«А-начало алфавита, тем она и знаменита!»- план-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Игры со звучащим словом вызывают большой интерес у дошкольников. Их привлекают игры-задания со звуками и буквами. Каждое задание должно быть мотивировано. Буду рада, если мой опыт работы пригодится кому-то.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a-nachalo_alfavita.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«А-начало алфавита, тем она и знаменита» план-конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы подготовлена воспитателем МБДОУ детского сада комбинированного вида№18 г.о.Самара  Доля Светланой Викторовной

Цель: развивать интерес детей к играм со звуками и словами.

Задачи:

Образовательные задачи:

-   закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;

-   познакомить с написанием буквы А;

- упражнять в умении придумывать слова на данный звук;

- учить ставить в слове ударение, определяя ударную гласный звук;

- закрепить умение производить звуковой анализ слова «АИСТ».

Развивающие задачи:

-  развивать фонематический слух, упражнять в различении звуков на слух;

-  упражнять в умении определять  начальный звук в слове;

- развивать логическое мышление, познакомив с новым правилом  чтения ребусов;

- развивать произвольное внимание;

- развивать приемы умственных действий, навыки связной речи;

- развивать навыки самостоятельной коллективной деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать  умение слушать товарища, дополняя его ответы;

- воспитывать интерес к играми со словами и звуками.

Логика образовательной деятельности:

 Дидактическая игра «Вопрос- ответ»

Воспитатель:

- В своем путешествии на остров  к царице Грамоте мы узнали, что звуки делятся на две группы.

Вопросы к детям:

- Какие бывают звуки? ( гласные и согласные)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки в звуковом домике? (красным цветом)

-  Каким цветом обозначаются гласные звуки в звуковом домике? (синим или зеленым цветом)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( гласные звуки легко поются, язык, губы, зубы не мешают воздуху выходить из рта, когда произносятся согласные звуки- им мешают то язык, то губы, то зубы)

Дидактическая игра «Будь внимателен»

( воспитатель называет звук, а дети отвечают сигнальной карточкой: гласный или  согласный произнесенный звук)

Игровая ситуация «Встречайте гостью!»

Воспитатель:

- Люди давно договорились обозначать звуки человеческой речи буквами. И сегодня мы начинаем с ними знакомиться. Сегодня у нас в гостях буква А.

Вопросы к детям:

- Какой звук обозначает эта буква? (звук АААА)

- Гласный это или согласный звук? (гласный)

- Почему? ( потому что, когда мы его произносим, воздух свободно выходит изо рта, ни язык, ни губы, ни зубы ему не мешают)

Воспитатель:

- А теперь  посмотрите на букву, на что она похожа? ( ответы детей)

Два столба наискосок, между ними –поясок,

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

***

Знает Вова, знает Света

А похожа на ракету

***

Вот буква вроде шалаша

Неправда ль буква хороша!

Упражнение «Строители»

дети из счетных палочек строят букву А

Физкультминутка «Поймай слово»

(дети придумывают слово на букву А, бросая мяч друг другу)

Воспитатель:

- А теперь отгадайте загадку «Он живет на крыше дома длинноногий, длинноносый, длинношейный, безголосый. Он летает на  охоту за лягушками в болото?» (аист)

Игровая ситуация «Знакомьтесь, аист!»

Звуковой анализ слова АИСТ (постановка ударения, определение количества слогов в слове, определение последовательности звуков в слове, характеристика каждого звука)

Знакомство детей с новым правилом «Сколько в слове гласных-столько и слогов»

Упражнение «Спасатели»

Появляется грустный котенок. Котенок грустен потому, что злая ошибка неправильно разделила его имя на слоги. Зовут котенка КИС. Ошибка разделила его имя на два слога КИ – С, во второй слог она выделила один звук С – согласный. Запомните, ребята! Звук согласный один без гласного в слоге жить не может. Согласный в слоге живет всегда только с гласным. Поэтому он и зовется согласный ( с гласным рядом)

«Заучивание скороговорки»

Воспитатель:

- Сегодня для вашего Веселого Язычка я приготовила веселую скороговорку

Алеша Алене сигнал подает

Алеша услышит – Алену найдет.

( дети произносят скороговорку тихо-громко, быстро-медленно)

Дидактическая игра «Ребусы»

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с интересными загадками-ребусами. Ребус-эта загадка, в которой слово спрятано в рисунке букв, цифр, рисунков, ребус-это тайное письмо

№1 (ОСА)

Перед Вами  две буквы: О и А, они крепко держатся за руки. Значит, они вместе. О с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.

№2 (ВОЛК)

Читаем: ЛК — в О. Какое-то ЛКВО. Такого слова нет. Попробуем иначе: в О — ЛК. Ага, попался, который кусался!

№3 (КОСА)

А здесь КО с А взялись за руки. Что получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то, чем Сева пойдет косить луг.

№4 (ИЗБА)

Из букв Б сложена буква А. Слово «буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче: из Б — А.

Рефлексия

- Вот и закончилось наше знакомство  с буквой А. Расскажите мне какие игры  вам больше всего запомнились и понравились. Поиграйте дома в них со своими родными. Загадайте бабушке загадки-ребусы, узнайте: сумеет ли она их отгадать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Методическая разработка плана-конспекта совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дерево доброты".

Цель занятия - воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивочти , желания помогать друг другу. Для лучшего восприятия материала использованы подвижные игры, дидактическе игры , слайды....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшочек каши»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Мы весело играем, звуки закрепляем»

   Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе.  Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение,...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Звуки-невидимки» (с элементами кинезиологии)

Задачи:о.о. «Речевое развитие»- Закрепить представления дошкольников об изученных гласных звуках  [А], [О], [И], [У]- Развивать умение выделять первый (гласный) звук в слове.- Уп...