Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Полекаренко Татьяна Александровна

Планирование логопедической работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование логопедической работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель коррекционной работы: развитие фонематического слуха и восприятия.

Данная работа строится в несколько этапов:

1 Этап – сентябрь, учимся с детьми узнавать и различать неречевые звуки.

На первое занятие нужно взять различные музыкальные инструменты: колокольчик, барабан, погремушки, бубен, губную гармошку и другие. Дети прослушивают музыкальные инструменты, называют их, при этом развивают слуховое внимание, учатся различать громкие и контрастные звуки.

На второе занятие детям можно предложить несколько предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная ложка, пластмассовый стакан, карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага и другие). Эти предметы показать детям, а затем убрать за ширму. Предложить детям внимательно послушать и  рассказать, что я делаю на слух: переливаю воду, мну бумагу и т.д. (начинаем с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре, а затем за ширмой). В процессе этого занятия у детей происходит развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи.

На прогулке детям предложить  подвижную игру «Тихо-громко» с целью учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма. Дети должны выполнять движения в соответствии со звучанием бубна или барабана. Впоследствии данную игру с детьми могут проводить воспитатели.

2 этап – октябрь, цель которого учить с детьми различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, развивать речевой слух.

Заранее можно дать детям домашнее задание: поиграть со своими родными в игру «Угадай, чей голосок?».   Ребенку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал, сначала называя имя, а затем «ау». Затем такую игру проводят  воспитатели с детьми в группе с целью развития речевого слуха, узнавания детьми друг друга по голосу, различения тембра голоса.

Фронтальное занятие  по изучению и первичному закреплению новых знаний «Путешествие в Америку», цель которого: различение по тембру голосов людей, развитие слухового восприятия на неречевых звуках. Оборудование: картинка индейца, аудиокассета, ширма, музыкальные  инструменты, ножницы, бумага, картон, металлические предметы, глобус. На данном занятии дети отправятся в путешествие в далекую Америку, где познакомятся с глобусом, с народом-индейцами и их острым слухом.

Совместно с детьми организовать настольный театр. Дети должны сами выбрать, какие сказки они будут инсценировать «Репка», «Колобок», «Три медведи» или другие. Сначала меняя высоту голоса, предложить детям угадать, кто из героев сказки говорит. Дети должны угадать, а затем самостоятельно озвучить героев сказки. Данный вид работы не только способствует развитию у детей творческих способностей, но и развивает речевой слух, учит определять высоту звучания голоса.

Игра «Телеграф», целью которой является развитие слухового внимания, воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании в порядке усложнения.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» для развития слухового внимания, координации движений. В игре можно использовать любую музыкальную игрушку. Дети должны заметить изменения в звучании игрушки и выполнить соответствующие движения.

3 этап – ноябрь, в течение которого проводится работа по развитию у детей фонематического слуха, различению слов близких по звуковому составу.

В этот период дать детям задание дома с родителями придумать и подобрать слова в рифму, а затем озвучить на занятии.

Для развития у детей речевого слуха провести игру «Красный-зеленый». Для этого у ребенка должен быть красный и зеленый кружок, картинки. Ребенок поднимает красный кружок, если слышит правильное звучание названия предмета или зеленый, если слышит неправильное произношение (например: банам-банан-панам).

Учить с детьми выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужные в соответствии с данным понятием с использованием предметных картинок. Детям читается стихотворение, на доске картинки. «Я тебе задачу дам-все расставить по местам: Что скатали мы зимой?...Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может все, хоть ростом мал?.. (дом, ком, сом, гном) и тд.

Игра соревновательного характера «Кто внимательнее», с помощью которой учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию с использованием предметных картинок. На наборном полотне картинки (рак, мак, бак, лак,…). педагог называет их в определенном порядке, ребенок должен поставить их так же. Выигрывает тот, кто меньше всего ошибется.

В самостоятельной деятельности детей необходимо развивать речевой слух в таких настольных играх как «Лото», Домино», где дети будут самостоятельно соотносить изображение с предметом без сопровождения взрослого.

Мини-инсценировки «Догадайся,  кто я?». Необходимое оборудование: картинки - кот за дверью, кот около стола и другие. Ребенку предлагается сказать «мяу» (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок), низким (старый кот) и другие ситуации. Аналогичная работа со звукокомплексами - гав, ква и т.д.

4 этап – декабрь. В течение этого периода познакомить детей с гласными-согласными, дифференцированием слогов.

Фронтальное занятие «Буква заблудилась» по стихотворению А.Шибаева, цель которого: знакомство  с гласными и согласными звуками, обучение делить слова на слоги. Игры на развитие ассоциативной памяти, на расширение словарного запаса, на деление слов на слоги.  

Игра «Телеграф», но теперь с усложнением: дети учатся воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога, слоговые ряды с одним согласным и разными гласными с использованием музыкальных молоточков. Детям предложить послать телеграмму так же, как это сделал взрослый, сопровождая слоговые ряды ударом молоточка. Затем задание усложняется – нужно повторить вслед за взрослым слоговые ряды типа: та-то-ту; му-мы-ма.

Учить с детьми воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. Детям для этого необходимы сигнальные флажки – красный и синий. Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на). Постепенно ряды усложняются (на-ба-на-на) и т.д.

Затем учить различать слоги по звонкости-глухости, мягкости-твердости. Детям дать задание на воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (на-ба; та-да). Затем воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по мягкости-твердости : на-ня; та-тя.

Поле того, как научились справляться с данным заданием, можно начать воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков. Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных: па-тпа; та-тма. и т.д.  

5 этап – январь, цель которого учиться различать фонемы.

В начале этой работы  с помощью предметных картинок учить детей выделять гласные звуки среди других звуков, детям объяснить, какие звуки мы услышим, если девочка плачет (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), птичка поет (и-и-и). Затем дети поднимают соответствующую картинку. Затем задание усложняется, взрослый называет в потоке звуков гласный, который дети должны выделить заранее обговоренным символом.

Точно такая же работа должна проводиться с дифференциацией согласных звуков. Дети поднимают соответствующую картинку, когда они слышали гул самолета (ллл) и т.д. Согласный звук при этом произносится коротко.

На прогулке провести подвижную игру «Звенит-жужжит» с использованием атрибутов: шапочки комара и жука. У детей две команды: жуки и комары. Услышав – ЖЖЖ - бегают жуки; ЗЗЗ-комары  и др.

Во время всей работы при знакомстве со звуками использовать наглядный материал «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Детям объяснять, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.  Для обозначения гласных звуков использовать красную фишку.

Объяснять, что при произнесении согласных звуков нам мешают губы, язык и зубы. Согласный звук может быть звонким (колокольчик) и глухим (перечеркнутый колокольчик). Это мы можем определить, закрывая ладонями уши или прикладывая тыльную сторону ладони к гортани. Определять твердость и мягкость звука, т.е. разница в положении средней части языка (твердые звуки - это орешек, мягкие звуки - подушечка).

Твердые согласные обозначать синей фишкой, мягкие согласные зеленой фишкой.

Для индивидуальной работы использовать «Разрезные схемы». Таким образом, ребенок видит разницу звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости и объяснять, что и буквы обозначаются по-разному, знакомить с образами букв, подкрепляя зрительным анализатором. Буквы затем прописывать, вырезать, лепить, дописывать недостающий элемент буквы.

6 этап – февраль, в течение которого необходимо выработать навыки элементарного звукового анализа.

В начале этой работы учить с детьми находить звук в словах, воспринятых на слух. У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета. Детям предложить определить, в каком слове есть заданный звук.

Фронтальное занятие «Где звук?». Цель занятия: повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы],  умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове, учить придумывать слова с данными звуками. Оборудование: знаки-символы звуков, предметные картинки; раздаточный материал:  карточки звуковых рядов, карточки буквенных рядов, косточки, палочки, шнурочки (Приложение).

Для того чтобы научить находить звук в названиях предметов проводить игру соревновательного характера «Кто больше?». Для данной игры использовать различные  сюжетные картины. Детям предложить рассмотреть картину и найти предметы с определенным звуком.

Игра «Кто внимательнее?» на определение наличия звука в слове. Детям показывать и называть картинки, а дети определяют, какой звук есть во всех этих словах.

На прогулке также проводить игры на развитие фонематического слуха, активизацию словаря. Например, «Кто больше слов придумает»  подвижная игра с использованием  атрибутов: мяч, фанты. Детям предлагается определенный звук и задание тому, кто ловит мяч - назвать слово с этим звуком. Впоследствии дети самостоятельно проводят эту игру.

Игра «Поймай рыбку» для развития фонематического слуха, активизации словаря. Оборудование: предметные картинки с магнитами, ведерко, удочка. Дети по очереди вылавливают картинки и определяют наличие или отсутствие заданного звука в слове.

В свободной игровой деятельности также проводить работу по развитию фонематического слуха, дифференцированию звуков. Например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один из  детей ("покупатель"), а  "продавец" (логопед). Покупателю предлагается на выбор три игрушки, названия которых состоят из одного, двух или трех слогов.  Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова, (мяч, кукла, машина).



Предварительный просмотр:

Планирование логопедической работы по развитию фонематического слуха и восприятия у детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Цель коррекционной работы: развитие фонематического слуха и восприятия.

Данная работа строится в несколько этапов:

1 Этап – сентябрь, учимся с детьми узнавать и различать неречевые звуки.

На первое занятие нужно взять различные музыкальные инструменты: колокольчик, барабан, погремушки, бубен, губную гармошку и другие. Дети прослушивают музыкальные инструменты, называют их, при этом развивают слуховое внимание, учатся различать громкие и контрастные звуки.

На второе занятие детям можно предложить несколько предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная ложка, пластмассовый стакан, карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, бумага и другие). Эти предметы показать детям, а затем убрать за ширму. Предложить детям внимательно послушать и  рассказать, что я делаю на слух: переливаю воду, мну бумагу и т.д. (начинаем с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре, а затем за ширмой). В процессе этого занятия у детей происходит развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи.

На прогулке детям предложить  подвижную игру «Тихо-громко» с целью учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма. Дети должны выполнять движения в соответствии со звучанием бубна или барабана. Впоследствии данную игру с детьми могут проводить воспитатели.

2 этап – октябрь, цель которого учить с детьми различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру, развивать речевой слух.

Заранее можно дать детям домашнее задание: поиграть со своими родными в игру «Угадай, чей голосок?».   Ребенку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал, сначала называя имя, а затем «ау». Затем такую игру проводят  воспитатели с детьми в группе с целью развития речевого слуха, узнавания детьми друг друга по голосу, различения тембра голоса.

Фронтальное занятие  по изучению и первичному закреплению новых знаний «Путешествие в Америку», цель которого: различение по тембру голосов людей, развитие слухового восприятия на неречевых звуках. Оборудование: картинка индейца, аудиокассета, ширма, музыкальные  инструменты, ножницы, бумага, картон, металлические предметы, глобус. На данном занятии дети отправятся в путешествие в далекую Америку, где познакомятся с глобусом, с народом-индейцами и их острым слухом.

Совместно с детьми организовать настольный театр. Дети должны сами выбрать, какие сказки они будут инсценировать «Репка», «Колобок», «Три медведи» или другие. Сначала меняя высоту голоса, предложить детям угадать, кто из героев сказки говорит. Дети должны угадать, а затем самостоятельно озвучить героев сказки. Данный вид работы не только способствует развитию у детей творческих способностей, но и развивает речевой слух, учит определять высоту звучания голоса.

Игра «Телеграф», целью которой является развитие слухового внимания, воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании, отхлопывании в порядке усложнения.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» для развития слухового внимания, координации движений. В игре можно использовать любую музыкальную игрушку. Дети должны заметить изменения в звучании игрушки и выполнить соответствующие движения.

3 этап – ноябрь, в течение которого проводится работа по развитию у детей фонематического слуха, различению слов близких по звуковому составу.

В этот период дать детям задание дома с родителями придумать и подобрать слова в рифму, а затем озвучить на занятии.

Для развития у детей речевого слуха провести игру «Красный-зеленый». Для этого у ребенка должен быть красный и зеленый кружок, картинки. Ребенок поднимает красный кружок, если слышит правильное звучание названия предмета или зеленый, если слышит неправильное произношение (например: банам-банан-панам).

Учить с детьми выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужные в соответствии с данным понятием с использованием предметных картинок. Детям читается стихотворение, на доске картинки. «Я тебе задачу дам-все расставить по местам: Что скатали мы зимой?...Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может все, хоть ростом мал?.. (дом, ком, сом, гном) и тд.

Игра соревновательного характера «Кто внимательнее», с помощью которой учить выбирать в определенной последовательности картинки близкие по звучанию с использованием предметных картинок. На наборном полотне картинки (рак, мак, бак, лак,…). педагог называет их в определенном порядке, ребенок должен поставить их так же. Выигрывает тот, кто меньше всего ошибется.

В самостоятельной деятельности детей необходимо развивать речевой слух в таких настольных играх как «Лото», Домино», где дети будут самостоятельно соотносить изображение с предметом без сопровождения взрослого.

Мини-инсценировки «Догадайся,  кто я?». Необходимое оборудование: картинки - кот за дверью, кот около стола и другие. Ребенку предлагается сказать «мяу» (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок), низким (старый кот) и другие ситуации. Аналогичная работа со звукокомплексами - гав, ква и т.д.

4 этап – декабрь. В течение этого периода познакомить детей с гласными-согласными, дифференцированием слогов.

Фронтальное занятие «Буква заблудилась» по стихотворению А.Шибаева, цель которого: знакомство  с гласными и согласными звуками, обучение делить слова на слоги. Игры на развитие ассоциативной памяти, на расширение словарного запаса, на деление слов на слоги.  

Игра «Телеграф», но теперь с усложнением: дети учатся воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога, слоговые ряды с одним согласным и разными гласными с использованием музыкальных молоточков. Детям предложить послать телеграмму так же, как это сделал взрослый, сопровождая слоговые ряды ударом молоточка. Затем задание усложняется – нужно повторить вслед за взрослым слоговые ряды типа: та-то-ту; му-мы-ма.

Учить с детьми воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными. Детям для этого необходимы сигнальные флажки – красный и синий. Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на). Постепенно ряды усложняются (на-ба-на-на) и т.д.

Затем учить различать слоги по звонкости-глухости, мягкости-твердости. Детям дать задание на воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (на-ба; та-да). Затем воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по мягкости-твердости : на-ня; та-тя.

Поле того, как научились справляться с данным заданием, можно начать воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков. Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных: па-тпа; та-тма. и т.д.  

5 этап – январь, цель которого учиться различать фонемы.

В начале этой работы  с помощью предметных картинок учить детей выделять гласные звуки среди других звуков, детям объяснить, какие звуки мы услышим, если девочка плачет (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), птичка поет (и-и-и). Затем дети поднимают соответствующую картинку. Затем задание усложняется, взрослый называет в потоке звуков гласный, который дети должны выделить заранее обговоренным символом.

Точно такая же работа должна проводиться с дифференциацией согласных звуков. Дети поднимают соответствующую картинку, когда они слышали гул самолета (ллл) и т.д. Согласный звук при этом произносится коротко.

На прогулке провести подвижную игру «Звенит-жужжит» с использованием атрибутов: шапочки комара и жука. У детей две команды: жуки и комары. Услышав – ЖЖЖ - бегают жуки; ЗЗЗ-комары  и др.

Во время всей работы при знакомстве со звуками использовать наглядный материал «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Детям объяснять, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.  Для обозначения гласных звуков использовать красную фишку.

Объяснять, что при произнесении согласных звуков нам мешают губы, язык и зубы. Согласный звук может быть звонким (колокольчик) и глухим (перечеркнутый колокольчик). Это мы можем определить, закрывая ладонями уши или прикладывая тыльную сторону ладони к гортани. Определять твердость и мягкость звука, т.е. разница в положении средней части языка (твердые звуки - это орешек, мягкие звуки - подушечка).

Твердые согласные обозначать синей фишкой, мягкие согласные зеленой фишкой.

Для индивидуальной работы использовать «Разрезные схемы». Таким образом, ребенок видит разницу звуков по звонкости и глухости, твердости и мягкости и объяснять, что и буквы обозначаются по-разному, знакомить с образами букв, подкрепляя зрительным анализатором. Буквы затем прописывать, вырезать, лепить, дописывать недостающий элемент буквы.

6 этап – февраль, в течение которого необходимо выработать навыки элементарного звукового анализа.

В начале этой работы учить с детьми находить звук в словах, воспринятых на слух. У каждого ребенка по 2 кружка красного и белого цвета. Детям предложить определить, в каком слове есть заданный звук.

Фронтальное занятие «Где звук?». Цель занятия: повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы],  умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове, учить придумывать слова с данными звуками. Оборудование: знаки-символы звуков, предметные картинки; раздаточный материал:  карточки звуковых рядов, карточки буквенных рядов, косточки, палочки, шнурочки (Приложение).

Для того чтобы научить находить звук в названиях предметов проводить игру соревновательного характера «Кто больше?». Для данной игры использовать различные  сюжетные картины. Детям предложить рассмотреть картину и найти предметы с определенным звуком.

Игра «Кто внимательнее?» на определение наличия звука в слове. Детям показывать и называть картинки, а дети определяют, какой звук есть во всех этих словах.

На прогулке также проводить игры на развитие фонематического слуха, активизацию словаря. Например, «Кто больше слов придумает»  подвижная игра с использованием  атрибутов: мяч, фанты. Детям предлагается определенный звук и задание тому, кто ловит мяч - назвать слово с этим звуком. Впоследствии дети самостоятельно проводят эту игру.

Игра «Поймай рыбку» для развития фонематического слуха, активизации словаря. Оборудование: предметные картинки с магнитами, ведерко, удочка. Дети по очереди вылавливают картинки и определяют наличие или отсутствие заданного звука в слове.

В свободной игровой деятельности также проводить работу по развитию фонематического слуха, дифференцированию звуков. Например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин», где один из  детей ("покупатель"), а  "продавец" (логопед). Покупателю предлагается на выбор три игрушки, названия которых состоят из одного, двух или трех слогов.  Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова, (мяч, кукла, машина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....