Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"
презентация урока для интерактивной доски по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Шишкова Татьяна Владимировна

 Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"

Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация. 2.52 МБ
Файл конспект75.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Солнышко» 155040 Ивановская обл , г. Тейково ул. 1-я Комовская , 9 Тел.: 2-22-95 Электронное сопровождение к занятию по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Дружим с буквами разными, гласными, согласными» А Б Е Автор: Шишкова Татьяна Владимировна г. Тейково, 2016

Слайд 2

Раз, два, три, четыре, пять Будем мы сейчас опять Смотреть, слушать, размышлять, Но друг другу не мешать. Внятно, четко говорить, Не вертеться, не шалить. И внимательными быть.

Слайд 4

У

Слайд 5

я блоко облако юла утюг У утка улитка

Слайд 7

А

Слайд 8

роза заяц аист

Слайд 9

сани утка книга

Слайд 10

грач бант лиса

Слайд 11

Это старый наш знакомый Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. А

Слайд 13

О

Слайд 15

А О У



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Солнышко»

155040 Ивановская обл, г. Тейково ул. 1-я Комовская, 9 Тел.: 2-22-95

E- mail: mdou8solnishko@gmail.com

Конспект занятия

по обучению грамоте

 для детей старшего дошкольного возраста

« Дружим с буквами разными, гласными, согласными»

Тема: «Гласныезвуки [А] [О] [У].  Буквы А,О,У»

Воспитатель

1 квалификационной категории

Шишкова Татьяна Владимировна

http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/420/419060/419060_html_62417a67.jpg

г.Тейково, 2016 г.

Цель: Познакомить детей с гласными звуками[А], [О], [У]; буквами А, О, У.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить понятие «звук», «буква»;

- уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков [А], [О],[У].

- различать гласные в начале и конце слова;

- упражнять в определении позиции звука в слове;

- называть слова с заданным звуком;

- закреплять графические образы букв «А», «О», «У».

Развивающие:

- развивать фонематическое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

- стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества.

- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты:

- дети имеют представление о гласных звуках;

- умеют называть и находить слова с заданным звуком;

- умеют определять позиции гласного звука в слове;

- знают написание букв А, О, У ;

- проявляют самостоятельность при выполнении заданий.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта:  интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методы:словесный – вопросы, объяснение; наглядный – показ слайдов, артикуляции; игровой –дидактические игры («Живое зеркало» «Где живёт звук?»,

и т.д.); практический – упражнения;

Приемы:  использование художественного слова, вопросы к детям, пояснение,  сюрпризный момент, физкультминутка, самостоятельная работа.http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/420/419060/419060_html_62417a67.jpg

Предварительная работа: игры с  магнитной доской и магнитными буквами; артикуляционная гимнастика с гласными звуками, выделение звуков в повседневной жизни, дидактические словесные игры, работа в тетрадях.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

интерактивная доска,  ноутбук.

Раздаточный материал:

  • Буквы А, О, У;
  • Фишки красного, синего, зелёного цвета;
  • Наборы счётных палочек;
  • Простые карандаши.

Ход занятия:( слайд № 2 )

Воспитатель: - Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

И внимательными быть.

В:-Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах и звуках. Звук, это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.

(слайд № 3)Звучит сигнал паровоза: У-У-У!— Что это гудит?  Какой вы слышите звук?

 - Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки?Воздух свободно выходит изо рта через «трубочку» и не встречает на пути преграду(по щелчку появляется картинка- слайд 4).Давайте поиграем в «Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят звук).  Мы можем звук [у]голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

В: - Его обозначим красным кружком- фишкой .А вот и буква, обозначающая этот звук (по щелчку).Найдите её у себя на столе. Давайте поиграем в игру «Найди слово  на букву «У». Нужно нажать на ту картинку, название которой начинается на букву «у». Внимание на экран (слайд № 5)

Задание- постройте   букву «У» из счётных палочек. Молодцы!

В:- А теперь посмотрите на экран (слайд № 6)

Что везет автомашина?

Все, что есть на букву «А»

http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/420/419060/419060_html_62417a67.jpg

Вот арбузы, апельсины,

Ананасы и айва.

В: - Какой звук вы слышите в начале всех этих слов? Звук [a] выходит изо рта свободно и не встречает преграду (Слайд № 7). Играем в «Живое зеркало».

В: - Этот звук обозначим красным кружком, фишкой:

- Посмотрим на букву, обозначающую этот звук (по щелчку). Найдите у себя на столе. Поиграем в игру «Где живёт звук»- нужно  нажать на ту картинку, в названии которой звук «А» в начале слова(слайд № 8), в середине(слайд № 9) и в конце слова (слайд № 10).

В:- Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо (слайд № 11). Это письмо от Буратино( по щелчку на конверт).

Он прислал вам загадку- отгадка начинается на букву «А».

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети отгадывают загадку (показ картинки аиста по щелчку) и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.

Физкультминутка «Аист»

В:- Давайте, попробуем постоять как аист.

Раз, два, три, четыре, пять.

Очень трудно так стоять.

И не падать, не качаться,

И за столик не держаться.

(Дети стоят на одной ноге, руки в стороны)

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай — правою ногой (раз, два, три),

Топай — левою ногой (раз, два, три),

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

В:- Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/420/419060/419060_html_62417a67.jpg

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

В: - Правильно – осень (слайд № 12).

— Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как мы его произносим - губы округлены и немного выдвинуты вперед (слайд № 13).Играем в «Живое зеркало» и обозначаем его красной фишкой.

В: - Посмотрим на букву, обозначающую звук «О»( по щелчку). Найдите эту букву у себя на столе. А теперь поиграем в игру  «В каком слове живёт звук О» - по щелчку меняются картинки - дети хлопают , если в слове есть звук «О» (слайд № 14).

В:- Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? (ответы и высказывания детей).

В: - Ещё в письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина задала ему задание, а он не может с ним справится .  Необходимо из множества букв выбрать и  обвести букву А - квадратом, О – кругом ,У - треугольником . Давайте поможем ему.  (Детям раздаются карточки от Буратино.) (слайд №15)

А О У

ОбразецА, О, У

О У К М Ю Щ А Н Н Р Ч О Х Д Ы И А М П Р В У Ц М Ж К ЕО Г Н Л Т А Н Х Л Ы А Д Ы Н А Ц Д Ж Н Ц У Ц Х П Д Д О И О Щ Т Э У Ю Я Р Ж О Б И Т Ч

http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/420/419060/419060_html_62417a67.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Согласные звуки»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Согласные звуки» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.Развивающая задача: Развивать фон...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...