Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.
    статья по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Сидорова Галина Николаевна

    «Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова.

     

    НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводится игровая деятельность по подготовке к обучению грамоте. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_obucheniyu_gramote.docx22.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации  для педагогов

    по подготовке  детей к  обучению грамоте.

    «Обучение ребёнка начинается задолго до того времени, когда его сажают за перо и букварь» Усова.

    НОД по обучению грамоте должны начинаться со старшей группы, а до старшей группы с детьми проводится игровая деятельность по подготовке к обучению грамоте. В старшей группе педагогам необходимо решать следующие задачи:

    1. Развивать и совершенствовать фонематический слух детей (научить слышать, различать и произносить звук).

    2. Внятно отчетливо произносить звуки речи, развивать  дикцию.

    3. Научить делить двухсложные на слова на слоги, выделять ударный слог.

    4. Составлять предложения из 2-3 слов с предлогами и без.

    5. Дифференцировать звуки.

    Примечание: со старшей группы использовать  наборное полотно.

    В подготовительной группе задачи усложняются:

    1. Дети должны делать полный звуковой анализ слов состоящих из 3-х звуков.

    2.Учить заменять звуки на буквы и прочитывать слово, используя графическое изображение.

    3. Делить 3-х сложные слова на слоги и называть ударный слог.

    4. Придумать и составлять предложения из 3-4 слов с предлогами и без.

    5. Различать гласные, согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие звуки.

    Примечание:

    При работе с согласными звуками знакомить нужно с парами звуков: твёрдые и мягкие, чтобы обучение было грамотным нужно ориентировать его  на последнюю гласную (ма, мя).

    6. Учить понимать смысл  слова из 2-3 слогов, понимать что слово может состоять из 1 слога и на части они не делятся. Придумывать из слогов новые слова, видоизменять слова.

    7. Учить правильно ставить ударения в словах и различать что от перемены ударения в слове может  меняться смысл самого слова.

    8. Учить выделять слова из предложения и понимать, что предложение может состоять из одного  слова (название рассказа, состояние погоды).

    9. Учить изменять предложения так, чтобы они из коротких превращались в длинные и наоборот,  придумывать весёлые и грустные предложения.

    10. Учить различать повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения, знакомить  детей с этими знаками .!?

    11. Учить понимать, что предложение начинается с большой буквы, а схематически изображается вот так

    12. В работе над предложением чаще использовать игрушки. Вначале нужно предлагать 1 игрушку и предложения составлять из 3 слов (анализ).

    Варианты: придумывать  весёлые, грустные предложения об этой белочке.

    13. работать над текстовым материалом при составлении предложения. (например: вспомните начало сказки «Репка» и назови предложение из 3-х слов.

    14. Использовать для составления предложений 2 картинки или игрушки, объединённые одним содержанием, сюжетом (белка, орехи).

    Широко использовать следующие приметы в работе над предложением:

    1. Действия с картинками (схемами) полосками.

    2. Графическое изображение слов в предложение (работа на доске, в тетрадях).

    3. «Живые сценки» (кто-то из детей выполняет какое-то действие, а остальные придумывают  предложения.

    4. Для подсчёта слов в предложении  использовать разнообразные слуховые и зрительные ориентиры (простучать столько раз сколько слов в предложении).

    5. При формировании умения выделять  из речевого потока и «записывать» предложения состоящие из нескольких слов , использовать съёмные схемы – модели предложения.

    Дети должны выставлять  их на  наборное полотно (плотный картон с прошитыми в несколько рядов полосками (кармашками) из полиэтелена) и с первых  же слогов учились не только «читать» с паузой между словами, но и «записывать» предложения комментируя с помощью воспитателя свои действия. Например  при записывании предложения из 3-х слов  с помощью схем-моделей (полосок вырезанных из плотной бумаги), дети должны рассуждать так: «записываю предложение «Девочка бежит купаться» в нём 3 слова, первое слово в предложении пишется с большой буквы, обозначаю его полоской с дополнительной черточкой. Слова пишутся отдельно друг от друга. Пропускаю расстояние (пустое место). Второе слово «бежит» записываю его – ставлю вторую полоску без дополнительной черточки.

