картотека к аттестационному заданию
картотека по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Московец Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:

« Часики»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад

,произносить «Тик-так».

 ( повторить 10-12 раз)

« Трубач»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку,подняты вверх.

Медленно выдыхая, громко произносить: «П-ф-ф-ф»

                (повторить 4-5раз)

«Петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

Поднять руки в стороны ,а затем хлопать им

и по бедрам. Выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку»

                (повторить 5-6 раз)


« Маятник»

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч,

\палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток .Наклонять туловище в стороны.

При наклоне- выдох, произносить: «Т-у-у-у-х-х».

     ( повторить 3-4 наклона в каждую сторону)

« Гуси  летят»

 Медленная ходьба, в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны- вдох, руки вниз- выдох, произносить

«г-у-у-у».

« Семафор»

Сидя , ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки  в стороны- вдох, медленно опускать вниз- длительный, произносить « с-с-с-с». Повторить 3-4 раза.

« Летят мячи»

Стоя, руки с мячом подняты вверх.

Бросать мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая. Длительное «у-х-х-х».

             ( повторить 5-6 раз)

« Вырасти большой»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки- вдох, опустить руки вниз. Опуститься на всю ступню- выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х»

              ( повторить 4-5 раз)

« Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5-2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м».


« Шагом марш»

   Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба , высоко поднимая колени.. На 2 шага- вдох, на 6-8 шагов- выдох.

Выдыхая, произносить «ти-ш- ше».

                        ( повторять в течение 1-1,5 минут).

« Насос»

      Встать прямо, ноги вместе ,руки опущены, вдох,

затем наклон туловища в сторону-выдох, руки скользят вдоль туловища ,при этом громко произносить

«с-с-с-с»

       ( повторить 6-8 наклонов в каждую сторону).

« Регулировщик»

 Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р».

        ( повторить 5-6 раз).

« Каша кипит»

Сидя. Одна рука лежит на животе ,другая на груди.

Втягивая живот- вдох, выпячивая живот- выдох.

Выдыхая, громко произносить « Ф-ф-ф-ф».

            ( повторить 3-4 раза).

« Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух».

( повторять в течение 20-30 сек)

« На турнике»

Стоя, ноги вместе , гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки- вдох, палку опустить назад на лопатки- длинный выдох. Выдыхая, произносить

 «Ф-ф-ф-ф»

         ( повторить 3-4 раза)

Дыхательные упражнения с мячом

   

  1. Стоя, мяч в опущенных руках. Поднять руки вверх потянуться – вдох, опустить руки – выдох.

                 (повторить 4-5 раз)

  1. Сидя на мяче, ноги на ширине плеч

   Развести руки в сторон- вдох, наклонить туловище вниз- выдох ,выпрямиться. На выдохе произносить

« О-о-о-о»

              ( повторить 4-5 раз).

3 .Лежа на спине, мяч перед собой на груди.

 Поднять руки вверх- вдох, задержать дыхание, опустить мяч на грудь, выдох, задержать дыхание.

              ( повторить от 2-5 раз)

  1. Стоя, мяч на полу. Потянуться вверх ,поднять мяч над головой- длинный вдох ,резкий присед с опорой руками на мяч, колени в стороны- короткий выдох, выпрямиться.

            ( повторить 4-5 раз)


«Жук»

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А  жужжу, когда кружусь.

Стоя, руки опущены вниз.

1 фаза – выдох через рот со звуком «ж-ж-ж»

2 фаза – пауза

3 фаза – вдох

(повторить 3-4 раза)

«Пчела»

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Дети стоят свободно, руки опущены вниз.

1 фаза – выдох через рот со звуком «з-з-з»

2 фаза – пауза

3 фаза вдох

(повторить 3-4 раза)

«Одуванчик»

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

Ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

1 фаза – продолжительный выдох через рот со звуком «ф-ф-ф-ф» (сдуть пушинки с одуванчика)

2 фаза – пауза

3 фаза- вдох

(повторить 3-4 раза)

«Собака рычит»

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи

Стоя, пятки вместе, носки врозь.

1 фаза –выдох через рот со звуком «р-р-р»

2 фаза – пауза

3 фаза – вдох

(повторить 3-4 раза)

«Гусь»

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Ноги слегка расставлены, руки опущены вниз.

1 фаза – выдох через рот со звуком «ш-ш-ш»

2 фаза -  пауза

3 фаза – вдох

(повторить 3-4 раза)

«Ветер»

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Дети стоят свободно, мышцы расслаблены

1 фаза – медленный вдох, выпячивая живот и раздвигая ребра грудной клетки

2 фаза – пауза

3 фаза – полный выдох через рот, втягивая живот и сжимая грудную клетку (дует ветер)

(повторить 3-4 раза)

«Гармошка»

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит.

Дети сидят на стуле, руки сжимают нижнюю часть грудной клетки, глубокий выдох

1 фаза – медленный вдох, ребра максимально раздвинуть

2 фаза – медленный выдох, ребра возвращаются в прежнее положение

3 фаза – пауза

(повторить 4-6 раз)

«Воздушный шар»

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел – я побежал.

Лежа на спине согнув ноги, руки ладонями на животе, мышцы расслаблены, глаза закрыты.

1 фаза – медленный выдох, живот медленно втягивается (шарик сдулся)

2 фаза – пауза

3 фаза – медленный вдох, живот медленно поднимается вверх и раздувается (воздушный шар надувается)

(повторить 4-10 раз)

«Роза»

Лик пахучий,

А хвост колючий.

Дети стоят свободно, руки опущены вниз

1 фаза – медленный выдох

2 фаза – пауза

3 фаза – медленный вдох (вдыхаем аромат розы)

(повторить 4-5 раз)

«Спящий котенок»

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто сниться

Блюдце с теплым молочком!

Дети лежат на спине руки внизу, мышцы расслаблены, глаза закрыты.

1 фаза – выдох через рот (губы слегка сомкнуты и расслаблены) со звуком «пф»

2 фаза – пауза (детей просят несколько секунд не дышать)

3 фаза – вдох через нос (непроизвольно)

(повторить в течение 1-2 минут)


«Великан и карлик»

 

Встать прямо, поднять руки вверх потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус вперед- вниз, согнув ноги в коленях, расслаблено опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.

«Петушок»

Дети стоят свободно. На вдохе подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад.

На выдохе, хлопая себя руками по бедрам, прокричать «ку-ка-ре-ку»

«Большой и маленький»

И.п. о.с. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).

«Щенята»

Цель упражнения:

Развитие носового дыхания, умения определять местонахождение предмета по запаху.

Оборудование:

Надушенный платок, апельсин, чашка кофе и т.п.

Раз - два - три - четыре - пять,

Будем мы с тобой играть,

Станьте вы теперь, ребята,

Как веселые щенята.

Не ленитесь, не зевайте,

Глазки быстро закрывайте.

Мне скорее помогите,

Мой платочек отыщите!

Педагог предлагает детям закрыть глаза и отыскать спрятанный в комнате платочек, источающий аромат.. Выигрывает тот, кто первым отыщет спрятанный платочек.

«Пузырь»

Цель упражнения:

Развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся!

Хлоп! Лопнул пузырь!

Полетели маленькие пузырьки.

Полетели, полетели –

И обратно прилетели.

Дети встают в маленький круг и надувают «пузырь» - наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой, - произнося «ф-ф-ф». Постепенно надув пузырь, дети встают в большой круг (в соответствии с текстом стихотворения). На слова «Хлоп! Лопнул пузырь! Полетели маленькие пузырьки» дети разбегаются по комнате, произнося звук «с». На слова ведущего «Полетели, полетели – и обратно прилетели!» возвращаются в круг.

«Ветерок»

Цель упражнения:

Развитие речевого дыхания, отработка направленной воздушной струи.

Оборудование:

Султанчики по количеству играющих детей.

Дует – дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки,

Кружат по дорожке,

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как ветерок шелестит листвой деревьев. Затем показывает детям, как правильно дуть на султанчик, чтобы услышать шелест деревьев. Ребенок должен выдыхать только через рот, длительно и протяжно, без дополнительного добора воздуха, не поднимая плеч,(расстояние от султанчика до губ ребенка 8-10 см.)


