✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»
рабочая программа по обж (средняя группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.

При реализации программы  обучение организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, . своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_srednyaya_gruppa.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на педагогическом совете

№_________ от  __________________ 2020

Утверждена приказом заведующего

№_________ от  __________________ 2020

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Формирование основ

безопасности жизнедеятельности

у детей дошкольного возраста (4-5 лет)»

Составитель: Щербакова В.А.

2020

Содержание:

Паспорт программы………………………………………………..3

Пояснительная записка………………………………………….…4

Основные принципы программы…………………………….……5

Этапы реализации программы…………………………………… 6

Актуальность………………………………………………….……6

Цели и задачи программы…………………………………….….. 7

Методические рекомендации……………………………..………8

Используемая литература…………………………………….10

Паспорт программы:

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

РАЗРАБОТЧИК: .Воспитатель  Щербакова В.А. Первая ктегории

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

Знать основные правила личной безопасности,  уметь их формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Воспитать личность, неспособной причинять вред себе, ни людям, ни природе. Программа будет востребована и детьми, и родителями, и другими педагогами.

При реализации программы  обучение организуется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, . своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1  год.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важных и задач, которую ставит программа перед        воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей. Формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек,в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двиагательной активности.

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников и их родителей безопасному поведению.

Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования

                 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

- принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах);

- принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);

-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж );

-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);

-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).

- принцип гендерного подхода в реализации программы.

Детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

  ЭТАПЫ:

     Организационный- изучение теоретических основ 2018г.

- Н.Н.Авдеева «Безопасность»

-Т.И.Попова «Мир вокруг нас»

- К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»

-С.А.Козлова «Мой мир»

- Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

-Н.А.Извекова «Правила дорожного движения»

-Галицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

Деятельностный реализация мероприятий программы 2020 - 2021 гг.

- совместная деятельность с детьми

- работа с родителями

- взаимодействие педагога со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, физкультурный работник.)

Итоговый – обобщение и результаты 2021 г.

- анкетирование детей

- родителей

- обобщение опыта работы(оформление папки по самообразованию)

- участие в педагогических чтениях района

-участие в районном семинаре

            АКТУАЛЬНОСТЬ:

         Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, требующей обучения воспитанников и их родителей безопасному поведению в различных аспектах жизнедеятельности (социальных, техногенных, природно-экологических).

  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

  Цель: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил                    поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи:

-сформировать основные правила личной безопасности

-обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей

-развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки

-научить детей оказать помощь себе и пострадавшим

-воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.

Безопасность и здоровый образ жизни ребенка – это не просто сумма усвоенных им знаний, а это должно быть нормой его жизни, ребенок должен четко усвоить как адекватно вести себя в различных ситуациях.

Программа по социально-личностному развитию дошкольников «Безопасность» направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, на повышение уровня знаний о безопасности в окружающем мире. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни  и безопасности продиктована современной криминогенной и экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Все чему педагоги учат детей, дети должны уметь применять в реальной жизни и на практике.

Программа «Безопасность» разработла на основе «Учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», авторов Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. А также опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения для старшей группы ДО. Определяя основное содержание и направление в социально-личностном развитии детей по программе «Безопасность» я  использую различные формы и методы организации воспитания и обучения детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, при этом основным ориентиром  служит учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтения. Вся работа проходит через совместные различные виды деятельности  с детьми. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют,  использую различные беседы, дискуссии, а также  презентации к разным темам. В программу включены различные занятия, игры, беседы, стихи, загадки, пословицы, связанные с содержанием той или иной темы.

Поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить о главном: игра в дошкольном возрасте является основным средством усвоения детьми жизненно важных правил поведения, которые должны всегда точно соблюдаться.  И главное в формировании навыков безопасного поведения детей  личный пример воспитателей и родителей.                              

Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе.

Месяц

Недели

Тема

Цель

Сентябрь

1 нед.

Дом, семья, детский сад.

Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении  дома, в детском саду. Убедить в необходимости быть осторожными.

2 нед.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»).

3 нед.

Быт, труд.

Дать детям сведения об опасных вещах (колючих и режущих предметах, электроприборах, кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способность ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

4 нед.

Пусть тебя не зовут неряхой.

Формировать у детей навыки самообслуживания. Учить детей видеть и устранять небольшие неполадки. Учить видеть красоту в чистоте.

Октябрь

1 нед.

Врачи – наши помощники.

Расширить представления детей о профессии врача, учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их.

2 нед.

Осень, цветы, грибы.

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями и грибами, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями.

3 нед.

Витамины и полезные продукты.

Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

4 нед.

Домашние и дикие животные.