    6. При формировании умения деления слова на слоги акцент переносите на слово. Возникает необходимость формирования на данном этапе у детей четкой дифференциации слова в предложении нужно использовать динамичное пособие представляющее схему слова в необычном виде. Это плотный лист бумаги для рисования в середине которого по длине изображена прямая линия  символизирующее слово, под ней находится карман изготовленный путем подклеивания загнутой нижней части этого листа сначала на 4 см, затем еще на 4 см.

    Например: Дети как записать слово «зайцы» если мы не знаем пока букв ( один ребенок чертит схему слова на доске, другой  ребенок «записывает» его с помощью полоски на  наборном полотне. У педагога  в руках модель-схема . Предлагает  детям найти  на этой схеме  дополнительную чёрточку, показывающую начало предложения. Отмечается, что такой черточки –нет. Далее можно предложить детям  подумать: что обозначается на этой схеме: слово или предложение?

    Затем предложить детям послушать, как произносится слово «зайцы» и посчитать, сколько частей в этом слове? Подумать, как  можно это показать на схеме? (нужно поставить поперечную полоску) Схема дополняется  вертикальной  полоской из плотной черной бумаги. Далее детям можно предлагать такие задания: произнесите только ту часть слова, которую я показываю на схеме. (педагог обводит указкой вторую часть  слова, затем первую) Рассказать детям о том, что части на которые делятся  слова  при их произношении называются слогами. Затем детям предлагается еще раз произнести первый и второй слоги в анализируемом слове. Затем можно давать и другие слова (белка,  синица) для анализа и определения  количества слогов. Дети могут с помощью вертикальных полосок  вставляющихся в картон показывать и называть слоги по порядку или только  второй, третий слог, могут самостоятельно подбирать  свои слова с опорой на схему.

    Работа по определению ударения должна базироваться  на умение осуществлять слоговой анализ. Обратить внимание детей на то, что  один из слогов  произносится  с большей силой голоса, более протяжно – такой слог называется ударным. Можно сделать так: предложить детям разгадать загадку, а слово отгадку записать  и обозначить на схеме количество слогов. Затем предложить детям произнести сначала только первый слог, затем только второй слог , потом предложить  произнести заданное слово хором и послушать  какой слог произносится сильнее (слово нужно произносить целиком 2 раза). Вместе с детьми пришли к выводу, что например первый слог произносится  сильнее(зайцы) и называется он ударным, потому что на  него мы  как бы «ударяем» голосом, произносим его сильнее, протяжнее. Это можно показать и на схеме. Для этого необходимо использовать значок похожий на флажок и на схеме может вставляться в прорезь на наборном полотне ( три прорези над словами сверху над 1, 2, 3, слогами, горизонтальная прямая обозначает на схеме «записанное» слово, стоящая вертикальная линия показывает границу слогов, и карманы для  полосок - слогов). Например:  при определении ударного слога  в слове «кукушка» дети должны поставить знак ударения в прорези над 1, 3 слогами, вслушиваясь в произношение слова и установить, что слово звучит правильно лишь при ударении на 2 слоге. Так практически (на слух, зрительно, путем действий с деталями модели дети усваивают смысловую различительную  функцию ударения, у них сформируется умения быстро  и безошибочно распознавать слоговую структуру и умения ставить ударения).

            

    Вертикальные полоски обозначают границу слогов, они могут перемещаться, флажок- ударение, желтый прямоугольник – слово, синий квадрат – слоги,  горизонтальные полоски – прорези куда вставляются флажки, круги – звуки, красный гласные звуки, синие – глухие согласные звуки, зеленые -  звонкие согласные звуки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для педагогов по обучению грамоте и письму.Автор Дубгорн Ольга Андреевна-методист

    Семинар-практикум по обучению грамоте и письму, в котором представлены задачи , уровни обучения дошкольников грамоте и письму, дидактические игры и задания для использования на занятиях....

    Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

    Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

    Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

    Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

    Рекомендациидля родителей по подготовке детей к школе

    ldquo;Школа для родителей всегда выступаетв качестве новой формы власти над их ребёнком.А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,причём наиболее незащищённой частью”.А. И. Лунько...

    Методическая разработка " Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте"

    Методические рекомендации к презентации «Сведения, которые полезно знать родителям и педагогам, готовящимся обучать дошкольника грамоте»Презентация создана с помощью системы PowerPoint и может использ...

    Общие рекомендациидля родителей детей-инвалидов

    материал содержит информацию для оказания методической поддержки родителям детей-инвалидов...