Программа дополнительного образования По подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Комплексная и систематическая подготовка детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_kostenko_e.l_2020-2021.docx | 62.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Березка» комбинированного вида
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБДОУ д/с № 2 «Берёзка» протокол от___ ___2020 г. №____ | СОГЛАСОВАНО старший воспитатель МБДОУ д/с №2 «Берёзка» Зверева Н.Н.____________ _________2020г. №______ (дата утверждения) |
Программа дополнительного образования
По подготовке к обучению грамоте
«Букварёнок»
Старший дошкольный возраст.
Подготовила воспитатель:
I квалификационной категории
Костенко Эльвира Леонидовна
Обь, 2020 г
Пояснительная записка
Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Речь не является врождённой способностью человека, а формируется в процессе его роста и развития. С помощью речи малыш познаёт мир, выражает свои мысли и взгляды. В старшем дошкольном возрасте речь развивается стремительными темпами, начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребёнок постигает звуковое строение слова, знакомится со словесным составом предложения .
Формирование осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу для успешного овладения грамотой.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как достаточный словарный запас, фонематический и речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, умение различать звуки речи, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и т.п. Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку для последующего успешного систематического обучения в школе.
Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи и моторные координации ребёнка старшего дошкольного возраста.
Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.
Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области развития речи.
Актуальность программы
Программа «Букварёнок» относится к образовательной области «речевое развитие» и направлена на создание условий для практической подготовки руки ребенка к письму, на развитие и совершенствование устной речи и коммуникативных способностей детей.
Цель: комплексная и систематическая подготовка детей к школе.
Задачи
Обучающие:
- Формировать целенаправленное поэтапное совершенствование у дошкольников речевой деятельности во всех её аспектах: развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса и развитие связной речи
- Формировать знакомство детей с основными правилами графического изображения и развитие мелкой мускулатуры руки.
- Формировать умение детей подобрать буквы, с которых начинаются слова, изображенные на картинках.
Развивающие:
- развивать навыки учебного сотрудничества (со сверстниками и взрослыми) в процессе решения разнообразных речевых задач;
- Развивать потребность в грамотности;
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность
Отличительными особенностями рабочей программы
Занятия проводятся в игровой форме, которая является наиболее приемлемой и эффективной для обучения и развития детей, позволят подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму, помогает создать радостную атмосферу в группе. Забавные стишки о буквах и игры на развитие мелкой моторики способствуют лучшей подготовленности к школьному обучению: с помощью забавных героев, мальчика Слыша и девочки Буковки, дети в занимательной игровой форме усваивают такие понятия, как звук и буква, их различия и особенности. . В конце каждой сказки предлагается выполнить рисунок по клеточкам. Проявить творческий подход к составлению самодельного букварика, который помогает не только выучить и запомнить букву, ,но и развивать моторику рук, память, внимание.
Программа рассчитана для детей 6 -7 лет, на 1 год обучения , 1 раз в неделю.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа «Букварёнок» разработана на основе методических рекомендаций
И. А. Быкова «Обучение грамоте детей в игровой форме»
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Занятие по типу - интегрированные, теоретические, практические.
Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. При необходимости можно разбить одну сказку на несколько частей.
Занятия проходит согласно плану:
- чтение сказки;
- проработка упражнения для губ или язычка;
- уточнение правильного произношения звука;
- описание звука;
- игра со звуком;
- печатание буквы.
Занятие проводится один раз в неделю, прорабатывая на нем основную часть темы. Каждое занятие начинается со следующих вопросов и заданий: «Какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии?»; «Вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву» и т. д. В последующие дни, в свободной деятельности, по желанию ребенка, выполняются дополнительные задания, не перегружая его, не требуя выполнения всего сразу. Дополнительными являются следующие задания:
- «Напиши букву»,
- «Рисунок по клеточкам».
- «Составление букварика».
Завершается каждое занятие повторением: с каким звуком им познакомились, чья это «песенка», повторите характеристики звука, стихотворение про букву.
Для изготовления букварика нужна обычная тетрадь в большую клетку около 24 листов. Каждая страничка посвящена одной букве. Ребенок печатает карандашом или фломастером букву, затем предлагается на выбор картинка, которая подходит к данной букве.
Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года.
Продолжительность одного занятия 20-30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Программа подготовки к обучению в школе «Букврёнок» предполагает достижение детьми следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса:
Личностные результаты
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
- Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
- Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
- Овладение навыками осознанного выстраивания речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление небольших текстов по заданной теме.
- Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений
- Готовность слушать собеседника и вести диалог. Умение излагать своё мнение. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Развитие умения планировать, контролировать и оценивать (в устной форме) учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
- Первоначальное усвоение основных понятий (звук и буква, слог, слово, предложение, речь), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
- Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
- Овладение действиями с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Способы определения результативности
Обследование речи детей – трудоёмкий процесс, но от его результатов зависит осознанное планирование всей последующей работы по программе подготовки к обучению грамоте.
В начале обучения педагог проводит педагогическое обследование состояния уровня подготовки к обучению грамоте детей, которое предусматривает обследование речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха.