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Ноябрь

1 нед.

Можно ли играть с огнем.

Расширить сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами пожарной безопасности. Рассказать о работе пожарной службы.

2 нед.

Кто нас окружает.

Уточнить знания детей об окружающих людях, объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

3 нед.

Ребенок один дома.

Убедить детей в необходимости избегать ситуацию, аналогичных той, в которую попали «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.

4 нед.

Острые предметы не для игры.

Дать детям сведения об опасных вещах. Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользования детьми опасными вещами.

Декабрь

1 нед.

Транспорт.

Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, легковой) их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека.

2 нед.

Правила поведения в транспорте.

Учить детей правилами поведения в общественном и личном транспорте.

3 нед.

Ребята, давайте жить дружно.

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

4 нед.

Королевство хороших манер.

Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями. Волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

Январь

1 нед.

Проезжая часть

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначениям. Довести до сведения детей чем опасна проезжая часть для людей.

2 нед.

Сотрудники ГИБДД

Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД. Познакомить с некоторыми дорожными знаками.

3 нед.

Внимание, дорога!

Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами ДД, рассказать о светофоре.

4 нед.

Ты и окружающие.

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые), объяснить разницу во взаимоотношениях.

Февраль

1 нед.

Изучай свой организм.

Дать детям элементарные сведения о своем здоровье. Убедиться в необходимости заботиться и беречь свои органы (зрения, слуха).

2 нед.

Мы поможем себе сами.

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к нему.

3 нед.

Приключение с королевой осанки.

Продолжать изучать с детьми строение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить следить за осанкой.

4 нед.

Умей оказать первую помощь.

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больными.

Март

1 нед.

Можно ли обойтись без лекарств (точечный массаж).

Познакомить детей с тем, что легче болезнь предупредить, чем лечить. Способствовать осознанному выполнению точечного массажа.

2 нед.

Почему нашим рукам и ногам нужны упражнения.

Познакомить детей с некоторыми упражнениями, с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к нему.

3 нед.

Зеленая аптека под ногами.

Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями (одуванчик, подорожник).

4 нед.

Чтобы быть здоровым.

Формировать навыки личной гигиены. Уметь видеть небольшие недостатки в своем внешнем виде и устранять их.

Апрель

1 нед.

Сад, луг, лес.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

2 нед.

Насекомые.

Обратить внимание детей на то, как много жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними.

3 нед.

Алкоголизм – это опасная болезнь.

Познакомить детей с тем, что алкоголь отрицательного внимания на умственное и физическое развитие человека. Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознания для введения запретов.

4 нед.

Всегда ли добрым быть приятно?

Уточнить знания детей о доброте, обратить внимание на негативные явления в нашей жизни- попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости.

Май

1 нед.

Осторожно – ядовитые растения.

Познакомить детей с самыми распространёнными опасными растениям, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать быть осторожными с незнакомыми растениями.

2 нед.

Как вести себя на улице.

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь.

3 нед.

Как вести себя в обществе.

Уточнить знания детей о правилах поведения в общественных местах. Убедить в необходимости пользоваться правилами.

4 нед.

Где купаться, когда и с кем?

Углубить представление детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.

            ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

                - Анкетирование родителей

- Анкетирование детей

-Диагностические данные проведенной работы

           ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

- Закрепление знаний об общепринятых нормах поведения в природе, в социуме, в быту.

-Знания основных правил личной безопасности и их применения в экстремальных ситуациях.

-Программа будет востребована детьми, родителями и другими педагогами.

                 Используемая литература

1. «Безопасность» Н.Н. Авдеева , Н.Л. Князева - СПб: «Детство – Пресс», 2004.

2. «Из опыта работы» Т.Ф.Саулина,

3. «Твоя безопасность» К.Ю.Белая М – Просвещение 2000.

4. «Про правила дорожного движения»С. Волков

5. «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова

6. «Из опыта работы» Т.Ф. Саулина

7. «Тайны дорожных знаков» А.М.Кривицкая

8. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

10. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

11. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

12. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребенка.

13. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности поведения у дошкольников. – «Мозаика-Синтез», 2014 г.

14. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...

Рабочие программы непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей дошкольного возраста на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа по физическому развитию дошкольников составлена в соответствии с законом «Об образовании в РФ», «Типовым положением дошкольных учреждений», учебным планом МАДОУ, календарным учебным ...

Программа по дополнительной образовательной услуге речевой направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа по дополнительной образовательной услуге речевой направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет .Разработана на основе методических рекомендаций«Дифференцированный логопедический...

Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет «Математика и логика»

Программа «Математика и логика» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Програм...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»в рамках работы региональной стажировочной площадк...