Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров звуков».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Гимазеева Эльмира  Габдулловна

Цель: Выявить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять

           навык чтения, умение делить слова на слоги. Уточнить знание детей о

предложении. Развивать фонематический слух, слуховое внимание,

          логическое мышление. Воспитывать умение анализировать деятель-

ность сверстников; формировать навык самооценки.

Материал: схемы предложений, слов, фишки цветные для обозначения

           звуков, предметные и сложные картинки на каждого, напечатанные

           слоги, лесенка с пяти ступеньками.

Демонстрационный материал: схемы предложений, слов, фишки,

           напечатанные слова на карточках, магнитная доска с набором букв,

           «карта», изображение «Волшебного колеса», схема «прочти

предложение», пять конвертов с нарисованным ключом (в одном

конвертесканворды)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote_v_podg._gruppe.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе  «Путешествие на остров звуков».

Цель: Выявить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять

           навык чтения, умение делить слова на слоги. Уточнить знание детей о

предложении. Развивать фонематический слух, слуховое внимание,

          логическое мышление. Воспитывать умение анализировать деятель-

ность сверстников; формировать навык самооценки.

Материал: схемы предложений, слов, фишки цветные для обозначения

           звуков, предметные и сложные картинки на каждого, напечатанные

           слоги, лесенка с пяти ступеньками.

Демонстрационный материал: схемы предложений, слов, фишки,

           напечатанные слова на карточках, магнитная доска с набором букв,

           «карта», изображение «Волшебного колеса», схема «прочти

предложение», пять конвертов с нарисованным ключом (в одном

конвертесканворды)

Словарная работа: гласные, согласные, звонкий, глухой звук, мягкий,

           твёрдый, предложение, слог.  

Индивидуальная работа: активизировать Артура в 1 части, Камиллу,

           Ангелину –во 2 части, Давида, Руслана в -3, Егора- в 4 части.

           Разучить стихи с Катей, Настей.

Организация детей: за столами; в кругу.

Структура: 1.Вступительная часть.

                     2. «Остров звуков».

                         а) Какие бывают звуки.

                         б) Чтение стихотворения

                         в) Звуковой анализ слов

                     3. «Остров слогов»

                         а) Д/И «Соедини части»

                         б) игра в кругу «Назови птицу»

                     4. «Остров слов»

                          а) Чтение стихотворения

                          б) «Волшебное колесо»

                          в) Игра «Добавки»

                          г) Игра «Найди пару»

                      5. «Остров предложений»

                           а) Д/У «Составь предложение по схеме»

                           б) Игра «Закончи предложение»

                           в) «Прочти предложение»

                      6. «Подбери ключ». Итог занятия.

Ход: Нам пришло письмо от следопытов из страны слов. Вот оно:

«Дорогие друзья! Мы следопыты из сказочной страны Слов. Следопыты первыми ступают на новые земли, разгадывают тайны. Мы хотим, чтобы вы тоже стали следопытами. Для этого посылаем вам необходимую карту. Если вы благополучно выполните все задания, ответите на вопросы, вас ждёт сюрприз». (Внести карту).

- Ну что не боитесь отправиться в путешествие по этой карте?

Первый остров- ОСТРОВ ЗВУКОВ. Мы живём среди разнообразных звуков, их великое множество. Но есть особые звуки, из которых можно составлять слова. С помощью этих звуков мы с вами разговариваем. На какие две группы можно разделитьэти звуки? (гласные и согласные), (схематично).

Чем отличаются гласные от согласных?

На какие группы можно разделить согласные звуки? (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), (схематично).

Чтение стихотворения Н.Френкеля «Гласные и согласные»

Звуковой анализ слов. У каждого на столе  картинка (индивидуально) и фишки. Дети выполняют самостоятельно. Артур- у доски.

Хорошо. Можно отправляться дальше. Куда ведёт стрелка? (На ОСТРОВ СЛОГОВ). Что такое слоги? (это части слова). На этом острове живут весёлые гномы. Они расшалились и рассыпали все слова на части. Помогите из частей собрать слова. (у детей на столах карточки с написанными слогами).

Какие слова вы составили? Есть слова, в которых  можно переставить слоги, и получаются новые слова. На этом острове поселились птицы, в названиях которых 2 и 3 слога. Дети встают в круг. Передают друг другу (в двух направлениях) карточки и называют птиц.

Дети садятся.

Плывём к следующему острову. Как он называется? Чтение стихотворения Шибаева «Слова, слова…»  Для путешествия часто нужны бывают колёса. Посмотрите на это волшебное колесо. Как вы думаете, почему в центре этого колеса вопросительный знак? Смотрите на это чудесное колесо, мысленно вращайте его, как угодно и читайте слова. Какие же слова вы нашли?

А сейчас мы поиграем в игру «Добавки». Всего одна буква может совершенно изменить слова, его значение.

Я буду  показывать вам таблички со словами. Вы должны к каждому слову добавить  по одной букве в начале так, чтобы получилось новое слово. Желающие назвать  букву и называть новое слово, должны поднять руку.

(слова: рот, лень, кол, ложный, уметь, игры, ель, кран, мех, оса)

Игра «Найди пару».

Замените в слове первый звонкий согласный глухим, чтобы у слова появилась пара. Изменилось ли значение слова?

1 ряд: дочка- (точка)                     2 ряд: жаль- (шаль)

           день- (тень)                                     двоих- (твоих)

           бочка- (почка)                                злой- (слой)

           жить- (шить)                                   гость-(кость)

И с этим заданием вы справились. Вот последний остров. Как он называется?

Послушайте, что расскажу. Сосчитайте сколько здесь предложений: «этот остров самый большой. Здесь живут весёлые человечки. Они живут в разных домах. Дома большие и маленькие. Они образуют улицы».

Сколько слов в первом предложении? Составьте предложение по схеме.

1 ряд: __________  __________  ____________  ___________ .

2 ряд: __________  __________  ____________ ?

Игра «Закончи предложение»

  1. Весной на улице…
  2. Маша хотела…
  3. Летом я…

«Прочти предложение»

«Придумай предложение по картинке» (у каждого).

И так мы добрались до сюрприза. Открываем – там ключ. (сделан из картона).

На доске 5 конвертов с изображением ключей. Как вы думаете, к какому конверту подходит ключ? (на глаз). Дети называют, проверяют. В конверте –книжечки со сканвордами и кроссвордами. Это- приз.

Анализ занятия.

Понравилось ли вам наше путешествие? Какое задание было для вас самым интересным? А самым трудным? Кому бы вы сегодня дали фишку и почему? У вас на столах есть лесенка. На какую ступеньку вы бы поставили сегодня себя? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в игровой форме в подготовительной группе....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Путешествие со звуками.»

занятие по закреплению звуко-буквенного анализа.Определение места звука в слове,обозначение на схеме условным знаком....