомить с гласным звуком [э], его условным обозначением, буквой Э. Формировать умение определять место звука в словах, закреплять умение печатать изученные буквы. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.10-11

Д/и «Подними цифру»

6

Звук [л], буква Л.

Познакомить с согласным  звуком [л], его условным обозначением,  буквой Л. Формировать умение определять место звука в словах, интонационно выделять звук в словах, делить слова на слоги. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Учить читать открытые слоги.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.14-15

Д/и «Веселый поезд»

7

Звук [м], буква М.

Познакомить с согласным  звуком [м], его условным обозначением, буквой М. Развивать умение определять место звука в словах. Познакомить с ударным слогом,  ударной гласной . Способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать учить читать открытые слоги

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.16-17

Д/и «Звуковые шапочки»

8

Звук [н], буква Н.

Познакомить с согласным  звуком [н], буквой Н. Учить определять место звука, проводить фонетический разбор слов.  Продолжать учить читать открытые слоги.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.18-19

Д/и «Угадай слово»

9

Звук [р], буква Р.

Познакомить с согласным  звуком [р],  буквой Р. Формировать умение определять место звука в словах. Познакомить со словесным составом и условным обозначением предложения.  Учить составлять предложения по  картинке и заданному слову.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.20-21

.

Д/и «От каждого по словечку»

10

Звукосочетание  [йа], буква Я.

Познакомить со звукосочетанием  [йа], буквой Я. Познакомить с тем, что буква Я (после согласных) обозначает  звук «а» и пишется после мягких согласных звуков, познакомить с написанием буквы. Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки. Продолжать знакомить со словесным составом и условным обозначением предложения.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.24-25

Д/и «Цепочка слов»

11

Звукосочетание  [йу], буква Ю.

Познакомить со звукосочетанием  [йу], буквой ю. Познакомить с тем, что буква Ю может обозначать звук «у» и пишется после мягких согласных звуков. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом.  написанием печатной буквы Ю.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.26-27

Д/и «Поймай звук»

12

Звукосочетание  [йэ], буква Е.

Познакомить со звукосочетанием  [йэ], буквой Е. Познакомить с тем, что буква Е может обозначать звук «э» и пишется после мягких согласных звуков. Развивать умение дифференцировать твердые и мягкие звуки, соотносить схему с написанным словом,  писать печатную букву Е.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.28-29

Д/и «Назови 5 слов, в которых слышим звук…»

13

Звукосочетание  [йо], буква Ё.

Познакомить со звукосочетанием  [йо], буквой Ё. Познакомить с тем, что буква Ё может обозначать звук «о» и пишется после мягких согласных звуков. Учить дифференцировать твердые и мягкие звуки.;  писать печатную букву Е.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.30-31

Д/и «Определи первый звук в слове»

14

Звук [и], буква И.

Познакомить с гласным звуком [и] и его условным обозначением; буквой И. Учить проводить фонетический разбор слова. Учить писать печатную букву И.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.32-33

Д/и «Найди место звука в слове»

15

Закрепление пройденного.

Закрепить умение писать гласные Я, Е, Ю, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в словах, место слов в предложении.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.34-35

Д/и «Построим пирамиду»

16

Звук [г], [г’], [к], [к’], буквы Г,К.

Способствовать звуко-буквенному анализу. Познакомить с согласными  звуками   [г], [г’], [к], [к’];  буквами Г, К, их печатным написанием. Дать понятие «глухой», «звонкий» звук. Продолжать учить читать открытые слоги.  Учить писать печатные буквы Г и К.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.36-37

Д/и «Как их зовут?»

17

Звук [д], [д’], [т], [т’], буквы Т, Д.

Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить с согласными  звуками   [д], [д’], [т], [т’],  буквами Д, Т, их печатным написанием. Закреплять умение определять место звука в слове.  Cовершенствовать навык чтения.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.38-39

Д/и «Два дома»

18

Звук [в], [в’], [ф], [ф’], буквы В,Ф.

Познакомить с согласными  звуками   [в], [в’], [ф], [ф’],  буквами В, Ф, их печатным написанием. Продолжать работу по  фонетическому разбору слова. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.40-41

Д/и «Найди ошибку»

19

Звук [з], [з’], [с], [с’], буквы З,С.

Познакомить с согласными  звуками   [з], [з’], [с], [с’],  буквами З, С, их печатным написанием. Продолжать работу по  фонетическому разбору слов. Совершенствовать навык чтения.  

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.42-43

Д/и «Поезд»

20

Звук [б], [б’], [п], [п’], буквы Б,П.

Познакомить с согласными  звуками   [б], [б’], [п], [п’],  буквами Б, П, их печатным написанием. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.  Развивать внимание, логическое мышление.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.44-45

Д/и «Найди братца»

21

Звук [х], [х’],  буква Х.

Познакомить с согласными  звуками   [х], [х’], буквой Х, её печатным написанием. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.46-47

Д/и «Найди пару»

22

Звук [ш], [ж],  буквы Ш, Ж.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонетического восприятия. Познакомить с согласными  звуками   [ш], [ж], (которые всегда твердые), буквами Ш, Ж. Продолжать учить работать со схемами слов.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.48-49

Д/и «Включи телевизор»

23

Звук [ч], [щ],  буквы Ч, Щ

Познакомить со звуками [ч], [щ], как глухими мягкими согласными,  буквами Ч, Щ, их написанием.  Закреплять умение определять место звука в слове, совершенствовать навык чтения.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.50-51

Д/и «Собери букет»

24

Звук [ц], буква Ц.

Познакомить со звуком [ц], как глухим твердым  согласным,  буквой Ц. Учить писать печатную букву Ц.  Продолжать учить проводить фонетический разбор слова. Совершенствовать навык чтения. Развивать логическое мышление, память.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.52-53

Д/и «Кто в домике живет?»

25

Звук [й], буква Й.

Познакомить с мягким согласным звуком [й], буквой Й. Учить печатать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слова знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.54-55

Д/и «Найди лишнее слово»

26

Буква ь.

Познакомить с буквой ь, его смягчающей функцией и написанием. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением. Совершенствовать навык чтения.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.56-57

Д/и «Определи первый звук в слове»

27

Буква ъ.

Познакомить с буквой разделительный Ъ и его графическим изображением.  Совершенствовать навык чтения. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.58-59

Д/и «Тренажер. Азбука.»

28

Закрепление пройденного

Закреплять умение проводить фонетический разбор слова, формирование навыка письма слов, разгадывать ребусы. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.60-61.

Д/и «Тренажер. Читаем по словам.»

29

Чтение слов, слогов, предложений

Совершенствовать навык чтения и письма. Познакомить в видами предложений по интонации. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов, учить разгадывать ребусы.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с 62.

Д/и «Нужные знаки»

30

Закрепление пройденного.

Продолжать учить писать печатные буквы, дифференцировать гласные и согласные звуки, проводить фонетический разбор слова.

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.63.

Д/и (настольная) «Алфавит»

31

Алфавит.

Познакомить с алфавитом, закреплять умение писать пройденные буквы. Совершенствовать навык чтения.

Развивать фонематический слух (умение определить количество слогов в слове).

Колесникова Е.В. Раб. тетрадь «От А до Я.», с.64.

Лото «Буквы»

Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ

Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

        Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:

        • системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений.

        • раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

        • организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития.

        • наблюдение за динамикой психоречевого развития.

        • сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

        • тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ  по  подготовке к обучению грамоте:

Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:

   от звука – к слогу;

   от слога – к слову;

   от слова – к предложению;

   от предложения – к тексту, литературе.

Для реализации этой цели служат следующие задачи:

  • Повышать  уровень развития у детей фонематического слуха.
  • Знакомить детей с системой звуков и букв русского языка.
  • Составлять схемы слов с указанием ударения.
  • Составлять графически схемы предложений.

        Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

        Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых умений и навыков, подготовке к обучению грамоте, овладение элементами грамоты, чтения и письма. В процессе обучения дошкольников с нарушениями слуха и речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения. Рекомендуется использовать дидактические игры, наглядные пособия, схемы-алгоритмы и др. Одним из важных факторов является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу необходимо выстраивать индивидуально.

.

План работы с родителями

        Цель: повышение уровня знаний родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы с семьей по направлению  «Подготовка к обучению грамоте».

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Оформление центра книги в группе

Привлечение родителей к совместному творчеству, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Октябрь

Консультация «Развитие речи детей и подготовка к обучению грамоте»

Развитие у родителей умений по улучшению развития речи дошкольников и подготовке к обучению грамоте.

Ноябрь

Размещение информации на сайте организации

Обеспечение доступности информации по реализации образовательной области «Речевое развитие».

Декабрь

Игротека «Как выучить с ребенком буквы»

Ознакомление родителей с формами работы по ознакомлению с  буквами с детьми старшего дошкольного возраста.

Январь

Папка-передвижка «Подготовка к обучению грамоте. Давайте поиграем…»

Оптимизация процесса подготовки к обучению грамоте посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.

Февраль

Папка-передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников. Пальчиковые игры».

Расширение знаний о значении пальчиковых игр в развитии дошкольников.

Март

Родительское собрание «Развитие познавательно-речевой сферы деятельности детей во взаимодействии с родителями.

Получение информации по развитию познавательно-речевой сферы  деятельности дошкольника в условиях детского сада и дома.

Апрель

Литературная гостиная «Мама, папа, я – читающая семья»

Привлечение родителей к совместной деятельности, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада.

Май

Экскурсия в библиотеку

Стимулирование детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

Учебно-методическое сопровождение

1.        Дидактические игры.

2.        Дидактические и занимательные материалы.

3.       Магнитная азбука.

4.         Картины по развитию речи.

5.        Предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.

6.         Рабочие тетради.

Развивающая предметно-пространственная среда

        - Рабочее пространство;

        - уголок творчества.

Центры развития

        - центр книги.

Список используемой литературы

Методические пособия

  1. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
  2. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
  3. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день  по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
  4. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Бондаренко Т.С.  Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Изд-во: Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  7. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От Ф до Я» Колесникова Е.В.  -М.:Издательство «Ювента», 2001.-80с.

Рабочие тетради

  1.  Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.Колесникова Е.В. От А до Я.- М.:Издательство «Ювента», 2011.-64с.
  2. Развитие речи у дошкольников. Подготовительная к школе группа. Д ар ь я Д е н и с о в а, Юр и й Д о р о ж и н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)

  Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью  повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...

Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе

Можно использовать приработе дополнительноых объединений....

Рабочая тетрадь по подготовке к обучению грамоте

Тетрадь по подготовке к обучению грамоте рекомендована детям 5-7 лет с нарушениями речи...

Авторская программа по подготовке к обучению грамоте Звуковички для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Авторская программа по подготовке к обучению грамоте Звуковички для детей дошкольного возраста (5-6 лет)...