Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».
методическая разработка (подготовительная группа)

Антипова Анна Михайловна

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Как хорошо уметь читать»

Возраст детей: 6-7 лет

 Образовательный цикл: 1 год

Разработана воспитателем

Антиповой Анной Михайловна

 

Санкт-Петербург 2019-2020 уч. год.


Образовательная программа «Как хорошо уметь читать».

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Как хорошо уметь читать» разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

    Программа включает в себя так же подготовку руки дошкольников к письму.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу, это развитие точных движений, или как их еще называют, тонкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга, и, следовательно, способствует умению говорить.

      Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает к успешному овладению техникой письма.

     Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным

особенностям ребёнка.

    За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее

усвоение языка» (Д.Б. Эльконин)

    Цель программы: подготовка детей к обучению грамоте и формирование элементарного графического навыка.

Задачи программы

Образовательные:

  • формирование звуковых и интонационных характеристик речи;
  • формирование представлений детей о линейных звуковых единицах — звук-слог-слово-предложение-текст.
  • формирование умения правильно строить предложение.
  • Формирование умения составлять небольшие рассказы по картинкам.
  •  расширение словарного запаса детей.

Развивающие:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие навыка звукобуквенного анализа слов;
  • развитие графических навыков;
  •  развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственных представлений и понятий;
  • развитие психических качеств ребенка: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.

Воспитательные:

  • воспитание у детей аккуратности;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
  • воспитание нравственных качеств, а именно терпимости,
  • доброжелательности по отношению к окружающим

                                          Режим занятий

      Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия включают в себя речевые игры, упражнения для развития фонематических процессов, упражнения для развития мелкой моторики и графических навыков, артикуляционная гимнастика.

     Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 30 мин.

   

Показатели развития к концу года обучения

Ребёнок к концу года умеет

  • понимает и использует в речи термины звук, буква, слог, слово, предложение, текст;
  •  определять слова сходные и различные по звучанию, различать короткие и длинные слова,
  • делить слова на слоги;
  •  определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
  •  пользоваться графическим обозначением звуков;
  • различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • составлять 4-5 предложения по картине;
  •  проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги, не выходя за контур;
  •  обводить рисунок по точкам и по линиям;
  • аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
  • штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контур;
  • копировать простейшие рисунки;
  • показывать движения пальчиковой гимнастики, сопровождая их словами.

      За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

     Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

 начальный контроль (сентябрь)

 итоговый контроль (май)

Формы подведения итогов

  • Дидактические игры;
  •  Конкурсы и викторина  

Перспективное планирование

по кружку дополнительного образования

«Как хорошо уметь читать»

(в подготовительной группе).

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

месяц

неделя

(№) занятия, тема

С ентябрь

1

(1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

2

(2.) Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

3

(3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

4

(4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

5

Мониторинг – диагностика.

Октябрь

1

(5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в клетку.

2

(6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в клетку.

3

(7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в клетку.

4

(8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в крупную клетку.

Ноябрь

1

(9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в крупную клетку.

2

(10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в клетку.

3

(11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в клетку.

(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в клетку.

Декабрь

1

(13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в клетку.

2

(14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в клетку.

Январь

1

(15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в клетку.

2

(16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль

1

(17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

2

(18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в клетку.

3

(19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в клетку.

4

(20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в клетку.

Март

1

(21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в клетку.

2

(22) Тема – «8 Марта».  Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

3

(23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в клетку.

4

(24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в клетку.

Апрель

1

Мониторинг – диагностика.

2

(25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов.

3

(26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

4

(27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

1

Повторение – закрепление.

2

Повторение – закрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и ос...