Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников с ТНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

данный материал будет полезен учителям - логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_no_2.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: «Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии у

дошкольников»

                  Программное содержание:

  • закрепить умение делить слова на слоги, составлять слова из двух слогов, данных в обратном порядке;
  • закрепить представление о предложении, упражнять детей в умении

находить границу предложений;

  • совершенствовать навык порядкового счёта, умение находить заданную цифру;
  • упражнять детей в чтении слов и предложений, их правильном

оформлении на письме.

  • формировать умение быть наблюдательными, замечать ошибки и

проверять себя в тех случаях, когда возникают сомнения в подборе необходимой буквы, слога, слова;

  • развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез,

фонематические представления;

  • развивать пространственное восприятие, тактильные ощущения;
  • заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё, прививать интерес к нормам и правилам русского языка;

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Виды работ по профилактике дисграфии и дислексии на уровне буквы:
  • восстановление буквы по элементу
  • выделение букв из геометрических фигур, их печатание на бумаге в клетку
  1. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне слога:
  • выделение нужного слога из данных слов и составление нового слова
  • перестановка слогов местами, составление и прочтение слогов
  1. Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне слова:
  • составление слова из данных букв
  • чтение слов и печатание их на бумаге
  1.  Виды работ по профилактике ошибок чтения и письма на уровне

   предложения и текста:

  • придумывание предложения по опорному слову, его печатание
  • нахождение границ предложений в деформированном тексте, исправление ошибок в тексте
  1. Подведение итогов.

Оборудование: доска, мел, фишки с буквами и цифрами, карточки с элементами букв, с буквами из геометрических фигур, карточки с индивидуальными заданиями, макет «Солнышко», ключ «Расшифруй слово», карточки со слогами, пособие «Читаем на шарах», раздаточный материал для составления схем слов и предложений (кубики -символы, бумага в клетку, ручки, цветные карандаши).

Индивидуальная работа: контроль за выполнением индивидуальных заданий и оказание (при необходимости) помощи детям подгруппы № 2( с ЗПР ) - Седых А., Севостьянов О., Григорян И.

Ход занятия:

1. Организационный момент: дети занимают места за общим столом , согласно расположению табличек с их именами. Перед каждым ребёнком на столе лист бумаги в клетку и ручка.

-        Прочтите слова на шарах и вы узнаете, чему будет посвящено наше    

  занятие (пособие «Читаем по шарам»).

                       Дети читают: «Обучение грамоте»

  • А как вы понимаете, что такое грамота?

Дети: « чтение и письмо»

  • Ребята, сегодня мы с вами вспомним разные игры, в которые мы играли на занятиях по обучению грамоте. Они помогут вам легко справляться с заданиями в школе.

2.Основная часть:

1.Игра «Внимательные глазки»

  • Напечатайте у себя на листках все буквы, какие найдёте на картинке. Кто больше успеет составить букв за 2 минуты?

2.Игра «Составь слово из слогов»

На индивидуальных карточках у детей картинки. Название каждой картинки дети делят на слоги, выбирают из слова те слоги, которые указаны в карточке цифрой, записывают их, читают образовавшиеся (новые) слова,

проводят полный звуко -буквенный анализ слова, оформляют схему.

Чайник - 1 + кабан - 1 = чайка

Для подгруппы № 2: дети составляют слова из слогов, данных в обратном порядке, списывают их, проводят звуко - буквенный анализ, оформляют схему. Ро, во, на (ворона), си, ли, ца (лисица), бо, ра, та (работа)

3. Физ. Минутка

На полу - слоги с цифрами. Дети собирают цифры по порядку, выкладывают на полу слоги, читают и отгадывают загадку:

«Все его любят, а как посмотрят на него, так каждый морщится»

(солнце)

Далее дети выполняют пальчиковую гимнастику:

« Утро настало»:

Утро настало, солнышко встало.

 Эй, братец Федя, разбуди соседей. Вставай, Большак, вставай, Указка, Вставай, Серёдка, вставай, Сиротка И крошка Митрошка, вставай, ладошка!

4.Игра «Расшифруй слово, составь предложение»

На столе - макет «Солнышко». Дети берут себе по лучику, на котором - набор цифр - ключ к зашифрованному слову. У логопеда на доске - ключ - подсказка:

СТОМЛЕАН

0 12 3 4 567

У детей - 450, 720, 4512, 3201, 354, 027, 206, 0427 (лес, нос, лето, мост, мел, сон, оса, слон).

Далее каждый ребёнок составляет предложение со своим словом и записывает его на листке.

Для подгруппы № 2: дети выкладывают схему придуманного предложения из кубиков символов.

5.Игра «Грамотейка»

- Исправьте ошибки в тексте на доске: «Заблудилась точка, потерялась большая буква».

«Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер».

Дети исправляют, придумывают название (если останется время): «Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер»

3. Подведение итогов: за каждое правильно выполненное задание ребёнок получает фишку. В конце занятия дети располагают фишки в порядке чередования цифр и по буквам читают:

МОЛОДЕЦ

  1 2 3 4 567


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Конспект занятия по обучению грамоте предназначен для дошкольников 5-6 лет.

Занятие нацелено на освоение  представления о существовании термина «предложение» . Делением предложения на слова и  составлением его из слов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...