Рабочая программа "Всезнайка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Жатько Марина Владимировна

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к  личности в целом,  так и к его

интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в  работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка……………………………………………………..….…3

Цели и задачи………………………………………………………………..…….4

Принципы и подходы……………………………………………………..……....4

Формы организации педагогического процесса…………………………...……5

Методы …………………………………………………………………….……...5

Возраст детей, участвующих в реализации программы…………………..…....6

Планируемые результаты……………………………………………………...…6

  1. Содержательный раздел

Содержание программы……………………………………………………....…..7

Календарно-тематическое планирование…………………………………..……9

Перспективное планирование………………………………………………..…27

Диагностика ……………………………………………………………………..52

Работа с родителями………………………………………………………….....53

  1. Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды………………………........53

Расписание ……………………………………………………………………....54

Литература...…………………………………………………………………….55

Приложение……………………………………………………………………..56

Пояснительная записка

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет

социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к  личности в целом,  так и к его

интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в  работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Программа по кружковой работы  предназначена для работы с детьми  5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на  протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение,  по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу.

Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучение  будет значительно облегчен.

Современная школа предъявляет большие требования к детям,

поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том,

чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей

группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе,

формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей

действительности, умение осознанно использовать их для решения

разнообразных практических задач.  Поэтому своевременная  работа по

подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед

педагогом.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет в соответствии с ФГОС) науч. рук. Н. А. Федосова, рекомендованной Министерством образования РФ.

Рабочая программа рассчитана на 2 года:

Первый год обучения 5-6 лет:  игры и  упражнения по подготовке к обучению грамоте.

Второй год обучения 6-7 лет:  занятия по подготовке к обучению грамоте

Цель:  Формирование  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  умений,  необходимых  для  овладения грамотой  (чтением и письмом).

Задачи:

1.  Знакомить  детей  с  единицами  языка,  формировать  понятия «слово», «предложение», «часть  слова», «звук».

2.  Развивать  фонематический  слух,  формировать  языковой  анализ  и  синтез (звуковой  анализ  и  синтез, слоговой анализ и синтез, анализ и синтез предложения).

3.  Развивать  произвольность  психических  процессов,  основные  мыслительные  операции,  внимание, память.

4.  Совершенствовать  монологическую  и  диалогическую  речь  детей:  умение  рассуждать  и  доказывать,

слушать  собеседника,  понимать  вопросы,  смысл  заданий;  развивать  умение  задавать  вопросы,  отвечать  на них, точно выражая мысль, грамматически правильно.

5.  Воспитывать  у  детей  любознательность,  познавательный  интерес,  стремление  наблюдать  за явлениями  языка,  сознательно  использовать  различные  языковые  средства  в  собственной  речевой деятельности.

6.  Координировать  усилия  ДОУ  и  семьи  в  решении  вопроса  подготовки  дошкольников  к  овладению грамотой.

В основе  программы лежат следующие принципы:

  • Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым.
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  • Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
  • Принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  • Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Подходы:

  • Дифференцированный подход - учет индивидуальные особенностей ребенка в процессе обучения
  • Системно - деятельностный подход - помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Формы организации педагогического процесса:

- Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

- Совместная деятельность взрослого с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Основные методы, используемые при реализации программы:

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация

видеофильмов, показ образца задания

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа рассчитана на детей 5-7 лет (старшей - подготовительной группы).

Внимание детей старшего дошкольного возраста становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25-35 минут вместе со взрослым. Основываясь на этом и строится программа.

Планируемые результаты:

К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– членить простые предложения на слова;

– определять место звука в слове;

– самостоятельно составлять предложение;

– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

– ориентироваться на листе;

– рисовать разнообразные линии;

– делить линию пополам;

– дорисовывать начатые фигуры;

К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:

– строить сложные предложения разных видов;

– находить слова с определенным звуком;

– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;

– составлять слова из слогов;

– знать и называть все буквы алфавита;

– уметь составлять схемы слов, предложений;

– устанавливать порядок звуков в слове;

– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;

– составлять схемы слов;

– самостоятельно пишут придуманные фразы.

Содержание программы

ЗАДАЧИ  ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

I.  Знакомство со словом. 

1.  Учить  понимать  термин «слово»:  все  окружающие  нас  предметы,  действия,  признаки  предметов

можно обозначить словом; правильно использовать термин «слово» в речи.

2.  Учить произносить слова отчетливо и вслушиваться в их звучание.

3.  Познакомить с длинными и короткими словами, учить сравнивать слова по  протяженности.

4.  Расширять  представление  о  разнообразии  слов  по  звучанию  и  значению:  похожие  и  разные  по

звучанию  слова,  короткие  и  длинные,  многозначные  слова,  противоположные  и  одинаковые  по  значению,

слова-названия предметов, действий, признаков.

II.  Деление слова на части. 

1.  Формировать  умение делить двух- и трехсложные простые слова на части.

2.  Учить определять по количеству частей длинные и короткие слова.

3.  Учить подбирать слова с заданной частью.

III. Формирование понятия «Предложение».

1.  Учить  понимать  термин «предложение» (о  чём-либо  рассказывает,  состоит  из  слов,  слова  следуют

друг за другом), правильно использовать термин «предложение» в речи.

2.  Формировать  умение  составлять  предложения  из  двух,  трех,  четырех  слов:  по  действию  детей,  по картине,  по «Живой  модели»,  по  двум  предметам  или  предметным  картинкам,  по  заданным  словам;

добавлять или заменять слова в предложении.

3.  Учить анализировать и моделировать состав предложения.

4.  Познакомить с длинным и коротким предложением.

IV. Знакомство со звуковым строением слова.

1.  Учить понимать термин «звук», правильно использовать в речи.

2.  Формировать  умение интонационно выделять звук в слове.