«Осенние листья»

(3 – 7 лет)

Цель упражнения:

Обучение плавному, свободному выдоху.

Оборудование:

Вырезанные из тонкой бумаги разноцветные листья, ваза.

Ветер по лесу гулял,

Ветки у берез качал,

Разыгрался ветерок –

Убаюкал он дубок,

Ветерок листву качает –

Лес осенний засыпает.

Обратить внимание на красоту осенних листьев, стоящих в вазе. Предлагает детям сделать ветерок, чтобы листочки закружились в воздухе и улетели как можно дальше.

Со старшими детьми можно провести соревнование «Чей листочек дольше прокружиться в воздухе?» или «Чей листочек опустится точно на ковер?»

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель упражнения:

Отработка длительного, направленного, плавного выдоха через рот. Включение диафрагмального дыхания.

Оборудование:

Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные

Села птичка на окошко.

«Посиди еще немножко,

Посиди не улетай».

Улетела – ай!

Раз – два – три – четыре – пять –

Собрались мы поиграть!

Словно птицы полетать.

Сильно дунем раз – два – три –

Чья же птичка впереди?

Взрослый рассматривает с детьми разноцветных птичек. Предлагает выбрать себе птичку для игры. Дети, взяв игрушку, садятся с одной стороны стола. По сигналу: «Раз – два – три – лети!» одновременно дуют каждый на свою птицу, лежащей на стартовой линии, стараясь выдохнуть как можно сильнее и дольше, чтобы птица пролетела как можно дальше. Выигрывает тот, кому это удалось сделать большее число раз.

«Чей шарик выше?»

(2 – 7 лет)

Цель упражнения:

Развитие речевого дыхания; тренировка правильного смыкания губ, правильного положения головы и туловища.

Оборудование:

Воздушные шарики по количеству играющих, подвешенные на нитке на уровне лица детей.

В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные шары.

Разные – разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые

Воздушные шары.

Показать детям, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предложить детям повторить свои действия по сигналу: «Раз – два – три – шарик вверх лети!» Выигравшим считается тот ребенок, чей шарик взлетел выше остальных. Обратить внимание на выдыхание воздуха только через рот, длительно и протяжно, без дополнительного добора воздуха, не поднимая плеч.

«Снежинки»

(4 – 6 лет)

Снежок порхает, кружится,

Белым – бела вся улица.

Взгляни – кА – вот снежинки,

Воздушные пушинки.

Подуй на них скорее –

Всем станет веселее.

Взрослый вспоминает с детьми, как во время снегопада снежинки летали и кружились на ветру. Затем предлагает подуть на «снежинки – пушинки» - комочки ваты – и посмотреть, как они будут легко и плавно кружить в воздухе, радуя и взрослых и малышей.

Со старшими детьми можно провести соревнование «Чья снежинка дальше улетит?»

Цель упражнения:

Формирование умения делать плавный и длительный выдох, не добирая воздух.

Оборудование:

Рыхлые комочки ваты по количеству детей.

«Насос»

(3 – 7 лет)

Это очень просто!

Покачай насос ты.

Направо – налево руками скользя,

Вперед и назад наклоняться нельзя.

Наш насос качается –

Мячик надувается.

Влево – вправо, влево вправо

Получается на  славу.

Взрослый показывает детям картинку с изображением большого насоса и предлагает «накачать мяч», произнося отрывисто звук «с – с – с».Затем показывает картинку с изображением маленького насоса и предлагает «накачать воздухом» маленький мячик, произнося звук «сь – сь – сь».

Со старшими детьми можно провести игру на внимание «Большой и маленький», добиваясь адекватной речевой реакции на показ картинки с изображением большого или маленького насоса.

Цель упражнения:

Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица и шеи, развитие речевого дыхания.

Оборудование:

Картинки с изображением большого и маленького насоса.

Футбол»

( 5 – 7 лет )

Эй, вратарь, готовься к бою,

Часовым ты поставлен у ворот.

Ты представь, что за тобою

Полоса пограничная идет.

Начинаем мы футбол:

Кто забьет в ворота гол?

Двое играющих садятся по обе стороны стола, перед ними условно обозначенные маленькие ворота ( из счетных палочек, карандашей или бумаги ). В центр стола кладут «футбольный мяч» - шарик от пинг - понга. По сигналу ведущего «На старт, внимание, марш! Дети начинают одновременно дуть на шарик, как можно сильнее и дольше, стараясь загнать в противоположные ворота. Выигрывает тот, кому за определенное время удастся сделать это большее количество раз.

Вместо попадания мяча в ворота можно просто сдувать шарик со стола.

Цель упражнения:

Укрепление круговой мышцы рта. Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Оборудование:

Шарик от пинг – понга, маленькие ворота

«Собачка»

(3 – 6 лет)

В летний, солнечный денек

На лугу лежал щенок,

Он набегался, устал,

Часто – часто задышал.

Вы щеночку помогите,

С ним скорее подышите.

Педагог предлагает детям вспомнить, как в летний, жаркий день собачки часто –часто дышат, стараясь охладиться. Затем разучивает с детьми технику выполнения упражнения: и.п. стоя, язык высунуть изо рта; делать быстрые движения, добиваясь охлаждения зева (подражая движениям собачки). После этого можно провести мини – соревнование «Чья собачка дышит чаще всех остальных?»

Цель упражнения:

Закаливания зева.

Оборудование:

Картинка с изображением собачки или игрушка собачки.

«Ежик»

(3 –  7 лет)

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик встал и потянулся.

Ах – ах – ах!

Взрослый предлагает детям превратиться в ежиков и читает стихотворение. В соответствии со словами текста дети принимают и.п. сидя, согнувшись в комок;

На выдохе медленно встают и поднимают руки вверх – «ежик потянулся»

Цель упражнения:

Тренировка замедленного дыхания, улучшение микроциркуляции крови в легочной ткани.

«Паровозик»

( 2 – 6 лет)

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох чох, чу –чууууу!

Далеко я укачу.

Взрослый показывает детям паровозик, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук «у»), после чего предлагает им также протяжно и громко повторить этот звук. Взрослый добивается от детей при произнесении звука «у» складывания губ «трубочкой».

Старшим детям можно предложить погудеть с изменением силы голоса (тихо –громко-тихо) или темпа речи (от медленного отрывистого произнесения до быстрого, как будто паровоз набрал скорость).

Цель упражнения:

Развитие речевого дыхания.

Оборудование:

Игрушечный паровозик или картинка с его изображением.

«Одуванчик»

(2-7 лет)

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик,

Подрастет, нарядится

В желтенькое платьице,

В легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Дети собирают отцветшие одуванчики и взрослый организует соревнование «Чей одуванчик улетит дальше?», предлагая детям подуть на одуванчик так, чтобы с него слетели все пушинки. Выигрывает тот, кому это удастся раньше остальных играющих.

Цель упражнения:

Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот.

Оборудование:

Отцветшие одуванчики.

«Капитаны»

(2-7 лет)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

        Плывет-плывет кораблик

        На запад, на восток.

        Канаты - паутинки,

        А парус – лепесток.

На столике размещают таз с водой и пускают в него бумажный кораблик. Играющие встают вокруг таза. Взрослый предлагает игрокам по очереди подуть на кораблик так, чтобы он приплыл точно к одному из играющих детей, к его «пристани». Затем тот, к кому приплыл кораблик, снова отправляет его в плавание к следующему игроку, дуя на него и произнося при этом звук «ф» или отрывисто «п-п-п» (имитируя порывистый ветер).

Старшие дети могут пускать кораблик от одного условно обозначенного города к другому.  

Цель упражнения:

Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха; чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование:

Таз с водой и бумажные кораблики, на краях таза размещены значки, обозначающие играющих детей (пристань).

«Бабочки»

(2-7 лет)

На зеленый на лужок

Опустился мотылек.

На него подуй сильней,

Он закружит веселей.

Губы «трубочкой» сложи,

Не волнуйся, не спеши.

Раз – два – три – четыре - пять,

Начинаем мы играть.

