Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
рабочая программа по обучению грамоте (младшая группа) по теме

Егорова Надежда Михайловна

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_skazka_za_skazkoy_3-4.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № …. комбинированного вида Московского района

г. Санкт-Петербург

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете                                      Заведующий ГБДОУ д/с №…          

от ---------------                                                             _________----------------------        

                                                                                       «_____»___________201..г.

     «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

            Рабочая программа дополнительного образования

                                  по обучению детей 3-4 лет

                                                           Разработано                  

учителем-логопедом

……………..

Санкт – Петербург

                                               201..

Содержание …………………………………………………………………. . 2

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

      1.1. Пояснительная записка …………………...…………………………. 3

      1.2. Характеристика речевого развития детей 4-ого года жизни ……… 8

     

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

      2.1. Учебно-тематический план ………………………………………… 10

      2.2. Содержание изучаемого курса …………………………………….. 16

   

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

      3.1. Условия реализации программы ………………………………......  27

      3.2. Методическое обеспечение ………………………………………..  27

     

Список используемой литературы ………………………………………....  28

1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

   Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем сказочного неизведанного окружающего мира.

  Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

     Одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители – развитие речи детей.

      Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.

       Обучение в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных.

      Настоящая программа имеет определенную направленность. Она предназначена для работы с дошкольниками 3-4 летнего возраста. В связи с этим ее содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников младшей группы детского сада.

      Основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Однако, современный мир предъявляет все большие требования к ее формам, усложняя ее и модернизируя. Расширение информационных полей, с которыми сталкиваются современные дети, вызывают необходимость свободно ориентироваться в них.  Информация, воспринимаемая человеком, закодирована в знаках и символах родного языка. Качество освоения речи во многом зависит от очень важной особенности человека – от умения сосредоточиться на звуке. Особенно целесообразно своевременно научиться анализировать и дифференцировать на слух фонемы – звуки, из которых состоит наша речь, а также соотносить их с графемами, т.е. буквами. В процессе игровой деятельности младших дошкольников решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические - и на их основе осуществляется развитие связной речи.  

Кроме того, расширение кругозора, как и формирование значимых личностных качеств дошкольника во многом связано с художественной литературой, особенно со сказкой. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.

Новизна авторского подхода заключается в объединении игры, сказки и непосредственно образовательную деятельность. Программа предусматривает использование сказкотерапевтических приемов, эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения, различных способов работы с наглядностью, в использовании развивающих и здоровьесберегающих технологий.  

Актуальность данной программы объясняется заинтересованностью большей части современных родителей будущих первоклассников в непосредственном обучении грамоте еще до школы. В связи с этим при обучении охватывают два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; второй –  с освоением знаковой системы языка, т.о. речевая деятельность построена на последовательной, поэтапной работе детей, связанной со звуковым анализом и подготовкой руки к письму.

Возраст 3-4 года - подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

      Основная образовательная программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, по которой работает наше дошкольное учреждение, предусматривает развитие у детей отдельных элементов грамоты в рамках речевого развития. Но отличительная особенность данной программы от основной в том, что она принимает во внимание запросы родителей о раннем начале подготовки к освоению элементов грамоты.

       При работе по данной программе у детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).

       Программа дополнительного образования «Сказка за сказкой» реализуется в доступной и интересной для данного контингента детей форме. Она представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами на основе сказочного сюжета и предназначена оказать практическую помощь в проведении занятий на самом первом этапе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

     Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей  данного возраста являются сказки о предметах и животных, поскольку они вселяют в детей веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям, в том числе и  самым маленьким.

       Программа «Сказка за сказкой» представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами на основе сказочного сюжета и предназначена оказать практическую помощь в проведении занятий на самом первом этапе подготовки дошкольников к обучению грамоте.

Цель программы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком.