3.  Учить  находить  из  заданного  речевого  материала  и  самостоятельно  подбирать  слова  с  заданным звуком.

4.  Учить анализировать односложные слова из трех звуков:

1)  выделять и называть первый звук в слове,

2)  выделять и называть последний звук в слове,

3)  определять последовательность звуков в слове с помощью картины-схемы, полоски-схемы.

5.  Формировать  понятие «гласный  звук»:  можно  пропеть,  громко  прокричать,  произнесению  его  во  рту ничего не мешает; учить находить в односложном слове гласный звук.

ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

I.  Формирование понятия «Предложение».

1.  Учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте.

2.  Учить анализировать состав предложения из трёх-четырёх слов, с «коротким» словом (предлогом, союзом), «записывать» предложение на листе в клетку.

3.  Учить различать разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, восклицательные; определять знак в конце предложения.

4.  Упражнять в составлении предложений по заданной схеме.

II.  Знакомство со буквой и звуком.

1.  Познакомить с буквами  на  материале алфавита

2.  Учить отличать букву от звука

III. Знакомство со слогом.

1.  Учить понимать и  употреблять термин «слог».

2.  Формировать  умение выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры.

3.  Познакомить с ударным слогом.

IV. Обучение звуковому анализу слова.

1.  Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «ударный гласный звук».

2.  Учить различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие.

3.  Учить выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков разного состава, использовать различные средства: схему звукового состава, фишки, интонационное выделение звуков в слове


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Месяц

Темы

Задачи

I год обучения — старшая группа

1

Сентябрь

Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клетку

Формирование представления о словесном составе речи; знакомство с термином «слово».

Формирование знания о том, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая стороны страницы, середина, верх, низ)

2

Слова — выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введение понятия «предложение»

Подведение к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех слов.

Воспитание речевого внимания, фонематическою слуха. Поощрение речевой активности в словесных играх.

Упражнение в ориентировке на листебумаги

3

Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клетку

Формирование представления о словесном составе речи; знакомство с термином «слово».

Формирование знания о том, что слов много; знакомство с линейностью и протяженностью слов.

Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая стороны страницы, середина, верх, низ)

4

Октябрь

Составление рассказа из небольших предложений.

Штриховка геометрических фигур

Развитие умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение в выделении предложений из текста и составлении рассказа из небольших предложений.

Воспитание культуры речевого общения.

Упражнение в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат). Формирование быстрой реакции на слово

5

Составление предложений по «живой модели».

Многозначность слов

Закрепление знаний о предложении, упражнение в умении находить короткие предложения в знакомом тексте. Формирование умения составлять предложения по «живой модели». Формирование представления о многозначности слов. Воспитание речевого внимания.

Развитие творческого воображения

6

Деление слов на слоги.

Составление рассказа с использованием опорных слов

Формирование умения делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Закрепление умения отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку.

Упражнение в придумывании рассказа на определенную тему с использованием опорных слов и графической схемы предложений.

Развитие глазомера, мелкой моторики

7

Ноябрь

Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами

Формирование умения слышать, четко и ясно произносить чистоговорку.

Формирование умения осознавать и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами).

Упражнение в делении слов на части, знакомство с термином «слоги», с односложными словами.

Развитие глазомера и мелкой моторики

8

Деление слов на слоги и составление слов из слогов

Упражнение в делении слова на слоги. Закрепление умения в составлении слов из слогов. Развитие мелкой моторики

9

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук»

Упражнение в повторении слогов и досказывании текста. Закрепление умения подбирать к имени существительному имя прилагательное.

Акцентирование внимания на звуковой стороне слова, введение термина «звук» в активный словарь.

Закрепление правил штриховки

10

Определение количества слогов в словах.

Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука

Упражнение в определении количества слогов в словах. Закрепление знания о предложении (количество и порядок слов). Формирование умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Воспитание речевого внимания и фонематического слуха. Развитие мелкой моторики

11

Декабрь

Нахождение местоположения звука в слове.

Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий

Формирование умения слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму.

Закрепление в процессе игры знания о предложении. Упражнение в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, в произнесении слов с выделением голосом нужного звука.

Нахождение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Упражнение в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий

12

Деление слов на слот.

Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове

Упражнение в делении слов на слоги.

Закрепление в словаре детей названий цветов.

Формирование умения составлять предложения по словосочетаниям.

Закрепление умений находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении; произносить слова с выделением нужного звука и находить местоположение звука в слове.

Воспитание речевого внимания и фонематического слуха. Упражнение в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховка

13

Деление на слоги двух-, трехсложных слов.

Определение местоположения звука в словах.

Выделение из текста предложений

Формирование умения правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками. Обогащение словаря.

Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Упражнение в определении первого и последнего звука в словах. Формирование умения выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу.

Развитие мелкой моторики

14

Определение заданного звука в любой части слова.

Составление предложений по заданию

Обогащение словарного запаса.

Закрепление умения делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова.

Формирование умения слышать и выделять определенные звуки в словах.

Закрепление умения самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями

15

Январь

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «ау»

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Формирование умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме.

Формирование умения составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.

Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями

16

Звуковой анализ слова «мак»

Формирование умения составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ.

Развитие творческого воображения, фантазии. Знакомство со звуковым составом слова «мак».

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме. Упражнение в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме.

Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.

Развитие микромоторики

17

Февраль

Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по- звуковому составу.

Составление предложений по заданию

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова. Формирование умения проводить последовательный звуковой анализ слова «дом».

Упражнение в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему.

Закрепление представления о предложении.

Развитие мелкой моторики

18

Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и»

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Формирование умения производить звуковой анализ слова. Формирование умения находить в словах одинаковые звуки. Упражнение в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Формирование умения составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и»

19

Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук»

Формирование умения производить звуковой анализ слова. Формирование умения сравнивать по звуковому составу слова. Знакомство с понятием «гласный звук».

Закрепление умения составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и»

20

Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар».

Составление предложений из двух, трех, четырех слов

Формирование умения слушать и слышать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога. Развитие представления о зиме. Развитие фонематического слуха.

Закрепление умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Формирование умения самостоятельно производить звуковой анализ слова.

Продолжение обучению находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте. Упражнение в составлении предложений из двух, трех, четырех слов

21

Март

Звуковой анализ слов «жук» и «лук». Словоизменение

Закрепление умения выделять звук в слове интонационно. Расширение представления о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение.

Закрепление умения производить звуковой анализ слов. Формирование умения находить сходство и различие слов по их звуковому составу.

Закрепление умения составлять предложения из двух, трех, четырех слов.

Упражнение в штриховке предметов (в разном направлении)

22

Подбор определений к существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами

Упражнение в подборе определений к существительным. Формирование умения пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему.

Упражнение в составлении графической схемы предложений с предлогами.

Воспитание внимания, чуткого отношения к слову, развитие чувства юмора

23

Развитие пространственной ориентировки.

Введение понятия «согласный звук»

Упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним янлениям.

Продолжение формирования умения «записывать» предложение графически.

Упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив. Создание положительного эмоционального настроя, развитие воображения

24

Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук»

Упражнение в подборе однокоренных слов.

Закрепление умения производить звуковой анализ слов. Закрепление понятия «согласный звук».

Развитие мелкой моторики

25

Апрель

Введение понятия «мягкий согласный звук».

Звуковой анализ слов «кот» и «кит»

Совершенствование речевой активности, способствование развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Закрепление умения производить звуковой анализ слов; обратить внимание на мягкость звука [к] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука.

Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу. Формирование правильного захвата орудия письма

26

Закрепление понятия «мягкий согласный звук».

Деление на слоги двух- и трехсложных слов

Упражнение в подборе имени существительного к исходному слову — имени прилагательному, ориентируясь на окончание последнего.

Развитие фонематического слуха, формирование умения на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно.

Формирование умения делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Продолжать формирование правильного захвата орудия письма; развитие мелкой моторики рук, творчества, фантазии

27

Звуковой анализ слова «осы»

Активизация словаря детей по теме «Человек и его тело», закрепение названия цветов.

Знакомство со звуковой схемой слова.

Формирование умения произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме. Упражнение в делении слов на слоги.

Развитие умения удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами (продолжение формирования щепоти)

28

Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков

Активизация речевой деятельности.

Формирование умения производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков.

Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее

29

Май

«Весенние деньки».

Звуковой анализ слова «луна»

Формирование умения отгадывать загадки (обратить внимание на меткость и лаконичность языка загадки).

Упражнение в подборе определений к именам существительным. Продолжение обучения звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков. Упражнение в подборе и назывании слов с 1 определенным звуком.

Закрепление умения делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Развитие мелкой моторики

30

Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса»

Расширение запаса слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Формирование умения узнавать объект по описанию, активизировать словарь.

Упражнение в проведении звукового анализа слова. Формирование умения сравнивать слова по звуковому составу. Развитие мелкой моторики

31

Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики

Упражнение в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Упражнение в проведении звукового анализа слова. Активизация поисковой деятельности в области грамматики, воспитание языкового чутья, развитие внимания к слову и его значению.

Развитие мелкой моторики

32

Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики

Упражнение в подборе имен прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы.

Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Упражнение в проведении звукового анализа слова. Активизация поисковой деятельности в области грамматики, воспитание языкового чутья.

Развитие мелкой моторики

II год обучения — подготовительная к школе группа

1

Сентябрь

«Азбука — к мудрости ступенька». Звук и буква «А»

Воспитание внимательного отношения к словам.

Формирование умения искать и самостоятельно находить ответы на предложенные проблемные вопросы.

Обогащение словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости. Знакомство с буквами русского алфавита.

Развитие мелкой моторики

2

«Аз да буки — вот и все науки». Звук и буква «0»

Расширение кругозора путем «погружения» в историю возникновения письменности. Продолжение обогащения словаря пословицами и поговорками, упражнение в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости. Развитие фонематического слуха. Знакомство с буквой «0». Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

3

«Ученье — путь к уменью». Звук и буква «У»

Активизация словаря.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой «У».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

4

Октябрь

Звук и буква «И».

Звуковой анализ слова «игла»

Расширение представления детей о профессиях.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой «И».

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в проведении звукового анализа слова

5

Звук и буква «Э».

Звуковой анализ слова «лист»

Продолжение расширения представления о профессиях. Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Развитие артикуляции и фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Э».

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в проведении звукового анализа слова

6

Звук и буква «Ы».

Беседа по содержанию сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых»

Развитие артикуляции и правильного фонационного дыхания. Активизация словаря.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Ы».

Развитие мелкой моторики, глазомера, творческого воображения, памяти

7

Слог. Слогообразующая роль гласных.

Звуковой анализ слова «камыш»

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство со слогообразующей ролью гласных, закрепление представления о слоге.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

8

Ноябрь

Согласный звук [м]—[м'], буква «М».

Звуковой анализ слова «малыш»

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «М».

Упражнение в проведении звукового анализа слова.

Развитие мелкой моторики

9

Согласный звук [н]—[н'], буква «Н». Звуковой анализ слова «насос»

Формирование умения понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.

Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Развитие фонематического восприятия через нахождение слов со звуками [н]—[н'].

Знакомство с буквой «Н».

Упражнение в проведении звукового анализа слова.

Развитие мелкой моторики

10

Согласный звук [р]—-[р'1, буква «Р». Введение понятия «ударение»

Формирование умения подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов -еньк (-оньк); -оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (-ейш). Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «Р».

Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

11

Согласный звук [с]—[с'], буква «С». Ударение

Формирование умения точно называть предмет, его качества и 1 действия.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Знакомство с буквой «С».

Продолжение знакомства с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

12

Декабрь

Согласный звук [л]—[л'], буква «Л». Предложение.

Звуковой анализ слова «лампа»

Формирование умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

Продолжение знакомства с предложением; формирование умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги.

Развитие фонематического слуха.

Закрепление соотношения «звук-буква».

Знакомство с буквой «Л».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

13

Согласный звук [х]—[х'], буква «X». Предложение.

Звуковой анализ слова «сахар»

Формирование умения находить слова, точно оценивающие ситуацию.

Формирование умения рассуждать, четко выражая свои мысли. Закрепление умения графически «записывать» предложения в тетради, ориентироваться на листе бумаги.

Знакомство с буквой «X».

Знакомство с ударением; формирование умения разбивать слова на слоги, выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме.

Развитие мелкой моторики

14

Согласный звук [ш], буква «Ш». Работа со штампами

Упражнение в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.

Формирование умения подбирать к словам определения и слова, обозначающие действие; определять количество слогов и выделять ударный слог, подбирать слова, сходные по звучанию. Знакомство с буквой «Ш».

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки

15

Многозначные слова.

Согласный звук [к]-—[к'], буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»

Формирование представления о разных значениях многозначного слова.

Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

Знакомство с понятием «глухой согласный звук».

Знакомство с буквой «К».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

16

Январь

Составление предложений с заданными словами.

Согласный звук [п]—[n'j, буква «П». Закрепление понятия «глухой согласный звук»

Формирование умения различать предметы, которые называются одним словом, закреплять представление о многозначном слове. Формирование умения составлять предложения с заданными словами.

Развитие фонематического слуха, закрепление понятия «глухой согласный звук».

Знакомство с буквой «П».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

17

Звуковой анализ слова «кошка». Согласный звук [т]—[т/], буква «Т». Закрепление понятия «глухой согласный звук»

Формирование умения сопоставлять название животного и его движения.

Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Закрепление умения определять количество слогов и выделять ударный слог.

Уточнение артикуляции звуков [т] и [т'], упражнение в их дифференциации.

Знакомство с буквой «Т».

Формирование правильного захвата орудия письма (щепоть). Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

18

Согласный звук [з]—[з'], буква «3». Введение понятия «звонкий согласный звук»

Формирование умения сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

Знакомство с разными значениями слова «идти».

Формирование умения находить слова с противоположным значением; заканчивать простые и сложные предложения. Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.

Знакомство с понятием «звонкий согласный звук». Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию, и выделять ударный слог.

Знакомство с буквой «3».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

19

Февраль

Согласный звук [в]—[в'], буква «В». Закрепление понятия «звонкий согласный звук».

Звуковой анализ слова «волки»

Формирование умения подбирать слова, противоположные по смыслу, и определения к заданным словам.

Расширение представления о разных значениях многозначного слова (глагола).

Уточнение артикуляции звуков [в] и [в'].

Формирование умения определять количество слогов в словах, сходных по звучанию.

Знакомство с буквой «В».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. Формирование правильного захвата орудия письма

20

«Летит пулей» — что бы это значило?

Согласный звук [ж], буква «Ж». Схемы предложений

Знакомство с разными значениями многозначных глаголов и имен существительных.

Знакомство с многозначным глаголом «лететь»; формирование умения правильно употреблять в устной речи устойчивые словосочетания (фразеологизмы).

Развитие фонематического слуха.

Закрепление умения определять количество слов в предложении, составлять схему предложения.

Знакомство с буквой «Ж».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

21

Согласный звук [б]—[б'], буква «Б». Многозначные слова.

Звуковой анализ слова «батон»

Знакомство с новыми многозначными словами; формирование умения подбирать слова, сходные по звучанию.

Расширение представления о многозначных глаголах; формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Знакомство с буквой «Б».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумага

22

Согласный звук [г]—[г'], буква «Г». Звуковой анализ слова «голуби»

Формирование умения различать смысловые оттенки имен существительных с ласкательно-уменьшительным значением, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Знакомство с буквой «Г».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

23

Март

Согласный звук [д]—[д'1, буква «Д». Многозначные слова. Звуковой анализ слова «дымок»

Формирование умения объяснять оттенки значений глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

Обогащение словарного запаса.

Продолжение работы по составлению схем коротких предложений.

Знакомство с буквой «Д».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

24

Согласный звук [ц], буква «Ц». Звуковой анализ слова «курица». Смысловая законченность предложения

Формирование умения различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу.

Формирование умения образовывать слова с разными смысловыми оттенками.

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели.

Акцентирование внимания на смысловую законченность предложения

Знакомство с буквой «Ц»; развитие умения узнавать графический образ буквы.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

25

Согласный звук [ч], буква «Ч». Звуковой анализ слова «часики». Чистоговорки

Формирование умения использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Расширение представления о многозначных глаголах, формирование умения правильно употреблять в речи фразеологизмы. Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Обращение внимания на смысловую законченность предложения.

Отработка четкой артикуляции.

Знакомство с буквой «Ч».

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

26

Согласный звук [щ], буква «Щ». Нахождение буквы в письменном тексте.

Работа с текстом

Формирование умения подбирать близкие и противоположные по значению слова разных частей речи к заданной ситуации. Уточнение артикуляции звука [щ].

Знакомство с буквой «Щ».

Формирование умения находить в отдельных словах и предложениях заданную букву.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги. Развитие коммуникативных способностей на основе общения

27

Апрель

Согласный звук [ф]—[ф'], буква «Ф».

Звуковой анализ слова «фиалки»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Ф».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

28

Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Формирование развития внимания и фонематического слуха детей.

