Программа дополнительного образования По подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Костенко Эльвира Леонидовна

Комплексная и систематическая подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_kostenko_e.l_2020-2021.docx62.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Березка» комбинированного вида

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБДОУ д/с № 2 «Берёзка»

протокол от___ ___2020 г. №____              

СОГЛАСОВАНО

старший воспитатель МБДОУ д/с №2 «Берёзка» Зверева Н.Н.____________

_________2020г. №______

(дата  утверждения)

 

         

Программа дополнительного образования

По подготовке к обучению грамоте

«Букварёнок»

 Старший дошкольный возраст.

Подготовила воспитатель:

I квалификационной  категории

Костенко Эльвира Леонидовна

                                                               

Обь, 2020 г   

Пояснительная записка

Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Речь не является врождённой способностью человека, а формируется в процессе его роста и развития. С помощью речи малыш познаёт мир, выражает свои мысли и взгляды.  В старшем дошкольном возрасте речь развивается стремительными темпами, начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребёнок постигает звуковое строение слова, знакомится со словесным составом предложения .

Формирование осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу для успешного овладения грамотой.  

Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как достаточный словарный запас, фонематический и речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, умение различать звуки речи, выработка гибкости  и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и т.п. Нормальное речевое развитие необходимо ребёнку для последующего успешного систематического обучения в школе.                                                          

       Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи и моторные координации ребёнка старшего дошкольного возраста.   

               Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.

Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области развития речи.

Актуальность программы

Программа «Букварёнок» относится к образовательной области «речевое развитие» и направлена на создание условий для практической подготовки руки ребенка к письму, на развитие и совершенствование устной речи  и коммуникативных способностей детей.

Цель: комплексная и систематическая подготовка детей к школе.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать целенаправленное  поэтапное совершенствование  у дошкольников речевой деятельности во всех её аспектах: развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса и  развитие связной речи
  • Формировать знакомство детей с основными  правилами  графического изображения и развитие мелкой мускулатуры руки.
  • Формировать умение детей подобрать буквы, с которых начинаются слова, изображенные на картинках.

Развивающие:

  • развивать навыки  учебного сотрудничества  (со сверстниками и взрослыми) в процессе решения разнообразных речевых задач; 
  • Развивать потребность в грамотности;

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность

Отличительными особенностями рабочей программы

Занятия проводятся в игровой форме, которая является наиболее приемлемой и эффективной для обучения и развития детей, позволят подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму, помогает создать радостную атмосферу в группе. Забавные стишки о буквах и игры на развитие мелкой моторики способствуют лучшей подготовленности к школьному обучению: с помощью забавных героев, мальчика Слыша и девочки Буковки, дети в занимательной игровой форме усваивают такие понятия, как звук и буква, их различия и особенности. . В конце каждой сказки предлагается выполнить рисунок по клеточкам. Проявить творческий подход к составлению самодельного букварика, который помогает не только выучить и запомнить букву, ,но и развивать моторику рук, память, внимание.

Программа рассчитана для детей 6 -7 лет, на 1 год обучения , 1 раз в неделю.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа «Букварёнок» разработана на основе методических рекомендаций  

И. А. Быкова «Обучение грамоте детей в игровой форме»

 Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Занятие по типу - интегрированные, теоретические, практические.

Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. При необходимости можно разбить одну сказку на несколько частей.

Занятия проходит согласно плану:

- чтение сказки;

- проработка упражнения для губ или язычка;

- уточнение правильного произношения звука;

- описание звука;

- игра со звуком;

- печатание буквы.

Занятие проводится один раз в неделю, прорабатывая на нем основную часть темы. Каждое занятие начинается со следующих вопросов и заданий: «Какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии?»; «Вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву» и т. д. В последующие дни, в свободной деятельности, по желанию ребенка, выполняются дополнительные задания, не перегружая его, не требуя выполнения всего сразу. Дополнительными являются следующие задания:

- «Напиши букву»,

- «Рисунок по клеточкам».

- «Составление букварика».

Завершается каждое занятие повторением: с каким звуком им познакомились, чья это «песенка», повторите характеристики звука, стихотворение про букву.

Для изготовления букварика нужна обычная тетрадь в большую клетку около 24 листов. Каждая страничка посвящена одной букве. Ребенок печатает карандашом или фломастером  букву, затем предлагается на выбор картинка, которая подходит к данной букве.

Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года.

Продолжительность одного занятия 20-30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Программа подготовки к обучению в школе «Букврёнок»  предполагает достижение детьми следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса:

Личностные результаты 

  •  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  •  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  •  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты 

  • Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  • Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  • Овладение навыками осознанного выстраивания речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление небольших текстов по заданной теме.
  • Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог. Умение излагать своё мнение. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Развитие умения  планировать, контролировать и оценивать (в устной форме) учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты 

  •  Первоначальное усвоение основных понятий (звук и буква, слог, слово, предложение, речь),  представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  •  Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.
  •  Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.
  • Овладение действиями с языковыми единицами  для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Способы определения результативности

Обследование речи детей – трудоёмкий процесс, но от его результатов зависит осознанное планирование всей последующей работы по программе подготовки к обучению грамоте.      

В начале обучения педагог проводит педагогическое обследование состояния уровня подготовки к обучению грамоте детей, которое предусматривает обследование  речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха.  

Целесообразнее использовать методику, предложенную Т.И. Гризик и Л.Е. Тимощук.

№ п\п

Фамилия и имя ребенка

Узнавание звука в слове

Узнавание слова со звуком во фразе

Самостоятельный выбор предмета на определенный звук

Выбор одного предмета из двух, в названии которого есть заданный звук

1.

Иванов Ваня

+

!

-

                                             Условные обозначения:

(+) – правильное выполнение задания;

(-) – Задание выполнено не верно;

(!) – неустойчивое выполнение задания.  

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребёнка и группы в целом на начальной стадии обучения.                                           

Диагностику лучше проводить в индивидуальной форме или небольшими подгруппами в 2-3 человека при условии наличия достаточного количества наглядного материала. Собранные результаты фиксируются в карте индивидуальных достижений ребёнка: 

В конце года проводится соответствующая выходная диагностика,                                    

  Цель, которой является определение уровня сформированности навыков речевого развития на данном этапе и результативности обучения по предлагаемой  программе.

Результаты также заносятся в карту индивидуального развития ребёнка.   

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Букварёнок» - составление букварика. Это мероприятие является контрольным и служит показателем освоения детьми программы.

Календарный учебный план

Тема

Дата

Программное содержание

Методы и приемы

литература

«До свиданья

лето,

здравствуй

детский сад!»

Сентябрь

2-3 неделя

Проведение первого мониторинга. Выявить знания, умения, навыки детей.

Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения..

«Знакомство: Слышь»

Октябрь

1 неделя

Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков.

Игра «Где звенит колокольчик?»

Игра «Узнай по звучанию».

Игра «Покажи картинку».

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 7

«Знакомство: Буковка»

2 неделя

Вызвать у ребенка интерес к написанию  букв.

Игра «Нарисуй картинку».

Игра «Нарисуй узор по клеточкам».

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 9

«Встреча Слыша и Буковки»

«Звук и буква «А»

3 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Задание «Произнеси звук».

Игра - «Поймай звук [а]».

Игра «Напиши букву».

Узор по клеточкам «Ванильное мороженое».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 10

Звук и буква «У»

4 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У, у. Продолжать учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями..

Игра «Громко — тихо».

Задание «Произнеси звук», «Опиши звук».

Игра «Поймай звук в начале слова».

Игра «Напиши букву».

Задание «Рисунок по клеточкам "Волчонок"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 13

Сочетание «АУ»

Ноябрь

1 неделя

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Закрепить термин «гласный».

При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Игра «Эхо».

Задание - «Произнеси сочетание звуков».

Задание - «Рисунок по клеточкам "Лес"»,

Игра «Напиши и прочитай».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 14

Сочетание «УА»

2 неделя

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ, (УА). Закрепить термин «гласный».

При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения.

Задание - «Произнеси сочетание звуков».

Задание «Рисунок по клеточкам "Зай чонок"».

Игра «Напиши и прочитай»

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 15

Звук и буква «О»

3 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный».

 При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями..

Задание - «Произнеси звук».

Игра - «Найди картинку».

Игра «Напиши букву».

Задание «Рисунок по клеточкам "Машина"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 17

Звук и буква «И»

4 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить делить слова на слоги, учить находить ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Задание «Произнеси звук»,«Опиши звук».

Игра «Высоко — низко».

Игра «Напиши букву».

Задание - «Рисунок по клеточкам "Карусель Паук"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 18

Сочетание «ИА»

Декабрь

1 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Закрепить с детьми знания о звуке [а], букве А, а. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (ИА). Закрепить термин «гласный».

При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Развивать технику письма и элементарные графические умения.

Задание - «Произнеси сочетание звуков».

Задание «Рисунок по клеточкам "Ослик"».

Игра «Напиши и прочитай».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 19

Звук и буква «Ы»

2 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук».

Игра - «Один — много».

Игра «Напиши букву».

Задание «Повторение».

Рисунок по клеточкам "Медвежонок"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 20

Звук и буква «Э»

3 неделя

Продолжать знакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э. Учить находить место звука в двух позициях – в начале слова и на конце,

развивать фонематический слух. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук».

Игра «Придумай слово с заданным звуком».

Задание «Рисунок по клеточкам "Дядюшка Э"»,

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 22

Звук и буква «М»

4 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком.. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжатьовладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями..

Упражнение для губ - «Веселый карандаш».

Игра «Поймай звук».

Задание «Рисунок по клеточкам "Домра"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 24

Звук и буква «Б»

Январь

2 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [б], [б'] и буквой Б, б. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Упражнения для губ.

Игра - «Есть ли в названии предмета звук [б]».

Задание «Рисунок по клеточкам "Труба"»

. Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 26

Звук и буква «П»

3 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.

Упражнение для губ - «Сердитый ежик».

Игра «Эхо».

Игра - «Напиши букву».

Задание «Рисунок по клеточкам "Ежик"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 28

Звук и буква «Ф»

4 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [ф], [ф'] и буквой Ф, ф. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Объяснение

понятие СЛОГ – это часть слова.

Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями

Упражнения для губ и язычка

Игра «Повтори серии слогов».

Задание - «Рисунок по клеточкам "Котенок сердится"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 30

Звук и буква «В»

Февраль

1 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [в], [в'] и буквой В, в. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и буквы.Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями

Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук».

Игра «Есть ли в имени сказочного героя звук [в]».

Задание «Рисунок по клеточкам "Телевизор-улитка"»,

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 32

Звук и буква «Т»

Звук и буква «Д»

2 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [т], [т'] [д], [д'], и буквой Т, т ,Д, д Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Объяснение

понятие СЛОГ – это часть слова.

Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями

Упражнение для язычка «Маленький дятел».

Игра «Повтори серии слогов».

Игра «Что звучит в баночке?»

Игра - «Назови гласные звуки».

Задание «Рисунок по клеточкам "Дятел-малыш"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 34,36

Звук и буква «Н»

3 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [н], [н'] и буквой Н,  нУчить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Игра – «Какие звуки ты слышишь?»

Упражнение для язычка «Язычок — силач».

Игра «Перечисли названия предметов с заданным звуком».

«Рисунок по клеточкам "Колокольчик"»

Составление букварика.

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 39

Звук и буква «К»

Звук и буква «Г»

4 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [к], [г],  [к'] ,[г']  и буквой К, к. Г, г.  Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка

Игра «Определи место звука в слове».

Игра - «Повтори слоги

Задание «Рисунок по клеточкам "Ключ и замок"»

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 41,43

Звук и буква

«X»

Март

1 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка 

Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук».

Игра - «Добавь словечко».

Задание «Рисунок по клеточкам "Гусь летит"».

Составление букварика

.

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 45

Звук и буква «С»

Звук и буква «3»

2 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [с], [з],  [с'] [з']  и буквой С, с. З, з.  Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка.

Задание - «Произнеси звук», «Опиши звук».

Игра «Добавь звук [с] в конце слова».

Игра «Замени звук [с] на звук [з]».

Задание «Рисунок по клеточкам "Родничок"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 47,49

Звук и буква «Ш»

3 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [ш], [ш'] и буквой Ш, ш. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка.

Игра «Кто больше вспомнит слов со звуком [ш]».

Задание «Рисунок по клеточкам "Змейка"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 50

Звук и буква «Ж»

4 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [ж], [ж'] и буквой Ж, ж. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка.

Игра «Определи место звука в слове».

Задание «Рисунок по клеточкам "Жук"».

Составление букварика

Быкова И. А. «Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 54

Звук и буква «Ч»

Апрель

1 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [ч'] и буквой Ч, ч. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка.

Игра «Добавь звук [ч] в конце слова».

Задание «Рисунок по клеточкам "Поезд"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 56

Звук и буква «Ц»

Звук и буква «Щ»

2 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [ц], [щ]  и буквой Ц, ц.Щ,Щ. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка «Грибок».

Игра «Кто назовет больше слов со звуком [ц]».

Игра «Определи соседей звука [щ]».

Задание «Рисунок по клеточкам "Кузнечик"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 58,60

Звук и буква «Л»

3 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать работу со слогами. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка «Пароход».

Игра «Сосчитай количество звуков в слове».

Задание «Рисунок по клеточкам "Мышонок-капитан"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 62

Звук и буква «Р»

4 неделя

Познакомить детей с согласными звуками [р], [р'] и буквой Р, р

. При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Игра «Повтори скороговорку».

Игра «Назови цветы, в названии которых есть звук [р]».

Игра «Составь слово из звуков».

Упражнение для язычка «Барабанщик».

Задание «Рисунок по клеточкам "Собачка"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 64

Звук и буква «Й»

Май

1 неделя

Познакомить детей буквой звуком Й.- самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;

 При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка.

Игра «Подбери рифму».

Задание «Рисунок по клеточкам "Качели"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 66

Я я

Ее

Её

Ю ю

2 неделя

 Познакомить с гласными буквами я, Я, Ее ,Её ,Ю ю.

Объяснить ,что эти буквы могут обозначать два звука .

При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Упражнение для язычка.

Задание «Назови звуки».

Задание «Рисунок по клеточкам "Гномики"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 68

Буквы «Ь» и «Ъ»

3 неделя

Познакомить детей буквами Ъ и Ь звуком , объяснить, что эти буквы звука не имеют.

 При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениям

Игра «Напиши букву».

Задание «Рисунок по клеточкам "Пони"».

Составление букварика

«Обучение детей в игровой форме»

 Стр. 70

Досвидания детский сад!

4 неделя

закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки.

Выставка самодельных буквариков

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

И. А. Быкова «Обучение грамоте детей в игровой форме».

Г-ризик, Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6-7 лет»,

Использование специальных лексико–грамматических упражнений, подобранных в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей дошкольного возраста;

Список литературы:

  1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  2. Быкова И.А Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.
  4. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.
  5. Гризик, Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6-7 лет», Москва «Просвещение», 2007
  6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.
  7. Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.
  8. Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.
  10. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
  11. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по подготовке к обучению грамоте

Программа была разработана много лет назад, когда в детских садах были логопедические группы и мы, логопеды, проводили все занятия по развитию речи, включая подготовку к обучению грамоте. Пр...

Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)

В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...

Программа кружка по подготовке к обучению грамоте «АБВГдейка» подготовительная группа

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к  личности в цело...

Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...

Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...

Рабочая программа кружка по подготовке к обучению грамоте

Рабочая программа кружка "Буквоежка" для старшего дошкольного возраста ....