Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
    методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

    Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на

     речевое развитие детей  дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.

    Цель  программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Возраст детей, участвующих в реализации  программы: 5 - 7 лет 

    ( старшая и подготовительная к школе группа).

    Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 2 года.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon грамотейка163 КБ
    Office presentation icon презентация1012 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 3» г. Сыктывкара

    Программа дополнительного образования

    по подготовке к обучению грамоте

    детей  5 - 7 лет

     «ГРАМОТЕЙКА»

    (образовательная область – речевое развитие)

    Срок реализации: 2 года

    Разработчик:  воспитатель

    Чиркова А. А.


    Пояснительная записка.

    Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на

     речевое развитие детей  дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.

    Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих отставание в речевом развитии  –  это снижение речевой активности, фонематического слуха, которые ведут к нарушениям письма и чтения. Поэтому задачей данной программы является помощь, которую можно оказать в условиях обычной общеобразовательной группы детского сада, особо сконцентрировать внимание на подготовке детей к обучению грамоте.

    Цель  программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

            Задачи программы:

       Звуковая культура речи:

    - развитие фонематического слуха;

    - развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания;

    -закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков.

       Подготовка к обучению грамоте:

    - усвоение единиц языка: звук, буква, слог, слово, предложение;

    - развитие звуко - буквенного анализа;

    - овладение навыком чтения;

    - предупреждение дисграфии;

    - формирование графических навыков.

       Развивающие задачи:

    - развитие мышления, овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

    - развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (подготовка руки к овладению письмом);

    - развитие  памяти, внимания.

    Программа и методика ее реализации основывается на систему Д.Б. Эльконина «Добукварный и букварный периоды обучения грамоте», а так же на теоретические и методологические труды специалистов в области логопедии Г. А. Волкову,  Л. И. Белякову, Р. Е. Левину, Шаховскую С.Н. и т.д.

    Возраст детей, участвующих в реализации  программы: 5 - 7 лет  

    ( старшая и подготовительная к школе группа).

    Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 2 года.

    Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется  индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа.  Количество детей в группе – 12 человек.

    Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие-практика, занятие-путешествие, занятие- игра.

    Количество занятий: 2 раза  в неделю, в старшей группе - с октября по май месяц (31 учебная неделя), в подготовительной группе – с октября по апрель месяц (28 учебных недель). Продолжительность занятия для старшей группы - 25 минут, для  подготовительной группы - 30 минут.

    К концу 1 года обучения дети смогут:

    -понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»;

    -дифференцировать звуки (гласный – согласный);

    -дифференцировать гласные 1-2 ряда;

    -проводить звуковой анализ слов из  3-х звуков;

    - проводить слияние гласных с согласными звуками;

    -овладеют элементарными графическими умениями.  

    К концу 2 года обучения дети смогут:

    -понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово», «предложение»;

    -проводить звуковой анализ слов из  4-х звуков;

    -дифференцировать звуки (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);

    -делить слова на слоги, считать слоги в слове;

    -составлять слова из готовых слогов;

    -читать простые по звуко – буквенному составу слова;

    -овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями. 

    Способ определения результативности: диагностика в начале и в конце каждого года обучения.

    Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования: открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Грамотейка».

    2.Учебно-тематический план.

    2.1.Учебно-тематический план для старшей группы.

    Наименование разделов и тем

    Количество занятий / объем образователь-ной нагрузки (мин.)

    В том числе:

    Теорети-ческие

    Практи-ческие

    1.

    Диагностическое занятие

    2/50

    -

    2/50

    2.

    Знакомство детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Термин «гласный  звук».

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    3.

    Знакомство детей с гласным звуком [о] и буквой О.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    4.

    Закрепление  знания о звуках [а], [о]; буквах А, а; О,о.  Понятие «слог».

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    5.

    Знакомство  детей с гласным звуком [у] и буквой У, у.  

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    6.

    Знакомство детей с гласным звуком [и] и буквой И.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    7.

    Закрепление   знания о звуках [а], [у],  [о], [и];  буквах А, а; У, у, О, о, И, и.

    1/25

    -

    1/25

    8.

    Знакомство детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    9.

    Дифференциация гласных звуков[ы]- [и]

    1/25

    -

    1/25

    10.

    Знакомство детей с гласным звуком [э] и буквой Э,э.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    11.

    Закрепление   знания о звуках [а], [у], [э], [ы],  [о], [и];  буквах А, а; У, у, Э, э; ы; О, о, И, и.

    1/25

    -

    1/25

    12.

    Термин «согласный  звук». Согласный  звук  [м] и буква М, м. Чтение слогов.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    13.

    Согласный  звук [н] и буква Н, н. Чтение слогов.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    14.

    Дифференциация  звуков  [м] – [н]. Чтение слогов.

    1/25

    -

    1/25

    15.

    Согласный  звук  [б]  и буква  Б, б. Чтение слогов.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    16.

    Согласный звук [д]  и буква  Д, д.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    17.

    Дифференциация  согласных звуков [д]- [б].

    1/25

    -

    1/25

    18.

    Согласный  звук  [в] и буква  В,в.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    19.

    Закрепление  изученных  гласных и согласных звуков.

    1/25

    -

    1/25

    20.

    Согласный  звук  [п] и буква  П,п.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    21.

    Дифференциация звуков [П] – [Б].

    1/25

    -

    1/25

    22.

    Согласный звук  [т] и буква  Т, т.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    23.

    Дифференциация  звуков [Д] - [Т].

    1/25

    -

    1/25

    24.

    Согласный  звук [к] и буква К, к

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    25.

    Согласный звук  [г] и буква Г, г

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    26.

    Дифференциация  звуков [К] - [Г].

    1/25

    -

    1/25

    27.

    Закрепление  изученных  гласных и согласных звуков.

    1/25

    -

    1/25

    28.

    Согласный звук [х] и буква Х, х.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    29.

    Согласный звук [ф]  и буква  Ф, ф.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    30.

    Дифференциация звуков [в] - [ф].

    1/25

    -

    1/25

    31.

    Согласный  звук  [с]  и буква С,с.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    32.

    Согласный  звук  [з] и буква З, з.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    33.

    Дифференциация  звуков [с] - [з].

    1/25

    -

    1/25

    34.

    Согласный звук [ш]  и буква  Ш, ш.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    35.

    Согласный  звук [ж]  и буква  Ж, ж.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    36.

    Дифференциация  звуков [ш] - [ж].

    1/25

    -

    1/25

    37.

    Согласный  звук [ц] и буква Ц, ц.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    38.

    Согласный  звук [щ]  и буква  Щ, щ.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    39.

    Дифференциация  звуков [ш] - [щ].

    1/25

    -

    1/25

    40.

    Согласный  звук [ч] и буква  Ч, ч

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    41.

    Дифференциация  звуков [ц] - [ч].

    1/25

    -

    1/25

    42.

    Согласный  звук [л] и буква  Л,л.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    43.

    Согласный  звук [р] и буква  Р,р.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    44.

    Закрепление знания детей о звуках и буквах Р, Л.

    1/25

    -

    1/25

    45.

    Согласный  звук [й] и буква  Й,й.

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    46.

    Дифференциация по графическому образу букв и- й.

    1/25

    -

    1/25

    47.

    Гласный звук и буква  Ё. 

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    48.

     Гласный звук и буква  Е. 

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    49.

    Дифференциация по графическому образу букв  ё-е.

    1/25

    -

    1/25

    50.

    Гласный звук и буква  Ю. 

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    51.

    Гласный звук и буква  Я. 

    1/25

    0,5/12

    0,5/13

    52.

    Закрепление гласных второго ряда.

    1/25

    -

    1/25

    53.

    Дифференциация гласных 1-2 ряда.

    1/25

    -

    1/25

    54.

    Закрепление  изученных  гласных и согласных звуков. Чтение слогов, простых слов.

    4/100

    -

    4/100

    55.

    Диагностическое занятие

    3/75

    -

    3/75

    56.

    Открытое занятие «Путешествие в страну Грамотейка»

    1/25

    -

    1/25

    Итого:

    62/1550

    16/400

    46/1150

    2.2.Учебно-тематический план для подготовительной  группы.

    Наименование разделов и тем

    Количество занятий / объем образователь-ной нагрузки (мин.)

    В том числе:

    Теорети-ческие

    Практи-ческие

    1.

    Диагностическое занятие

    2/60

    -

    2/60

    2.

    Закрепление гласных первого ряда.

    2/60

    -

    2/60

    3.

    Закрепление гласных второго ряда.

    2/60

    -

    2/60

    4.

    Закрепление изученных согласных звуков и букв. Чтение слогов.

    4/120

    0,5/15

    3,5/105

    5.

    Знакомство с мягкими и твердыми согласными. Чтение  слов из 2-х слогов.

    4/120

    0,5/15

    3,5/105

    6.

    Закрепление мягких и твердых согласных. Чтение  слов из 2-х слогов.

    4/120

    -

    4/120

    7.

    Знакомство с глухими и звонкими согласными. Чтение  слов из 2-х слогов.

    4/120

    0,5/15

    3,5/105

    8.

    Закрепление глухих и звонких согласных. Чтение  слов из 2-х слогов.

    4/120

    -

    4/120

    9.

    Разделительный мягкий знак.

    2/60

    1/30

    1/30

    10.

    Разделительный твёрдый знак .

    2/60

    1/30

    1/30

    11.

    Звуко- буквенный анализ слов.

    4/120

    0,5/15

    3,5/105

    12.

    Работа над предложением.

    6/180

    2/60

    4/120

    13.

    Чтение слов в пределах до 3-х слогов.

    4/120

    0,5/15

    3,5/105

    14.

    Закрепление  пройденного материала. Чтение  предложений.

    8/240

    -

    8/240

    15.

    Диагностическое занятие

    3/90

    -

    3/90

    16.

    Открытое занятие «Путешествие в страну Грамотейка»

    1/30

    -

    1/30

    Итого:

    56/1680

    6,5/195

    49,5/

    1485


    Методическое обеспечение программы.

    Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.  

    Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.  

    В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.  Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

    B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.  

    Развитию мышления способствует отгадывание детьми загадок, дидактические игры.

    Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.  

    При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

    Программа направлена не только на конечный результат  -  изучение букв и умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка.

    Программный материал систематизирован и изучается в определенной

    последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах.

    Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.  

    Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

    Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:

     1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.

    2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

    Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже c 5 лет.

    Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности. Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.  

    Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.  

     Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте:

    Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

    Овладение навыками обучение грамоте особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях.

    Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение необходимыми навыками.

    Процесс обучения строится на общедидактических и специфических   принципах:

    1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

    2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

    3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

    4. онтогенетический принцип:  учет возрастных особенностей обучаемых.

    Методы обучения:

    1. Словесные методы (рассказ, беседа).

    2. Наглядные методы.

    3. Практические, игровые  методы (деятельность воспитателя  и детей).

    4. Объяснительно-иллюстративный метод.

    5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).

    Материально-техническое обеспечение программы:

    1. Тетради с заданиями на каждого ребенка.
    2. Карандаши (простой и цветные) на каждого ребенка.
    3. Счетные палочки.
    4. Игрушки-персонажи (первая буква в названии соответствует изучаемой букве).
    5. Столы, стулья для детей по росту.
    6. Зеркало.
    7. Мольберт, магниты, мел.
    8. Магнитная азбука.
    9. Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
    10. Схемы для составления звукового анализа слова.
    11. Схема составления предложения.
    12. Профили обозначения звуков.
    13. Игровые пособия для выработки сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.
    14. Дидактический материал для обследования речи ребенка.  
    15. Авторские дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
    16. Картотеки пальчиковых игр.
    17. Картотека артикуляционной гимнастики.

    Список  литературы.

    1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    2. Давыдова Г.В.  Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

    3. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. - Детство - пресс, 2010.

    4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению -  Волгоград: Учитель, 2009.

    5. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов. -  М.: Дрофа, 2010.

    6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. -  Ростов - на- Дону:  Феникс, 2001.

    8. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. проф. Селиверстова В.И. -  Москва: Владос,1997.

    9.Репина З.А. Уроки логопедии. Методическое пособие. - Екатеринбург, 2001.

    10. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей. - Волгоград: Учитель, 2009.

    11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

    12. Цуканова С.П., Бетц Л.Л.  Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). – М.:  Гном и Д, 2010.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 3» г. Сыктывкар Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)

    Слайд 2

    Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе. Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

    Слайд 3

    Целью данной программы являются: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Слайд 4

    Основными задачами данной программы по подготовке детей к обучению грамоте являются: Звуковая культура речи: - развитие фонематического слуха(основа грамотного письма); - развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания; -закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков. Подготовка к обучению грамоте: - усвоение единиц языка: звук, буква, слог, слово, предложение; - развитие звуко - буквенного анализа; - овладение навыком чтения; - предупреждение дисграфии; - формирование графических навыков. Развивающие задачи: - развитие мышления, овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); - развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (подготовка руки к овладению письмом); - развитие памяти, внимания.

    Слайд 5

    Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Количество детей в группе – 12 человек. Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие-практика, занятие-путешествие, занятие- игра. Количество занятий: 2 раза в неделю, в старшей группе - с октября по май месяц, в подготовительной группе – с октября по апрель месяц. Продолжительность занятия для старшей группы - 25 минут, для подготовительной группы - 30 минут.

    Слайд 6

    К концу 1 года обучения дети смогут: -понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»; -дифференцировать звуки (гласный – согласный); -дифференцировать гласные 1-2 ряда; -проводить звуковой анализ слов из 3-х звуков; - проводить слияние гласных с согласными звуками; -овладеют элементарными графическими умениями.

    Слайд 7

    К концу 2 года обучения дети смогут: -понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово», «предложение»; -проводить звуковой анализ слов из 4-х звуков; -дифференцировать звуки (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой); -делить слова на слоги, считать слоги в слове; -составлять слова из готовых слогов; -читать простые по звуко – буквенному составу слова; -овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

    Слайд 8

    Методологический аппарат: Программа и методика ее реализации основывается на систему Д.Б. Эльконина «Добукварный и букварный периоды обучения грамоте», а так же на теоретические и методологические труды специалистов в области логопедии Г. А. Волкову, Л. И. Белякову, Р. Е. Левину, Шаховскую С.Н. и т.д.

    Слайд 9

    Составитель программы: Чиркова Антонина Александровна Образование: 2008 – 2013г: ФГБОУ ВПО «Коми Государственный Педагогический Институт» (очное отделение) Факультет: Педагогики и психологии Квалификация: Учитель-логопед Специализация: Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.

    Слайд 10

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

    К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

    Рабочая программа Дополнительного образования детей Образовательная область «Речевое развитие»

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диал...

    Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

    Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...