: «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

 

Пяти - и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте, не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное - делать это правильно, играя. Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.

Прежде, чем дети начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом, в основе метода лежит звук. Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это? (звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

 Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

В игре дошкольник может усвоить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, глухих и твёрдых согласных, научиться фонемному анализу слов .  Игровые приёмы способствуют устойчивости внимания, поддержанию интереса и активности. Можно долго объяснять детям, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т.д. Это вряд ли будет понятно. Здесь будут уместнее игры «Кто как кричит?», «Откуда  появился звук», «Хлопни, если услышишь» на выделение отдельно заданного звука, как изолированного, так и в слове. Для развития умения выделять место  звука в слове (позиционный анализ) подходят игры «Где спрятался хитрый звук?», «Назови первый (последний) звук в слове». Играя, дошкольники учатся слушать звуки, давать ему характеристику. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слова. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

 

Формировать у детей фонематические представления, т.е. умение подбирать слова с заданным звуком помогут такие игры и упражнения, как «Назови фрукты на звук  А»,

 

« Назови предметы одежды на П » и т.д., а также прослушивание потешек, стихотворений, в словах которых часто встречаются определённые звуки. Примером может служить стихотворение С.Маршака.

 

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать, умеет он.

После прочтения которого детям предлагается назвать слова со звуком  С .

 

Научить определять количество слогов в слове дошкольников можно  с помощью хлопков с одновременным проговариванием. Для закрепления умения можно использовать картинный материал. Детям предлагаются выбрать слова, которые состоят и определённого количества слогов. Примером может служить дидактическая игра «Огород». Воспитатель объясняет, что овощи нужно распределить на две корзинки. Причём, в первую корзинку нужно положить овощи,  в названии которых,  два слога, а во вторую — три.

В игре можно научить дошкольников различать на слух сходные по звучанию и артикуляции согласные, если использовать сказочных персонажей. Например, Малышу помочь подобрать предметы одежды, в названии которых есть звук Ш (шапка,  шорты, рубашка) а Карлсону со звуком С (свитер, носки, галстук и т.д.).

Проводя работу с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте необходимо максимально  учитывать интересы и потребности,  возрастные особенности: своеобразие мышления, речи, памяти, восприятия, ведущее значение игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста звуко-буквенному анализу слов

Пяти - и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте, не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное - делать это правильно, играя. Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов.

Прежде, чем дети начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом, в основе метода лежит звук. Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это? (звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

 Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

В игре дошкольник может усвоить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких, глухих и твёрдых согласных, научиться фонемному анализу слов .  Игровые приёмы способствуют устойчивости внимания, поддержанию интереса и активности. Можно долго объяснять детям, что когда мы говорим, то произносим слова, слова состоят из звуков, звуки звучат по-разному, звук – единица речи и т.д. Это вряд ли будет понятно. Здесь будут уместнее игры «Кто как кричит?», «Откуда  появился звук», «Хлопни, если услышишь» на выделение отдельно заданного звука, как изолированного, так и в слове. Для развития умения выделять место  звука в слове (позиционный анализ) подходят игры «Где спрятался хитрый звук?», «Назови первый (последний) звук в слове». Играя, дошкольники учатся слушать звуки, давать ему характеристику. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слова. А это уже первая ступень обучения грамоте. Умение анализировать звуковой состав слова предупреждает пропуски букв при письме.

Формировать у детей фонематические представления, т.е. умение подбирать слова с заданным звуком помогут такие игры и упражнения, как «Назови фрукты на звук  А»,

« Назови предметы одежды на П » и т.д., а также прослушивание потешек, стихотворений, в словах которых часто встречаются определённые звуки. Примером может служить стихотворение С.Маршака.

Спит спокойно старый слон.

Стоя спать, умеет он.

После прочтения которого детям предлагается назвать слова со звуком  С .

Научить определять количество слогов в слове дошкольников можно  с помощью хлопков с одновременным проговариванием. Для закрепления умения можно использовать картинный материал. Детям предлагаются выбрать слова, которые состоят и определённого количества слогов. Примером может служить дидактическая игра «Огород». Воспитатель объясняет, что овощи нужно распределить на две корзинки. Причём, в первую корзинку нужно положить овощи,  в названии которых,  два слога, а во вторую — три.

В игре можно научить дошкольников различать на слух сходные по звучанию и артикуляции согласные, если использовать сказочных персонажей. Например, Малышу помочь подобрать предметы одежды, в названии которых есть звук Ш (шапка,  шорты, рубашка) а Карлсону со звуком С (свитер, носки, галстук и т.д.).

Проводя работу с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте необходимо максимально  учитывать интересы и потребности,  возрастные особенности: своеобразие мышления, речи, памяти, восприятия, ведущее значение игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИЦИОННОМУ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ

С внедрением мультимедийных презентационных инструментальных средств можно качественно по-новому использовать наглядно-иллюстративные методы, стимулируя различные виды интеллектуальной деятельно...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Звуко-буквенная шкатулка"

Игра поможет закрепить звуко-буквенный анализ слова, гласные, твердые и мягкие согласные звуки, мелкую моторику рук....

Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР звуко-буквенному анализу слов

Одним из важнейших направлений по подготовки детей к школе , является правильное и поэтапное обучение детей звуко-буквенному анализу слов. У детей с ТНР часто страдает фонетико фонематический слух . И...

Консультация для родителей "Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР звуко-буквенному анализу слов"

В современной логопедии одним из направлений работы является формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу...

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста с ТНР звуковому анализу и синтезу

Данный материал поможет логопедам и воспитателям выстроить правильно работу по обучению звуковому  анализу и синтезу у детей с ТНР...

«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»

Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе....