Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Подготовка к обучению грамоте»в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи на  тему  «Карта для доктора Айболита»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_marfutenko_3.docx143.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик»

Конспект

занятия по образовательной области «Речевое развитие»

раздел «Подготовка к обучению грамоте»

в группе компенсирующей направленности

для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

  на  тему

 «Карта для доктора Айболита»

                                                             

                                     Разработала: Марфутенко Александра Олеговна,

                                                            воспитатель МАДОУ «Цветик-семицветик»

г. Когалым, 2024г.

Форма организации: фронтальная

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая.

Цель: Закрепление знаний детей о звуковом анализе слов. 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове (начало, середина, конец);

-Закрепить знание детей о гласных и согласных звуках, определять основные качественные характеристики звуков в слове;

-Формировать у детей умение интонационно осуществлять звуковой анализ простых трех звуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, отличать гласные звуки от согласных, определять мягкие и твердые согласные звуки;

-Упражнять в составлении схемы звукового состава слова;

-Продолжать учить детей составлять графические схемы простого предложения из трех-четырех слов без предлога, простого предложения из трех-четырех слов с предлогом.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать речь, внимание, мышление, мелкую моторику кистей рук детей с помощью штриховки;

-Развивать интерес к учебной деятельности в целом и к обучению  грамоте.

-Развивать коммуникативные и социальные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя и  сверстников;

-Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.

Методические методы и приёмы:

Наглядные:

  1. Картинки, иллюстрации.

Словесные:

  1. Беседа;
  2. Указание;
  3. Объяснение;

Игровые:

  1. Пальчиковая гимнастика;
  2. Дидактическая игра;
  3. Воображаемая ситуация в развёрнутом виде;
  4. Игра-приветствие;

Методы повышения познавательной активности:

  1. Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  1. Проблемная ситуация;
  2. Физкультминутка.

Практические методы:

  1. Упражнения;
  2. Моделирование;
  3. Продуктивная деятельность.

Словарная работа:

Активизация и закрепление словаря: звук, гласный, согласный, мягкий, твердый,  слово, предложение.

Технологии: элементов технологий ТРИЗ, здорорвьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, технология Кинезиологии. 

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:  интерактивная панель, магнитная доска,  стол для демонстрации, стулья по количеству детей, мольберт, атрибуты к дидактической игре «Речевая карусель».

Демонстрационный материал: матерчатый круг для игры «Речевая карусель», карта (на интерактивной панели), картинки для составления предложений, схема предложений, карточка для звукового анализа слова кит, фишки синего, красного, зеленого цвета.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: картинки с изображением предметов для определения звука в слове ДЛЯ ИГРЫ «Речевая арусель»:мАк, рАк, шАр, кАктус,

Арбуз, Апельсин, Аист, Автобус, юлА, лисА, зебрА, улиткА; карточки-схемы звукового состава слова (кит), фишки (зелёного, синего и красного цвета); схемы предложения, альбомы для штриховки, простые карандаши.

Предварительная работа: 

Чтение сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

Словесные игры: «Назови звук», «Повтор звуки», «Составь слово», «Угадай слово», «Где спрятался звук?», слушание сказки К.И. Чуковского «Айболит», обыгрывание отрывков из сказки Айболит, настольно-печатные игры «Собери сказку», «Составь слово», «Доскажи словечко» и др.

Ожидаемый    результат:

-Дети выполняют звуковой анализ слов и составляют схемы звукового состава слова;

-У детей сформировано умение интонационно выделять звуки в слове;

-Дети различают гласные и согласные звуки, определяют твердость и мягкость согласных;

-Дети составляют предложения из трех-четырех слов без предлогов, трех-четырех слов с предлогом;

- Дети умеют составлять графические схемы простого предложения из трех-четырех слов без предлога и простого предложения из трех-четырех слов с предлогом.

Технологическая карта занятия

Деятельность детей  

Деятельность педагога

I ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (3 мин)

Играют в игровых уголках.

Обращают внимание на входящих гостей, здороваются с ними, предлагают сесть на стулья.

Проявляют заинтересованность.

Подходят к воспитателю, становятся свободно на ковре для игры - приветствия.

Желающий ребёнок начинает приветствие. Остальные повторяют за ним.

Выполняют указания воспитателя.

Ребёнок громко произносит своё имя, выделяя первый звук, садится на стул.

1.Организационный момент с элементами релаксации.

Установление эмоционального контакта с детьми (настраивает детей на занятие).

-Создание атмосферы психологической комфортности и безопасности.

Игра-приветствие

Ребята, начался новый день! К нам сегодня пришли гости.  Подарим им и себе хорошее настроение! Предлагаю поприветствовать гостей и друг друга. Кто сегодня начнёт приветствие? 

Давайте возьмемся за руки и настроимся на интересное занятие:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем на право, 1,2,3,

А теперь пойдем на лево, 1,2,3,

В центре круга соберемся, 1,2,3,

И на место все вернемся, 1,2,3,

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем.

А теперь слушайте внимательно!  

«Сядет тот, чьё имя начинается на определённый звук. Я буду называть звук, а вы должны громко произнести своё имя и присесть на стул.

Сядет тот, чьё имя начинается на звук: [А], [М], [У], [В], [К], [И], [Т], [О].

Какие вы молодцы!

II  ЭТАП - ОСНОВНОЙ  (20 МИН)

Выполняют указания воспитателя.

включаются в деятельность.

Введение в ситуацию.

Мотивирует детей на включение в деятельность, актуализует знания по обучению грамоте.

Через проблемную ситуацию направляет внимание детей на решение задач. 

Создаёт затруднение в деятельности, формирует опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Возникает затруднение: доктор  не может  попасть в Африку (подвести детей к выводу): «потому, что карта размыта,  нельзя рассмотреть, Нужно восстановить карту!»)

На телефон приходит сообщение:

- Ребята, мне пришло какое то сообщение на телефон, сейчас я его прочту:

«Здравствуйте, Александра Олеговна, и ребята 20 группы! Я доктор Айболит! И спешу на помощь к больным животным в Африку. Они прислали мне карту, которая поможет добраться к ним. Но карта оказалась размыта, чтобы ее восстановить, нужно выполнить  задания.

Прошу вас о помощи!

За каждое выполненное задание вы откроете часть карты.

Отправляю карту вам!

Уверен что вы мне поможете!»

-Интересно, что это за карта, сейчас я ее вам выведу на большую панель.

На интерактивной панели появляется изображение карты с размытыми картинками.

-Ой, ребята, и правда ничего не разобрать, сейчас посмотрим,  какие задания выслал Айболит.

Ребята, тогда приступаем!

1.Задание -  речевая игра «Карусель».

Во время выполнения задания стоят вокруг матерчатого круга.

Один ребёнок приносит атрибуты к игру.

Дети разворачивают  полотно.

Слушают правила игры.

Выполняют правила игры: называют заданный звук и определяют его место в слове.

«Ели-ели, ели-ели

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом-бегом.

Тише, тише не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, три, четыре, пять

Звук мы будем называть!».

Рассматривают картинки с изображением:

мАк, рАк, шАр, кАктус,

Арбуз, Апельсин, Аист, Автобус.

юлА, лисА, зебрА, улиткА.

Актуализация знаний о звуках.

- А первое Ваше задание, нужно выполнить с помощью игры «Карусель»

- А у нас есть такая игра?

 

Правила игры:  

Правила игры:

Ребята, вам нужно  остановится возле картинки, внимательно ее рассмотреть и определить на каком месте стоит звук «А» в начале, середине или в конце слова.

Вопросы:

-Посмотри на свою картинку, где слышится звук «А»?

-А где в твоем слове слышится звук?

-На каком месте в твоем слове звук?

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием!

- Посмотрим на карту, открывается первая картинка.

2 Задание – «Звуковой анализ слова «Кит».

Во время выполнения задания дети сидят за столами.

Один ребёнок выполняет задание  у доски.

Дети за столами  выполняют звуковой анализ слова, составляют схему слова  «Кит».

Объясняют выполнение задания.

Убирают  рабочее место, складывают материал на край стола.

Актуализирует знания детей о звуковом составе слова, о составлении схемы звукового состава слова.

- А следующее задание  нужно  выполнить за столами.

- Проходите на свои места.

Вопросы, указания:

Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней?

Нужно выполнить звуковой анализ слова КИТ.

Проверят правильность выполненного задания.

- Расскажи, как ты выполнил звуковой анализ слова КИТ?

-Подойдем к карте!

Открылась вторая картинка!

- Молодцы, ребята!

Вы справились с этим заданием.

3 Задание – фиминутка «Я по Африке иду»,  

Дыхательная гимнастика

Во время выполнения задания стоят свободно на ковре.

Проявляют желание провести игру, активно участвуют  в игре.

Один ребенок  проводит   физминутку, дети  повторяют за ним,  согласовывают движения с текстом. 

«Я по Африке иду,

Замечаю на ходу

(Ходьба на месте)

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф.

(Руки вверх, потягивание)

У меня над головой

Пальма зашуршит листвой.

(Наклоны в стороны с поднятыми руками)

Но придется приседать,

Чтобы фиников набрать. (Приседания).

А огромный серый слон (Круг руками)

Посылает нам поклон. (Наклоны вперед)

Мы прогулку завершим (Ходьба на месте)

И как змейки пошипим (Ш-ш-Ш, шшшш)

И на место поспешим. 

Садятся на свои места.

- Здорово у вас получается.

-Так, какое же следующее задание?

- Вам предлагается поиграть в игру «Я по Африке иду»

- Кто желает провести эту игру?

- Молодцы, вы правильно все выполняли!

Открывается третья  картинка.

4 Задание «Составь предложение и схему предложения»

Во время выполнения задания дети сидят за столами.

Составляют предложения.

Один ребенок у доски составляет предложение, остальные на местах.

-Какое же ещё задание Вам отправил Айболит?

- Вам нужно составить предложение по картинке.

Вопросы, указания:

- Ребята, из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов).

- Молодцы, правильно!

- Кто выйдет к  доске?

- Составьте предложение из 3-х слов и выложи схему этого предложения?

Выслушивает несколько детей.

- Какое предложение составил? (к ребёнку у доски)

- Молодцы, интересные у вас предложения получились!

- А теперь рассмотрите  другую картинку, составьте предложение  с предлогом по этой картинке нужно выложить схему этого предложения?

- Кто пойдёт к доске?

Воспитатель спрашивает по очереди.

Добивается четкого произношения составленного предложения.

-Посмотрите на карту!

- Здорово, выполнили задание и ещё одна картинка  появилась!

5 Задание -  пальчиковая гимнастика «Айболит зверей лечил» (с элементами Кинезиологии)

Во время выполнения задания стоят.

Проявляют желание провести игру.

Один ребенок  проводит пальчиковую гимнастику. Остальные повторяют за ним,

проговаривают текст пальчиковой гимнастики,  согласовывают движения пальцев рук со словами.

«Айболит зверей лечил,                                                                                                    Всех зверюшек угостил:                                                                                            Белочке – орешки,                                                                                                     Морковку – зайчишке,                                                                                                 Мишке – медок,                                                                                                           Ежику – грибок.                                                                                                 Ну, а лисоньке – цветок!                                                                                      

 Каждый зверь благодарит:                                                                                                    «Вот спасибо, Айболит!»

- Посмотрим,  какое следующее задание?

- В следующем задании Вам предлагается поиграть в игру «Айболит зверей лечил».

- Кто хочет провести эту игру?

- Молодцы, как здорово, Вы поиграли со своими пальчиками!

- Посмотрите скорее на карту, она почти вся открылась!  

Открывается картинка.

6 Задание – «Штриховка» - «Дорожка для доктора Айболита»

Во время выполнения задания дети сидят за столами.

   Выполняют зада6ние в альбомах для штриховки.

Указания, пояснения:

- У Вас осталось еще одно задание!

Нужно  обведите дорожки,  по которым Айболит прибежит в Африку:

Сначала обведите  волнистую дорожку, потом  - пунктирную дорожку.

Проверяет, как выполняют задание дети.

-Ребята, посмотрите друг у друга, красивые ли получились дорожки?

- Ребята, посмотрим на нашу карту!

- Молодцы! Вы правильно и аккуратно  обвели дорожки.

Открывается последняя картинка.

- Посмотрите, на карте видно теперь все картинки!

- Нужно скорее ее отправить Айболиту, чтобы он отправился в Африку!

III  ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (2 мин)

Дети совместно с воспитателем подводят итоги.

Решают, что получилось, а что нет.

Высказывают своё мнение.

В обсуждении участвуют все дети.

Оценивают свою работу на занятии с помощью смайликов.

Рефлексия и самооценка детьми

старшего дошкольного возраста   собственной   деятельности на занятии.

Каждый ребёнок выбирает себе смайлик и крепит на доску. Рассматривают. Определяют, каких смайликов больше.

Делают вывод.

Предоставить возможность каждому ребенку оценить его активность, успехи, затруднения на разных этапах занятия.

Создание ситуаций успеха для

каждого ребенка.

Вопросы:

- Ребята, кому вы сегодня  помогли?

-Что для этого сделали??

- Смогли выполнить все задания?

-Почему нам это удалось?

Рефлексия.

-А хочу сказать, что вы все молодцы!

Оценивает каждого ребёнка:

-Здорово провел игру----!

-Мне оправилось,  как …провел физминутку!

 -За работу возле доски  хочу похвалить ------ и ------!выполнил  молодцы!

-Очень старались и аккуратно выполнили штриховку ------!

-Отвечал на се вопросы…..! и др.

 

- Вы все были сегодня старательными и внимательными!

- А сейчас я  предлагаю каждому из вас оценить свою работу на занятии?

Ребята,  на следующем занятии я предлагаю вам нарисовать открытки для больных животных и отправить их в Африку!

https://sun9-57.userapi.com/impg/dnbUfClSE4FAiXgDJUFETKIzmqv-gBFoXIpnnw/3vSjz59UkLg.jpg?size=604x453&quality=96&sign=534f5832450946693b99fd8413d35af9&c_uniq_tag=3yKhKKhrI655o4wiZ1J_pUYJ0z0FneJZXfPFfhaZnaQ&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"

Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми,  кишер,  сухан, ...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Обучение грамоте» на тему: «Звуки [р], [р’], буква «Р» в подготовительной группе»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы, социализация, музыка.Виды детской деятельности: коммуникативная, познавате...

Конспект занятия по речевому развитию раздел "Подготовка к обучению грамоте" в младшей группе

Консепкт занятия по подготовке к обучению грамоте в младшей группе...