На данном этапе совместной деятельности, выделены задачи направленной на речевое развитие:

  1. Развитие звуковой культуры речи, фонематического восприятия ;
  2. Формирование устной разговорной речи;
  3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму;
  4. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

      Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, -закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

      Также выделены задачи направленные на развитие творческих способностей и высших психических функций:

  1. Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;
  2. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание вместе с группой сверстников;
  3. Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;
  4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов, песен;
  5. Стимулировать повторение слов, выражений, предложений, по возможности производить пересказ произведения.
  6. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
  7. Вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  8. Развивать эмоционально – чувственную сферу;

Расширять читательский кругозор детей, формировать интерес к книгам.

     Приоритетной формой организации детей является объединение их в малые группы по 4 -6 человек. Это позволяет удовлетворить стремление детей к общению, совместным действиям и эмоциональным переживаниям. Это также создает условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

    Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 25 минут. Всего 32 занятия в год.

Ожидаемые результаты:

Ребенок к концу 4-го года умеет:

  • правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи;
  • правильно и четко поизносить согласные звуки «М-МЬ», «Б-БЬ», «П-ПЬ», «Т-ТЬ», «Д-ДЬ», «Н-НЬ», «К», «Г», «X», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «3», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи;
  • произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание;
  • использовать выразительные средства речи - темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;

   - понимать значение терминов «звук» и «слово»;

   - выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры;
  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации как хорошие или плохие;
  • эмоционально выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям произведений, к их поступкам.

Контроль за усвоением материала  проводиться в конце учебного года, основываясь на общепринятых показателях развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков, а также на основе наблюдения за воспитанниками в течение года.

    Форма подведения итогов реализации программы.

      Проводится открытое занятие для родителей (лиц их заменяющих).

1.2. Характеристика речевого развития детей 4-ого года жизни

В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия.

Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900. Совершенствуется звуко-слоговая структура слов.

Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и т. д.).

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми так и сложными. Им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.

Дети подводятся к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка ряба», «Колобок»).

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Вовремя нескорректированные дефекты в произношении также затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми.

Наблюдаются следующие особенности произношения:

  • согласные произносятся смягченно («зюк» - жук, «сярик» - шарик);
  • свистящие звуки «С», «3», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся («абака» - собака), заменяются: «С-Ф» («фолнце» - солнце), «3-В» («ваяц» - заяц), «Ц-ф» («фапля» - цапля), «С-Т» («тобака» -собака), «3-Д» («донт» - зонт), «Ц-Т» («тветок» - цветок);
  • шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими: «Ш-С-Ф» («сапка», «фапка» - шапка; «коска», «кофка» -кошка), «Ж-З-В» («зук», «вук» —жук), «Ч-ТЬ-Ц» («оцки», «отьки» - очки), «Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка» - щетка);
  • звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа»; «ямпа» -лампа, «ыба», «лыба» - рыба).

Имеются особенности и в звукослоговой структуре слов:

  • сокращение («тул» - стул; «весипед» -велосипед);
  • перестановки («шапля» - шляпа; «кор-вик» - коврик);
  • уподобление одного звука другим («ба-бака» - собака);
  • слияние («Мафеда» вместо Мария Федоровна);
  • добавление звуков («реблята» - ребята).

С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3-4 лет по развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы эти особенности устранить, если они имеются, а если их нет, подготовить ребенка к следующему этапу обучения - развитию фонематического слуха.

2.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план занятий

Месяц

Тема

занятия

Виды деятельности

Кол-во

Речевая

Графическая

Двигатель-ная (физминутки, пальчик.игры)

Сентябрь

1

Звук «А»,

Потешка «Ладушки-ладушки», сказка «Теремок»

Называние, звукоподражание, ответы на вопросы, игра «Птицы и птенчики»

Рисование дорожек, игра «Кто где живет»

«Цапля»

1

2

Звук «У», потешка «Пастушок»,

Сказка «Паровозик»

Называние, звукоподражание, ответы,

игра «Какой игрушки не стало»

Рисование дорожки между рельсами

 «Паровоз»

1

3

Звук «О», Потешка и сказка «Кошкин дом»

Называние,  отгадывание загадок, «Чудесный мешочек»,

игра «Кто внимательный»

