Анализ образовательных программ для детских образовательных учреждений (раздел «Подготовка к обучению грамоте»)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Смирнова Анастасия Константиновна

В содержание раздела «Подготовка детей дошкольного  возраста к обучению грамоте»,  кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Многие программы воспитания и обучения в детском саду выделяют задачи по подготовке руки дошкольника к письму, предлагают приемы такого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.4_provereno.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ образовательных программ для детских образовательных учреждений (раздел «Подготовка к обучению грамоте»)

В содержание раздела «Подготовка детей дошкольного  возраста к обучению грамоте»,  кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Многие программы воспитания и обучения в детском саду выделяют задачи по подготовке руки дошкольника к письму, предлагают приемы такого обучения.

Так, традиционная «Программа воспитания и обучения в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста определяет следующие задачи.

  1. Развитие точности зрительного восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять  их в целое, развитие точности пространственной ориентировки и дифференцировки.
  2. Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона; верхняя, нижняя линейка, клетка, косая линейка ).
  3. Ознакомление с правилами письма: написание слева направо; последовательное заполнение страниц; сохранение одинаковой величины элементов, сохранение  равного расстояния между ними.
  4. Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и выработка умения управлять  своими движениями в соответствии с поставленной задачей       (пальчиковые упражнения, штриховка, копирование, рисование , упражнения в написании элементов букв  и др. ).
  5. Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.
  6. Обучение соблюдению при подготовительных упражнениях к письму определенных гигиенических требований ( расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз до тетради, правила держания ручки, карандаша ).

Таким образом, традиционная Программа воспитания и обучения в детском саду , учитывая возрастные особенности старших дошкольников и современные требования  к обучению, выдвигает реальные, конкретные задачи при подготовки руки дошкольника к письму.

 Специалисты, разработавшие программу «Радуга», предостерегают:  поспешность на этом этапе, слепое применение , простой перенос локальных методик обучения письму может пагубно отразиться на здоровье детей ( привести к координационному неврозу, писчему спазму, ухудшению зрения, искривлению позвоночника ),  значительно затруднить их последующее обучение письму в школе. Перед педагогами не стоит задачи обучать детей 6 лет письму в полном объеме. Однако в разделе"Обучение грамоте" выдвигаются следующие задачи по подготовки руки к обучению письму:  

1.Развитие ориентировки в пространстве по направлениям ( вправо, влево, правая сторона; верхняя, нижняя сторона, клетка ).

2.Формирование определенных гигиенических  требований при            “ письме “ простым карандашом.

3.Формирование элементарных умений в написании заглавных букв русского алфавита.

4.Формирование умения устанавливать сходства и различия графических элементов и знаков.

5.Воспитание у детей потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых работ в тетрадях.

Программа  “ Детство “, во многом сходная с традиционной                   “ Программой воспитания и обучения в детском саду “ по методам и приемам руководства, для детей старшего дошкольного возраста корректирует задачи подготовки руки и глаза к письму.  

1.Формирование представлений о гигиенических основах организации учебной деятельности (указывается на необходимость достаточной освещенности в помещении,  наличии свежего воздуха и т.п. )

2.Обогащение представлений дошкольников об органов чувств ( слуха и зрения ) как жизненно необходимых и должным образом оберегаемых.

3.Развитие мелкой моторики рук при подготовке к письму (пальчиковая гимнастика, занятия рукоделием и изобразительной деятельностью и др.).

4.Выработка умения управлять своими движениями в соответствием с поставленной задачей (штриховка, закрашивание контурных изображений, рисование узоров, копирование орнаментов некот.др. ).

5.Выработка у дошкольников умения печатать заглавные буквы русского алфавита в тетрадях в клетку, составлять и печатать свое имя.

6. Развивать чувствительность ладоней при различении структуры поверхности материалов.

Программа “ Развитие “ выдвигает свои задачи по подготовке дошкольников к письму  .  За основу обучения методисты взяли связь раздела по подготовке обучению письму с конструированием, математикой.  Круг задач обозначен так.

