Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Тетерина Ира Юрьевна

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Понятие об ударении.24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Понятие об ударении».

ГБДОУ № 87 Приморского района

                                                                      Воспитатель: Тетерина И.Ю.

г. Санкт- Петербург 2016 г.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное  развитие».

Цели:

Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению                                                                 грамоте.

Дать понятие об ударении и ударном слоге.

Задачи:

Упражнять в определении ударного слога.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Закреплять умение проводить полный звуко-слоговой  анализ слов, работать над предложением.

Развивать коммуникативные навыки.

Материал:

Кукла Буратино, предметные картинки, полоски-схемы, пособие «Звуковые часы», кубики и палочки, индивидуальные схемы для звукового анализа.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

  • Садятся те, кто назовёт слово, состоящее из одного слога.
  1. Повторение изученного о предложении, слове, слоге.

  • Ребята, кого вы видите на картинке?
  • Что делает мальчик?
  • Составьте предложение по картинке. («Мальчик читает книгу»)
  • Составьте схему к предложению.
  • Из чего состоит предложение? (Из слов.)
  • Посчитайте, сколько слов в предложении? (Три.)
  • Какое первое слово, второе, третье? Как обозначим каждое слово? Какой знак поставим в конце предложения? Почему?
  • Можем ли мы разделить слова на части? Как называются эти части? (Слоги.)
  • Произнесите первое слово по слогам. Определите количество слогов. Как показать это на схеме? (Далее проводится аналогичная работа с каждым словом).
  • Ребята, хотите узнать, какую книгу читает мальчик? (Демонстрация книги А. Толстого «Приключение Буратино»).
  • Вам знакома эта книга? А вы знаете, когда Буратино учился говорить, он не мог произнести сразу всё слово целиком, а говорил по слогам. Давайте с вами представим, что я-папа Карло, а вы-Буратино. Я буду называть слово целиком, а вы-по слогам. (па-па, ру-ка, Бу-ра-ти-но и др.)

  1. Введение понятия «Ударение».
  • Так как Буратино умеет говорить по слогам, сегодня он будет моим помощником. (Воспитатель показывает детям куклу Буратино).
  • Буратино хочет проверить, как вы научились делить слова на слоги. Он приготовил вам такое задание: «Поставьте слова парами». (На магнитной доске выставлены картинки: пенал, ручка, карандаш, линейка). Нужно найти слова с равным количеством слогов.
  • Что нарисовано на этой картинке? (Ручка).
  • Проговорите по слогам. Сколько слогов? (Два). (Составляется схема под картинкой).
  • Что на этой картинке? (Карандаш). Сколько слогов? (Три). Можно поставит в пару эти слова? (Нет). (Картинка располагается отдельно, записывается схема слова. После анализа остальных слов, картинки раскладываются попарно).
  • Чем похожи слова в первой паре? (имеют два слога). А одинаковы ли они по произношению?
  • Прослушайте слово «ручка». Какой из слогов произносится с большей силой голоса-т.е. более громко, протяжно? (Первый-«руч»). Этот слог произносится с ударением в голосе, является ударным. Произнесите слово «ручка», выделив ударный слог. На схеме ударный слог обозначается так. (Показ). Это знак ударения. Только гласный звук может быть ударным.
  • Какой слог был ударным в слове «ручка» (Первый).
  • Послушайте слово «пенал». Какой слог произносится более громко, протяжно-т.е. с ударением? (Второй).
  • Итак, эти слова похожи, но не одинаковы. Чем же они отличаются? (Местом ударения). (Аналогично проводится работа со второй парой слов).
  • Чтобы не ошибиться и правильно поставить ударение в слове, нужно как бы пропеть или окликнуть предмет. «Кни-и-и-жечка»! «Ру-у-у-чка»!
  • Какой слог ударный в слове «книжечка»? А какой звук тянется? (Гласный). Значит звук (и)-гласный ударного слога.
  • Иногда ударение может изменить смысл слова. Вот, послушайте стихотворение:

Мука и мука.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

-Не мука, а мука,

Поварам наука.

(Дети выясняют значение слов «мука» и «мука»).

  1. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Упражнение в выделении  ударного слога.

А теперь про ударенье

Сочиним стихотворенье:

Ударный слог, ударный слог…

Он назван так недаром.

Эй, невидимка – молоток.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

 И чётко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

  • Буратино предлагает вам поиграть. Посмотрите, что он нам принёс. (Кубики и палочки). Кубики будут обозначать слоги, а палочки-наш ударный молоточек. Кто первым хочет начать игру? (Один ребёнок становится лицом к детям). Я называю слово «книга». Сколько в нём слогов? Сколько кубиков надо взять? Какой слог обозначает первый кубик? Второй? А теперь найдём ударный слог, ударим его молоточком. Какой это слог? (Первый). Кто хочет продолжить игру? (Проводится аналогичная игра со словами «парта», «тетрадь», «точилка»).
  • А теперь Буратино предлагает вам взять в руки карандаш и поработать в тетради. Он говорит, что оказывается слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный-маленьким. (Дети записывают: Хх-школа, ххХ-алфавит, хХ-перо и т.д.)
  • Буратино что-то поглядывает на часы, быть может он торопится? Нет, наоборот, он просто ещё не наигрался, ведь часы то не простые, а звуковые. А называется эта игра «Найди пару». (Выставляется пособие «Звуковые часы». Дети объединяют слова в пары, определяется ударный слог.)

  1. Звуко-слоговой анализ.
  • Буратино очень любит загадки и одну хочет загадать вам.

По чёрному белым

Пишут то и дело.

Протрут тряпицей-

Чиста страница.

  • Что это, ребята? (Доска).
  • Буратино мне подсказывает, что теперь вы умеете делить слова на слоги и ставить ударение, а значит, сможете сделать полный звуковой анализ слова. (Дети работают со словом «доска», а Буратино проверяет).
  1. Итог занятия.
  • Кто напомнит Буратино тему сегодняшнего занятия? Какая была тема? Как можно определить ударный слог?
  • На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Ударение».

Литература.

Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Волшебница буква"Данный материал предназначен для закрепления знаний детей по основам первоначальной грамоты.Задачи:Образовательные...

Конспект занятия для подготовительной группы по обучению грамоте, тема занятия: «Игрушка»

Задачи:- Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков, классификации букв и звуков; сливании слогов и составление слов из слогов; составлении ребусов.- Повторить прямые и обратные слоги...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Морское путешествие»

Цели:образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки,  обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество...

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Ударения"

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Ударения"...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Задачи:        Образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки, составлять слова         ...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: "Волшебница буква"

Задачи:Образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки, составлять слова по первому звуку, обучать звуковому анализу, закреплять уме...

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Морское путешествие»

Цели:образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки,  обучать звуковому анализу, закреплять умение детей определять количество...