Рисование дождика из тучки

«Как у наших у ребят»

1

4

Звуки «А», «О», «У», «Птичий двор», потешка «Ладошки-гармошки»

Называние, звукоподражание, ответы на вопросы,  

игры «Кто кричит», « Кого не стало»

Игра- конструктор «Хвостики потерялись»

«Пес Барбос»

1

Октябрь

5

Звук «Ы»,

чистоговор. «Мышка», сказка «Кораблик»

Называние, ответы на вопросы, отгадывание загадок, игра «Пароходы»,

Игра «Кто что ест»

«Мы руки поднимаем

1

6

Звук «Э», сказка «Лягушка и экскаватор»

Ответы на вопросы, отгадывание загадок, арт. упр.«Эскимо»

«Собираем фантики»

«Пальчики умелые»

1

7

Звук «И», сказка «Цыпленок и утенок»

Ответы на вопросы,  игра «Подскажи словечко», «Мишка плачет»

Рисование зернышек цыплятам

«Улыбнись малыш»

1

8

Звуки «Ы», «Э», «И», стихотвор. «Мышка»

Ответы на вопросы, отгадывание загадок, игра «Подскажи словечко»

Игра-конструктор «Ушки на мокушке»

«Лиса и мышки»

1

Ноябрь

9

Звуки

«М», «Мь»,

« Котенок и теленок потерялись»

Ответы на вопросы, отгадывание загадок,  игры «Тихо-громко», «Медвежата»

Игры «Обведи правильно», «Большие и маленькие»

«Мы пойдем»

1

10

Звуки

«Н», «Нь»,

«Я люблю свою лошадку»

Ответы на вопросы,  игра «Скажи правильно», отгадывание загадок

Игры «Собери яблоки», «Дорисуй ниточку к шарику»

«Лошадки»

1

11

Звуки

«Б», «Бь», «Баю-бай, засыпай»

Ответы на вопросы,  игра «Подскажи словечко»

Складывание платочка

«Барабан»

1

12

Звуки

«П», «Пь»,

стих«Папина шляпа»

Ответы на вопросы, называние, отгадывание загадок

Игра «Обведи, что в шляпе», Рисование колес вагончика

«Мы пойдем, как папа»

1

Декабрь

13

Звуки

«Б», «Бь», «П», «Пь», сказка «Три медведя»

Ответы на вопросы,  «Кто едет на поезде?», «Три медведя» (интонирование

Упражнение «Дорисуй окошки», «Найди отличия»

«Три медведя»

1

14

Звуки

«Д», «Дь», сказка «Три поросенка»

Ответы на вопросы,  «Гвозди», «Подскажи словечко»

Игра «Обведи правильно», «Строители»

«Ой, лады»

1

15

Звуки

«Т», «Ть», потешка «Котик и козлик», «Паровоз»

Ответы на вопросы, «У кого какие детки», отгадывание загадок

Упражнение «Обведи правильно»

«Что как стучит»

1

16

Звуки

«Д», «Дь»,

 «Т», «Ть», стихотвор.

«Дед мороз»

Ответы на вопросы,  «Подскажи словечко»,

Рисование шариков на ёлке, «Обведи правильно»

«Наша ёлка»

1

Январь

17

Звуки

«Г», «Гь», потешка «Гуси, гуси»

Ответы на вопросы, «Подскажи словечко»

Рисование горошин, упражнение «Кто внимательный»

«Кто в домике живет»

1

18

Звуки

«К», «КЬ»,

«Чей голос лучше»

Ответы на вопросы, «Думай и говори», «Слушай внимательно»

Игра «Угадай и обведи»

«Снежный ком»

1

19

Звуки

«Г», «К»,

стихотвор. «Детки в клетке»

Ответы на вопросы, «У кого какие детки», «Санки для горки»

Игра «Найди отличия»

«Зоопарк»

1

20

Звуки

«В-ВЬ», стихотвор. «Волчок»

Ответы на вопросы, «Подскажи словечко», Думай и говори»

Дорисовывание ручек ведеркам

«Что умеют ребята»