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Й».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

29

Сочетание звуков [йэ], буква «Е». Звуковой анализ слова «лента»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йэ].

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Е».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

30

Сочетание звуков [йа], буква «Я». Звуковой анализ слова «няня»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Закрепление знания о гласных звуках и ударении; развитие фонематического слуха.

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йа].

Продолжение работы по звуковому анализу слова.

Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Знакомство с буквой «Я».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

31

Май

Сочетание звуков [йу], буква [Ю]. Звуковой анализ слова «клюшка»

Акцентирование внимания на то, что некоторые слова не изменяются в речи.

Упражнение в образовании форм глагола «хотеть» (хочу — хочет, хотим — хотят).

Формирование умения слышать при произнесении сочетание звуков [йу].

Продолжение работы по звуковому анализу слова. Формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на схеме.

Развитие фонематического слуха.

Знакомство с буквой «Ю».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

32

Сочетание звуков [йо], буква [Ё]. Звуковой анализ слова «звёзды»

Знакомство с буквой «Ё».

Формирование правильного захвата орудия письма.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

33

Буквы «Ь» и «Ъ» (мягкий и твердый знаки).

Звуковой анализ слова «день»

Развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Повторение в ходе игры временных категорий.

Знакомство с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков.

Упражнение в нахождении этих букв в словах и тексте.

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

34

Алфавит.

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению

Закрепление представления о слове как единице языка (слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова). Формирование умения произносить чистоговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

Формирование умения самостоятельно составлять короткие загадки-описания, принимать участие в сочинении. Формирование умения самостоятельно составлять предложения. Знакомство с понятием «алфавит».

Развитие фонематического слуха.

Закрепление образов букв.

Развитие тактильных ощущений

Перспективное планирование

(1 год обучения – старшая группа)

Тема недели

Дата

Программное соержание

Методы и приемы

«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»

Сентябрь

1 неделя

Дать детям знание о словесном составе речи. Познакомить с термином «слово».  Дать знание, что слов много. Познакомить детей с линейностью и протяженностью слов. Знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страница, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ)

Игра «Экскурсия в магазин».

Измерение слов руками.

Игра с мячом «Назови лаского имя своего соседа»

Игра «Подскажи словечко»

Физкультминутка «Аист»

Знакомство с тетрадей в клеточку.

Итог занятия в форме свободной беседы.

«Семья – это мы! Семья – это я! Мой город – это тоже моя семья!»

2 неделя

3 неделя

Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения. дать пример предложений из одного, двух, трех слов.

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Поощрять речевую активность детей в словесных играх.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений.

Упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова).

Познакомить детей с графическим изображением предложения на доске.

Развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).

Игровое упражнение «Кто я?»

Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова …»

Игровая обучающая ситуация «Составляем предложение»

Физкультминутка «Аист»

Игровое упражнение «Зарисовка предложения» (работа в тетрадях)

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

Игра в слова (педагог предлагает детям подобрать имена прилагательные к опорным словам: моя семья какая?(веселая, большая) мой город какой?(чистый)

Игра «Наоборот» (с мячом)

Игровое упражнение «Отгадай, что у меня?»

Игровая обучающая ситуация «Составление предложений по картине»

Физкультминутка.

Правила штриховки.

Работа в тетрадях: штриховка прямоугольников.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

«Есть много профессий хороших и нужных!»

4 неделя

Развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами.

Упражнять детей в выделении предложений из текста в составлении рассказа из небольших предложений.

Воспитывать культуру речевого общения.

Упражнять в штриховке геометрических фигур.

Формировать быстроту реакции на слово.

Игровое упражнение «Назови ласково».

Работа с текстом: выделение предложений из текста.

Физкультминутка «Руки подняли …»

Д/И «Кто это, что это?».

Игровое упражнение с флажком «Продолжай и передай».

Пальчиковая гимнастика

Работа в тетрадях: обводка и штриховка круга и прямоугольника.

Итог работы подводится в индивидуальной беседы с детьми.

«Мир искусства»

Октябрь

1 неделя

Закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте.

Познакомить детей с составлением предложения по «живой модели».

Дать знание о многозначности слов.

Воспитывать речевое внимание.

Развивать творческое воображение детей.

Настольный театр «Курочка Ряба».

Работа с текстом сказки.

Составление предложений по «живой модели».

Физкультминутка «Буратино».

Беседа о словах и об их значениях.

Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетрадях: игровое упражнения «Волшебные картинки».

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

«Осень: собираем урожай»

2 неделя

Формировать умение делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Побуждать детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку.

Упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему, используя слова-опоры и графическую схему предложений.

Развивать глазомер, мелкую моторику.

Гимнастика ум «Кто …?»

Рассказ воспитателя.

Физкультминутка «Буратино».

Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?»

Составление рассказа на тему «Осень».

Игровое упражнение «Красивые листочки».

Итог занятия.

«Золотая осень»

3 неделя

Формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку.

Помочь детям осознать рифму и подбирать рифму.

Упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами.

Развивать глазомер и мелкую моторику рук.

Игровое упражнение «Послушай и скажи» на проговаривание чистоговорки.

Игровое упражнение «Подели слова на части».

Игра с мячом «Доскажи словечко».

Знакомство с термином «слог».

Знакомство с односложными словами и проверку усвоенного материала.

Физкультминутка «Кузнечики».

Игровое упражнение «Подбор объектов к действию».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

«Осень в лесу»

4 неделя

(итоговое)

Упражнять детей в делении слова на слоги.

Закреплять умение составлять слова из слогов.

Развивать мелкую моторику.

Игра «За грибами».

Игровое  упражнение «Какое слово спряталось в этом домике?».

Игра «Отгадай, кого я назвала».

Физкультминутка «Кузнечики».

Игровое упражнение с использованием серии картин «Животные».

