Приключения буквы "Ф" или что случилось с Алфавитом.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Владимирова Светлана Павловна

конспект НОД в старшей группе с использованием современных образовательно-развивающих материалов: "мнемотаблицы(разработанные воспитателем),схемы-опоры "Звуки" "Буквы",материал был подготовлен и показан на районном семинаре для заведующих МДОУ города Саратова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная группа : Старшая

Тема НОД:  «Приключения буквы «Ф» или как мы спасли алфавит. «Речевое развитие. Обучение грамоте. Развитие речи»

(с указанием ведущей образовательной области и программной области)

Цель:

Обратить внимание детей на важность каждой буквы алфавита.

Задачи:  Формировать умение различать буквы и звуки, умение определять гласные и согласные звуки по произношению.                                             Развивать умение группировать буквы на гласные и согласные; находить названный звук в слове, определять его твёрдость и мягкость; показывать в движении гласные звуки; умение разгадывать ребусы ,заполнять таблицу «Буква» парами; рассказывать о букве и звуках по «ромашке»; различать чистоговорку и скороговорку, объяснять, зачем они нужны.

Воспитывать желание узнавать, что - то новое; помочь героям; выполнять задания парами, небольшими группами; приобщать детей к фольклору, внимание, умение слушать других в паре, небольшой группе;

Виды деятельности:  Игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, творческая.

Формы организации: индивидуальная, парами, небольшими группами.

Формы реализации детских видов деятельности: _ артикуляционная гимнастика ,чистоговорки, динамическая пауза «Гласные звуки», скороговорка, динамическая пауза «Твёрдый – мягкий звук»,пальчиковая гимнастика «Обезьянки»,выполнение графического диктанта (заполнение  таблицы «буква»), описание по карточке опоре(ромашка),разгадывание ребусов, выполнение всех заданий с опорой на карточки –мнемотаблицы.(звук, буква, какие бывают звуки, скороговорки, гимнастика для язычка)

Оборудование: таблицы «Звук», «Буква», артикуляционная гимнастика_(схемы),таблица «Заполни букву» ,_домики «Гласные» и «Согласные» ,мнемотаблицы «Скороговорка», чистоговорки; «Ромашка»,ребусы, письмо –СМС от дедушки Алфавита, пословицы в карточках.

Предварительная работа: Чтение сказки «Азбукия» о приключениях буквы «Ф», НОД «Согласный твёрдый звук «Ф» и «Согласный мягкий звук «Фь»Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке»,речевая игра «Добавь звук», «Отгадай ребус», «Скороговорки», «Чистоговорки», «Пальчиковая гимнастика «Обезьянки», «Пословицы»,знакомство с таблицей «Буква «Ф».

Ход:

Дети стоят вокруг воспитателя.  

Воспитатель:                                                                                                                     -  «Доброе утро, ребятки! Давайте поприветствуем наших гостей. «Здравствуйте! Доброе утро!» «Вы знаете, что значит «Здравствуйте»

Дети: Мы пожелали здоровья и доброго утра.

Воспитатель: Только вот утро доброе не у всех. Сегодня я получила смс – письмо от дедушки Алфавита. Хотите, я вам прочитаю? В стране азбуки случилась беда, от нас сбежала буква «Ф» и забрала с собой свои два звука.

Что теперь будет? Я лишился имени, был  - Алфавит, а стал -  Алавит. Я боюсь, что все буквы убегут. Что же делать? Умный Филин говорил, что « Помочь нам могут только дети, которые ходят в детский сад» Может это вы?

Воспитатель: Сможем помочь дедушке Алфавиту? Какая пословица нам поможет?

Дети: «Ученье -  свет, не ученье  - тьма»

Воспитатель: Что это значит? Правильно, ребятки ,ваши знания   - это сила.                                                                                             Эта мудрость говорит о том, что правильно применяя знания можно много успеть сделать.

Воспитатель:  Поможем  Алфавиту? Сейчас рассмотрим карту, которую прислал Алфавит. Первая станция: Как вы думаете, она называется? Рассмотрите табличку, что она обозначает?

Дети: Звук.

Воспитатель: А чтобы произнести звуки, что нужно сделать? Правильно ,зарядку для язычка. Рассмотрите таблички, как называются упражнения? Какой звук произносится также?                                                                         Зарядка артикуляционная.

-Что нам помогает чисто выговаривать звуки?

Дети: Чистоговорка.

Воспитатель: Фа-фа-фа. Взял фуражку Мустафа.

Фы- фы- фы. Флажок в руках у Мустафы.

Фе- фе- фе. Пришёл Федя к Мустафе.                                                                 Какой согласный звук чаше всего вы произносили в этой чистоговорке?

Хорошо. Согласные звуки вы нашли. А теперь покажите в движении, с какого гласного звука начинаются слова.

Динамическая пауза «Гласные звуки»

(дети выполняют движения, разученные ранее по мнемотаблицам)

Воспитатель: Как вы думаете, называется эта станция? (рассматривают таблицу «Буква»)

Дети: Буква.

Воспитатель: А вы знаете, какие бывают буквы?

Игра «Домики» работа небольшими группами.

(дети группируют буквы по домикам «гласные» и «согласные»)

Воспитатель: Что нужно для тренировки правильного произношения слов?

Дети: Скороговорка.

Воспитатель: Рассмотрите таблички и расскажите скороговорку.

У Феди фуфайка, а Фаины туфли.

Какой согласный звук чаще всего вы произносили в этой скороговорке? Какие бывают согласные звуки? Правильно, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

Динамическая пауза «Твёрдые и мягкие звуки»

(дети выполняют движения: твёрдый - хлопают, мягкий – приседают.)

Воспитатель: Третья станция. Чтобы отгадать её название, послушайте пословицу: «Нет друга – ищи, а нашёл  - береги» О чём эта пословица? Правильно, о дружбе. А как вы умеете дружно выполнять задания, мы узнаем в этом задании.

Пальчиковая гимнастика «Весёлые мартышки»

Заполнение таблицы «Согласные буквы»

(выполнение задания в парах) сидят.

Воспитатель: А вот и последняя станция. Ребусная. Какое слово  получилось? Как вы думаете, легко ли будет нам без звуков «Ф» и  «Фь» и буквы «Ф»? Задания мы все выполнили, а где же буква «Ф»? Находят букву и подарок от Алфавита.

Воспитатель: Что вам понравилось? Что было трудно? Что легко? Молодцы ребятки, а сейчас я вам предлагаю, пойти поиграть и взять книгу ,которую подарил Алфавит.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №173 «Тополёк».

Конспект                                                                                                 НОД по теме «Приключения буквы «Ф» или спасение дедушки Алфавита»

Образовательная область: «Речевое развитие» раздел: «Обучение грамоте. Развитие речи»

Разработала и провела Владимирова С.П.                                 воспитатель 1 категории.

Саратов 2016



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы русского алфавита.

Выкладывание букв на бархатной бумаге из шерстяных ниток....

Стихи по алфавиту на тему "Валеология" и "ОБЖ"

Стихи по алфавиту на тему "Валеология" и "ОБЖ"...

Конспект открытое занятие "Путешествие в космос в поисках алфавита"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в рамках недели пед. мастерства "Космическое путешествие в поисках алфавита"...

Знакомство с алфавитом. Звуковой анализ. Составление предложений.

В данной презентации представлен пример знакомства детей с алфавитом, выполнением звукового анализа и составлением предложений с заданным словом....

«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригоди...

История русского алфавита с картинками.

Презентация для детей подготовительной группы к празднику Родного языка....

Последовательность изучения букв русского алфавита и правила их написания.

На определенном этапе обучения грамоте дети переходят от собственно звукового анализа к звуко–буквенному. При данном переходе необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой...