Обучение дошкольников с ОВЗ грамоте с включением в образовательный процесс игр портала "Мерсибо"
презентация к уроку по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Лагутина Светлана Равиковна

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Поможем Зимушке-зиме открыть волшебный сундучок" построено в игровой форме с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение «Детский сад № 91 «Росинка» комбинированного вида г. Орска»

Обучение дошкольников с ОВЗ грамоте

с включением в образовательный процесс

игр портала «Мерсибо»

Орск, 2016

        Ф.И.О. педагога: Лагутина Светлана Равиковна, учитель-логопед 

Направление развития: коммуникативное

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Тема занятия: «Поможем Зимушке-зиме открыть волшебный сундучок»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: подвести итоги коррекционной работы на конец второго периода обучения грамоте детей

Задачи:

Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать устойчивый интерес к логопедическим занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

- чувства доброжелательности, сотрудничества и эмоциональной отзывчивости;

-  совершенствовать навыки коммуникативного общения.

Коррекционно-развивающие: 

- развивать фонематические процессы, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;

- развивать общую и мелкую моторику

- развивать быстроту, сообразительность, ориентировку в пространстве;

- развивать умения и навыки индивидуальной, подгрупповой работы.

Коррекционно-образовательные:

- усвоить правильное начертание букв;

-закрепить умения определять количество слогов в слове;

-формировать навыки построения грамматически правильного сложноподчиненного предложения с союзом «потому что»;  

-учить работать с деформированной фразой – составлять связное предложение из отдельных слов;

- совершенствовать навыки чтения слогов и слов;

- формировать коммуникативную, информационную, речевую компетентности дошкольников.

Создание среды для проведения занятия: ноутбук, презентация к занятию; телевизор; интерактивная программа «Конструктор картинок»; «Чудесный мешочек»; снежинка; конверты с №№ 1,2,3,4,5,6,  разложенные в разных местах группы, в конвертах буквы: м, о, л, о, д, е, ц; буквари Жуковой О.С.; напольный шнуровой стенд «Колобок» с прищепками; предметные картинки; напольная магнитная доска с магнитными буквами и цветными магнитиками; наборы схем; песочница; на столах пуговицы, счётные палочки, косточки, кубики с буквами, детские доски для рисования; сюрприз - интерактивная игра «Волк учит буквы» на закрепление образа печатной буквы и печатный материал к игре портала «Мерсибо».

Время проведения: 25-30 минут

Планируемое время проведения занятия: 4 неделя февраля, когда заканчивается второй период обучения.

 

Конспект занятия

Ход  мероприятия

Примечание

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Л. - Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Д. – Зима.

Л. - А вы любите зиму? За что?

Дети передают друг другу снежинку со словами:

- Аня, почему (за что) ты любишь зиму?

- Я люблю зиму, потому что можно играть в снежки. И т.д.

2. Мотивация

Л. – Сегодня к нам в группу пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? (предположения детей). Это письмо от Зимушки-зимы. Давайте его прочтем: (читает письмо)

«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы учитесь читать и писать. Мне это очень приятно. За то, что вы так любите грамоту, я подготовила вам подарок-сюрприз. Положила его в волшебный сундук и закрыла на ключ. Но вот беда, сундук заледенел на морозе, не открывается. Помогите мне открыть сундук, а для этого выполните несколько заданий, двигаясь по волшебным снежинкам. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть подсказки. Ваша Зимушка-зима».

 Л. - Ребята, поможем Зиме открыть волшебный сундук? А она за это подарит нам подарок-сюрприз. Согласны? Тогда давайте посмотрим на первое задание.

II. Основная часть.

1. Логопед нажимает на первую снежинку, открывается цифра 3. 

Л. - Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 3.

 Проводится игра «Чудесный мешочек».

Детям предлагается, не глядя  в мешочек, взять одну букву и на ощупь определить её или достать из мешочка заданную букву.

 - За выполнение этого задания Зимушка-зима даёт вам подсказку – это буква «М».

2. Логопед нажимает на вторую снежинку, открывается цифра 1.

Л. - Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 1.

 Проводится игра «Живые буквы». 

Детям предлагается повторить за логопедом слова (выполняя волнообразные движения руками):

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три –

Любимую букву ты нам покажи!

 и изобразить любую любимую букву, используя свои пальчики и руки, А логопед или ребёнок-ведущий «читает».

Л. - За выполнение этого задания вы получаете букву «О». (достает из конверта).

3. Логопед нажимает на третью снежинку, открывается цифра 4. 

Л. -  Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 4. 

Выполняется задание «Прочитай-ка».

Детям предлагается открыть буквари на заданной странице и прочитать слоги (используется «хоровое чтение» и чтение «цепочкой»).

Л. - За выполнение этого задания вы получаете  букву «Л».

4.Логопед нажимает на четвертую снежинку, открывается цифра 2. 

Л. - Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 2.

Выполняется задание «Слогознай-ка».

      На напольном шнуровом стенде перевёрнутые картинки по теме «Транспорт» (трамвай, поезд, экскаватор, автобус, вертолёт, грузовик,  ракета, плот и такси), прикреплённые с помощью  прищепок.  Детям предлагается перевернуть и прикрепить прищепкой одну картинку, назвать транспорт и определить количество слогов в слове.

       Л. - За выполнение этого задания вы получаете ещё одну букву «О».

5. Логопед нажимает на пятую снежинку, открывается цифра 5.

Л. Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 5.

Проводится игра «Составь слово». 

Логопед, используя технологию «Пальчиковой азбуки», показывает буквы: Т, А, Н, К. Детям предлагается выложить слово из пуговиц, косточек, счётных палочек, кубиков с буквами или написать слово на доске для рисования, палочкой на песке (по выбору детей), затем поменяться местами и проверить правильность составления слова.

Л. – Это ещё не всё задание. Мы должны с этим словом что-то сделать. Давайте посмотрим следующее задание.

Детям предлагается разделиться на три команды и выполнить  следующие задания:

1-й команде – звуко-буквенный анализ слова «танк» (с одной стороны магнитной доски);

2-й команде – соотнести схемы и слова (с другой стороны доски);

3-й команде – рассказать стихи про каждую букву слова «танк» с одновременным показом на пальчиках.

 Л. - За выполнение двух заданий вы получаете еще две буквы -  «Д», «Е».

6. Логопед нажимает на шестую снежинку, открывается цифра 6.

        Л. -  Ребята, чтобы узнать задание, найдите в группе конверт с номером 6.

 Выполняется задание «Составь предложение».

         Детям предлагается составить предложение из трёх, зашифрованных слов и нарисовать схему этого предложения на детских досках для рисования.

       Л. -  А сейчас поменяйтесь досками для рисования и проверьте друг у друга правильность написания схемы предложения. За выполнение этого задания вы получаете последнюю букву – «Ы».

7. Знакомство с новой игрой «Волк учит буквы».

       Л.- Вот мы с вами и выполнили все задания Зимушки-зимы. Посмотрите, сундук открылся, посмотрим, какой нас ожидает сюрприз. 

Л. – Ребята, а как вы думаете, почему здесь появилась эта картинка? (предположения детей).

Далее детям предлагается поиграть в новую интерактивную игру, где ребёнок берёт на себя роль учителя и исправляет ошибки Волка в написании букв.

      III. Завершение занятия, рефлексия.

Л. –  Ребята, мы помогли Зимушке-Зиме открыть волшебный сундучок? (ответы детей) Получили сюрприз? (ответы детей) А какие задания для этого выполняли? (ответы детей) За каждое правильно выполненное задание мы получали буквы. Осталось только сложить из них слово. Что получилось? (дети составляют слово и читают его) Вы молодцы! За это получайте подарки.

Слайд № 1.

Проводится игра «За что я люблю зиму» - игру можно

провести

 с бумажной снежинкой.

Слайд № 2.

Слайд № 3.

Слайд № 4. 

Дети находят конверт с номером под стульчиками на мешочке и по очереди  достают буквы.

Слайд № 4.

Дети находят конверт с номером на паласе и

 играют в игру, используя технологию

 О.А. Новиковской «Пальчиковая азбука»

Слайд № 4.

Дети находят конверт с номером 4 на столе и читают по букварю

 О.С. Жуковой.

Слайд № 4. 

Дети находят в группе конверт

 с номером на напольном шнуровом стенде «Колобок» и делят слова на слоги

хлопками (можно приложить ладонь к подбородку, можно на пальцах).

Слайд № 4. 

Дети находят в группе конверт

 с номером 5 и

индивидуально

 выполняют задание (в песочнице, за столами, на паласе)-по выбору.

Задания выполняются по подгруппам.

Слайд № 4. 

Дети находят в группе конверт с номером 6 на стене рядом с телевизором и выполняют задание, используя  интерактивную программу «Конструктор картин» портала «Мерсибо».

Слайд № 5.

Нажать на сундук-появляется картинка игры «Волк учит буквы» портала «Мерсибо».

Слайд №6.

Дети на паласе составляют из букв слово «Молодцы» и получают в подарок печатный материал к игре «Волк учит буквы».  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Поможем Зимушке-зиме открыть волшебный сундучок» Учитель – логопед Лагутина Светлана Равиковна Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 91 «Росинка» комбинированного вида г. Орска»

Слайд 3

Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы учитесь читать и писать. Мне это очень приятно. За то, что вы так любите грамоту, я подготовила вам подарок-сюрприз. Положила его в волшебный сундук и закрыла на ключ. Но вот беда, сундук заледенел на морозе, не открывается. Помогите мне открыть сундук, а для этого выполните несколько заданий, двигаясь по волшебным снежинкам. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть подсказки. Ваша Зимушка-зима

Слайд 4

6 3 4 1 5 2

Слайд 6

МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методики обучения дошкольников основам нотной грамоты

Инновационная  методику  обучения  детей  дошкольного  возраста  основам  нотной  грамоты  "Развиваем  играя",  способствующая  разви...

Особенности включения в образовательный процесс детей с ОВЗ

Особенности включения детей с ОВЗ в образовательный процесс инклюзивной группы с учетом индивидуальных образовательных потребностей...

"Дети с ОВЗ и их включенность в образовательный процесс"

Дети с ОВЗ и их включенность в образовательный процесс...

Обучение дошкольников начальным основам грамоты

На фото представлены выкладывание изучаемой буквы с прмощью камешков кабашона и прописывание буквы в прописях...

Развитие речи детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс сенсорных коробок.

Как известно, сенсорное воспитание является одним из главных направлений развития  детей раннего возраста, оно же ведёт за собой речевое развитие, ведь «ум у ребёнка на кончиках пальцев&raq...