Игровое упражнение «Измени слово».

Игровое упражнение «Кто спрятался в комочке?».

Итог занятия.

«Моя Родина»

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

Упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста.

Закреплять умение подбирать к существительному прилагательное.

Обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь.

Закреплять правила штриховки.

Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Закреплять знания о предложении (количество и порядок слов).

Развивать умение детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Развивать микромоторику.

Игровое упражнение «Послушай и доскажи».

Словесная игра «Подбор прилагательных».

Игровое упражнение «Назвать только слоги».

Игровая ситуация «Копилка слов».

Игра с воспроизведением движений «Такие разные слова».

Игровое упражнение «Измерение слов».

Физкультминутка «На лугу».

Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур.

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятий.

Д/И «Пирамида»

Игровое упражнение на определение количества слов и их порядка в предложении.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Игровая обучающая ситуация «Ищем звуки»

Физкультминутка.

Упражнение «Новые слова».

Игровое упражнение «Теплая меховая шуба»

Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.

«Я вырасту здоровым!»

3 неделя

4 неделя

Формировать умение слышать, четко и ясно произносить слова, осознавать рифму.

Закреплять в процессе игры знания детей о предложении.

Упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.

Находить место звука в слове (первый, в середине, последний).

Упражнять в рисовании узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий.

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Закреплять в словаре детей названия цветов.

Познакомить детей со способом составления предложений по словосочетаниям.

Закрепить умение  находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Упражнять в рисовании узоров, состоящих из прямых, наклонных и волнистых линий, штриховки.

Упражнение «Составление рифмованных строк на тему».

Игра «Живые слова».

Работа в тетрадях.

Физкультминутка «Хомка».

Игровое упражнение на выделение нужного звука в стихотворении.

Игровая обучающая ситуация «Звучащие слова».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

Д/И «Посадим цветы в клумбу».

Д/У «Придумай предложение»

Д/И «Чье слово длиннее».

Физкультминутка «Хомка».

Игровая обучающая ситуация «Шуршащий звук»

И/У «Сборка грузовика».

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

«Зимушка – зима» - «Зима в природе»

Декабрь

1 неделя

Помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Обогащать словарь. Закреплять умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Формировать у детей способность выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу.

Развитие мелкой моторики.

Игра «Загадки – складки»

И/У «Накорми животное»

Игра «Цепочка слов»

Физкультминутка.

Работа с текстом «Зима».

И/У «В лесу родилась елочка»

Анализ занятия.

«Дикие и домашние животные зимой»

2 неделя

Обогащать словарный запас детей.

Продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова.

Совершенствовать умение детей слышать и выделять определенные звуки в словах.

Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова.

Игра «Разные слова».

Д/И «Доскажи словечко».

Игра «Магазин игрушек».

И/У «Подумай, не торопись».

Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки».

Работа в тетрадях.

Итог занятия.

«Новый год у ворот!»

3 неделя

4 неделя

Познакомить детей со звуковой схемой состава слова.

Научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме.

Упражнять детей в произношении слова в соответствии с движением указки по схеме.

Закреплять умение детей составлять предложения,каждое слово которых начинается с определенного звука.

Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями.

Совершенствовать умение детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Познакомить со звуковым составом слова «мак».

Побуждать детей произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме.

Упражнять в «прочитывании»слова в соответствии с движением указки по схеме.

Продолжать помогать детям осваивать ориентировку на листе бумаги.

Развивать микромоторику.

Д/И «Звуки улицы»

Игровое упражнение «Измерение слов»

Беседа с детьми по вопросам.

Игра «Эхо»

Анализ слова «ау».

Физкультминутка «Выпал беленький снежок» (стр. 131).

Игровое упражнение «Чей рассказ лучше?»

Игровое упражнение «Строим высотный дом»

Анализ занятия.

Рассказ про Сашу и Снеговика (стр. 136)

Игра «Веселые картинки».

Звуковой анализ слова «мак».

Физкультминутка.

Работа с раздаточным материалом.

Игра «Кто больше придумает слов с определенным звуком?»

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

«Зимушка хрустальная»

Январь

2 неделя

3 неделя

Закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звуковогосостава слова.

Развивать представления детей о зиме.

Познакомить детей с последовательным звуковым анализом слова «дом».

Упражнять в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему.

Закреплять представление о  предложении.

Развивать мелкую моторику.

Упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звуковогосостава слова.

Познакомить детей с звуковым анализом слова «дым».

Продолжать совершенствовать умение находить в словах одинаковые звуки.

Упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте.

Развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.

Работать над темпом и ритмом речи.

Дать представление о составлении предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

Д/И «Как их зовут?».

Беседа о зиме.

Звуковой анализ слова «дом».

Задание детям.

Физкультминутка «Хомка»

Игровое упражнение «Маленький архитектор»

Итог занятия.

Игра «Кто больше» (стр. 127)

Д/И «Как их зовут?».

Упражнение на закрепление (звуковой анализ слов «мак» и «дом»).

Звуковой анализ слова «дым».

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка».

Работа над предложением.

Работа в тетрадях.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

«В гостях у сказки!»

4 неделя

Познакомить детей со звуковым анализом слова «сыр».

Упражнять в сравнении по звуковому составу слова «сыр» и «дым».

Познакомить детей с понятием «гласный звук».

Совершенствовать умение детей составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».

Игра «Сказку вспомнить нужно» (стр. 129)

Игра «Построим дом».

Игровое упражнение на закрепление звукового анализа слова «дым».

Звуковой анализ слова «сыр».

Игра со словом «сыр».

Физкультминутка «Если нравится тебе».

Д/И «Кто внимательный?»

Работа над предложением.

Итоговая беседа по содержанию занятия.

«Транспорт: наземный, водный, воздушный»

Февраль

1 неделя

2 неделя

Совершенствовать умение детей слышать и слушать; давать обоснованные ответы на вопросы педагога.

Развивать фонематический слух детей.

Закреплять умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звуковогосостава слова.

Помочь детям самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар».

Развивать умение находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте.

Упражнять детей в составлении предложений из 2, 3, 4 слов.

Закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение.

Продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук».

Совершенствовать умение детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу.

Продолжать закреплять умение составлятьпредложения из 2, 3, 4 слов.

Упражнять детей в штриховке предметов.

Игра «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова «шар».

Физкультминутка «Если нравится тебе».

Составление предложений.

Работа в тетрадях.

Итог занятия.

Д/И «Скажи как я».

Игровое упражнение на словоизменение.

Звуковой анализ слова «жук».

Игра со словом «жук».

Звуковой анализ слоа «лук».

Д/И «Найди сходство и различие».

Игра-упражнение

 «Автомобиль» (стр. 132).

Итог занятия.

«День защитников Отечества!»

3 неделя

Упражнять детей в подборе определений к существительным.

Развивать умение пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему.

Упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами.

Воспитывать внимание, чуткое отношение к слову, развивать чувство юмора.

Д/И «Кто больше?» (с мячом)

Работас текстом.

Физкультминутка «Мороз».

Работа в тетрадях по заданию.

Игровое упражнение «Деление слов на части (слоги)».

Игра «Хитрая книга загадок».

Итог занятия.

«Международный женский день!»

4 неделя

Совершенствовать умение  детей «записывать» предложение графически.

Упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив.

Создаватьположите

льный эмоциональный настрой, развивать воображение.

Игра «Зеркало».

Звуковой анализ слова «сом».

Введение понятия «согласный звук».

Физкультминутка.

Работа в тетрадях по заданию.

Анализ занятия.

«Международный женский день!»

Март

1 неделя

Упражнять в подборе однокоренных слов.

Развивать умение производить звуковой анализ слов.

Закреплять понятие «согласный звук».

Развивать мелкую моторику.

Игра «Слова-родственники».

Игра «Перекличка».

Звуковой анализ слова «нос» с определением гласных и согласных звуков (с обоснованием).

Физкультминутка.

Звуковой анализ слова «рот» с определением гласных и согласных звуков (с обоснованием).

Анализ занятия.

«Народная культура и традиции»

2 неделя

3 неделя

Совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука [к’] в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу.

Формировать правильный захват пальцами орудия письма.

Упражнять в подборе существительного к исходному слову – прилагательному, ориентируясь на окончание последнего.

Развивать фонематический слух, формировать у детей способность на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно.

Совершенствовать умение детей делить на слоги двух- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Продолжать формировать правильный захват пальцами орудие письма; развивать мелкую моторику рук, творчество, фантазию.

Игра «Подбор прилагательных»

Звуковой анализ слова «кот».

Звуковой анализ слова «кит».

Сравнение звукого состава слов «кот» и «кит».

Игра «Магазин».

Игровое упражнение на развитие руки «Катаем шарик».

Итог занятия.

Д/И «Что бывает?»

Речевое упражнение.

Игровое упражнение «Строители».

Упражнение для большого пальца «Скакалочка».

Работа в тетрадях «Зарисовка слов».

Итог занятия.

«Весна идет, весне дорогу!»

4 неделя

Активизировать словарьдетей по теме «Человек и его тело», закрепить названия цветов.

Познакомить детей со звуковой схемой слова «осы».

Отрабатывать умение детей произносить слова медленно, интонационновыделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме.

Упражнять детей в делении слов на слоги.

Развивать умение детей удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжать формировать щепоть.

Лексическое упражнение «Веселая рифма».

Звуковой анализ слова «осы».

Д/И «Цветочный магазин».

Игра «Весенние слова».

Итговая беседа по содержанию занятия.

«Весна идет, весне дорогу!»

Апрель

1 неделя

Активизировать речевую деятелность детей.

Помочь детям освоить звуковойанализ слова, состоящего из четырех звуков.

Познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.

Игровое упражнение «Загадки о весне» (стр. 143).

Звуковой анализ слова «роза».

Физкультминутка «Мельница».

Деление слов на слоги.

Игра с мячом «Кто чем занимается?»

Игровое упражнение «Весеннее солнышко».

Итоговая беседа по содержанию занятия.

«Покорение космоса»

2 неделя

Активизировать знания детей при отгадывании загадок, обратить внимание на меткость и лаконичность языка загадок.

Упражнять в подборе определений к существительным.

Продолжать знакомство со звуковым анализом слов, состоящих из четырех звуков.

Упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком.

Совершенствовать умение детей делить на слоги двух-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова.

Развивать мелкую моторику.

Игра «Кто в избушку проник?».

Физкультминутка «Ракета».

Работа в тетрадях «Звезды» (стр. 138).

Итог занятия.

«Что из чего и для чего»

3 неделя

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь.

Упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»).

Совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу.

Развивать мелкую моторику.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Угадай птицу»звуковой анализ слова «лиса».

Физкультминутка.

Сравнительный звуковой анализ слов «Луна»  и «лиса».

Игра «Назови пару».

Лексическое упражнение «Лисонька – лиса».

Игровое упражнение «Мой медведь».

«Волшебная сила театра»

4 неделя

Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

Совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами.

Упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»).

Активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению.

Развивать мелкую моторику.

Игра «Кто больше назовет действий».

Лексическое упражние «Составление предложений с данными словами».

Физкультминутка «Кузнечики».

Звуковой анализ слова «муха».

 Лексическое упражнение «Отгадай кличку».

Игровое упражнение «Чей колодец глубже?».

Итог занятия в форме беседы по содержанию занятия.

«День Победы!»

Май

1 неделя

Упражнять в подборе прилагательных, соответствующих весенним явлениям природы.

Продолжать совершенствовать умение детей составлять предложения с заданными словами.

Упражнять в проведении звукового анализа слова («муха»).

Активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье.

Развивать мелкую моторику.

Игра «Как можно назвать весну?».

Лексическое упражнение «Составление из слов предложений».

Звуковой анализ слова «сани».

Физкультминутка.

Лексическое упражнение «Подумай и скажи».

Игровое упражнение «Ела, ела дуб, поломала зуб!».

«Цветущая весна»

2 неделя

Различие гласных и согласных звуков (твердые и мягкие).

Совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Игра «Какой звук заблудился?» (стр. 65).

Игра «Цепочка слов»

Игра «Погрузим продукты в поезд» (стр. 72)

«Насекомые»

3 неделя

Закрепление пройденного материала

«Скоро лето!»

4 неделя

Диагностика

Мониторинга уровня овладения необходимыми навыками и умениями по подготовке к обучению к грамоте

Старшая группа

Фамилия, имя ребенка

Называть слово на заданный звук

Определять количество слогов в слове

Различать гласные и согласные звуки

Копировать рисунок

Штриховать рисунок

Дорисовывать рисунок

Начало года

Конец года

В свободных ячейках проставляется уровень: В (высокий уровень), С (средний уровень)., Н (низкий уровень)

Мониторинга уровня овладения необходимыми навыками и умениями по подготовке к обучению к грамоте

Подготовительная группа

Фамилия, имя ребенка

Состовлять предложение из букв азбуки

Анализ предложения и графическая запись

Различать гласные и согласные(мягкие и твердые) звуки

Подбор слов к заданной модели

Нахождение заданной буквы

Конструирование заданной буквы

Начало года

Конец года

В свободных ячейках проставляется уровень: В (высокий уровень), С (средний уровень)., Н (низкий уровень)


Работа с родителями:

Для всестороннего развития и успешного воспитания детей взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Поэтому необходимо  в группе  установить деловой доверительный контакт с родителями, привлекая их к воспитанию, развитию своих детей и к активному участию в жизни группы.

Что касается раздела «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук», то  предполагается следующая работа[1]:

  1. Знакомство родителей с программными задачами на родительских собраниях;
  2. Беседы с родителями об индивидуальном развитии  их ребенка по этому разделу;
  3. Проведение   консультаций   по   определенной    развивающей    задаче  (н/р, «Интонационное выделение звука» и т.п.);
  4. Тематические    материалы    в    папках-передвижках    (иногда    по    желанию родителей (н/р, «Пальчиковые игры», «Словесные игры» и т.п.);
  5. Выставки книг по подготовке детей к грамоте;
  6. Выставки дидактических игр по грамоте;
  7. Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей дошкольного возраста по грамоте (развитие фонематического слуха, закрепление букв русского алфавита и т.п.).

Оформление предметно-пространственной среды

Самостоятельная деятельность детей невозможна без соответствующей  среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду.

  • Тетради в клетку
  • Прописи с графическими рисунками
  • Предметные картинки
  • Дидактическим пособием «Звуковые  часы» со сменными картинками
  • Фишки разных цветов
  • Карандаши, фломастеры
  • Карточки-схемы (для звукового анализа слова: по звукам, по слогам).

Расписание

Кружок «Всезнайка» по подготовке к грамоте с детьми 5-7 лет:

  • проводить во второй половине дня
  • одно занятие в неделю
  • по вторникам
  • длительностью не более25 минут
  • со всей группой детей.

Литература

Рабочая программа составлена  на основе:

  1. Федосова, Коваленко, Дядюнова: Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. ФГОС. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/452591/
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова

«По дороге к Азбуке «. Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.

  1. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Журова  Л.Е.,  Варенцова  Н.С.  и  др.  Обучение  дошкольников  грамоте/  Под  ред.  Н.В.  Дуровой. –  М.: 2012.
  3. Методического  пособия  Колесниковой Е.В. «Развитие  фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий» – М.: ГНОМ и Д, 2001 г

Приложение

Перспективный план работы с родителями.

Старшая группа.

1.   Опрос родителей по анкете:

а)   как Вы считаете, нужно ли научить читать детей в детском саду?     Почему?

б)   хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился читать до школы?

в)  где бы Вы хотели научить ребенка читать: дома, в детском саду, в школе?

  1. Знакомство с методикой. Согласие родителей.
  2. Помощь в изготовлении методического пособия.
  3. Оформление папки - передвижки для родителей "Игры и упражнения по     подготовке дошкольников к обучению грамоте".
  4. Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме?".
  5. Итоговое открытое занятие по окончании подготовительного этапа.
  6. Родительское собрание "Результаты детей".
  7. Консультация "Знакомство с задачами основного этапа".

10.Помощь в выполнении домашних заданий (заучивание стихов и задания в
                альбомах).

11 .Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся читать".  

Подготовительная группа.

1.Анкета для родителей.

 а) Ваш ребёнок читает, что изменилось в нём самом и его окружении?
             
б)  Что Вы испытали, когда услышали впервые чтение малыша?

 в)  Чем чаще стал ребёнок заниматься дома?

 г)  Какие усилия Вы прилагали, чтобы помочь ребёнку?

 д)  Ваше мнение... стоит ли продолжать обучение грамоте по этой  методике в детском саду?

2.  Беседа о важности и пользе игр с буквами и словами.

3."Дневник воспитателя" - еженедельная запись с советами и рекомендациями
                индивидуально каждому ребенку.

4.  Консультация "Домашняя библиотека".

5. Беседа "Учимся, играя".

6.  Выставка книг для домашнего самостоятельного чтения.

7.  Консультация "Готовим ребёнка к письму".

 


[1] Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...