1.Познакомить с системой координат, используя листы бумаги разного формата, тетради в крупную клетку, предметы для измерения расстояний.

2.Упражнять в составлении планов на основе общепринятых условных обозначений с соблюдением масштаба между частями самого плана.

3.Обучать самостоятельному составлению схематических изображений в различных плоскостных проекциях, используя линии, формы, условные знаки.

4.Упражнять в свободном оперировании звуковыми, графическими моделями слов и предложений.

5.Познакомить с грамматическими правилами написания в русском языке.

Наиболее подробно, на наш взгляд, описана система подготовки руки к письму в программе «Из детства в отрочество» .  Педагогические задачи описаны более конкретно и сориентированы не только на психофизиологические особенности возраста, но учитывают индивидуальные особенности развития каждого конкретного ребенка. Для старшего дошкольного возраста эти задачи определены так.

1.Развитие мелкой моторики руки с помощью игровых упражнений, введения элементов ручного и художественного труда.

2.Включение в программу домашних заданий на развитие ручной умелости под контролем взрослых (вырезание ножницами, шитье иголкой, лепка из глины и т.п.).

3.Развитие зрительного и слухового анализаторов в разных видах деятельности, обязательное включение пальчиковых разминок в комплекс утренней гимнастики.

4.Изучение гигиенических правил письма ( причем, используется не только положение «сидя за столом», но и «стоя», а в некоторых видах заданий используется смена положений, в том числе и «лежа на спине» - для расслабления мышц спины и плечевого пояса).

5.Ознакомление с разными видами рабочей строки ( открытое поле , разлинованное поле, ограниченное пространство).

6.Предполагается обязательная работа в прописях, в том числе и прописывание печатного варианта букв русского алфавита.

 Только в этой программе представлена система диагностики графического навыка и даны рекомендации для каждой возрастной группы.

Так, в программе выделяется 6 диагностических блоков:

  • проверка кинестетического праксиса;
  • проверка кинетического праксиса;
  • обследование тактильных ощущений;
  • определение силы тонуса;
  • проверка скоординированности движений;
  • обследование щепоти руки.

Свои отличительные особенности имеют дидактические упражнения для развития пальцевой моторики и формирования графических навыков, применяющиеся в педагогической системе М. Монтесори, (сошлемся на примеры, описанные в работе исследователя Филипповой С.О. .

Автор в своей работе пишет, что целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку геометрических фигур, контурные изображения овощей, фруктов, грибов, листьев; рисование предметов напоминающих элементы букв ( флажки, кружки, огурец, удочка и др. ); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с закруглением вверху и внизу и другое в границах строчки.    Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого  ( для развития кисти руки ); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов, восьмерок ( для развития пальцев руки ).  

Во всех программах подчеркивается, что развитие необходимой для письма “ручной умелости”  ребенка предполагает усвоение определенных навыков и умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, и двигательную стороны письма. К концу обучения в ДОУ дети должны научиться записывать слова на тетрадной строке, соблюдая тип соединения графических элементов, освоив позу пишущего. Что касается содержательной стороны, дошкольники должны отчетливо представлять звуковой состав слов, которые они пишут. Этому служит и формирование звукового анализа слова.    

В программах записано, что обучение письму требует владения целым рядом навыков и умений (сохранение и изменение направления движения руки в соответствии с рисунком графемы, плавное неотрывное  движение, позволяющее передать характер русского письма). Кроме того, ребенка надо научить правильно размещать буквы на линейке тетради, правильно их соединять.

Письмо требует координации движений руки, зрительного контроля за движением. Важно научить детей владеть орудием письма – правильно держать ручку и правильно ею действовать.

Кроме программных требований к организации обучающей деятельности по формированию рассматриваемого навыка рассмотрим гигиенические правила письма.  Правильно сформированные графические навыки во многом зависят от посадки ребенка при письме.  

  1. Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее. Пишущий предмет лежит на верхней  фаланге  среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

  2. Ребенок  должен сидеть за столом прямо, голова ( но не туловище ) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер)  особенно ярко проявляется в при попытке изобразить на листе  бумаги  не отдельные графические элементы, а буквы  

 При подготовке дошкольников к обучению письму возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетаний. В результате  на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий. Все частные случаи неправильно сформированного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

  • неправильное положение пальцев (например, ребенок держит пишущий предмет не “щепотью”, а собрав пальцы “горсточкой”, рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного );
  • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику);
  • неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть, зависает локоть и кисть и др.);
  • неправильное движение руки: кисть жестко зафиксирована на листе, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на листе и др.;
  • слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
  • неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывая ногу под себя, приподнимается со стула и пр.).

Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом  можно не только наблюдая за его деятельностью в рисовании, но и в некоторых других случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

Родителей  и педагогов должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Поворачивая лист, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

Основной формой исправления неправильного сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника.

Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка. Новая, правильная, поза пальцев и посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключены принуждение и излишне  длительные занятия (свыше 20 минут для шестилетних детей).

Методика работы над каждым  гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, например посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.

 Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма  

Работу по ознакомлению с контуром буквы следует начинать с развития у детей пространственных отношений. Задания, направленные на развитие пространственных отношений могут быть даже в виде занимательных рисунков, отдельные элементы которых расположены вверху, внизу, в середине листа, слева, справа друг от друга и т.д.

После детальной проработки таких упражнений целесообразно приступить к знакомству с рабочей строкой и правилами работы с ней. Ребенка надо приучить работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.

Первоначально рабочая строка должна быть достаточно широкой (2 см.), а затем строка уменьшается до 0,5 см.   Работа должна быть поэтапной и организована следующим образом.

1этап. Дети рассматривают в рабочих строках предметы и обводят их по контуру  в  направлении ,заданном стрелкой.

2этап. Затем работа усложняется, малыши обводят контур предмета, который располагается в строке, над строчкой, под строчкой, что соответствует расположению букв и их элементов в рабочих строках;

3 этап. Далее детям предлагается самостоятельно вписать недостающий контур предмета в рабочую строку.

4 этап. После тщательной подготовки целесообразно приступить к знакомству с контуром букв и их элементов.

5 этап. Дети рассматривают букву, дорисовывают ее контур, делят букву на элементы и собирают из них букву.

6 этап. После такой работы можно предложить обвести букву, ее элементы по контуру, найти ее в письменных текстах.

7 этап. Только после такой последовательной предварительной работы можно переходить к прописыванию печатного варианта букв в тетрадях в клетку или в специальных прописях.   Задания могут быть даны на отдельных карточках или в отдельных тетрадях, имеющих небольшое количество страниц.

В период подготовки 5-6летних детей к письму необходим дидактический материал, который учитывал бы наглядно действенный характер мышления и  формировал элементы отвлеченного  мышления.

Выполнению этих задач, например, может способствовать специальный альбом с печатными буквами и их элементами. Работа по данному пособию направлена на развитие зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и воспроизведении букв.

Альбом на внутренней стороне обложки должен иметь специальный конверт, где  находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. Туда же  помещаются кусочки тонкой проволоки, предназначенные для моделирования букв и их элементов. На каждую страницу альбома наклеивается письменная буква. То, что буква должна быть наклеена, а не нарисована, имеет важное значение для работы с ней.    Буква как бы приподнимается над страницей, создавая условия для распознавания  и контроля со стороны руки и глаза при первоначальном знакомстве с ее формой. Возле каждой буквы желательно нарисовать стрелки, которые показывают траекторию движения при письме   [ 61,с. 11] .  

В настоящее время достаточно теоретических и практических пособий для педагогов по вопросу совершенствования речи детей посредством развития мелкой моторики ( пособия и учебные комплекты Н. А.Варенцовой [ 9]   С.Е.Гавриной [ 18]     Т.С.Комаровой [ 36]    Н.В.Дуровой и Л.Н.Невской [ 26-27]     С.П.Усачевой [ 72-73]     и др.    В этих пособиях дается подробное изложение взаимосвязи между развитием речи и движений пальцев рук, а также даются практические рекомендации по использованию игровых упражнений.

Как показывает анализ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНОГО НАВЫКА ПИСЬМА,  эффективной оказывается та образовательная  система подготовки к письму, которая наиболее полно учитывает  как возрастные возможности детей дошкольного возраста, так и гигиенические требования к организации обучающей деятельности. Такой подход обеспечивает  адекватное развитие всех сторон личности и обеспечивает формирование необходимых графических, а в дальнейшем и каллиграфических умений.

Итак, общими для всех образовательных программ являются следующие положения.

Прежде чем начинать процесс обучения письму, следует знать анатомо-физиологические и психологические особенности старших дошкольников, т.е. определить степень готовности к  обучению грамоте.

Обучение письму может быть успешным в том случае, если методика принимает во внимание  лингвистические законы языка, прежде всего те, которые характерны для русской фонетики и графики.

Целью занятий является выработка элементарного графического навыка в период первичного усвоения буквенных знаков на основе поэлементного восприятия букв и рационального порядка их написания в процессе многократного повторения с использованием элементов занимательности.

Обязательным приемом обучения грамоте являются занимательные упражнения и дидактические игры .

Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые старший дошкольник должен хорошо   знать.   Это   способствует   сознательному   овладению   навыками письма. Знание правил при письме помогает детям улучшить свое письмо, но при этом они должны формироваться очень кратко и их должно быть немного.

Таким образом, содержание работы по подготовке дошкольников к обучению письму  в различных программах  воспитания и обучения детей в детском саду имеют свои отличительные особенности , но все они  учитывают современные тенденции к более раннему началу формирования графических навыков у детей дошкольного возраста, все они направлены на интеллектуальное и общеречевое развитие, а предлагаемые задачи реализуются прежде всего  в единой системе воспитательно- образовательной работы с детьми.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997.
  2. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. – М: Знание , 1983.
  3. Безруких М.М.Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. –М.,2000.
  4. Богатеева З.С. Подготовка руки к обучению письму на занятиях рисования// ДВ. 1976. № 11.
  5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1987.
  6. Булукто Л. Работаем по программе "Радуга": Примерный конспект занятия по обучению грамоте // ДВ. 1997. № 5.
  7. Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В.,Кислова Т.А.По дороге к азбуке, 4 часть. –М.,1999.
  8. Варенцова Н. Готовим руку к письму: Занятия с детьми 3-4 лет // ДВ. 1996. № 2.
  9. Венгер А.Л.  Диагностика умственного развития дошкольников. - М., 1978.
  10. Венгер Л.Н. Домашняя школа мышления: Для детей четырех лет. – М., 1983
  11. Венгер А.Л. и др. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
  12. Волина В.В.Учимся играя. –М.,1994.
  13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 3. – М.,1982.
  14. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи: Хрестоматия.- М.,198о.
  15. Гаврина С.Е. и др. Занимательные прописи для дошкольников. –Ярославль, 1996.
  16. Гаврина С.Е. Играем в слова. – Ярославль, 1996.
  17. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать. -  Ярославль, 1997.
  18. Гаврина С.Е. и др. Учимся писать. –М., 2001.
  19. Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму. – М., 2001.
  20. Гольдин З.Д. Романина В.И., Колидзей Э.А. Азбука-загадка /Под общ. ред. З.Д.Гольдина. –М.: Новая школа, 1997.
  21.  Городилова В.И. и др. Чтение и письмо: Обучение, развитие и исправление недостатков. – М., 1995.
  22. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет (программа "Из детства в отрочество"). –М., 1998.
  23. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста. - М., 1991.
  24. Детская картина мира: Программа обучения и воспитания детей 6-7 лет: Развитие речи. Обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой // ДВ. 1994. № 2.
  25. Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к звуку. – М., 2000.
  26. Дурова Н.В., Невская Л.Н. От слова к букве. – М., 2000.
  27. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1978.
  28. Зак. А. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М., 1996.
  29. Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. – М., 1970.
  30. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. –Ярославль, 1997.
  31. Климанова Л.Ф. Комплект пособий для обучения шестилеток чтению и письму. – М.,1995.
  32. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. – М., 1997.
  33. Колесникова Е.В. и др. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
  34. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. –М.,1998.
  35. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. –М., 1970.
  36. Липченко Н. и др. Новые краски "Радуги": как мы видим звуки // ДВ. 1998. № 3.
  37. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
  38. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите, играя. –М., 1983.
  39. Мастрюк Г.А. Детская рука// ДВ. 1976. № 11.
  40. Матыцин В.П. Подготовка руки к письму. –Тверь,1993.
  41. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки// Начальная школа. 1994. № 8.
  42. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., – 1987.
  43. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. – М., 1991.
  44. Немов Р.С. Психология. Том 2. - М.,1995.
  45. Никурашин И.С. В помощь работникам детского сада по обучению грамоте. - М.,1978.
  46. Новоторцева Н.В. Учимся писать: обучение грамоте в детском саду. - Ярославль, 1998.
  47. Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. В 6 ч. – Ярославль, 1996.
  48. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 1978.
  49. Программа «Детство».– СПб., 1995.
  50. Программа "Радуга".– СПб., 1998.
  51. Программа "Развитие". –М., 1999.
  52. Программа «Из детства в отрочество». –М., 2000.
  53. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.
  54. Рузина М.М. Поиграем?: "Пальчиковый игротренинг" // ДВ. 1997. № 5.
  55. Синицина Е.Умные слова. – М.,1998.
  56. Страхов И.В. Психолого-педагогические основы обучения шестилетних детей. –Саратов :СГПИ, 1985.
  57. Толбанова А.И. Пальцы помогают говорить. // ДВ. 1989. № 10.
  58. Тумакова Г.А., Максаков А.И. Учите, играя. – М., 1983.
  59. Утехина К. Развитие графических навыков письма у дошкольников // ДВ. 1998. № 5.
  60. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. –Псков,1995.
  61. Федосова Н.А. Первые шаги в обучении: Экспериментальная программа подготовки шестилетних детей к школе // НШ. 1996. № 43.
  62. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // ДВ. 1996. № 4.
  63. Федосова Н.А. Особенности обучения шестилетних первоклассников // НШ. 1987. № 4.
  64. Филиппова С.О.Подготовка дошкольников к обучению письму. –СПб., 2001.
  65. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. – СПб., 2001.
  66. Черных Е.В. Подготовка руки дошкольника к письму//Начальная школа. 1993. № 5.
  67. Шарипова Е. Обучаем грамоте: Игры-пособие "Кубики Зайцева" //Педагог. вестник. 1996. № 11-12.
  68. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. –М, 1988.
  69. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. –М., 1991.
  70. Усачева С.П. Прописи для дошкольников: Уч.-мет.пособие. – Тверь,2001.
  71. Усачева С.П. Обучение детей дошкольного возраста письму и чтению// Программа курса для центров дополнительного образования. –Тверь,2001.
  72. Усачева С.П. Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте: Уч. пособие– Тверь,2001.
  73. Петровский А.В.Общая психология. –М., 1970.
  74. Усова А.П. Обучение грамоте в детском саду. –М., 1963.
  75. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. –М., 1979.
  76. Лыкова И.А.Занимательные прописи. –М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»

Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков ...

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм.

Конспект занятия по разделу "Подготовка к обучению грамоте" в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (нарушение зрения) на тему: Звуки М,М`. Бувка Мм....