Развитие речи детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс сенсорных коробок.
методическая разработка

Нечаева Марина Александровна

Как известно, сенсорное воспитание является одним из главных направлений развития  детей раннего возраста, оно же ведёт за собой речевое развитие, ведь «ум у ребёнка на кончиках пальцев». Повсеместно набирает ход включение в образовательную деятельность сенсорных коробок.

Сенсорная коробка – это ёмкость (таз, коробка, контейнер, поднос) с различным наполнением (вода, крупа, соль, макароны, песок, кусочками ткани, ватными шариками и пр.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР- « Детский сад  «Росинка»

Развитие речи детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс сенсорных коробок.

C:\Users\Марина\Desktop\аттестация 20023\эксперементируем фото\IMG_20230321_160114.jpg              C:\Users\Марина\Desktop\IMG_20230321_160134.jpg

 Подготовила: Нечаева Марина Александровна

Качканар март2023год.

Как известно, сенсорное воспитание является одним из главных направлений развития  детей раннего возраста, оно же ведёт за собой речевое развитие, ведь «ум у ребёнка на кончиках пальцев». Повсеместно набирает ход включение в образовательную деятельность сенсорных коробок.

Сенсорная коробка – это ёмкость (таз, коробка, контейнер, поднос) с различным наполнением (вода, крупа, соль, макароны, песок, кусочками ткани, ватными шариками и пр.)

Цель:

Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами.

Задачи.

• Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре прилагательные, обозначающие признаки предметов

• Развивать умение сортировать, классифицировать, группировать, активизируя в словаре существительные, обозначающие предметы

• Способствовать возникновению игр с творческим сюжетосложением, развивая связную речь

• Формировать навыки пространственного мышления, активизируя в речи предлоги и наречия

• Формировать навыки договариваться посредством связной речи для урегулирования конфликтов в случае, если не один ребенок захочет поиграть с коробкой.

• Развивать память, внимание, логику, мышление, усидчивость

 

В своей работе я использую следующие варианты сенсорных коробок.

1.     Сенсорная коробка с водой.

Игры:

 - «Тонет, плавает»

Материал: таз с водой, таз с различными предметами (пластмассовый кораблик, железная ложечка, деревянный грибок, резиновая черепашка, камушек и т.д)

Цель:  - формировать представление о свойствах предметов (плавает, тонет)

           - активизировать в речи соответствующую лексику (плавает – тонет, тяжёлый – легкий)

 - «Назови, что поймал»

Материал: тот же, что в игре «Тонет, плавает», совок, сито, черпачок и пр., пустой таз.

Цель: - развивать координацию движений, мелкую моторику

          - активизировать в речи понятия, называющие вылавливаемые предметы.

 - «Кто быстрее?» или «Кораблики»

Материал: таз с водой, пластмассовые кораблики основных цветов.

Цель: - развивать артикуляционный аппарат,

          - формировать умение различать и правильно называть основные цвета.

2. Сенсорная коробка с крупой.

 - «Угадай, кто спрятался?»

Материал: пластиковый прозрачный контейнер, пластиковый прозрачный стаканчик или прозрачная крышка, любая мелкая крупа (манка, пшено, геркулес), картинка с изображением знакомого ребёнку животного.

Цель: - развивать координацию движений, внимание, зрительное восприятие,

           - активизировать в речи название частей тела животного, самого животного,

          - побуждать к звукоподражанию

Картинка помещается под контейнер с крупой, на дне контейнера от крупы освобождаем небольшую площадку, ставим туда прозрачный стаканчик, предлагаем ребёнку водить стаканчиком по дну контейнера, называя, что он видит под стаканчиком. В конце просим узнать, кто это, как он говорит?

Тематическая коробка «Жёлтая страна»

Материал: контейнер, наполненный пшеном, ёмкость с небольшими предметами основных цветов (камушки, колечки, деревянные бусины, маленькие игрушки и пр.)

Цель:  - закрепить знание жёлтого цвета, формировать умение находить предметы указанного цвета,

            - активизировать в речи соответствующую лексику.

«Найди и назови» или «Прятки»

Материал: контейнер, наполненный крупой, ёмкость с небольшими предметами основных цветов (камушки, колечки, деревянные бусины, маленькие игрушки и пр.)

Цель:   - развивать осязание,

             - стимулировать процесс речевого и умственного развития,

             - развивать мелкую моторику, усидчивость,

             - способствовать снятию скованности, нервного напряжения.

Прячем в крупе мелкие предметы так, чтобы были видны небольшие участки этих предметов. Просим ребёнка достать предметы, назвать их.

«Помоги зверушке добраться до домика»

Материал: контейнер, наполненный крупой, небольшая игрушка, пластмассовый домик или картинка с изображение домика, камушки Марблс, квадратной и округлой формы.

Цель: - развивать координацию движений, усидчивость

          - активизировать в речи соответствующую лексику,

          - закреплять умение различать и правильно называть формы (квадратный, круглый)

          - развивать игровые умения.

3. Сенсорная коробка с ватными шариками.

 

          Материал:  коробка с вырезанными на противоположных гранях    

          отверстиями для рук, заполненная ватными шариками, различные игрушки.

          Цель:  - развивать тактильное восприятие,

                      - снимать нервное напряжение,

                      - стимулировать развитие речи.

Предлагаем просунуть в отверстия руки, найти спрятанную там игрушку, обследовать её, назвать.

Дети с удовольствием играют с этими коробками.

Наполнение сенсорных коробок изменяется вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно-ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр.  Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.  

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Используемые источники:

 - Колтакова Н. М. Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего возраста - https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/05/ispolzovanie-sensornyh-korobok-v-obrazovatelnom-protsesse-s-detmi

 - Теселкина Е. Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка - https://www.maam.ru/detskijsad/sensornaja-korobka-kak-osnova-rechevogo-razvitija-rebenka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Развитие речи детей раннего возраста через включение их в процесс экспериментирования

Особенности экспериментирования в раннем возрасте - из опыта раборты с детьми 1,5 - 2 лет...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов

Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...

Развитие речи детей раннего возраста посредством сенсорных игр

Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление...