Конспект НОД Грамота и ориентировка в пространстве "Крылатый, мохнатый да масляный"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Маликова Хабира Исмагиловна

Звуковой анализ слова и ориентировка в помещении по плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota_i_orientirovka_v_prostranstve.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД по ориентировке в пространстве и грамоте в старшей группе. Тема: «Крылатый, мохнатый да масляный»

Воспитатель: Маликова Х.И.

Задачи:        

Обучающие: - Учить детей проводить звуковой анализ слова.

- Продолжать обучение находить слова с заданным звуком.

- Закрепить знания о предложении.

- Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, закрепить умение выделять первый звук в слове и называть слова с заданным звуком.

- Закрепить действие слогового деления слов.

- Ориентировка в помещениях группы по плану.

- Знакомство с термином твёрдые и согласные звуки.

Развивающие:

- Развитие произвольных движений пальцев рук.

- Развитие представлений о гласных и согласных звуках

Воспитательные:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: Слоги, твёрдые и мягкие согласные звуки,

гласные звуки.

Методы: 

словесный: беседа, вопросы, загадки,

наглядный:   картины-схемы,   фишки,   план   помещений   группы, звуковые часы,

практический: поиск записок по плану, звуковой анализ слова.

Оборудование:   План   помещений   группы,   звуковые   часы,

предметные картинки, «записки».

Предварительная работа: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Игра «Найди игрушку», пальчиковая гимнастика, игра «Звуковые часы».

Ход НОД:

Организационный момент:

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и находят записку. Воспитатель читает:

«Ребята если хотите узнать, кто приходил к вам в группу, то найдите наши записки по плану».

Ребята, а хотите узнать, кто приходил к нам в    группу в наше отсутствие? (Ответы детей).

Все   подходят   к   плану,   рассматривают   и   ищут   значки   в   группе, отмеченные в плане.

По плану находят записку с заданием и с условным обозначением

(кружок серого цвета).

1)«Послушайте стишок и отгадайте, какой звук заблудился?»

Услышав за окошком стук,

Крошка мчится к маме:

К нам ползёт зелёный лук

С длинными усами!»

«Ребята, как вы думаете, кто вам оставил эту записку?» (ответы детей).

Ориентируясь по плану, дети находят записку с условным обозначением

(кружок жёлтого цвета).

2)«Поиграйте в  мою любимую игру «Разные слова».

«Ребята вокруг нас, очень много разных слов, они громкие и тихие, вкусные и горькие и очень разнообразные».

Воспитатель: «Есть немало разных слов,

 И на небе, на земле,

 Под ногой и под водой,

Поскорее вспоминайте,

И слова все называйте».

Дети вместе становятся в круг и передают волшебную палочку, называя слова,

«Ребята от кого была эта записка?» (ответы детей).

3) «Задание ребята не лёгкие, но я знаю, что вы справитесь с ними, перед вами звуковые часы, произнесите все слова так, чтобы я издалека услышала первый звук» Игра со «Звуковыми часами».

А теперь посмотрите вокруг и назовите все слова, которые начинаются со звука («л», «л,», «с», «с,» и т.д.).

За каждый правильный ответ дети получают фишку-игрушку, в конце игры складывают их в корзину.

«Ребята, кто принёс эту записку?» (ответы детей).

4)        «Отгадайте загадку про меня и узнаете кто я».

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик - чирик! Не робей!

Я бывалый .. .Дети отгадывают загадку.

(Воробей).

Воспитатель:

Ребята, а воробей оставил нам карточки, давайте, разделим на слоги слова, нарисованные на них, и узнаем какое из этих слов самое длинное, а какое короткое. Дети работают с карточками - делят слова на слоги с помощью хлопков.

Физкультминутка

5)        «Звуковой анализ слова».

Хитрая плутовка,

Крадется по лесу ловко.

Съела Колобка,

Откусила кусок от Блина.

(Лиса)

Воспитатель:

Предлагаю произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.

«Ллиса», - читает ребёнок слово с указкой.

Воспитатель:

Что нам мешает произнести этот звук? (Ответы детей).

Воспитатель вызывает другого ребёнка для определения второго звука в слове лиса. Ребёнок читает слово, интонационно выделяя второй звук, называет его, отмечает, что это гласный звук и обозначает его красной фишкой. Одновременно дети работают за столами.

Следующий воспитанник определяет третий звук в слове «лисса», он читает его, интонационно выделяя звук «с», одновременно ведя указкой под схемой звукового состава слова, называет третий звук.

Воспитатель:

Что нам мешает произнести этот звук? (Ответы детей).

Дети обозначают звук «с» серой фишкой.

И, наконец, вызывается ребёнок для определения четвёртого звука в слове. Он произносит его с интонационным выделением звука «а», читая слово с указкой и задерживая её под четвёртой клеточкой. Называет звук «а», отмечает, что этот звук гласный, и обозначает его красной фишкой. Одновременно дети  работают за столами.

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в игру «Младший и старший братцы». Я буду называть младшего братца (мягкий согласный звук), а вы старшего братца (твёрдый согласный звук) и наоборот. (Игра проводится на ковре).

В конце игры воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении этих звуков мешают язык, губы и зубы.

А теперь хочу сообщить вам «секрет», звуки которые что-либо (Язык, губы, зубы) мешает произносить, называются согласными. В слове «лиса» младший братец «л,» - мягкий согласный звук, а старший братец «с» -твёрдый согласный звук. Мягкий согласный звук мы будем заменять зелёной фишкой, а твёрдый согласный звук будем заменять синей фишкой.

Давайте, заменим серые фишки на синие и зелёные фишки и назовём парные согласные этих звуков.

Итог НОД:

 «Ребята,  из  какой же  сказки пришли к нам герои?»  (Ответы детей) Правильно «Крылатый, мохнатый, масляный». А что же мы с вами сегодня делали? (ответы детей)

За вашу хорошую работу герои сказки вам оставили сюрприз, его вы должны найти по плану. Вот и путешествиям конец, а кто старался молодец!»

Сюрпризом могут быть угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная деятельность". Конспект игры - драматизации по русской народной сказке "Крылатый, мохнатый да масляный" в подготовительной к школе группе. Автор: Журавлева Л.А., воспитатель МДОУ детский сад №3 "Белочка" г. Воскресенска Московской обл.

Программное содержание: 1. Развивать музыкальные способности детей, театрализованное творчество. 2. Создать доброжелательную, теплую атмосферу раскрепощения внутренних сил каждого участника игры - дра...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе

Цель: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству. Познакомить с  русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Задачи: Учить детей понимать характер и поступки г...

Конспект открытой итоговой комплексной НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ и использованием нетрадиционной техники «Аппликация из мелконарезанных нитей» на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» (подготовительная группа)

Мною было проведена комплексная НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ  и использованием нетрадиционной техники аппликации на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Возр...

Конспект по развитию речи для детей старшего возраста. Чтение и пересказ сказки "Крылатый, мохнатый да масляный"

Познакомить с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый да масляный",помочь детям понять смысл сказки....

Конспект занятия "Пересказ сказки "Крылатый, мохнатый, да масляный"

Конспект занятия по речевому развитию "пересказ сказки "Крылатый, мохнатый, да масляный" для детей старшей группы...

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа.

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа....