Как грамотно учить ребёнка дошкольника читать
статья по обучению грамоте по теме

Воробьева Наталья Валерьевна

 Многих родителей интересует вопрос,  можно ли самостоятельно научить ребенка читать до его поступления в школу,  и как грамотно это сделать.Прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребёнка. В статье рассказывается о том, как учить дошкольников грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_gramotno_uchit_rebenka_chitat_doma.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Как грамотно учить ребенка читать дома.

Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу? Этот вопрос интересует многих родителей. Педагоги и психологи отвечают на него вполне определенно: да, можно. И лучше это делать грамотно. Прежде чем приступить к обучению, надо подготовить к нему ребёнка.

Подготовка включает в себя знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка:

- научить ребёнка выделять в слове определенные звуки;

- устанавливать порядок их следования друг за другом

- различать гласные и согласные, а среди согласных твердые и мягкие

- находить сходство и раличие в звучании разных слов

Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой стороне слов.

От этого будет зависеть овладение родным языком.

Кроме того, предполагаемый способ обучения детей чтению, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, направлен на развитие умственных способностей ребенка, так как связан с осознанием обобщенных представлений о языковых явлениях: звуковом анализе, дифференциации звуков, некоторых грамматических правилах и самом чтении.

Мы, взрослые, конечно знаем, что слова и действительность, которую они описывают, - вещи разные. Слово «хлеб» нельзя съесть, и состоит оно не из муки, а из четырех звуков. Однако, это совсем не так ясно ребенку. Спросите у него , чем отличается слово «дом» от слова «дым», и он вероятнее всего ответит: «Дом- это где живут, а дым – из трубы идет».

Мы должны открыть ребенку, что есть особый мир – мир слов. Слова строятся из отдельных звуков, и слово «дом» отличается от слова «дым» тем, что в середине его находится звук «О», а не звук «Ы».

Ребенок должен научиться выделять в словах звуки, из которых они построены, определять, какой звук стоит в начале слова, какой- в конце, а какие- посередине, потом считать звуки и определять их порядковые номера. Все это послужит подготовкой к обучению грамоте, когда звуки начнут обозначаться буквами.

Дошкольники воспринимаю слово, как единое звуковое целое, и не могут разложить его на звуки. Чтобы ребенок услышал звук, он должен быть интонационно выделен. Например, чтобы ребенок услышал звук [Ш] в слове «шум», произнесите его дольше всех других звуков (НО на слитном произнесении всего слова) – «шшшшшум». А чтобы он услышал звук [Т] в слове «кот», произнесите его громче, чётче остальных звуков- «коТ».

Такое различное выделение звуков ( в зависимости от их характеристики: можно или нельзя потянуть его) будет служить ребенку способом обследования звукового состава слова, а далее способом проведения звукового анализа слов, без которого невозможно правильно овладеть чтением и письмом.

Прежде чем учить ребенка, взрослому надо самому потренироваться: надо научиться управлять своей артикуляцией, не «разрывать» слово, а произносить его слитно, только выделяя один звук ( «шаррр», «крушшшка»). Обращайте внимание на то,  чтобы звуки произносились так, как они слышатся в слове. Например, в слове «круЖка», слышится глухой звук [Ш] – «круШка».

Почему сначала звуки, а потом буквы?

Почему на пути к письменности не надо спешить с введением букв – этих кирпичиков письма, а следует как можно более тщательно проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте?

Всякая письменная речь – это своеобразное отображение, кодирование устной речи. Чтение есть не что иное, как «озвучивание» графических значков.

Видя такой значок, ребенок должен произвести то, что знак обозначает. Чтобы пользоваться буквами, ребенок должен ясно представлять, что зашифровано в каждом из тридцати трех графических значков.

Если бы каждому буквенному значку соответствовал бы один и только один звук, то обучение чтению не представляло бы серьезных затруднений. Достаточно было бы очень короткого звукового периода обучения. Но в системе русского языка нет однозначного соответствия звуков и букв.

Практически все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твердый. Видя букву «ЭМ», мы не знаем какой звук следует произнести –  твердый [М],  с которого начинается слово «мак» или мягкий [М’], с которого начинается слово «мел».

Глядя на согласную букву, нельзя однозначно назвать звук, который она обозначает (за исключением буквы Й, Ч, Ш, Щ, Ц, обозначающих согласные звуки, непарные по мягкости.

Тоже происходит и с гласными буквами. Имя буквы «Я» состоит из двух звуков [ЙА]. Когда мы видим эту букву в начале слова, мы произносим ее официальное алфавитное название [ЙА]блоко, но встретив эту букву справа от согласной, мы не произносим [Й] и вместо [МЙАЧ], говорим [М’А]ч.

Получается, что русскому чтению невозможно научить путем заучивания букв.

В чем же состоит тайна отношений звуков и букв, которую предстоит открыть каждому, кто хочет научиться читать?

Это лингвистический закон буквенного обозначения звуков русской письменности: на мягкость или твердость согласного звука указывает следующая за ним гласная. Для того, чтобы прочитать, «озвучить» согласную мы забегаем глазами вперед и смотри на следующую за ним гласную. Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершаю челночные движения, забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной.

Гласные буквы «А» и «Я» обозначают один и тот же гласный звук [А], но выполняют еще одну работу. Буква « А», указывает, что предшествующий согласный надо произносить твердо, а буква «Я» сигнализирует о мягкости предшествующего согласного. Точно также работают пары гласных букв «У-Ю», «О-Ё», «Э-Е», «Ы» «И».

Вот эту тайну слияния согласной с гласной, тайну забегающего вперед чтения и должен открыть ребенок, для того, чтобы он начал читать «озвучивать» буквенные значки.

Для того чтобы научить дошкольника грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школьного обучения я рекомендую познакомиться с книгой авторов Е.  Бугрименко и Г. Цукерман «Чтение без принуждения».

За время своей педагогической деятельности я научила читать ни одного ребенка, и сделала это грамотно и «без принуждения», благодаря книгам, которые я и вам советую прочитать.

Рекомендуемая и использованная литература:

  1. Е. Бугрименко, Г. Цукерман. Чтение без принуждения – ИНТОР, 1998 – 80с.
  2. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993-318 с.
  3. Д.Б. Эльконин. Букварь / доработан Г.А. Цукерман, Е.А. Бугрименко. – М.: Просвещение, 1993-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...

Учим ребёнка читать.

В этом материале содержатся  игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования....

Памятка "Как учить ребёнка читать"

В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....

Консультация для родителей "Как учить ребёнка читать"

 Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже дикт...

памятка для родителей "Учить ли дошкольника читать?"

Родителям даётся ответ на извечно непростой вопрос - учить ли дошкольника читать?...