Взрослый рассматривает с детьми бабочек и предлагает 2-3 играющим подуть на своих бабочек так, чтобы они полетели как можно выше. Педагог следит за правильной осанкой: при выдохе плечи должны быть неподвижны; дуть нужно без добора воздуха непрерывно, не надувая щек,  паузами, чтобы не закружилась голова.

Цель упражнения:

Выработка длительного и непрерывного выдоха через рот.

Оборудование:

Бабочка из легкого разноцветного материала «бумага, ткань) к каждой бабочке привязывают нитку и крепят на общем шнурке.



 



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

ГИМНАСТИКИ

1.«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                    

                                                                                         

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние

 и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,

 «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот

остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

6.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

 подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает

 её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская

её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

9. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать

его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если

она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка

на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

11. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и

нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

12. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и

верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог –

Всем покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».

14. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

15. «Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под

 нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по

 5-6 кругов в одну и другую сторону.

16. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

18. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».

19. «Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:

  • пошлёпать губами кончик языка;
  • пошлёпать губами середину языка;
  • пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

20. «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

 чашечки.

21. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,

 не разрушая «чашечку».

22.«Ступеньки» (Чередование «чашечка» на верхней

губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»

 вверху за зубами)

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок –

Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на

верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние

зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

23.  «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

24 .«Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние

зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

26. «Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

27.«Кусаем боковые края языка»

«Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя

положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.

28.«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

29.«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик

 (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это

очень нравится детям.

30.«Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

 языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

31.«Дуем на лопаточку»

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно

лежащего на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на

нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

32.«Горка» («мостик»)

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

33.«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

34.«Мостик построим – мостик разрушим»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу – даю покой.

Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

35.«Чистим нижние зубы»

(с внутренней стороны)

Ходит «горка» влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

36.«Катушка»

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение

повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

37.«Жуём блинчик»

Вот опять язык свернулся,

В зубы нижние уткнулся.

Двину чуть его вперед,

Разжую его вот-вот.

Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

38.«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать

подъем языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

39 .«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

40. «Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).

  • Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»).
  • Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

41 .«Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

 цокает копытами»).

42. «Грибок»

Широко открою рот,

Будто щелкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз – и вся учеба.

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

(уздечку).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

43.  «Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке: «Тпру!».

Цель: отрабатывать вибрацию губ  и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.

Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы

вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка

будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

44. «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

45.«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать

узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

46.«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

47.«Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

(«жало змейки»).

48.«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

49.«Качели»

«Чашкой» вверх

И «горкой» вниз

Гнется мой язык –

Артист!

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика  языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык

за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5

секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

50.«Пароход»

Вывожу язык вперед,

Закушу его – и вот:

«Ы» тяну – и к нам идет

Белый-белый пароход.

Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»

 ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание:  Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук

 «ы-ы-ы» («пароход гудит»).



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

 «Снеговик».

(Массаж биологически активных зон)

Раз - рука, два - рука.

(вытянуть вперёд одну руку, потом - другую).

Лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков).

Три – четыре, три – четыре,

(погладить ладонями шею).

Нарисуем рот по шире.

Пять – найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

(кулачками растереть крылья носа).

Шесть наденем шляпу косо,

Пять смеётся он у нас.

(приставить ладони ко лбу

 «козырьком» и растереть лоб).

Семь и восемь, семь и восемь -

Мы плясать его попросим.

(погладить колени ладошками).

( В. Степанов)

«Снеговик».

(Массаж биологически активных зон)

Раз - рука, два - рука.

(вытянуть вперёд одну руку, потом - другую).

Лепим мы снеговика.

(имитировать лепку снежков).

Три – четыре, три – четыре,

(погладить ладонями шею).

Нарисуем рот по шире.

Пять – найдём морковь для носа,

Угольки найдём для глаз.

(кулачками растереть крылья носа).

Шесть наденем шляпу косо,

Пять смеётся он у нас.

(приставить ладони ко лбу

 «козырьком» и растереть лоб).

Семь и восемь, семь и восемь -

Мы плясать его попросим.

(погладить колени ладошками).

( В. Степанов)

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили,

(«лепят», меняя положение ладоней..)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони

вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем – совсем не сладкий.

(грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.

(смотрят вверх, подбрасывают

 воображаемый снежок.)