1

Февраль

21

Звуки

«Ф», «Фь», сказка «Про Фу и Фи»

Ответы на вопросы, отгадывание загадок, игра «Доскажи словечко»  

«Раскрась, что назвали»

«Пузырь»

1

22

Звуки

«В», «Вь»,

 «Ф», «Фь»,  стихотвор. «Зима и лето» 

Ответы на вопросы,  отгадывание загадок

«Помоги навести порядок»

«Вот что мы умеем»

1

Март

23

Звук «Х»,

потешка «Ха-ха-ха»

Ответы на вопросы, «Погреем ручки», игра «Закончи предложение»,

Рисование дорожек «Кто что ест»

«Хомка»

1

24

Звуки

«Л», «Ль»,

«Самолет»

Ответы на вопросы,  «Самолет», «Подскажи словечко», чистоговорка

Рисование клубков для котят, «Угадай и обведи»

«Ладошки»

1

25

Звуки

«С», «Сь», стихотвор.

«Ехали мы ехали»

Ответы на вопросы,  загадки, упр. «Насос», «Чьи детки», потешка «Лиса»

«Подумай и обведи»

«Пальчики»

1

26

Звуки

«З», «Зь»,

«Дружные комарики»

Ответы на вопросы, «Подскажи словечко», потешка «Семейка»

«Кто в каком вагоне», дорисовывание ручек корзинкам

«Зарядка»

1

Апрель

27

Звуки

«С», «Сь»,

 «З», «Зь»,  

Потешки «Лиса», «Семейка»

Ответы на вопросы,  «Подскажи словечко»

«Угадай и обведи», «Кто внимательный»

«Зайка»

1

28

Звук

«Ц»,

сказка «Цыпленок Цып потерялся»

Ответы на вопросы, «Закончи предложение», «Подскажи словечко»

«Угадай и раскрась»

«Пальчики»«Лошадка»

1

29

Закрепление (гласные зв.)

«Девочка ревушка»

Ответы на вопросы,  «Кто как кричит», загадки

«Раскрась правильно»

«Цветок»

1

30

Закрепление пройденного материала (согласные), «Ойка и башмачки»

Ответы на вопросы, отгадывание загадок  

«Раскрась правильно»

«Зоопарк»

1

Май

31

Закрепление пройденного материала (согласные) «Юля плохо кушает»

Ответы на вопросы,  «Подскажи словечко», «Найди отличия»

Рисование листочков на березе

«Капуста»

1

32

Закрепление пройденного материала,

«Дед мороз и лето»

Ответы на вопросы,  «Подскажи словечко»

«Кто что любит»

«Загараем и играем»

1

Всего

32

      Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 25 минут.

2.2. Содержание изучаемого курса

  Занятие для детей младшего дошкольного возраста строится на основе сюжета хорошо знакомой сказки или новой сказочной истории, придуманной самим педагогом или вместе с детьми. Дети становятся активными участниками, помощниками для  героев, выполняя те или иные задания и действия, что способствует не только развитию речи и интеллектуальному развитию, но и развитию эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать, воспитанию добрых чувств, а также умению общаться в коллективе, работать самостоятельно и в команде сверстников.  

     Большое внимание уделяется развитию высших психических функций: мышления,  произвольного внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия; значительное количество игровых упражнений направлено на развитие мелкой моторики, координации движений и органов чувств, общей, ручной и артикуляционной моторики.

    Таким образом, в сюжет сказки вплетаются разнообразные приемы, виды деятельности:

- речевые игры, игры на синхронизацию речи с движением;

- упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры, дыхательной и голосовой функций;

- игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, в т.ч. пальчиковые игры, действия с различными по своим свойствам и качествам природными и искусственными материалами, а также подготовка кисти к письму;

- игры и упражнения для развития общей моторики, координации движений, в т.ч. релаксационные, для нормализации мышечного тонуса;

- игры и упражнения познавательного характера, направленные на уточнение знаний об окружающем мире, развитие речи и формирование элементарных математических представлений;

- игры, направленные на увеличение объема памяти, развитие произвольности внимания, умения анализировать, сравнивать, делать правильное умозаключение.

