Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на
речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.
Цель программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 - 7 лет
( старшая и подготовительная к школе группа).
Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
грамотейка | 163 КБ |
презентация | 1012 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» г. Сыктывкара
Программа дополнительного образования
по подготовке к обучению грамоте
детей 5 - 7 лет
«ГРАМОТЕЙКА»
(образовательная область – речевое развитие)
Срок реализации: 2 года
Разработчик: воспитатель
Чиркова А. А.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на
речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.
Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих отставание в речевом развитии – это снижение речевой активности, фонематического слуха, которые ведут к нарушениям письма и чтения. Поэтому задачей данной программы является помощь, которую можно оказать в условиях обычной общеобразовательной группы детского сада, особо сконцентрировать внимание на подготовке детей к обучению грамоте.
Цель программы: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи программы:
Звуковая культура речи:
- развитие фонематического слуха;
- развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания;
-закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков.
Подготовка к обучению грамоте:
- усвоение единиц языка: звук, буква, слог, слово, предложение;
- развитие звуко - буквенного анализа;
- овладение навыком чтения;
- предупреждение дисграфии;
- формирование графических навыков.
Развивающие задачи:
- развитие мышления, овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (подготовка руки к овладению письмом);
- развитие памяти, внимания.
Программа и методика ее реализации основывается на систему Д.Б. Эльконина «Добукварный и букварный периоды обучения грамоте», а так же на теоретические и методологические труды специалистов в области логопедии Г. А. Волкову, Л. И. Белякову, Р. Е. Левину, Шаховскую С.Н. и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5 - 7 лет
( старшая и подготовительная к школе группа).
Срок реализации (продолжительность образовательного процесса) - 2 года.
Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Количество детей в группе – 12 человек.
Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие-практика, занятие-путешествие, занятие- игра.
Количество занятий: 2 раза в неделю, в старшей группе - с октября по май месяц (31 учебная неделя), в подготовительной группе – с октября по апрель месяц (28 учебных недель). Продолжительность занятия для старшей группы - 25 минут, для подготовительной группы - 30 минут.
К концу 1 года обучения дети смогут:
-понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»;
-дифференцировать звуки (гласный – согласный);
-дифференцировать гласные 1-2 ряда;
-проводить звуковой анализ слов из 3-х звуков;
- проводить слияние гласных с согласными звуками;
-овладеют элементарными графическими умениями.
К концу 2 года обучения дети смогут:
-понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово», «предложение»;
-проводить звуковой анализ слов из 4-х звуков;
-дифференцировать звуки (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой);
-делить слова на слоги, считать слоги в слове;
-составлять слова из готовых слогов;
-читать простые по звуко – буквенному составу слова;
-овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Способ определения результативности: диагностика в начале и в конце каждого года обучения.
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования: открытое занятие для родителей «Путешествие в страну Грамотейка».
2.Учебно-тематический план.
2.1.Учебно-тематический план для старшей группы.
№ | Наименование разделов и тем | Количество занятий / объем образователь-ной нагрузки (мин.) | В том числе: | |
Теорети-ческие | Практи-ческие | |||
1. | Диагностическое занятие | 2/50 | - | 2/50 |
2. | Знакомство детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Термин «гласный звук». | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
3. | Знакомство детей с гласным звуком [о] и буквой О. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
4. | Закрепление знания о звуках [а], [о]; буквах А, а; О,о. Понятие «слог». | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
5. | Знакомство детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
6. | Знакомство детей с гласным звуком [и] и буквой И. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
7. | Закрепление знания о звуках [а], [у], [о], [и]; буквах А, а; У, у, О, о, И, и. | 1/25 | - | 1/25 |
8. | Знакомство детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
9. | Дифференциация гласных звуков[ы]- [и] | 1/25 | - | 1/25 |
10. | Знакомство детей с гласным звуком [э] и буквой Э,э. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
11. | Закрепление знания о звуках [а], [у], [э], [ы], [о], [и]; буквах А, а; У, у, Э, э; ы; О, о, И, и. | 1/25 | - | 1/25 |
12. | Термин «согласный звук». Согласный звук [м] и буква М, м. Чтение слогов. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
13. | Согласный звук [н] и буква Н, н. Чтение слогов. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
14. | Дифференциация звуков [м] – [н]. Чтение слогов. | 1/25 | - | 1/25 |
15. | Согласный звук [б] и буква Б, б. Чтение слогов. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
16. | Согласный звук [д] и буква Д, д. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
17. | Дифференциация согласных звуков [д]- [б]. | 1/25 | - | 1/25 |
18. | Согласный звук [в] и буква В,в. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
19. | Закрепление изученных гласных и согласных звуков. | 1/25 | - | 1/25 |
20. | Согласный звук [п] и буква П,п. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
21. | Дифференциация звуков [П] – [Б]. | 1/25 | - | 1/25 |
22. | Согласный звук [т] и буква Т, т. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
23. | Дифференциация звуков [Д] - [Т]. | 1/25 | - | 1/25 |
24. | Согласный звук [к] и буква К, к | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
25. | Согласный звук [г] и буква Г, г | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
26. | Дифференциация звуков [К] - [Г]. | 1/25 | - | 1/25 |
27. | Закрепление изученных гласных и согласных звуков. | 1/25 | - | 1/25 |
28. | Согласный звук [х] и буква Х, х. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
29. | Согласный звук [ф] и буква Ф, ф. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
30. | Дифференциация звуков [в] - [ф]. | 1/25 | - | 1/25 |
31. | Согласный звук [с] и буква С,с. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
32. | Согласный звук [з] и буква З, з. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
33. | Дифференциация звуков [с] - [з]. | 1/25 | - | 1/25 |
34. | Согласный звук [ш] и буква Ш, ш. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
35. | Согласный звук [ж] и буква Ж, ж. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
36. | Дифференциация звуков [ш] - [ж]. | 1/25 | - | 1/25 |
37. | Согласный звук [ц] и буква Ц, ц. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
38. | Согласный звук [щ] и буква Щ, щ. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
39. | Дифференциация звуков [ш] - [щ]. | 1/25 | - | 1/25 |
40. | Согласный звук [ч] и буква Ч, ч | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
41. | Дифференциация звуков [ц] - [ч]. | 1/25 | - | 1/25 |
42. | Согласный звук [л] и буква Л,л. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
43. | Согласный звук [р] и буква Р,р. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
44. | Закрепление знания детей о звуках и буквах Р, Л. | 1/25 | - | 1/25 |
45. | Согласный звук [й] и буква Й,й. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
46. | Дифференциация по графическому образу букв и- й. | 1/25 | - | 1/25 |
47. | Гласный звук и буква Ё. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
48. | Гласный звук и буква Е. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
49. | Дифференциация по графическому образу букв ё-е. | 1/25 | - | 1/25 |
50. | Гласный звук и буква Ю. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
51. | Гласный звук и буква Я. | 1/25 | 0,5/12 | 0,5/13 |
52. | Закрепление гласных второго ряда. | 1/25 | - | 1/25 |
53. | Дифференциация гласных 1-2 ряда. | 1/25 | - | 1/25 |
54. | Закрепление изученных гласных и согласных звуков. Чтение слогов, простых слов. | 4/100 | - | 4/100 |
55. | Диагностическое занятие | 3/75 | - | 3/75 |
56. | Открытое занятие «Путешествие в страну Грамотейка» | 1/25 | - | 1/25 |
Итого: | 62/1550 | 16/400 | 46/1150 |
2.2.Учебно-тематический план для подготовительной группы.
№ | Наименование разделов и тем | Количество занятий / объем образователь-ной нагрузки (мин.) | В том числе: | |
Теорети-ческие | Практи-ческие | |||
1. | Диагностическое занятие | 2/60 | - | 2/60 |
2. | Закрепление гласных первого ряда. | 2/60 | - | 2/60 |
3. | Закрепление гласных второго ряда. | 2/60 | - | 2/60 |
4. | Закрепление изученных согласных звуков и букв. Чтение слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
5. | Знакомство с мягкими и твердыми согласными. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
6. | Закрепление мягких и твердых согласных. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | - | 4/120 |
7. | Знакомство с глухими и звонкими согласными. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
8. | Закрепление глухих и звонких согласных. Чтение слов из 2-х слогов. | 4/120 | - | 4/120 |
9. | Разделительный мягкий знак. | 2/60 | 1/30 | 1/30 |
10. | Разделительный твёрдый знак . | 2/60 | 1/30 | 1/30 |
11. | Звуко- буквенный анализ слов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
12. | Работа над предложением. | 6/180 | 2/60 | 4/120 |
13. | Чтение слов в пределах до 3-х слогов. | 4/120 | 0,5/15 | 3,5/105 |
14. | Закрепление пройденного материала. Чтение предложений. | 8/240 | - | 8/240 |
15. | Диагностическое занятие | 3/90 | - | 3/90 |
16. | Открытое занятие «Путешествие в страну Грамотейка» | 1/30 | - | 1/30 |
Итого: | 56/1680 | 6,5/195 | 49,5/ 1485 |
Методическое обеспечение программы.
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.
B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.
Развитию мышления способствует отгадывание детьми загадок, дидактические игры.
Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Программа направлена не только на конечный результат - изучение букв и умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.
Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:
1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.
2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже c 5 лет.
Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности. Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.
Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте:
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками обучение грамоте особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях.
Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение необходимыми навыками.
Процесс обучения строится на общедидактических и специфических принципах:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип: учет возрастных особенностей обучаемых.
Методы обучения:
1. Словесные методы (рассказ, беседа).
2. Наглядные методы.
3. Практические, игровые методы (деятельность воспитателя и детей).
4. Объяснительно-иллюстративный метод.
5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).
Материально-техническое обеспечение программы:
- Тетради с заданиями на каждого ребенка.
- Карандаши (простой и цветные) на каждого ребенка.
- Счетные палочки.
- Игрушки-персонажи (первая буква в названии соответствует изучаемой букве).
- Столы, стулья для детей по росту.
- Зеркало.
- Мольберт, магниты, мел.
- Магнитная азбука.
- Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
- Схемы для составления звукового анализа слова.
- Схема составления предложения.
- Профили обозначения звуков.
- Игровые пособия для выработки сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.
- Дидактический материал для обследования речи ребенка.
- Авторские дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Картотеки пальчиковых игр.
- Картотека артикуляционной гимнастики.
Список литературы.
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Давыдова Г.В. Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
3. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. - Детство - пресс, 2010.
4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Дрофа, 2010.
6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов - на- Дону: Феникс, 2001.
8. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. проф. Селиверстова В.И. - Москва: Владос,1997.
9.Репина З.А. Уроки логопедии. Методическое пособие. - Екатеринбург, 2001.
10. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей. - Волгоград: Учитель, 2009.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
12. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). – М.: Гном и Д, 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе. Одной из главных задач подготовки ребёнка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.
Целью данной программы являются: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основными задачами данной программы по подготовке детей к обучению грамоте являются: Звуковая культура речи: - развитие фонематического слуха(основа грамотного письма); - развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания; -закрепление правильного, отчетливого произнесения звуков. Подготовка к обучению грамоте: - усвоение единиц языка: звук, буква, слог, слово, предложение; - развитие звуко - буквенного анализа; - овладение навыком чтения; - предупреждение дисграфии; - формирование графических навыков. Развивающие задачи: - развитие мышления, овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); - развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (подготовка руки к овладению письмом); - развитие памяти, внимания.
Занятия проводятся фронтально. На занятиях используется индивидуальная работа, работа в парах и коллективная работа. Количество детей в группе – 12 человек. Формы проведения занятий: занятие-беседа, занятие-практика, занятие-путешествие, занятие- игра. Количество занятий: 2 раза в неделю, в старшей группе - с октября по май месяц, в подготовительной группе – с октября по апрель месяц. Продолжительность занятия для старшей группы - 25 минут, для подготовительной группы - 30 минут.
К концу 1 года обучения дети смогут: -понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово»; -дифференцировать звуки (гласный – согласный); -дифференцировать гласные 1-2 ряда; -проводить звуковой анализ слов из 3-х звуков; - проводить слияние гласных с согласными звуками; -овладеют элементарными графическими умениями.
К концу 2 года обучения дети смогут: -понимать и различать понятия «звук» и «буква», «слог», «слово», «предложение»; -проводить звуковой анализ слов из 4-х звуков; -дифференцировать звуки (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой); -делить слова на слоги, считать слоги в слове; -составлять слова из готовых слогов; -читать простые по звуко – буквенному составу слова; -овладеют технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Методологический аппарат: Программа и методика ее реализации основывается на систему Д.Б. Эльконина «Добукварный и букварный периоды обучения грамоте», а так же на теоретические и методологические труды специалистов в области логопедии Г. А. Волкову, Л. И. Белякову, Р. Е. Левину, Шаховскую С.Н. и т.д.
Составитель программы: Чиркова Антонина Александровна Образование: 2008 – 2013г: ФГБОУ ВПО «Коми Государственный Педагогический Институт» (очное отделение) Факультет: Педагогики и психологии Квалификация: Учитель-логопед Специализация: Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет "Буковка"
Программа допол...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
Программа дополнительного образования По подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»
Комплексная и систематическая подготовка детей к школе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок...
Программа дополнительного образования детей в подготовительной группе (6 – 7 лет). Направление: «Познавательно – речевое развитие». «АБВГДейка» на 2022-2023 учебный
В программе подобран цикл занчтий по обучению грамоте и письмую...