Чтение с увлечением
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Рыжова Наталия Алексеевна

Советы учителя- логопеда. Формирование первоначальных навыков чтения у дошкольников с нарушением речи. Воспитание интереса к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы

школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавятся трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличится опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка.

Часто можно услышать от родителей дошкольников с нарушением речи  сетования на то, что ребёнок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем острее встаёт проблема детского чтения.

    Причины отказа ребёнка от самостоятельного чтения могут быть разные. Не хочет читать, потому что ему трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой и он не осознаёт ценности чтения книг. Желание научиться самостоятельно читать зависит от того, как малыш понимает, зачем ему это нужно: чтобы поступить в школу или опередить всех детей в группе, чтобы получить обещанный родителями подарок или всё же чтобы больше знать и научиться самому открывать для себя новые знания. Иногда родители  требуют от дошкольника самостоятельного чтения при отсутствии первоначального интереса к чтению, книге. Они сами ранее не позаботились, чтобы этот интерес появился и закрепился, и теперь вполне объяснимо, что у ребёнка нет соответствующего желания.

    Допустим, родители многократно объясняют сыну или дочери, как важно научиться читать, но при этом ребёнок видит, что сами родители довольно редко читают, больше времени проводят у телевизора или у компьютера. Видит небрежное отношение к книгам: они пылятся в шкафу, валяются,  где попало и т. п. Культура обращения с книгой закладывается в семье.

    Надо признать, что самостоятельное чтение сначала даётся детям с трудом. Как всё просто до этого представлялось ребёнку: буквы бы только выучить, и читать можно. И какое разочарование: буквы знает все, даже в слоги складываются, а читать ну никак не получается! У ребёнка появляется протест, нежелание учиться читать. Как важно в этом случае поддержать ребёнка. Похвалить за удачи, даже самые незначительные.

    Некоторые родители, переживая первую неудачу  ребёнка. Жалеют его и решают больше не повторять попыток обучения. «Лучше сами почитаем, а в школе учителя научат». Но, отодвигая проблему, родители её не решают, а усугубляют: желание самостоятельно читать у ребёнка заметно ослабнет, ведь в любом случае можно попросить у родителей, и они не откажут. Так зачем самому учиться?

Что же поможет преодолеть трудную ситуацию начала чтения? Как показывает опыт, на первых порах помогает приём совместного чтения. Например, сначала ребёнок читает слово из заголовка, дальше родители, потом будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь его к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то вы. Итак, постепенно, меняясь ролями – то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребёнком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребёнок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, предоставьте ему эту возможность, например, найдя какой-либо предлог отойти от книги.

   Следует серьёзно подумать, как сделать чтение для ребёнка увлекательным и интересным. Встаёт вопрос правильного выбора книги. И, конечно, это должна быть детская книга.

   Для освоения читательского умения предпочтительнее книги с крупным, ясно напечатанным шрифтом.

Хорошо, если книга красочно оформлена. Но в то же время она не должна состоять преимущественно из иллюстраций, тогда ребёнку смысл будет понятен после её просматривания, и желание читать отпадёт.

Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из законченных небольших рассказов. Повествование, занимающее несколько страниц, психологически как бы «давит», ребёнок понимает, что про честь сразу всё не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.

Фактор новизны книги обычно оказывает большое стимулирующее действие на читающего. Сформировать полноценный круг чтения ребёнка можно при активном посещении библиотеки, даже при наличии в семье хорошей библиотеки. В библиотеке ребёнок увидит и других читателей, почувствует атмосферу любви к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению с увлечением

Как научить ребёнка осмысленному чтению без принуждения, развивая его мышление, внимание, способность предвидеть.  Методика развивает у детей грамотность, ощущение речи через углублённое изучение...

Чтение с увлечением. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

Пособие предназначено для педагогов и родителей. Практические задания могут быть использованы как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповой, а так же для домашней работы родителя со св...

О.И.Азова Чтение с увлечением

Читаем словосочетания, предложения и тексты...

О.И.Азова Чтение с увлечением

Читаем трудные слова...

О.И.Азова Чтение с увлечением

Читаем слова с прямыми и обратными слогами...

Проект "Чтение- лучшее увлечение"

совместный долгосрочный проект...

Занимательное чтение для дошколят. Игровое пособие «Чтение с увлечением»

В современном мире, так называемом «мире гаджетов», дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность привела к тому, что мы, педагоги и, тем более, родители, должны задуматься и п...