- игры и упражнения, совершенствующие фонематические функции;

- задания способствующие развитию высших психических функций: мышления,  произвольного внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, творческого воображения;

     Используемый речевой материал способствует четкому и правильному произношению каждого звука изолированно, в звукоподражательных словах («ква-ква-ква», «му-у-у», «и-го-го»), в словах и во фразовой речи.

     При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых рабочий звук находится в ударном слоге. Они учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывается умение интонационно выделять звук.  

     Способы произношения звуков демонстрируются ребенку взрослым, что подготавливает ребенка к интонационному выделению согласных звуков, управлению своей артикуляцией.

     Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки.

Каждая тема содержит игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы ребенка в используемой тетради.

Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат.

Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируются не сразу; чем меньше возраст ребенка, тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает ребенок. В связи с этим материал на занятиях используется в определенной последовательности, что очень важно для развития способностей ребенка.

Основной задачей каждой темы остается развитие звуковой культуры речи с целью подготовки к обучению грамоте, но включаются задания направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений - слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках -зрительное внимание и др.

Усвоению материала на данном этапе обучения способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, стихи, которые подобраны таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей 3-4 лет.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.

     Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Заучивание стихотворения предлагается с опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить его содержание.

Не каждый ребенок может сразу запомнить стихотворение, поэтому желательно привлекать родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома, в свободное время.

Игры «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Использование загадок в работе с детьми 3-4 лет помогает активно развивать внимание, наглядно-образную память, формировать воображение, создавать на основе словесного описания образ предмета.

Тематика загадок ограничена, она определяется жизненным опытом и знаниями детей о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует обогащению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, его словаря.

В каждый сказочный сюжет включены физкультминутки, которые органически вливаются в речевую деятельность и служат решению поставленных задач.

     Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения содействуют развитию памяти, четкости произношения, плавности и выразительности речи — в игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

     С целью подготовки руки ребенка к письму включены несложные игры по развитию графических навыков. Игровые упражнения («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») способствуют развитию движений пальцев рук, что очень важно для последующего овладения навыками письма.

     Используемые в программе упражнения и элементы сказкотерапевти-ческих приемов заимствованы из программы Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой  «Путь к волшебству», а также программы «Погружение в сказку».

Направленность групп упражнений

Цели и задачи предлагаемых упражнений

I. Речь

Словарь.

Фразовая речь.

Связная речь.

II. Голос, интонация, мимика, артикуляция

III. Дыхание

Физиологическое.

Речевое.

В сочетании с голосом, движениями

IV. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

V. Слуховое внимание

VI. Зрительное внимание

VII. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела.

VIII. Мелкая моторика

Тонкие движения пальцев рук.

Движения кистей.

Тактильные ощущения.

IX. Общая моторика

Ходьба, бег.

Преодоление

препятствий

(воображаемых

и реальных).

Прыжки, падения.

Взаимодействия

с тканью, палками

и другими предметами.

Подвижные

игры

Танцы

X. Расслабление по контрасту с напряжением

XI. Воображение

Преображение

Превращение

  1. Активизация и обогащение словарного запаса.
  2. Развитие памяти, формирование способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями.
  3. Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.
  4. Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности.
  5. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.
  6. Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.
  8. Формирование мотивации деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности.
  9. Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.

  1. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности.
  2. Нормализация темпа и ритма речи.
  3. Развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела.
  4. Устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной  мускулатуры.
  5. Формирование произвольных мимических движений.

  1. Отработка правильного диафрагмального дыхания, умения длительно выдыхать.
  2. Развитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других.
  3. Развитие моторики речевого аппарата, помощь детям упражняться в звукоподражаниях (диким животным, птицам, звукам природы).
  4. Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности.
  5. Достижение координации дыхания, речи и движений тела.
  6. Успокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабленности.

  1. Отработка правильного диафрагмального дыхания.
  2. Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя.
  3. Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле.
  4. Тренировка восприимчивости, умения тонко чувствовать окружающее пространство.