Целесообразнее использовать методику, предложенную Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук.
№ п\п | Фамилия и имя ребенка | Узнавание звука в слове | Узнавание слова со звуком во фразе | Самостоятельный выбор предмета на определенный звук | Выбор одного предмета из двух, в названии которого есть заданный звук |
1. | Иванов Ваня | + | ! | - |
Условные обозначения:
(+) – правильное выполнение задания;
(-) – Задание выполнено не верно;
(!) – неустойчивое выполнение задания.
Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребёнка и группы в целом на начальной стадии обучения.
Диагностику лучше проводить в индивидуальной форме или небольшими подгруппами в 2-3 человека при условии наличия достаточного количества наглядного материала. Собранные результаты фиксируются в карте индивидуальных достижений ребёнка:
В конце года проводится соответствующая выходная диагностика,
Цель, которой является определение уровня сформированности навыков речевого развития на данном этапе и результативности обучения по предлагаемой программе.
Результаты также заносятся в карту индивидуального развития ребёнка.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Букварёнок» - составление букварика. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы.
Календарный учебный план
Тема | Дата | Программное содержание | Методы и приемы | литература |
«До свиданья лето, здравствуй детский сад!» | Сентябрь 2-3 неделя | Проведение первого мониторинга. Выявить знания, умения, навыки детей. | Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения.. | |
«Знакомство: Слышь» | Октябрь 1 неделя | Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков. | Игра «Где звенит колокольчик?» Игра «Узнай по звучанию». Игра «Покажи картинку». | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 7 |
«Знакомство: Буковка» | 2 неделя | Вызвать у ребенка интерес к написанию букв. | Игра «Нарисуй картинку». Игра «Нарисуй узор по клеточкам». | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 9 |
«Встреча Слыша и Буковки» «Звук и буква «А» | 3 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Задание «Произнеси звук». Игра - «Поймай звук [а]». Игра «Напиши букву». Узор по клеточкам «Ванильное мороженое». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 10 |
Звук и буква «У» | 4 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. Продолжать учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.. | Игра «Громко — тихо». Задание «Произнеси звук», «Опиши звук». Игра «Поймай звук в начале слова». Игра «Напиши букву». Задание «Рисунок по клеточкам "Волчонок"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 13 |
Сочетание «АУ» | Ноябрь 1 неделя | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Игра «Эхо». Задание - «Произнеси сочетание звуков». Задание - «Рисунок по клеточкам "Лес"», Игра «Напиши и прочитай». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 14 |
Сочетание «УА» | 2 неделя | Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ, (УА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения. | Задание - «Произнеси сочетание звуков». Задание «Рисунок по клеточкам "Зай чонок"». Игра «Напиши и прочитай» Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 15 |
Звук и буква «О» | 3 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.. | Задание - «Произнеси звук». Игра - «Найди картинку». Игра «Напиши букву». Задание «Рисунок по клеточкам "Машина"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 17 |
Звук и буква «И» | 4 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить делить слова на слоги, учить находить ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Задание «Произнеси звук»,«Опиши звук». Игра «Высоко — низко». Игра «Напиши букву». Задание - «Рисунок по клеточкам "Карусель Паук"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 18 |
Сочетание «ИА» | Декабрь 1 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Закрепить с детьми знания о звуке [а], букве А, а. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (ИА). Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения. | Задание - «Произнеси сочетание звуков». Задание «Рисунок по клеточкам "Ослик"». Игра «Напиши и прочитай». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 19 |
Звук и буква «Ы» | 2 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук». Игра - «Один — много». Игра «Напиши букву». Задание «Повторение». Рисунок по клеточкам "Медвежонок"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 20 |
Звук и буква «Э» | 3 неделя | Продолжать знакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э. Учить находить место звука в двух позициях – в начале слова и на конце, развивать фонематический слух. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук». Игра «Придумай слово с заданным звуком». Задание «Рисунок по клеточкам "Дядюшка Э"», Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 22 |
Звук и буква «М» | 4 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком.. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжатьовладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.. | Упражнение для губ - «Веселый карандаш». Игра «Поймай звук». Задание «Рисунок по клеточкам "Домра"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 24 |
Звук и буква «Б» | Январь 2 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [б], [б'] и буквой Б, б. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Упражнения для губ. Игра - «Есть ли в названии предмета звук [б]». Задание «Рисунок по клеточкам "Труба"» . Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 26 |
Звук и буква «П» | 3 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. | Упражнение для губ - «Сердитый ежик». Игра «Эхо». Игра - «Напиши букву». Задание «Рисунок по клеточкам "Ежик"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 28 |
Звук и буква «Ф» | 4 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [ф], [ф'] и буквой Ф, ф. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Объяснение понятие СЛОГ – это часть слова. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями | Упражнения для губ и язычка Игра «Повтори серии слогов». Задание - «Рисунок по клеточкам "Котенок сердится"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 30 |
Звук и буква «В» | Февраль 1 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [в], [в'] и буквой В, в. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы.Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями | Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук». Игра «Есть ли в имени сказочного героя звук [в]». Задание «Рисунок по клеточкам "Телевизор-улитка"», Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 32 |
Звук и буква «Т» Звук и буква «Д» | 2 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [т], [т'] [д], [д'], и буквой Т, т ,Д, д Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Объяснение понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями | Упражнение для язычка «Маленький дятел». Игра «Повтори серии слогов». Игра «Что звучит в баночке?» Игра - «Назови гласные звуки». Задание «Рисунок по клеточкам "Дятел-малыш"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 34,36 |
Звук и буква «Н» | 3 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [н], [н'] и буквой Н, нУчить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Игра – «Какие звуки ты слышишь?» Упражнение для язычка «Язычок — силач». Игра «Перечисли названия предметов с заданным звуком». «Рисунок по клеточкам "Колокольчик"» Составление букварика. | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 39 |
Звук и буква «К» Звук и буква «Г» | 4 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [к], [г], [к'] ,[г'] и буквой К, к. Г, г. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка Игра «Определи место звука в слове». Игра - «Повтори слоги Задание «Рисунок по клеточкам "Ключ и замок"» Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 41,43 |
Звук и буква «X» | Март 1 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук». Игра - «Добавь словечко». Задание «Рисунок по клеточкам "Гусь летит"». Составление букварика . | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 45 |
Звук и буква «С» Звук и буква «3» | 2 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [с], [з], [с'] [з'] и буквой С, с. З, з. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка. Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук». Игра «Добавь звук [с] в конце слова». Игра «Замени звук [с] на звук [з]». Задание «Рисунок по клеточкам "Родничок"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 47,49 |
Звук и буква «Ш» | 3 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [ш], [ш'] и буквой Ш, ш. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка. Игра «Кто больше вспомнит слов со звуком [ш]». Задание «Рисунок по клеточкам "Змейка"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 50 |
Звук и буква «Ж» | 4 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [ж], [ж'] и буквой Ж, ж. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка. Игра «Определи место звука в слове». Задание «Рисунок по клеточкам "Жук"». Составление букварика | Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме» Стр. 54 |
Звук и буква «Ч» | Апрель 1 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [ч'] и буквой Ч, ч. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка. Игра «Добавь звук [ч] в конце слова». Задание «Рисунок по клеточкам "Поезд"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 56 |
Звук и буква «Ц» Звук и буква «Щ» | 2 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [ц], [щ] и буквой Ц, ц.Щ,Щ. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка «Грибок». Игра «Кто назовет больше слов со звуком [ц]». Игра «Определи соседей звука [щ]». Задание «Рисунок по клеточкам "Кузнечик"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 58,60 |
Звук и буква «Л» | 3 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка «Пароход». Игра «Сосчитай количество звуков в слове». Задание «Рисунок по клеточкам "Мышонок-капитан"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 62 |
Звук и буква «Р» | 4 неделя | Познакомить детей с согласными звуками [р], [р'] и буквой Р, р . При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Игра «Повтори скороговорку». Игра «Назови цветы, в названии которых есть звук [р]». Игра «Составь слово из звуков». Упражнение для язычка «Барабанщик». Задание «Рисунок по клеточкам "Собачка"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 64 |
Звук и буква «Й» | Май 1 неделя | Познакомить детей буквой звуком Й.- самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный; При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка. Игра «Подбери рифму». Задание «Рисунок по клеточкам "Качели"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 66 |
Я я Ее Её Ю ю | 2 неделя | Познакомить с гласными буквами я, Я, Ее ,Её ,Ю ю. Объяснить ,что эти буквы могут обозначать два звука . При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Упражнение для язычка. Задание «Назови звуки». Задание «Рисунок по клеточкам "Гномики"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 68 |
Буквы «Ь» и «Ъ» | 3 неделя | Познакомить детей буквами Ъ и Ь звуком , объяснить, что эти буквы звука не имеют. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям | Игра «Напиши букву». Задание «Рисунок по клеточкам "Пони"». Составление букварика | «Обучение детей в игровой форме» Стр. 70 |
Досвидания детский сад! | 4 неделя | закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки. | Выставка самодельных буквариков |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
И. А. Быкова «Обучение грамоте детей в игровой форме».
Г-ризик, Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6-7 лет»,
Использование специальных лексико–грамматических упражнений, подобранных в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей дошкольного возраста;
Список литературы:
- Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- Быкова И.А Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
- Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
- Гризик, Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6-7 лет», Москва «Просвещение», 2007
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
- Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.
- Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.
- Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по подготовке к обучению грамоте
Программа была разработана много лет назад, когда в детских садах были логопедические группы и мы, логопеды, проводили все занятия по развитию речи, включая подготовку к обучению грамоте. Пр...
Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...
Программа кружка по подготовке к обучению грамоте «АБВГдейка» подготовительная группа
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в цело...
Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...
Модифицированная программа дополнительной образовательной услуги по обучению грамоте "Букваренок"
Дополнительные образовательные услуги...
Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...
Рабочая программа кружка по подготовке к обучению грамоте
Рабочая программа кружка "Буквоежка" для старшего дошкольного возраста ....