РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка» для детей дошкольного возраста 5-6 лет
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Скрипченко  Виктория Георгиевна

Цель программы: Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики. Задачи программы: • развитие логического мышления и основных мыслительных операций • развитие математических способностей и склонностей • качественная подготовка ребенка к школе • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_schitalochka.docx44.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Матусовский детский сад»

Принято на педагогическом совете                 УТВЕРЖДАЮ:      

Протокол №___от________20  г.                      И.о.заведующий МБДОУ « Матусовского            

                                                                            детского сада»                                                                            

         

                                                                             _______________________Л.Л.Титова

                                                                             Приказ № ___от_______ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей математического кружка «Считалочка»

для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Образовательная область «Познание»

                                                                                       Воспитатель:

                                                                                       В.Г.Скрипченко

                                           2016 -  2017 учебный год 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Пояснительная записка……………………………………………………..3-6

2. Список  воспитанников……………………………………………………...6

3. Календарное планирование…………………………………………………7-11

4.  Диагностика выявления знаний по ФЭМП……………………………….12-13

5. Список литературы………………………………………………………….14

 Пояснительная записка.

 Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.            

  Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр. 

   Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

   Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. Это можно определить, как одно из требований общества к человеку.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений предстали:

  • Устав МБДОУ «Матусовского детского сада»
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России  от 23 ноября 2009г. N 655. Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010г. Министерства юстиции Р.Ф.)
  •  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Р.Ф. от 12 сентября 2008 г. N 666)
  • Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Сан ПиН  2.4.1.3049-13)
  • Концепцией о дошкольном образовании.

Цель программы:

Расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям математики.

Задачи программы:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций
  • развитие математических способностей и склонностей
  • качественная подготовка ребенка к школе
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гумманости: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

Формы организации ООД:

  • Традиционные
  • Комбинированные
  • Практические
  • Игры, конкурсы

Методы:

  • Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
  • Показ мультимедийных материалов( использование презентации)

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

  1. «Физическая культура» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.
  2. «Безопасность» - содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения.
  3. «Здоровье» - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  4. «Социализация», где знания и умения полученные детьми применяют в игровой деятельности.
  5. «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  6. «Продуктивная (конструктивная) деятельность» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.
  7.  «Художественное творчество» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Возраст детей  5-6  лет.

     Срок реализации  программы 1 год (32 занятия за уч.год)

    Расписание кружка: каждый четверг во второй половине дня

 Ожидаемые результаты: сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.     Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

       Контроль

  • Итоговые оод
  • мониторинг

Список воспитанников кружка:

1.___________________

2.___________________

3.___________________

4.___________________

5.___________________

6.___________________

Календарное планирование кружка

Месяц

Тема

Цель

Количество часов

Октябрь

Счёт до 5

Упражнять в счёте до 5; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве

1

Квадрат

Учить составлять квадрат из счетных палочек; упражнять в счёте в пределах пяти; учить соотносить число с цифрой; учить ориентироваться в пространстве.

1

Четырехугольник

Познакомить  с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять название частей суток.

1

Число и цифра 6

Познакомить с образованием числа пять и с цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырёхугольной формы.

1

Ноябрь

Составление предмета из  треугольников

Учить составлять конструкцию из четырёх равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах шести; развивать воображение

1

Трапеция, ромб

Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

1

Число и цифра 7

Познакомить с образованием числа семь и цифрой 7; учить считать  в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа».

1

Геометрические фигуры

Упражнять в счёте в пределах семи; учить составлять четырёхугольник из счётных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

1

Декабрь

Измерение

Учить измерять предметы с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах семи; учить видоизменять  фигуру путём  добавления счётных палочек.

1

Далеко- близко

Учить делить квадрат на четыре части путём его складывания по диагонали; составлять предмет из четырёх частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии

1

Число и цифра 8

Познакомить с образованием числа и цифрой 8; учить  соотносить цифру с числом; считать в пределах 8; закреплять временные представления.

1

Измерение

Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах восьми; развивать мышление

1

Январь

Четырёхугольник

Учить составлять четырехугольник из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах восьми и в счете на слух; развивать логическое мышление.

1

Измерение

Упражнять в измерении с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление

1

Календарь

Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете в пределах восьми; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

1

Число и цифра 9

Познакомить с образованием числа девять и цифрой 9; учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов

1

Февраль

Измерение

Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 9.

1

Число и цифра 0

Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах пяти; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; учить составлять группу из отдельных предметов

1

Число 10

Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счётных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели.

1

Месяц

Учить называть последовательно дни недели; познакомить  с понятие «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закрепить названия дней недели.

1

Март

Измерение

Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 10; учить соотносить число с цифрой; различать количественный и порядковый счет; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора.