Два – поймаем.

(ловят воображаемый снежок, руки прижимают к груди.

Три – уроним

( роняют воображаеый снежок, смотрят вниз)

И… сломаем.

(движения руками вправо – влево)

(Н. Нищева)

 

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили,

(«лепят», меняя положение ладоней..)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони

вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем – совсем не сладкий.

(грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.

(смотрят вверх, подбрасывают

 воображаемый снежок.)

Два – поймаем.

(ловят воображаемый снежок, руки прижимают к груди.

Три – уроним

( роняют воображаеый снежок, смотрят вниз)

И… сломаем.

(движения руками вправо – влево)

(Н. Нищева)


 «Снежинки»

(Упражнение на дахание)

Как подул Дед Мороз –    

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звёзды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

( Н. Нищева)

Тема: «Птицы : Снегири.»

(Массаж биологически активных зон)

Ра-ра-ра – погляди-ка, детвора.

(приставить ладони ко лбу«козырьком» и растереть лоб движениями из стороны в сторону.)

Ря-ря-ря – взошла красная заря.

(раздвинуть указательный и большой палецы и растирать точки перед и за ушами.)

Ре-ре-ре – растёт рябина на горе.

(кулачками энергично провести по крыльям носа.)

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири.

(пальчиками легко «пробежаться» по щекам.)

(М. Ю. Картушина)

Тема: «Птицы : Снегири.»

(Физкультминутка.)

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках сегири.

(по 4 хлопка руками по бокам и

 по 4 наклона головы в стороны.)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

(на первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе –

 один хлопок по бокам.)

Головой вертят,

Улететь хотят.

(по 2 поворота головы на каждую строку.)

- Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(дети взмахивают руками, как крыльями.)

(Н. Нищева.)

 

Тема: «Птицы.»

 (Пальчиковая гимнастика)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,

Пять сорок и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Всем хватило зёрнышек.

(опять сжимают и разжимают кулачки.)

(Н. Нищева.)

Тема: «Водичка - водичка»

(Физкультминутка.)

Ручки мыли?                         Дети выполняют           

Ушки мыли?                         соответствующие

Щечки мыли?                           движения.

Всё помыли, ничего не забыли?

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Тема: «Водичка - водичка»

(Физкультминутка.)

Льётся чистая водица

(руки вперёд, наклон, потянуться за руками).

Мы умеем сами мыться

(выпрямиться, круговые движения ладонями у лица).

Пасту белую берём

(наклон в правую сторону с вытянутой рукой),

Крепкой щеткой зубы трём

(движения, имитирующие чистку зубов).

Моем шею (руки за шею), моем уши (ладони к ушам)

После вытремся посуше

(присесть, встать, лицо нагнуть к ладоням).

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Физкультминутка.)

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

(идут по кругу, «катят» перед собой воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот.

(рисуют руками три круга, начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдёт.

(грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

(идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – «Жучка».)

 

Тема: «Зима, зимние развлечения»

(Пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,

 (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«идти»по столу указательным

 и средним пальчиками)

Бабу снежную слепили,

(лепить комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(вести указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(положить ладошки на стол то

одной,то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(потрясти ладошками)

Съели суп и спать легли.

(движения воображаемой ложкой;

руки под щёку)


Тема: «Одежда»

(Пальчиковая гимнастика)

Алёнка-малёнка       (Хлопок ладонями, удар кула-      

Шустра, быстра       ками друг о друга – 2 раза.)

Воды наносила,         (Загибают пальчики по

Сарафан дошила,      одному, начиная с большого)

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела.         (Хлопок ладонями, удар кула-      

В охотку ей дело.     ками друг о друга – 2 раза.)

Тема: «Обувь»

(Пальчиковая гимнастика)

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.

(Попеременные хлопки ладонями  

и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки для нашей Валентинки,

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви загибают по

одному пальчику, начиная с большого.)

 

Тема: «Дикие животные»

(Физкультминутка.)

Сидели два медведя               (Раскачиваются из

На тоненьком суку.               стороны в сторону.)

Один читал газету.                (Читают газету.)

Другой мешал муку.             (Мешают муку.)

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлёпнулись в муку.

(Шлёпаются на пол на спину,

 болтают в воздухе руками и ногами.)

 

Тема: «Зимняя одежда»

(Пальчиковая гимнастика)

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?

(сжать пальцы в кулачок)

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».

(все пальцы разжать, кроме одного)

Маша варежку сняла: «Поглядите–ка, нашла!

(разогнуть оставшийся согнутым палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь, здравствуй пальчик, как живёшь?»

(сжать пальцы в кулачок)



Предварительный просмотр:

Рь

         

На горе, на горке

Горько ревёт Егорка

Рь

 

Наша Ирина спит на перине

Рь

         

Готовит Раиса

Борису суп из риса,

А Борис Раису

Угостит ирисом.

Рь

Тридцать три вагона в ряд

тараторят, тарахтят.

Рь

ПЕТУШОК

Он кричит «кукареку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

М. Садовский

Рь

         

Снегирики-снегири

На дворике у двери.

Рь

       

     

Кресло мы скрепили крепко,

Чтоб стояло кресло крепко.

Рь

       

     

Крестьянка плачет горько —

пропала ее Зорька.

Рь

Порядок время бережёт

Рь

         

Попадёшь в пиратский трюм

Сразу станешь ты угрюм.



Предварительный просмотр:

Скороговорка: Ёжик жёлтой сыроежке, рад как белочка орешкам

                 

Скороговорка: удит рыбу удочкой умница наш Юрочка

Скороговорка: у осы не усищи, а усики

У

а

Скороговорка: Милу мама мылом мыла

Скороговорка: колпак на колпаке и под колпаком колпак

 на

и

:

Скороговорка: у маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани.

у

            у

Скороговорка: «Дима дарит Дине дыни, дыни Дине дарит Дима»

             

Скороговорка: «От топота копыт, пыль по полю летит»

ОТ



Предварительный просмотр:

С’

       

      Кот Вася есть у Аси

C’

   

      Десять гусят

      Под осиной сидят

C’

 

    Ты не бойся – это гусь,

    Я сама его боюсь.

C’

     

  Носит Сеня сено в сени,

  Спать на сене будет Сеня.

C’

   

        Висит сито,

        Не руками свито.

C’

 

   

    Сойка, сидя на сосне,

    Поёт песню о весне.

C’

 

  На скамейке семь котят,

  Все котята есть хотят.

C’

   

  У осы не усищи, а усики.



Предварительный просмотр:

З

   

Зоиного зайку зовут Зазнайка

З

             

Зоя – зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

Зайка не спит, Зою зовёт -

Зайке коза спать не даёт.

З

             

           

Звонко звенит Зоин звонок

З

             

Зоя забыла зонт на газоне

З

         

Зоя на закате

Звонит Зине и Кате

З

         

Знает Зоя: иногда

Падает с небес звезда,

Звездопад тех удивит,

Кто, когда темно, не спит.

З

       

Зоя забыла закрыть замок

З

     

У Зои своя коза,

Зовут козу Егоза,

Не знает Зоя покою

С козою своей Егозою.

З

 

Зу-зу-зу – еду на возу

З

    

За-за-за – у Зои коза,

Зо-зо-зо – у Зои зонт,

Зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу,

Зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.

З

 

       

Запускает Зоя змея,

Зоин змей летать умеет.

З-Зь

     

Вот газета для детей,

Много в газете забав и затей.

Зь

     

Зина покупает изюм в магазине

Зь

     

Зе-зе-зе – несём сено мы козе

Зь

       

Зина идёт в музей

З-Зь

   

     

Даёт хозяйка капусту зайке


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к аттестационному заданию.

Приложение к аттестационному заданию....

Аттестационное задание

Сценарий круглого стола с родителями подготовительной к школе группына тему: «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ»...

Аттестационное задание Проект «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восп...

Приложение к аттестационному заданию

Приложение к аттестационному заданию...

Аттестационное задание № 2.21 Взаимодействие с родителями

Мастер-класс для родителей на тему: «Очумелые ручки»  Участники мастер-класса: дети, родители, воспитатель группы. Цель: повышение качества образовательного процесса посредством ...