Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Его задачи, структура, а так же используемые методы и приёмы соответсвуют требованиям ФГОС. Наибольший интерес вызывает использование инновационных развивающих технологий ("Сказочные лабиронты игры" В.Воскобовича"),  мультимедийных средств и др.  Это - итоговое занятие. Оно позволяет в интересной игровой форме знакомить дошкольников со сложным материалом, необходимым для наиболее полной подготовке к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема: «Цветик – семицветик»

Программные задачи:

Образовательные: 

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог; выкладывать слово из прозрачных букв на коврографе;
  • закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый – мягкий) и их акустических особенностях;
  •  продолжать учить выкладывать образ буквы с использованием «Конструктора букв» без опоры на наглядность;
  • упражнять в умении составлять слова из предложенных слогов;
  • продолжать учить составлять предложение по картинке и схеме;
  • закреплять умение называть слова с определённой звуковой структурой; находить слово, зашифрованное в ребусе.

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие и память, навыки контроля и самоконтроля;
  • развивать интерес к выполнению заданий;
  • создавать эмоциональный комфорт для дошкольников.

Воспитательные:

  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
  • воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимовыручку;
  • воспитывать интерес к совместным играм;
  • продолжать учить, открыто выражать своё мнение, объективно оценивать свою работу и работу других детей.

 Оборудование: ноутбук, «Цветик–семицветик», видео презентация «Цветик – семицветик», «Конструктор букв» (по количеству детей),  коврограф, «Прозрачные буквы», картинки «Снежные слова», конверты с картинками и схемами для составления предложений (по количеству детей), схема звукового состава слова, картинка-ребус (по количеству детей), витрина, картинки с изображением игрушек, схемы слогового состава слов, простые карандаши, аудиозаписи, схема выполнения заданий, магниты-смайлики, подарки «Цветики-семицветики» (по количеству детей).

Предварительная работа: прослушивание аудио сказки В. Катаева «Цветик - семицветик», дидактические игры «Собери слово», «Ребусы», «Составь предложение по картинке (схеме)», «Угадай слово», работа со звуковыми пеналами.

Ход занятия:

 Мотивационно - ориентировочный этап.

         Воспитатель:  Здравствуйте, дети! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Посмотрите на экран.  (Видео презентация «Цветик - семицветик»).  Дети, что за чудесный цветок появился у нас в группе. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? (слайд 1) (ответы детей).

Воспитатель:  Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». Назовите главную героиню сказки? (Девочка Женя). Что мы можем сказать о Жене, какой она была девочкой? (Весёлой, рассеянной, доброй и др.) А вы знаете, что «Цветик-семицветик» не простой цветок, а волшебный. А волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени.   (слайд 2).

В сказке Жене помогала старушка волшебница, а сегодня ей поможем мы. И желания эти будут необычные. Волшебница превратила их в задания, которые помогут нам совершить интересные путешествия по городу «Звукинску».

      Практический этап.

 Воспитатель: Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила Женя: (слайд 3).

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Итак, отрываю первый жёлтый лепесток (срывает первый лепесток) первое задание. Чтобы его выполнить, вам необходимо занять свои рабочие места за столами.

Воспитатель:  Внимание на экран (слайд 4). Отгадайте загадку.

Веселый, толстый клоун
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква ….
 (Буква Б)

Воспитатель:  Вам необходимо выложить букву Б из волшебных дрессированных палочек этого кота. (Обращает внимание детей на картинку на экране). (слайд 5). Как его зовут?  (Филимон Коттерфильд). Посмотрите на картинку и скажите, какие палочки вам потребуются для выполнения данного задания? (Воротики – 1 шт., уголок – 1 шт.,  стрелочки – 1 шт.) (слайд 6).  (Дети выполняют задание).

Воспитатель:  Вы, выполнили первое задание. Какое первое желание Жени исполнилось? (Она вернулась домой с баранками). Давайте сорвем второй красный  лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось второе желание. Что случилось с девочкой дома? (Она разбила любимую вазу мамы).  (слайд 7).   Какое было второе желание? (Чтобы разбитая вазочка сделалась целой). Для этого вам необходимо встать из-за столов и подойти к коврографу. Что нарисовано на данной картине? (На картинке нарисована ваза). Задание:  с помощью прозрачных букв выложите на коврографе слово ВАЗА.

Вопросы:

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных, согласных?

Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

Назовите гласные (согласные) буквы.

Найдите ударный гласный звук в слове.

Разделите слово на слоги.  (Ответы детей)

Воспитатель:  Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая. (слайд 8). Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте Жене поможем осуществить ее желание. Отрываем третий синий лепесток и то же отправляемся на Северный полюс. (Звук метели, вьюги, сильного ветра,  на экране зимняя картинка). (слайд 9).

Воспитатель:  Итак, третье задание: «Собери слова из льдинок». Подойдите к заснеженным  полям Северного полюса (Столы, накрытые белой скатертью), они покрыты белыми льдинами, на которых написаны разные слоги. Вам необходимо взять любую льдинку, прочитать слог, написанный на ней и найти себе пару (другого ребёнка с льдинкой) так,  чтобы ваши два слога превратились в одно слово, связанное с Северным полюсом.  (Миш-ка, хо-лод, по-люс, ко-тик). (Дети выполняют задание под спокойную музыку). Какое слово у вас получилось, прочитайте его? Какой первый слог, а второй? И др.

Воспитатель:  Девочка попала на северный полюс. А какое четвертое желание было у Жени? (ответы детей). Правильно, ее стало холодно, и она захотела вернуться назад. Итак, отрываем четвёртый зелёный лепесток. Четвертое задание «Назови слово», выполним его и то же вернёмся назад в детский сад. Посмотрите на экран (слайд 10), назовите слова определённой звуковой структуры, которая изображена на данной схеме:

          (синий  –       красный    –      синий     –     красный)

Воспитатель:  Выполнили  четвёртое задание, мы опять в детском саду, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка «Хлопай-топай» (под музыку, слайд 11).

Воспитатель:  Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира. Оранжевый лепесток в этом ее поможет. Внимание в «Магазине игрушек» беспорядок, игрушки разбросаны (подходят к витрине со схемами слогового состава слов). Вам необходимо на первую верхнюю полку поставить картинки, на которых нарисованы игрушки, название которых состоит из двух частей (слогов), а какие картинки мы будем ставить на вторую нижнюю полку? (Те, которые состоят из трёх частей (слогов)).   (слайд 12)

(кук-ла, мя-чик, до-мик,  ку-би-ки, ма-шин-ка)

Воспитатель:  У Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой, Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И она захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Она сорвала фиолетовый лепесток. Вернёмся за столы и выполним следующее задание. (слайд 13).  Откройте конверты. Вам необходимо составить предложение по картинке, спрятанной в конверте.  При этом необходимо опираться на схему нарисованную под картинкой.  (дети выполняют задание). Назови своё предложение. Сколько слов в твоём предложении? Какое первое (второе, третье) слово?

Воспитатель:  Молодцы, ребята вы выполнили и это задание. Вдруг Женя увидела этого мальчика (слайд 14), он был болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний голубой лепесток:

Дети.  Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

 Воспитатель:  «Расшифруйте слово». Возьмите листы с последним заданием и простой карандаш. Расшифруйте слово по  первым буквам в названии предметов, нарисованных в окошках и вы узнаете, что сказал мальчик Витя Жене, когда исполнилось седьмое её желание.  (дети  выполняют задание).  (слайд 15).  Уважаемые гости, обратите внимание на экран, на котором тоже задание, угадайте зашифрованное слово?

Воспитатель:  Дети, какое слово у вас получилось?  (Спасибо).  А у взрослых? Правильно! «Спасибо!» - сказал Витя, когда исполнилось седьмое желание Жени.  (слайды 16 и 17).

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель:  Молодцы! Давайте подойдём к мольберту и посмотрим на схему выполнения заданий. Вам необходимо взять два смайлика: улыбающийся смайлик поставьте в ваше любимое задание, а грустный в то, которое не вызвало у вас интереса или было сложным и непонятным. Арина куда ты поставила свои смайлики и почему? (ответы детей).

Воспитатель:   Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное? (ответы детей). А какое доброе и полезное желание загадали ли бы вы? (ответы детей). В награду за помощь Жени в ее хорошем деле я хочу вам подарить на добрые дела по маленькому волшебному «цветику – семицветик».  Такие же цветы получат и наши гости. Наше сказочное приключение закончено и пусть все ваши самые заветные мечты  исполнятся.