Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте и чтению. Ориентирована программа на детей старшей и подготовительной к школе групп (5 -6 и 6 -7 лет) и может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой  работы.                                                    

Основной целью  кружковой работы по обучению детей чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).                                                                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    МАДОУ "Детский сад №102 "Созвездие"

                     ПРОГРАММА

дополнительного образования  

по подготовке

к обучению грамоте и чтению детей 5 – 7 лет

"ЧИТАЛОЧКА"

                       

                       

   

   Разработала                Цветкова Анна Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ "Детский сад №102 "Созвездие" г. Набережные Челны Республика Татарстан

                                                 

                                               

                   

Пояснительная записка

Актуальность программы.

В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию.  Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.

Всесторонняя подготовка детей к школе – одна из задач детского сада. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).

 Но наблюдения за детьми и беседы с  учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению.

Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сензитивный период для общего развития речи детей. Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни.    Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.  

     Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.   Одним из подходов и является развитие кружковой работы детского сада.                                            

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте и чтению.                                                                                                                                 Ориентирована программа на детей старшей и подготовительной к школе групп (5 -6 и 6 -7 лет) и может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой  работы.                                                    

Основной целью  кружковой работы по обучению детей чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепление умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием).

Научив ребенка читать, мы тем самым:

  • привьем ему любовь к чтению, которую он сохранит на всю жизнь;
  • дадим ему преимущество в овладении разными предметами;
  • разовьем его способности и интеллект;
  • поспособствуем росту и развитию его мозга.

Наибольшее распространение в настоящее время получил звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. Данный метод разработан коллективом ученых (Я.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Д.Н. Невская) на основе методики Д.Б. Эльконина. Впервые звуковой метод был предложен К.Д. Ушинским в 1864 году. Это была новая эпоха в обучении детей грамоте. Звуковой метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Методика, разработанная К.Д. Ушинским, коренным образом отличалась от всех предшествующих методик тем, что знакомила детей со звуками речи не как с абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи.                                                                                         Особенности метода:                                                                                                                            * Дети осознанно овладевают системой звуков (фонем) русского языка;                                         * Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны;                                                                     * Обучение ведется по слоговому принципу.

Продолжая традиции К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконин считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического  обозначения». То есть человек, умеющий читать, должен уметь воссоздать звуковую форму любого текста, независимо от степени его понятности, а значит, должен уметь правильно воспроизвести звуковую форму любого записанного незнакомого слова.                                                                                  Д.Б. Эльконин так же, как и К.Д. Ушинский, рассматривал обучение чтению как часть единого процесса обучения родной речи.

В связи с этим основными задачами являются:

1.Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.                                                           2.Осознание смысловой стороны речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами.  

 3.Обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развитие навыков целыми словами и небольшими предложениями.                                                                                                                  4.Работа по трем единицам речи: звук, слово, предложение.

Фонетика.                                                                                                                                           1. Развивать  у детей фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.                                                                                                                                                  2. Обучать звуковому анализу слов. Учить определять место звука в трех позициях (в начале слова, в середине, в конце слова).                                                                                                                 3. Широко использовать фонетические игры.

Слово.                                                                                                                                                        1. При изучении букв соблюдать последовательность и постепенность.                                      2. Ознакомить с гласными и согласными, ъ и ь знаками, их значением.                                                3. Показать слогообразующую роль гласного и значение ударения.                                                      4. Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными.                  

5. Обогащать лексику детей, практически знакомя их с омонимами (словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению, например: ключ (от дверей) и ключ (родник), синонимами (словами, подходящими по смыслу, например: маленький и крошечный), антонимами (словами с противоположным значением, например: светлый – темный, хорошо – плохо), используя лексические и грамматические игры.                                                                                                               6. Учить составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова (лес – леса – лесной – лесник – лесовик – лесовичок).                                                                                                                              7. Большое внимание уделять индивидуальной работе с разрезными азбуками, т.к. процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.

Предложение.                                                                                                                                            1. Отметить, что наша речь делится на предложения и слова.                                                               2. Обращать внимание на смысловую и интонационную законченность предложения (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения).                                                                                                                                   3. Учить красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

Развитие речи.                                                                                                                              1. Совершенствовать речевой аппарат детей, систематически включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов).                                                                                                                    

2. Учитывая огромный интерес детей к загадкам, использовать их в занятиях, давая информацию познавательного характера.                                                                                                3. Подвести детей к пониманию «шифровки» ребусов, развивать мышление, воображение при разгадывании ребусов и кроссвордов.                                                                                                 4. Широко использовать словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации.                                                                                                                                         5. Стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей. Включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.

Система занятий основана с учётом принципов: последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности.                                                                          Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то в ходе занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.    

 Занятия с детьми проводятся во вторую половину дня, продолжительность их 25 минут в старшей группе, 30 минут – в подготовительной к школе.                                                                                                                                     Количество занятий:                                                                                                               в неделю – 1;                                                                                                                                       в месяц – 4;                                                                                                                                            в год – 32 (с октября по май);                                                                                                                за 2 года – 64.

Содержание программы дополнительного образования

Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:                                                                                                                                                                      1.Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!

2. При работе со слогом следует обращать внимание на то, что читать слоги надо плавно, не отделяя звуки  друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых, на  умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния.                    

3. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.

4.Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.                                                      

 Как и на предыдущем этапе, чем раньше ребята усвоят слово как единицу речи, тем успешнее перейдут к чтению предложений, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.

Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят читающие и с ярко выраженным интересом к чтению.

Методы и приёмы успешной реализации программы по обучению детей навыкам чтения.

Чтобы успешно реализовать программу по обучению навыкам чтения детей, используем разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт? » (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком, сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках, «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот», «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, работа с тетрадями для чтения (использование книжек-малышек, чтобы дети отличали набор предложений, от рассказа).

Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т. к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.

Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение».    Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Важным в организации и проведении занятий – это деятельностный подход: деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

Обучение чтению будет успешным, если  выполняются определённые правила:

1.Поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.

4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что-то сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.

5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.

Программное обеспечение:

Средства информационно-коммуникационных технологий         (компьютер, проектор, интерактивная доска); предметные картинки (овощи, животные, фрукты, мебель, цветы, водный транспорт, насекомые), мяч, игрушки (мишка, кукла, машина, ослик, бегемот, петрушка, собака, щенок, лиса, верблюд, танк, Чебурашка, рыжий котенок, черный щенок, Буратино), картины по временам года, флажки, настольный театр, схемы слов, предложений, трафареты (птиц, шуба, шапка, елочка, животных, высотных домов), шкатулка, звоночки, картины из серии («Животные», «Наши маленькие друзья»), графические схемы слов, предложений, конверт с фишками (синий, красный, зеленый), карточки со словами, счетные палочки, букварь, «Азбука», карточки с изображением букв (шрифт черный), буквы-заготовки, разноцветные шерстяные нитки, «Чудесный мешочек»( «Волшебный сундучок»), тетрадь в клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, панно "Звуко-буквенный ряд", панно "Теремок", панно "Азбука", атрибуты к играм "Буквоед", "Буква потерялась", "Кечелов", "Ребусы", "Анаграммы", "Слоговое лото", паззлы и др.

Планируемые результаты:

  • дети овладевают понятиями: «слово», «звук», «буква»,  «предложение»,
  • различают гласные, твердые и мягкие согласные;
  • правильно ставят ударение в знакомых словах;
  • отвечают на вопросы по тексту;
  • складывают буквы в слоги и слова, а слова в предложения;
  • плавно читают целыми словами и небольшими предложениями;
  • осмысливают прочитанное;
  • составляют простые предложения и интонационно правильно   проговаривают их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).

Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами. Путает буквы и звуки.

Средний. Ребенок допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков. Медленно читает по слогам, с ошибками составляет слова простой структуры.

Высокий. Ребенок проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием моделей и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели», правильно, плавно читает по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами. Правильно составляет из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры.

           

Список используемой литературы:

1. Беляков Е.А. 365 развивающих игр. – Москва: Рольф, Айриспресс, 1998.  

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1987.

3. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «Детство-Пресс», 2012.

4. Волина В.  Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996.

5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. – М.: Сфера, 2015.  

6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Будущему первокласснику. Учимся читать. Учимся писать. КОГУБ «Кировская типография», 2001.

7. Дурова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей.- М.: Школьная Пресса, 2010.

8. Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.- СПб: Детство-Пресс, 2011.

9. Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2013.

10. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет/ Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М: Вентана-Граф, 2013.

11. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. – М.: Сфера, 2008.

12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Владос, 1999.

 13. Обучение дошкольников грамоте/ Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - М.: Школьная Пресса, 2012.

14. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

16. Шумаева Е. Как хорошо уметь читать! – СПб: Детство-Пресс, 1999.

17. Эльконин Б. Методика обучения чтению. – Москва: Просвещение, 1999.

Учебно – тематический план

I год обучения

Месяц

Занятие

                     Тема

Октябрь

1

В глубь веков: как люди учились грамоте.

2

Звуки и буквы. Слова.                                              

3

Гласный звук и буква А.

4

Согласный звук и буква «М». Слоги. Звукобуквенный анализ слова «мама».

Ноябрь

1

Гласный звук и буква У. Слогообразующая роль гласных.

2

Гласный звук и буква О. Дорисовывание буквы.

3

Согласный звук и буква С. Деление слов на слоги.

4

Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С. Работа с разрезными азбуками.

1

Согласный звук и буква «Н». Звуковой анализ

слова «насос».

Декабрь

2

Согласный звук и буква Х. Звуковой анализ слова "сахар". Антонимы.

3

Работа с разрезной азбукой. Слоги. Слова.

4

Составление предложений с заданными словами.  Согласный звук и буква Ш.                                                                                                                          

1

Сопоставление звуков: С - Ш. Скороговорки.

Январь

2

 Работа с разрезной азбукой. Слоги. Слова.                                                                                      

3

Согласный звук и буква Л. Предложение.

4

Итоговое занятие «Прогулка в зимний лес»:  закрепление полученных знаний.

1

Согласный звук и буква Р.                                     Работа над предложением.

Февраль

2

Сопоставление звуков: Л – Р.                                        Подбор определений к существительным.

3

Согласный звук и буква К. Омонимы (многозначные слова).

4

Работа с разрезными азбуками.

Март

1

Согласный звук и буква П. Слово в слове: упражнение "Наборщик".

2

Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение.

3

Работа над предложением. Интонационные знаки в конце предложения.

4

Работа с разрезными азбуками. Чтение.                            

Апрель

1

Согласный звук и буква Т. Классификация (родовые понятия).

2

Чтение слоговых таблиц "Найди слово". Слова короткие и длинные.

3

Гласный звук и буква Ы. Множественное число.

4

Работа с разрезными азбуками. Чтение.                            

Май

1

ИКТ-игра "Узнай слово по первым звукам".

2

Гласный звук и буква И.                                                          

3

Работа с разрезными азбуками. Чтение.                              

4

Итоговое «Новоселье у зверей».                 Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, букве, слову, предложению.

               Итого: 32 занятия

             

             

Учебно – тематический план                                   II год обучения

Месяц

Занятие

                     Тема

Октябрь

1

Повторение пройденного "Давайте вспомним".

2

Согласный звук и буква З. Омонимы.                                              

3

Согласный звук и буква В. Работа над предложением.

4

Работа с разрезными азбуками.

Ноябрь

1

Звонкий согласный звук и буква Б. Чтение.                                              

2

Звук и буква Ж. Определение количества слогов в словах.

3

Сопоставление Ж – Ш, ЖИ – ШИ.                                            

4

Работа с разрезными азбуками. Чтение.                              

Декабрь

1

Звонкий согласный звук  и буква Г. "Кустики слов" (однокоренные слова).

2

Звонкий согласный звук и буква Д. Сопоставление Т – Д.

3

Упражнения "Теремок", "Цепочка слов".

4

Мягкий согласный звук и буква Й. Слова с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

Январь

1

Сопоставление звуков И – Й. Звуко-буквенный анализ.

2

Работа с разрезными азбуками.

3

Гласный звук и буква Е. Скороговорки.

4

Итоговое занятие «Кто, кто в теремочке живет?»: закрепление полученных знаний.

Февраль

1

Гласный звук и буква Я. Словотворчество: меняем имена.

2

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

3

Гласный звук и буква Ю. Упражнение "Буквоед".

4

Гласный звук и буква Ё. Сопоставление звуков: Е – Ё. Ударный слог.

Март

1

Глухой согласный звук и буква Ц. Синонимы.

2

Глухой согласный звук и буква Ч. Упражнение "Цепочки слов": образование новых слов.

3

Работа с разрезными азбуками.

4

Многозначность слов.                                                          Звук и буква «Э».  

Апрель

1

Чтение слоговых таблиц. Ребусы.

2

Звук и буква «Щ».  Нахождение буквы в письменном тексте.  Работа с текстом

3

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

4

 Звук и буква «Ф».                                                                                                          Составление предложений по схеме (модели).

Май

1

Буквы «Ъ» и «Ь» (мягкий и твердый знаки) ».                                                             Звуковой анализ слов «пень», «лень».

2

Волшебные буквы: конструируем, составляем, лепим.

3

Алфавит.

4

Итоговое «В гости к радуге со Смешариками"»: закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, букве, слову, предложению.

                       

                           Итого:  32 занятия


                                                                           

                                                     Перспективный план занятий

                                    I год обучения – дети 5-6 лет

                                   II год обучения – дети 6-7 лет

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Октябрь

                I

В глубь веков: как люди учились грамоте.

П.с.: дать детям знания об истории возникновения речи у человека, о способах общения между людьми, об органах артикуляции человека; развивать воображение, память, речь; упражнять в четком проговаривании звуков и фраз.

ИКТ-оборудование, аудиозапись различных шумов (природы, транспорта, музыкальных инструментов), книга «Большая энциклопедия знаний», панно «Азбука»,

1.Введение в игровую ситуацию: путешествие на машине времени.

2.Презентация «В глубь веков»

3.Беседа «Как мы общаемся друг с другом».

4.Почему люди могут говорить, а звери нет.

5.Игра «Телефон».

Звуки, общение, азбука, первобытные люди, старина, машина времени

«Большая энциклопедия знаний», стр. 248

                II

Звуки и буквы. Слова.

П.с.: дать детям характеристику звука и буквы, помочь в различении этих понятий; развивать мышление, воображение, память; упражнять в назывании слов с определенным звуком.

Панно «Азбука», буквы,  предметные и сюжетные картинки.

1.«Сказка о веселом язычке»: артикуляционная гимнастика.

2.Упр-ие «Ловите звук-передайте звук».

3. «Покажи букву, какую назову».

4.Игра «Кто больше назовет»

Звук, буква, азбука, слово

                  III

Гласный звук и буква А.

П.с.: познакомить с гласным звуком и буквой А; развивать фонематический слух; упражнять в определении звука в словах.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, фишки для поощрения

1."Сказка о веселом язычке".

2.Характеристика звука и буквы А.

3."Определи место звука в слове".

4."Кто больше назовет".

5.Игра "Магазин"

Звук, буква, гласный, азбука

                  IV

Согласный звук и буква М. Слоги. Звуко-буквенный анализ слова "мама".

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой М; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слогов и слов из букв, чтении их; помочь в овладении звуко-буквенным анализом слова "мама".

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1."Сказка о веселом язычке".

2.Характеристика звука и буквы М.

3."Определи место звука в слове".

4."Кто первый составит?".

5.Игра "Супермаркет"

Звук, буква, гласный, согласный, азбука

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Ноябрь

                I

Гласный звук и буква У. Слогообразующая роль гласного.

П.с.: познакомить с гласным звуком и буквой У; развивать слуховое восприятие; научить определять место звука и количество слогов в словах.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука У.

3."Определи место звука в слове".

4. Игра "Супермаркет"

5.Анализ бкувы У. Загадка.

6.Кто первый составит слово?".

7."Прохлопай количество слогов".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, часть слова, азбука

                II

Гласный звук и буква О. Дорисовывание буквы.

П.с.: познакомить с гласным звуком и буквой У; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при дорисовывании букв; научить определять место звука и количество слогов в словах.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, игровизор В.Воскобовича

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука О.

3."Определи место звука в слове".

4.Анализ буквы О. Загадка.

6.Упр-ие "Одежда".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, азбука

                  III

Согласный звук и буква С. Деление слов на слоги.

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой С; учить определять место звука в трех позициях; упражнять в сравнении слов "сама" и "сам"; закрепить деление слов на слоги.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1.Скороговорки: артикуляционная гимнастика.

2.Характеристика звука С.

3."Определи место звука в слове".

4.знакомство с буквой С.                  

5.Упр-ие "Сравни слова" (по количеству слогов).

Звук, буква, гласный, согласный, слог, азбука

                  IV

Закрепление звуков и букв А,У,О,М,С. Работа с разрезными азбуками.

П.с.: закрепить изученные звуки, а также буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов по разрезной азбуке и слоговой таблице.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица,  предметные и сюжетные картинки

1.Фонетическая зарядка.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Читаем слоги по таблице.

6.Составляем слова - отгадки.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, азбука

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Декабрь

                I

Согласный звук и буква Н. Звуковой анализ слова "насос".

П.с.: дать характеристику звука и буквы Н;  развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов из букв; закреплять умение читать слова по слоговой таблице.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, слоговая таблица

1. Артикуляционная зарядка.

2.Характеристика звука Н.

3."Определи место звука в слове".

4.Знакомство с буквой Н.                  

5."Прочитай слоги".

6.Упр-ие "Сравни слова" (по количеству слогов).

Звук, буква, гласный, согласный, слог, азбука

                II

Согласный звук и буква Х. Антонимы.

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой Х; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах; упражнять в звуковом анализе слов, подборе антонимов.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, демонстрационный материал "Антонимы"

1.Фонетическая зарядка.

2.Правило о звуках и буквах.

3.Характеристика звука Х. 4."Определи место звука в слове".

5.Анализ буквы Х.                   6.Читаем слоги по таблице.

7."Противоположности": антонимы. 

Звук, буква, гласный, согласный, слог, противоположности

                  III

Работа с разрезными азбуками.                 Слоги. Слова.

П.с.: продолжать учить звуковому анализу слов; закреплять умение называть слова с заданным звуком; упражнять в составлении прямых и обратных слогов из букв разрезной азбуки, трехбуквенных слов.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, карточки с трехбуквенными словами

1.Фонетическая зарядка: повторяем скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Составляем слова - отгадки.

5."Найди карточку со словом".

6."Сосчитай слоги в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  IV

Составление предложений с заданными словами. Согласный звук и буква Ш.

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой Ш; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1.Артикуляционная гимнастика

2."Кто внимательный?"

3.Характеристика звука Ш.

4.Место звука в трех позициях.

5.Анализ буквы, загадка о ней.

6.Чтение слоговой таблицы.

7.Составление предложений с заданным словом.

Звук, буква, гласный, согласный, шипящий, слог, азбука

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Январь

                I

Сопоставление звуков: С – Ш. Скороговорки.

П.с.: показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: упражнять в чтении слогов и нахождении слов по таблице.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, слоговая таблица

1.Фонетическая зарядка:

- звукоподражание,

- найди одинаковый звук.

2.,Сопоставление С - Ш.

3."Кто больше?"

4."Всех скороговорок не перескороговоришь".

5.Чтение слоговой таблицы.

Звук, буква, гласный, согласный, шипящий, слог, азбука, скороговорка

                II

Работа с разрезными азбуками.                 Слоги. Слова.

П.с.: закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1.Фонетическая зарядка: повторяем скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Составляем слова - отгадки.

5."Сосчитай слоги в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  III

Согласный звук и буква Л. Предложение.

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой Л; развивать логическое мышление при отгадывании загадок; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1. Артикуляционная зарядка.

2.Характеристика звука Л.

3."Определи место звука в слове".

4.Знакомство с буквой Л.                  

5."Прочитай слоги".

6.Упр-ие "Сравни предложение" (по количеству слов).

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, азбука

                  IV

Итоговое занятие "Прогулка в зимний лес".

П.с.: систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах; развивать воображение, логическое мышление; активизировать в речи прилагательные и глаголы; закреплять умение подбирать точные определения при описании картин природы; упражнять в составлении слов из букв, чтении их, делении на слоги.

Сюжетные картины из серии "Зима", карточки со словами, бинокли, наборы букв, лабиринты, фломастеры.

1.Художественное слово.

2.Игровая мотивация.

3.Кто что видит?

4. Чей рассказ интереснее?

5.Загадки – отгадки: слова из букв.

6. Игра "Лабиринты".

7."Сколько слогов в слове?"

8.Итог.

Звук, буква, слог, слово, иллюминатор, лабиринт, бинокль, искрящийся.

См. конспект занятия в приложении

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Февраль

                I

Согласный звук и буква Р. Работа над предложением.

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой Р; развивать фонематический слух; упражнять в чтении слогов и складывании слов из букв; закреплять умение составлять предложение по заданному слову.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, предметные и сюжетные картинки

1. Артикуляционная зарядка.

2.Характеристика звука Р.

3."Определи место звука в слове".

4.Знакомство с буквой Р.                  

5."Прочитай слоги и найди слово".

6.Упр-ие "Составим предложение"

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, азбука

                II

Сопоставление звуков: Л – Р. Подбор прилагательных к существительным.

П.с.: показать различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: закреплять умение читать слоги и находить слова по таблице; упражнять в согласовании существительных и прилагательных.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, предметные и сюжетные картинки

1.Фонетическая зарядка:

- звукоподражание,

- найди одинаковый звук.

2.,Сопоставление Л - Р.

3."Кто больше?"

4."Произносим  скороговорки  с разной интонацией, громкостью".

5.Чтение слоговой таблицы.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  III

Согласный звук и буква К. Омонимы.

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой К; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и давать смысловую характеристику слова; упражнять в звуковом анализе слов.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1. Артикуляционная зарядка.

2.Характеристика звука К.

3."Определи место звука в слове".

4.Знакомство с буквой К.                  

5."Прочитай слоги".

6.Упр-ие "Сравни слова" (по смыслу): омонимы.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  IV

Работа с разрезными азбуками.    

П.с.: закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.     

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1.Фонетическая зарядка: повторяем скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Составляем слова - отгадки.

5."Сосчитай слоги в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Март

                I

Согласный звук и буква П. Слово в слове: упражнение "Наборщик".

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой П; развивать слуховое восприятие; закреплять умение определять место звука в словах и находить новые слова в заданном слове; упражнять в звуковом анализе слов.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, фишки

1. Артикуляционная зарядка.

2.Характеристика звука П.

3."Определи место звука в слове".

4.Анализ  буквы П, загадка.                

5."Прочитай слоги".

6.Упр-ие "Наборщик": найди слово в слове.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                II

Закрепление пройденного. Чтение.

П.с.: закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, фишки для поощрения

1."Вспомним скороговорки".

2. "Узнай букву": определение букв на ощупь.

3.Чтение слогов и слов.

4.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их (индивидуально).

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  III

Работа над предложением. Интонационные знаки в конце предложения.

П.с.: закрепить знания о звуках, буквах, слогах и словах; развивать слуховое восприятие; упражнять в составлении предложений с разными интонационными знаками в конце.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, карточки-схемы

1.Артикуляционная гимнастика

2."Кто внимательный?"

3.Правило о звуках, буквах, слогах.

4.Место звука в трех позициях.

6.Знакомство со схемой предложения.

7."Составь предложение с заданным словом, произнеси его с разной интонацией".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, интонация, азбука

                  IV

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.:  закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.           

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, карточки со словами

1.Артикуляционная  зарядка: повторяем скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Составляем слова - отгадки.

5."Сосчитай слоги в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                              Апрель

                I

Согласный звук и буква Т. Классификация (родовые понятия).

П.с.: познакомить с согласным звуком и буквой Т; совершенствовать умение классифицировать, выделяя общие признаки понятий и явлений; закреплять умение определять место звука в словах и находить новые слова в заданном слове; упражнять в звуковом анализе слов.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1. Артикуляционная зарядка.

2.Характеристика звука Т.

3."Определи место звука в слове".

4.Анализ  буквы Т, загадка.                

5."Прочитай слоги и составь слова".

6.Игры"Найди лишнее", "Разложи правильно".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                II

Чтение слоговых таблиц "Найди слово". Слова длинные и короткие.

П.с.: закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слов по слоговой таблице и их чтении.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, слоговая таблица

1."Вспомним скороговорки".

2. "Вспомним правило".

3.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их (индивидуально).

4.Игра "Слова длинные и короткие".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  III

Гласный звук и буква Ы. Множественное число.

П.с.: познакомить с гласным звуком и буквой Ы; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при определении буквы на ощупь; определять место звука и количество слогов в словах; упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, "Волшебный сундучок"

1. Артикуляционная гимнастика - чистоговорки.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в словах.

4.Анализ буквы Ы, загадка.

5.Игра "Узнай букву" (на ощупь)

5.Чтение слоговой таблицы.

6.Упр-ие "Один – много".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  IV

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.: систематизировать знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.           

Панно "Азбука", буквы, карточки со словами, предметные и сюжетные картинки, фишки

1.Артикуляционная  зарядка: повторяем скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Составляем слова - отгадки.

5."Сосчитай слоги в слове".

6."Найди слово на карточке и прочитай его".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Май

                I

ИКТ-игра "Узнай слово по первым звукам".

П.с.: систематизировать знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в образовании новых слов по первым звукам слов-картинок.

Панно "Азбука", ИКТ-оборудование, презентация, карточки со словами

1.Артикуляционная  зарядка: чистоговорки, скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.ИКТ-игра "Узнай слово".

5."Сосчитай слоги в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                II

Гласный звук и буква И.

П.с.: познакомить с гласным звуком и буквой И; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику при определении буквы на ощупь; определять место звука и количество слогов в словах

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки, "Волшебный сундучок"

1. Артикуляционная гимнастика - чистоговорки.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в словах.

4."Сколько гласных звуков, столько и слогов".

4.Анализ буквы И, загадка.

5.Игра "Узнай букву" (на ощупь)

5.Чтение слоговой таблицы. 

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  III

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.: систематизировать знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.       

Панно "Азбука", буквы, предметные и сюжетные картинки

1.Фонетическая зарядка: повторяем скороговорки.

2.Правило о звуках и буквах.

3."Определи место звука в слове".

4.Составляем слова - отгадки.

5."Сосчитай слоги в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, азбука

                  IV

Итоговое "Новоселье у зверей".

П.с.: систематизировать знания о звуках, буквах, слогах и словах; развивать воображение, мышление; закреплять умение составлять слова, читать их; упражнять в составлении предложений по заданному слову.

Панно к игре "Новоселье", картинки животных, карточки со словами, лабиринты, фломастеры.

1.Игровая мотивация.

2.Психогимнастика "Собираемся в дорогу".

3.Игра "Лабиринты".

4.Игра "Цветные звуки".

5.Игра "Буквы потерялись".

6.Игра "Подарки".

7.Итог.

Звук, буква, мягкий согласный, твердый согласный, слог, слово, предложение, лабиринт, новосел, травоядные.

См. конспект занятия в приложении

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Октябрь

                I

Повторение пройденного: "Давайте вспомним".

П.с.: помочь вспомнить материал, пройденный ранее; развивать фонематический слух, речь; упражнять в составлении слов из слогов по таблице, чтение их.

Таблица слогов, буквы, иллюстрации

1.Артикуляционная гимнастика 2.Анализ гласных и согласных. Правило: "Сколько в слове гласных, столько и слогов".

3.Что изменилось в слове (сон-сом, косы-росы).

4.Чтение слогов по таблице, составление и чтение слов.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово.

                II

Согласный звук и буква З. Омонимы.

П.с.: дать характеристику звука (согласный, звонкий); развивать умение определять позицию звука в словах; закреплять умение читать слоги, составлять из них слова по слоговой таблице; познакомить с многозначностью слов.

Иллюстрации, буквы, слоговая таблица.

1.Артикуляционная гимнастика: упр. "Комарики".

2.Характеристика звука.

3."Назови слова со звуком  в трех позициях.

4.Анализ буквы З. Загадка.

5.Чтение прямых  и обратных слогов с договариванием до целого слова.

Твердый, мягкий, согласный, звук, буква, слог, слово.

                  III

Согласный звук и буква В. Работа над предложением.

П.с.: дать характеристику звука (согласный, звонкий); показать, что в конце слова этот звук слышится как |ф|; развивать фонематический слух; упражнять в чтении слогов, составлении слов; закреплять умение произносить предложения с разной интонацией.

Буквы, слоговая таблица, предметные картинки, фишки.

1.Артикуляционная гимнастика

2."Кто внимательный?"

3.Характеристика звука.

4.Место звука в трех позициях.

5.Анализ буквы, загадка о ней.

6.Чтение слоговой таблицы.

7.Составление предложений с заданным словом, произнесе-ние с разной интонацией.

Звонкий согласный, звук, буква, интонация

                  IV

Работа с разрезными азбуками.

П.с.: закрепить знания о звуках, буквах, слогах; развивать слуховое восприятие, воображение, мышление при отгадывании загадок; упражнять в индивидуальном составлении слогов из букв и их чтении.

Буквы демонстрационные и раздаточные, иллюстрации, фишки.

1.Загадки о буквах.

2."Определи букву на ощупь".

3.Составь слово-отгадку.

4."Сколько гласных – столько и слогов".

5.Чтение слов.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, заноза.

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Ноябрь

              I

Согласный звук и буква Б. Чтение.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность речи; упражнять в составлении слогов из букв, слов из слогов, чтении их.

Буквы, слоговая таблица, иллюстрации и игрушки, в названии которых есть звук |б|

1.Артикуляционная гимнастика

2.Характеристика звука.

3. Место звука в трех позициях (в начале слова, в середине, в конце слова).

4.Сопоставление звуков Б – П.

5.Анализ буквы Б.

6.Чтение слоговой таблицы.

Звук, буква, согласный, звонкий,  горлышко дрожжит.

                II

Согласный звук и буква Ж. Количества слогов в слове.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух, сообразительность; упражнять в чтении слогов и слов, составлении предложений по заданному слову.

Буквы, слоговая таблица, иллюстрации и игрушки, в названии которых есть данный звук.

1 Артикуляционная гимнастика

2.Характеристика звука.

3.Место звука в словах.

4.Анализ буквы Ж, загадка о букве.

5.Чтение слоговой таблицы.

6.Составим предложение со словом "жужжит".

Звук, буква, согласный, шипящий,  слог, слово, предложение

                  III

Сопоставление Ж - Ш, ЖИ - ШИ.

П.с.: показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи: упражнять в чтении слогов и нахождении слов по таблице.

Буквы, предметные картинки, слоговая таблица, фишки.

1.Артикуляционная гимнастика: произнесение скороговорок с разной интонацией, темпом и громкостью.

2.Звуковой анализ слова "снежинка".

3.Игра "Волшебные превращения".

Звук, буква, гласный, согласный, шипящий, слог, слово.

                  IV

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.: совершенствовать умение составлять слова из слогов и букв, читать их; развивать воображение, мышление; упражнять в дорисовывании букв, определении букв на ощупь.

Буквы, предметные картинки, игровизор Воскобовича.

1."Вспомним скороговорки".

2. "Узнай букву": определение букв на ощупь, дорисовывание на игровизоре.                                3.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

4.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово.

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Декабрь

                I

Согласный звук и буква Г. "Кустики слов": однокоренные слова.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух; закреплять умение читать прямые и обратные слоги; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их, образовании однокоренных слов.

Буквы, предметные картинки, слоговая таблица, фишки.

1.Артикуляционная гимнастика

2.Характеристика звука.

3.Упр-ия "Где спрятался звук","Подбери слово".

4.Анализ буквы Г, загадка о ней.

5.Чтение слоговой таблицы.

6."Кустики слов".

Звук, буква, согласный, звонкий.

                II

Звонкий согласный звук и буква Д. Сопоставление Т – Д.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух; закреплять умение читать прямые и обратные слоги; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их.

Буквы, предметные картинки, слоговая таблица, карточки со словами,  фишки

1.Фонетическая зарядка:

- звукоподражание,

- найди одинаковый звук.

2.Характеристика звука, сопоставление Т-Д.

3."Кто больше?"

4.Анализ буквы Д, загадка.

5.Чтение слоговой таблицы.

Звук, буква, согласный, звонкий, глухой, долбит, дробит, древний.

                  III

Упражнения "Теремок", "Цепочка слов".

П.с.: систематизировать знания о звуках и буквах, слове, предложении; развивать память, мышление, речь детей; закреплять умение определять место звука в слове; упражнять в составлении и чтении слов. 

Буквы, предметные картинки, атрибуты к игре "Теремок", слоговая таблица, карточки со словами,  фишки

1."Всех скороговорок не перескороговоришь!"

2."Вспомним вместе": правила о звуках и буквах.

3.Игра "Теремок".

4.Упр. "Цепочка слов": преобразование слов.

5."Кто внимательный": работа со слоговой таблицей.

Звук, буква, гласный, согласный, звонкий, глухой, зимующие.

                  IV

Мягкий согласный звук и буква Й. Слова с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; показать детям различия в произношении звуков; развивать фонематический слух; закреплять умение читать прямые и обратные слоги; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их.

Буквы, предметные картинки, слоговая таблица, карточки со словами,  фишки, мяч

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в словах.

4.Аназиз буквы.

5."Отгадай, о ком идет речь".

6.Чтение слоговой таблицы.

7."Скажи по-другому".

8.Чтение по таблице, по карточкам.

Звук, буква, согласный, мягкий.

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Январь

                I

Сопоставление звуков И – Й. Звукобуквенный анализ.

П.с.: формировать умение выделять звуки в слове последовательно и в разбивку, делить слова на слоги; развивать мыслительные операции (анализ, синтез); упражнять в образовании существительных  множественного числа (бой-бои, сарай-сараи).

Буквы, предметные картинки, слоговая таблица, карточки со словами,  фишки-символы звуков (красного, синего, зеленого цвета)

1.Артикуляционная зарядка.

2.Дифференциация звуков.

3.Звуко-буквенный анализ (зайка-заика).

4."Читаем имена птиц" по слоговой таблице.

5.Игра "Наоборот".

Звук, буква, гласный, согласный, мягкий, твердый, сойка.

                II

Работа с разрезными азбуками.

П.с.: совершенствовать умение составлять слова из слогов и букв, читать их; развивать воображение, мышление; упражнять в штриховке и дорисовывании букв, определении их на ощупь.

Буквы, предметные картинки, рабочие тетради

1."Вспомним скороговорки".

2. Определение букв на ощупь, дорисовывание, штриховка.

 3.Чтение слоговой таблицы с договариванием до целого слова.

4.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их

Звук, буква, гласный, согласный, штриховать, на ощупь.

                  III

Гласный звук, буква Е. Скороговорки.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи; упражнять в чтении слоговой таблицы; совершенствовать быстроту реакции на слово.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, иллюстрации.

1."Кто больше вспомнит скороговорок".

2.Характеристика звука.

3."Подбери слово".

4."Загадки-складки".

5.Анализ буквы.

6.Чтение слоговой таблицы.

Звук, буква, гласный, согласный, скороговорка

                  IV

Итоговое "Кто, кто в теремочке живет"

П.с.: систематизировать знания детей о звуках, буквах, слогах и словах; развивать все компоненты речи;    закреплять умение составлять слова из букв, читать их, определять, какая буква в слове пропущена; упражнять в составлении предложений по заданному слову.

ИКТ-оборудование, презентация, лабиринты с буквами; карточки                                                                                                                                      со словами, где одна буква пропу-щена; полоски                                                                       ковролина; буквы;                                                                                                                                 фломастеры;                                                                                                                                                                                                                                                                                                             фотографии зверей.                                                                                                                            

1.Игровая ситуация.

2.Игра "Лабиринты".

3.Звуковой анализ.

4.Игра "Буквоед".

5.Игра "Подарки".

6. "Составим предложение".

7.Итог.

Звук, буква, гласный, слог, слово, предложение, лабиринт, хищники, хищные, травоядные.

См. конспект занятия в приложении

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Февраль

                I

Гласный звук, буква Я. Словотворчество: меняем имена.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слогов и слов по слоговой таблице и на карточках.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, карточки со словами, таблица "Колобок", иллюстрации.

1.Фонетическая зарядка.

2.Звуковой анализ: "мал – мял".

3.Характеристика звука.

4.анализ буквы.

5.Чтение слоговой таблицы.

6.Упр. "Слово в слове".

7.Игра "Меняем имена".

Звук, буква, гласный, слог, слово, око, мял, вяз.

                II

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.: совершенствовать умение составлять слова из слогов и букв, читать их; развивать воображение, мышление; упражнять в штриховке и рисовании букв, определении их на ощупь.

Буквы, предметные картинки, рабочие тетради

1."Вспомним скороговорки".

2. "Узнай букву": определение букв на ощупь, штриховка, рисовывание их в тетрадях.                                3.Чтение слогов и слов.

4.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, тельняшка.

                  III

Гласный звук и буква Ю. Упражнение "Буквоед".

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуко-слоговом анализе; закреплять умение находить слово в слове.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, иллюстрации, карточки со словами, где одна буква пропущена.

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Упр. "Подбери слово".

4.Знакомство с буквой  Ю.

5.Игра "Буквоед".

6.Прочитай слоги.

7.Упр. "Найди слово в слове".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, люк, шлюпка, выключатель.

                  IV

Гласный звук, буква Ё. Сопоставление  Е – Ё. Ударный слог.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; познакомить с понятием "ударение"; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слогов и слов по слоговой таблице.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, иллюстрации, предметные картинки.

1."Кто больше вспомнит скороговорок".

2.Характеристика звука.

3."Кто внимательный": дифференциация звуков.

4. Анализ буквы Ё.

5."Составим  слово".

6.Чтение слоговой таблицы.

7."Ударный слог".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, ежиха, ежовый,                     ёжиться.

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Март

                I

Глухой согласный звук и буква Ц. Синонимы.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать фонематический слух; упражнять в составлении слов по слоговой таблице, чтении их; закреплять умение классифицировать, обогащать словарь синонимами.

Панно "Азбука", буквы, слоговая таблица, иллюстрации, предметные картинки.

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в слове:                         упр-ие "Подбери слово".

4.Знакомство с буквой Ц.

5.Игра "Отвечай быстро": классификация.

6.Прочитай слоги.

7.Упр. "Скажи по-другому".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, боец, ситец

                II

Глухой согласный звук и буква Ч. Упражнение "Цепочки слов".

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова; упражнять в преобразовании слов с заменой в них одного звука; закреплять чтение целыми словами.

Панно "Азбука", буквы, карточки со словами, иллюстрации, предметные картинки

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в начале, в середине, в конце слова.                      

4.Знакомство с буквой Ч.

5.Упр-ие "Ошибка".

6.Прочитай слово.

7.Упр. "Цепочки слов".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, чучело, парча

                  III

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.: совершенствовать умение составлять слова из слогов и букв, читать их; развивать воображение, мышление; упражнять в штриховке и рисовании букв, определении их на ощупь.

Буквы, предметные картинки, рабочие тетради

1."Вспомним скороговорки".

2. "Узнай букву": определение букв на ощупь, штриховка, рисование их в тетрадях.                                3.Коллективное чтение.

4.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, штрихование

                  IV

Многозначность слов. Звук и буква Э.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; вспомнить, что такое "ударение"; развивать слуховое восприятие; упражнять в звуковом анализе, выделении нужного звука в словах; чтении слов разной конструкции, объяснения их значения.

Панно "Азбука", буквы, карточки со словами, иллюстрации, предметные картинки

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в начале, в середине, в конце слова.                       4.Упр. "Подбери слово".

5.Знакомство с буквой Э.

5.Игра "Живые слова".

6.Что означает слово.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, эскалатор, экскаватор, поэзия, дуэт

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                             Апрель

                I

Чтение слоговых таблиц. Ребусы.

П.с.: совершенствовать умение видеть на слоговой таблице слова, читать их; развивать внимание, память, образное восприятие; упражнять  разгадывании ребусов, опираясь на основные правила их прочтения.

ИКТ – оборудование, презентация  «Угадай слово», карточки с ребусами, слоговые таблицы, картинки

1.Артикуляционная зарядка «Сказка о веселом язычке».

2. «Кто больше»: чтение слов по таблице.

3.Презентация «Угадай слово»: правила разгадывания ребусов.

4. «Расшифруй ребус»

5. «У кого самое длинное слово».

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, текст, ребус, расшифровать

                II

Глухой согласный звук и буква Щ. Работа с текстом.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова; упражнять в коллективном чтении текста, приучать внимательно следить за читающим.

Панно "Азбука", буквы, карточки со словами, небольшой текст, иллюстрации, предметные картинки

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в начале, в середине, в конце слова.                      

4.Звуко-слоговой анализ: щавель.

5. Знакомство с буквой Щ.

6.Прочитай слова.

7.Читам вместе.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, текст, щавель, клещи

                  III

Работа с разрезными азбуками. Чтение.

П.с.: совершенствовать умение составлять слова из слогов и букв, читать их; развивать воображение, мышление; упражнять в штриховке и рисовании букв, определении их на ощупь.

Буквы, предметные картинки, рабочие тетради

1."Вспомним скороговорки".

2. "Узнай букву": определение букв на ощупь, штриховка, рисование их в тетрадях.                                3.Коллективное чтение.

4.Загадки – отгадки: составление слов из букв и слогов, чтение их.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, рассказ

                  IV

Глухой согласный звук и буква Ф. Схема предложения.

П.с.: дать характеристику звука и буквы; развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова; упражнять в коллективном чтении текста, приучать внимательно следить за читающим.

Панно "Азбука", буквы, карточки со словами, небольшой текст, предметные картинки

1.Фонетическая зарядка.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в начале, в середине, в конце слова.                      

4.Игра "Лесенка"

5. Знакомство с буквой Ф.

6.Прочитай слова.

7.Читаем вместе.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, рассказ, фуфайка, финик

М-ц

№ зан.

Тема, программное содержание

Материал, оборудование

Структура занятия

Словарная работа

Примеча-ние

                                                               Май

                I

Буквы Ъ и Ь (твердый и мягкий знаки).

П.с.: познакомить детей с разделительным твердым и мягким знаками; развивать умение быстро схватывать смысл услышанного; упражнять в наращивании слов, умении составлять предложения, строить высказывания.

Панно "Азбука", буквы, карточки со словами, небольшой текст, сюжетные картинки

1.Артикуляционная зарядка.

2.Знакомство с буквами, анализ

3.Упр-ие по наращиванию слов (ел-сел-съел; Коля-колья).

4.Загадки-отгадки.

5.Составим предложение.

6.Игра "Попробуй сам".

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, рассказ, листья, копьё, подъём

                II

Волшебные буквы: конструируем, рисуем, лепим.

П.с.: формировать знания детей о графическом образе, букв, упражнять в складывании букв из различных материалов, рисовании и лепке их; развивать  интеллект, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Панно "Азбука", ковролин, конструкторы, магнитные буквы, пластилин, бумага, фломастеры

1.Игровая ситуация: буквы сломались, превратились в палочки.

2.”Составь букву – отгадку”.

3.”Превращения букв”

4.”Дополни букву”

5.”Вылепи первую букву своего имени”.

Звук, буква, элементы

                  III

Алфавит.

П.с.: познакомить детей с алфавитом, знать, из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова; развивать слуховое восприятие, память, внимание; упражнять в коллективном чтении небольшого текста.

Панно "Азбука", панно "Звукоряд", разрезная азбука, сюжетные картинки, "Складушки" В.Воскобовича.

1.Артикуляционная зарядка.

2.Загадка «33 родных сестрицы».

3.Заучивание «Песенка алфавита» (методика Зайцева).

4. "Волшебные превращения".

5.Чтение текста из «Складушек» В.Воскобовича.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, рассказ, азбука, алфавит

                  IV

Итоговое "В гости к радуге".                                                    П.с.: обобщить знания детей о понятиях «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепить навык звуко-слогового анализа слова, умение преобразовывать глаголы с помощью приставок,  существительные –суффиксов), составлении предложений по заданному слову; упражнять в назывании синонимов и антонимов.

ИКТ-оборудование, презентация, карточки со словами, где одна буква пропущена, ребусы, слоги, звукоряд, яблоки

1.Игровая ситуация.

2.Иры «На полянке», «Звуки бывают разные», «Яблоки».

3.Игра «Разложи подарки».

4.Игра «Буквоед».

5. «Антонимы».

6.Ребусы.

7. «Составь предложение».

8. Итог.

Звук, буква, гласный, согласный, слог, слово, предложение, рассказ, путешествие.

См. конспект занятия в приложении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно боль­шим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным наб...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ КРУЖОК « АБВГДей-ка»

Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного  чтения, посредствам которого создается прочная основа для успешного изучения рус...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"

Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной  речи и ориентировкой в ней.......

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « ...

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск...

Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность

laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...

Программа дополнительного образования по подготовке детей к школе детей 6 - 7 лет «РАЗВИВАЙКА»

Пояснительная записка.      Программа дополнительного образования «Развивайка» направлена на общее развитие детей  дошкольного возраста,  на подготовку и...