1

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги;  складывать силуэт без образца; развивать воображение; продолжать учить различать и называть цифры в пределах 10.

1

Четырехугольники

Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; продолжать учить конструировать фигуры.

1

Ориентировка во времени

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; упражнять в счёте в пределах 10; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.

1

Апрель

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться на ограниченной плоскости, пользоваться словами: «слева, справа, вверху, внизу, между»; упражнять в измерении протяженности с помощью мерки(размах пальцев, ступни, шаг); учить употреблять слова: « ближе, дальше», упражнять в счете.

1

Измерение

Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки; упражнять в прямом и обратном счете; учить сравнивать предметы по длине путем наложения, приложения.

1

Геометрические фигуры

Продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам.

1

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева, справа, между, под и т.д.»; упражнять в счете в пределах 10, учить называть «соседей» чисел.

1

Май

Измерение

Упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения; в увеличении и уменьшении числа; закрепить название частей суток; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.

1

Ориентировка в пространстве

Упражнять в делении квадрата на четыре равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую; составлять предмет из четырех равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве.

1

Повторение

Упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; учить находить сходство предметов; упражнять в счете.

1

Диагностика

Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений.

1

ИТОГО

32

Необходимое оборудование и материалы

  • Цветные счетные палочки
  • Мозайка
  • Объемные геометрические фигуры
  • Шаблоны из геометрических фигур
  • Конструкторы
  • Раздаточный материал (цифры)
  • Цветная бумага
  • Крупа (гречка, рис)
  • Цветные веревочки
  • Пуговицы
  • Мяч
  • «Танграм»
  • Диагностические карты, таблицы

Диагностика выявления знаний по формированию элементарных математических представлений.

  1. Диагностическая карта

Методика № 1- выявление умения счета.

Инструкция к проведению.   Педагог предлагает ребенку посчитать до 10.

Методика № 2- выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9,6,3,7).

Методика № 3 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика № 4 – выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 елочек и грибов.

Инструкция  к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать  елочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего дает задание отсчитать грибов на один меньше, чем елочек(семь).

Методика № 5 – выявление  умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет.

Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счету; считать по порядку.

Методика № 6- выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребенком пять больших матрешек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика № 7 – выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно(разница между полосками -0,5 см.)

Инструкция к проведению. Педагог задает вопросы: одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови какие полоски по длине.

Методика № 8 – выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Два красных круга и один треугольник; два зеленых квадрата и один прямоугольник; три желтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколько красных фигур? Назови зеленые фигуры.

Методика № 9- выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа)

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева от него.

Методика № 10 – выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

Оценка результатов:

1 балл –ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы.

0,5 балла –ребенок справляется с заданиями с помощью педагога.

0 баллов- ребенок не справляется с заданиями.

2.Диагностические таблицы

                                                                                              Таблица № 1

№ п/п

Фамилия, имя  ребенка

                                            КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ

Умение считать

Знание цифр

Соотношение цифры с количеством

Умение отсчитывать

Умение составлять число из единиц

Количествен

ный и порядковый счет; отвечать на вопросы

Считать по порядку

На единицу больше

На единицу меньше

сколько

который

1

2

3

4

5

                                                                                            Таблица № 2

№ п/п

Фамилия, имя  ребенка

            ВЕЛИЧИНА

ПРОСТРАНСТВО

                          ВРЕМЯ

Сравнение предметов по длине

Умение различать

Знание дней недели по порядку

Умение различать

Накладывает

Прикладывает

Раскладывает по величине

Лево

Право

Вчера

Сегодня

завтра

1

2

3

4

5

Список литературы:

  • Л.В. Чурсина. Конструирование по клеточкам: рабочая тетрадь. – М.: ВАКО, 2012.
  • В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2010.
  • В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Подготовка к школе (математика и развитие речи). Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009.
  • Е.В.Колесникова. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет.-М.: ТЦ Сфера,2005.
  • Е.В.Колесникова. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера,2005.
  • Е.В.Колесникова. Я считаю до 5. Рабочая тетрадь. -М.: ТЦ Сфера,2005.
  • В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»

Пояснительная записка, содержание программы математического кружка, календарное планирование...

Рабочая программа дополнительного дошкольного образования по художественной направленности «Бумажные чудеса» детей дошкольного возраста (3-4 года)

Программа «Конструирование из бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как аппликация и оригами, дает возможность поверить ...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...

Зимние считалочки для детей дошкольного возраста

Считалка – жанр устного народного фольклора. Стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом. Научить ребёнка считать легко, если преподнести счёт в интересной для малыша форме. Дети бы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...