  1. Активизация произвольного слухового внимания,
    умения концентрироваться на слуховых образах.
  2. Развитие слуховой памяти.
  3. Развитие умения вслушиваться в звуки музыки, звуков природы, звуки колоколов, трещоток и др., а также речевые звуки;
  4. Развитие умения различать звуки, как речевые, так и неречевые, тонко дифференцировать звуки схожие аккустически и артикуляторно..
  5. Развитие внимания, связанного с координацией
    слухового и двигательного
    анализаторов.

  1. Пробуждение интереса, стимулирование внимания детей, развитие умения концентрироваться на зрительных образах.
  2. Развитие зрительной памяти, умения фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с заданным зрительным образом.

  1. Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, в том числе речью.
  2. Развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния: напряженность — расслабленность.
  3. Развитие наблюдательности, воображения,

           образного мышления.

  1. Развитие умения чувствовать партнера и заботиться о других.
  2. Воспитание чувства ответственности за свои
    действия.
  3. Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе.
  4. Снятие эмоционально-психического напряжения

  1. Развитие моторики рук, координации движений.

          укрепление мышц и суставов кистей.

  1. Развитие тонкой координации движений кисти, в том числе для подготовки руки к письму.
  2. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном ритме и темпе.
  3. Достижение координации движений рук с другими движениями тела.
  4. Развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук.
  5. Развитие тонких тактильных ощущений.

  1. Развитие координации крупных движений и выработка осанки.
  2. Закрепление умения ориентироваться в пространстве, планировать движения, двигаться в определенном темпе, ритме, в соответствии с характером музыки.
  3. Развитие умения слушать и слышать музыку, самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки и быстро реагировать на темповые изменения.
  4. Развитие умения тонко чувствовать окружающее

           пространство, точно и выразительно    

           взаимодействовать с партнерами и  

           различными предметами: лентами,

           куклами, тканью...

  1. Воспитание чувства ритма, развитие координации движений.
  2. Уравновешивание психики, снятие эмоциональных и телесных напряжений.
  1. Развитие воображения и фантазии.
  2. Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.
  3. Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.
  4. Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение — расслабление, твердость — мягкость, тяжесть — легкость и др.).
  5. Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.
  6. Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность
  7. Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения.

  1. Активизация творческого мышления, воображения и фантазии.
  2. Активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру.
  3. Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать.
  4. Развитие согласованности движений тела.
  5. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1 Условия реализации

1. Занятия проходят в кабинете развития речи;

2. Подбор материалов и оборудования для обучения воспитанников в соответствии с возрастными особенностями;

3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, сказки, потешки;

4. Подбор дидактических, развивающих, словесных игр; заданий.

3.2. Методическое обеспечение.

  • Предметные и сюжетные картинки;
  • Игрушки, др.предметы;
  • Игровые материалы для развития мелкой моторики;
  • Игровые материалы для развития крупной моторики;
  • Маски, элементы костюмов;
  • Настольный, пальчиковый, кукольный театр;
  • Игрушки, фланелеграф;
  • Цветные карандаши;
  • Рабочая тетрадь;
  • Аудиодиски;
  • Музыкальный центр

Список использованной литературы

  1. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995
  3.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Речь,1998
  4. Колесникова Е.В. Раз - словечко, два - словечко. М.: Ювента, 2014.
  5. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи: Для детей 4-6 лет. - СПб.: Литера, 2007
  6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет: Развитие мелкой моторики. - СПб.: Литера, 2008
  7. Максаков А.И.. Тумакова Г.А. Учите, играя. М.: Мозаика – Синтез, 2005
  8. Русские народные сказки. – М.: Фламинго, 2002
  9. Сутеев В.Г. Сказки. – М.: Детская литература, 1987
  10. Сказки про Машу и Ойку. С.Прокофьева. – М.: Махаон, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.

Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"

Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"...

Программа дополнительного образования "Любознайки" для детей младшего дошкольного возраста

Программа направлена на формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования....