ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
учебно-методический материал по обучению грамоте на тему

Прокопьева Светлана Алексеевна

графические упражнения для обучения детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_graficheskih_uprazhneniy.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Считалки

Для успешного письма необходима хорошая координация между речевыми (артикуляционными) движениями и движениями пишущей руки. Самое простое упражнение, устанавливающее такую координацию, - считалки.

Когда дети считают, чтобы выбрать кого-то одного для определенной роли в игре, произносится специальный, очень ритмичный стишок - считалка, и каждый ритмический акцент этого стишка сопровождается движением руки. Каждый акцент соответствует ступеньке счета, и это отмечается совпадающим по ритму движением руки. Поэтому детям полезно произносить считалки (разумеется, не изолированно, а вместе с движениями, реально «считаясь»).

Можно попросить их говорить считалки быстрее или медленнее и обратить их внимание на разный темп и ритм при этом движении руки. Есть другие, более сложные и эффективные способы тренировать эту координацию руки и голоса. Для этого в программе предусмотрено несколько моделей процесса письма.

 

Графический диктант

Простейшая из этих моделей представляет собой следующее упражнение, называемое «графическим диктантом». Воспитатель на доске рисует простой ритмический орнамент - например, чередование кружков и ромбиков, или треугольников и квадратиков, или ещё что-то в этом роде. Вызвавшийся работать у доски ребёнок должен аккуратно, уголком мокрой тряпки стирать с доски элементы орнамента так, как будто он их рисует тряпкой. При этом ребёнок комментирует свои действия, ритмично проговаривая в такт движению руки. Комментарий - «приговорка» - может выглядеть примерно так: «левый бок, правый бок, кружочек, левый бок…» или «сле-ва, спра-ва, тре-у-гольник, сле-ва…». Конкретная форма «приговорки» не важна, важно только, чтобы она соответствовала тому, что ребёнок делает, и совпадала по времени с движением руки.

 

Когда дети уяснили смысл того, что надо делать, можно усложнить задачу. Пусть к доске выйдет второй ребёнок и в то время, когда первый стирает узор и «приговаривает» свой речевой комментарий, начнёт в том же ритме, под ту же «приговорку» своего товарища пририсовывать справа новые элементы того же орнамента. Он будет рисовать как бы «под диктовку».

Дети у доски должны стремиться к тому, чтобы их движения стали синхронными. Остальные дети зорко следят за ними и готовятся подробно рассказать, «как было», точно ли в такт «приговорке» стирал узор первый ребёнок, успевал ли, не опережал ли «приговорку» второй.

Потом к доске может выйти другая пара детей и выполнять ту же работу на другом, аналогичном орнаменте, остальные дети могут работать на местах, на настольных подставках мелом, рисуя тот же узор под ту же «приговорку», но в своем индивидуальном ритме.

Дети «гудят приговорку» себе «под нос», не очень громко, чтобы не мешать друг другу. Ребёнок, стирающий узоры на доске, произносит её довольно громко, так, чтобы его слышал партнёр по работе. На его темп «приговаривания» ориентируются все дети группы, сохраняя вместе с тем свой индивидуальный темп.

 

Эта ситуация моделирует, по сути дела, диктант, когда дети слышат текст, который надо записывать, из уст учителя, а сами записывают его (и приговаривают при этом) в своем собственном темпе, сообразованном с темпом диктовки.

 

Вариации «графического диктанта» - «дождик».

Есть и другие вариации «графического диктанта».

Простейшая из них - рисование «дождика» - коротких линий, косых или вертикальных, вразбивку, расположенных на листе, под приговаривание «кап, кап». Можно задавать разный темп «дождя» - «редкий / крупный дождь» - редкие, более длинные линии и, соответственно, медленное проговаривание «кап… кап…», ливень - быстрое рисование частых линий и быстрое «кап-кап-кап».

 

Возможен «диктант» посложнее, например, такой: «Посередине широкая горизонтальная дорога… Её пересекает сверху вниз узкая извилистая тропинка. Сверху слева над дорогой идёт крупный косой дождь. Справа светит солнце. По дороге бегут два ежика. Они несут на иголках грибы, листья, сливы».

 

Условие такого диктанта - необходимость слушать внимательно и успевать сразу точно зарисовывать все, что нужно, - воспитатель не повторяет диктовку много раз. Диктовать нужно медленно, давая детям время изобразить то, что продиктовано.

 

В процессе такого «диктанта» дети должны реализовать следующие свои возможности: хороший уровень внимания, умение ориентироваться в плоскости листа, умение работать в заданном темпе - успевать за диктовкой, умение провести горизонтальные параллельные друг другу линии - полосу и прямые разного направления - лучи солнца, владение формами «пол-листика» (ежи, шляпки грибов), «листик» (листья), «овал» (ножки грибов, сливы).

 

Можно составить довольно большое количество «диктантов» такого рода и время от времени предлагать их детям. Дети любят эту работу, её можно использовать как хорошее переключение с других видов работы, когда нужно, не расслабляясь, немного отдохнуть от какой-то деятельности.

 

«Стрельба по мишеням» - рисование полос одинаковой ширины

Горизонтальные линии дети учатся проводить в процессе дидактической игры «стрельба по мишеням».

Детям объясняют правила этой игры следующим образом: «Справа на доске воспитатель проводит вертикальную прямую. Это «линия мишеней». На ней рисуют мишени - штук 8-10 на разной высоте. Слева проводится ещё одна линия - наклонная, примерно 60-70° к горизонтали. Верхний конец наклонной линии находится близко к «линии мишеней», а нижний - дальше от нее. Эта наклонная линия - «огневой рубеж».

 

Воспитатель сообщает детям, что сейчас они будут учиться стрелять в цель. Он покажет, как это делается. С мелом в руке воспитатель подходит к доске. Сначала надо выбрать мишень. Всем ясно, что попасть в цель легче с небольшого расстояния (сблизи), чем с большого (издалека).

«Огневой рубеж» проведён таким образом, что можно выбрать себе мишень на том расстоянии, на каком хочешь.

Воспитатель выбирает себе для начала мишень где-то посередине. Теперь надо определить на «огневом рубеже» точку, из которой можно попасть в эту мишень. Для этого стрелок (воспитатель) подходит к выбранной мишени, ставит руку с мелом прямо на ней и быстро идёт вдоль доски к «огневому рубежу», ведя неподвижную руку с мелом строго по горизонтали, не прикасаясь к доске.

Когда мелок оказывается на «огневом рубеже» - ставится метка. Это - «огневая точка», из которой стрелок должен поразить мишень.

 

Теперь можно «стрелять». «Выстрел» - это быстрое уверенное движение мелом по доске от «огневой точки» к мишени.

Линия «выстрела» должна быть строго горизонтальна.

Воспитателю нужно хорошо потренироваться в такой «стрельбе» заранее, чтобы не оказаться плохим, неумелым «стрелком».

 

Когда демонстрация закончена (воспитатель может сделать ещё пару «выстрелов» с разных расстояний), вызываются желающие попробовать «стрелять». Нужно вызвать к доске двоих детей. «Стрельба по мишеням» - игра, в ней играют вдвоём.

Сперва двое играющих должны договориться, кто первый «стреляет». Можно посчитаться (считалки, где жест руки считающего совпадает по ритму со словом, являются хорошим упражнением для детей).

 

Когда выяснилось, кому «стрелять» - «стрелок» выбирает «мишень». Он делает это сообразно оценке собственных возможностей. Если он боится не попасть, пусть стреляет «сблизи», если уверен в себе - «издали».

Мишень выбрана, и теперь наступает очередь не «стрелка», а его партнёра делать своё дело. Это дело заключается в том, что он готовит стрелку «огневую точку», т.е. ведёт мелком над доской строго горизонтально от выбранной стрелком мишени к «огневому рубежу» и ставит там метку.

Стрелок подходит к своей «огневой точке», ставит на неё мелок, нацеливает своё движение на «мишень» и «стреляет». После выстрела «стрелок» вместе со своим помощником оценивают на первых парах с помощью воспитателя качество «выстрела».

 

Критерии оценки «стрелков»

Первый критерий оценки - попал или не попал. Если попал, это означает хорошую работу обоих членов пары - «стрелка» и помощника. Помощник точно определил «огневую точку», а «стрелок» метко выстрелил. Если «попадания» не было, надо разобраться, «стрелок» ли «промазал» или помощник неправильно определил огневую точку.

Все дети должны включиться в это обсуждение, высказать свои соображения, рассказать «как было», что они заметили, наблюдая за работой своих товарищей.

 

Второй, и главный, критерий оценки результатов «стрельбы» - это точность горизонтального направления линии «выстрела» по всей длине.

Вероятно, не у всех детей сразу получится строгая горизонталь. Условие игры - быстрота движения «выстрела» исключает неуверенность, «дрожание» линии, но она может оказаться прогнутой вверх или вниз по всей длине (т. е. представлять собой пологую дугу), или у одного из концов, чаще у «мишени», когда катастрофически промахивающийся «стрелок» пытается в последний момент поправить положение.

 

О таких негоризонтальных, прогнутых линиях дети говорят: «Ты не выстрелил, а бросил, кинул», - имея в виду дугообразную форму пути, проделанного мелком.

 

Когда «выстрелу» дана исчерпывающая оценка, «стрелок» и его помощник меняются ролями.

 

«Cтрельба» на бумаге.

 

После того, как 1-2 пары сыграли в «стрельбу» на доске, а все остальные побыли активно обсуждающими ход игры болельщиками, можно перейти к попарной игре за столами на листах бумаги.

 

Хорошо, если при игре на бумаге у партнёров будут фломастеры разного цвета, и дети подпишут свои имена (или хотя бы по 1-2 первых буквы из своих имен) на этом же листе - тогда воспитатель, собрав работы, сможет разобраться, где кто «стрелял».

 

Рисование квадрата

Когда вертикальные и горизонтальные линии освоены, можно приступить к рисованию полос разной ширины и их пересечений. Начать надо с горизонтальной полосы.

Воспитатель показывает на доске, как из двух горизонтальных линий получается полоса, и предлагает детям придумывать, чем это может быть - дорогой, тропинкой, лентой и др. Дети на листах бумаги фломастерами тоже рисуют полосы, как дороги. На «дороге» можно нарисовать машины, людей, велосипеды и т.д.

Рядом с «дорогой» - дома с окнами и вывесками. Потом можно попробовать нарисовать «дорогу» поуже или пошире.

 

Когда нарисовано несколько горизонтальных полос, можно перейти к вертикальным. Это тоже будут «дороги», которые пересекают первые. В местах пересечения «дорог» получаются перекрестки. (Обязательно спрашивайте детей: сколько полос начертили? Дети считают все линии: «4». И сколько линий на листе? - «4». Почему один ответ на разные вопросы? Кто умеет считать?...)

 

Перекрестки могут иметь разную форму - быть вытянутыми по горизонтали или по вертикали, или быть квадратными. Нужно заинтересовать детей именно квадратными «перекрестками». Это легко сделать, если построить на виду у детей на доске такой квадратный «перекресток» (в ряду других - прямоугольных) и обратить их внимание на его особенности, на отличие от прямоугольных.

 

Очень внимательно надо проработать саму процедуру получения квадрата - пересечения двух равных по ширине полос. Эта процедура такова.

 

Воспитатель обращается к группе с просьбой говорить ему по ходу работы, правильно ли он проводит ту или иную линию. Это нужно мотивировать тем, что ему (воспитателю), когда он работает на доске, не видно то, что у него выходит, так хорошо, как это видно детям, сидящим на некотором расстоянии от доски. Проводится вдоль вторая горизонтальная линия («веду вдоль вторую линию»).

 

Группа подтверждает её строго горизонтальное направление. Потом над этой линией, сантиметров на 20-30 выше, проводится вторая горизонталь, причем дети должны засвидетельствовать полную параллельность этих двух сторон горизонтальной «дороги».

Словом «параллельность» дети и воспитатель не пользуются. Они обсуждают, на одинаковом ли расстоянии по всей длине полосы находится верхняя линия от нижней. Третья линия - длинная вертикальная. Она пересекает две горизонтальных, образуя частично левую сторону квадрата.

Дети должны определить, действительно ли точно сверху вниз идёт линия, вертикальная ли она. И, наконец, самое трудное: четвёртая линия, потом образующая квадрат.

 

Сначала можно намеренно наметить на нижней горизонтали не такое расстояние, какое задано горизонтальной полосой, а немного больше (или меньше) и провести вниз линию, образуя вертикальную полосу. Пусть дети заметят это несоответствие полос и скажут об этом вслух.

Вторая попытка может быть также ошибочной, но пусть ошибка будет в другую сторону. Когда мнения детей разделятся: одни будут считать, что правая линия поставлена верно, а другие - что она сдвинута в ту или другую сторону, - тогда и наступит время спросить: какой линией пересечь вверх горизонтальную полосу? Первую или вторую? Убедиться глазами, что фигура на пересечении - не квадрат. Все это подтверждают.

 

Когда же квадрат будет когда-то построен, нужно ещё раз обсудить, от чего зависело равенство его сторон. Потом поставить точку в центре квадрата, как метку законченности работы. После этого пересечение полос можно дорисовать, чтобы вышли какие-то изображения по желанию детей.

Это может быть перекрёсток улиц со всеми возможными атрибутами, домик, кубик, коробка, стол, табуретка, собачья конура, окно и ещё множество разнообразных предметов. Дорисовывание квадрата (как и многих других фигур, осваиваемых детьми в процессе обучения) имеет тот же смысл, что и декоративное рисование с включением «листиковых» форм - перевод разговоров в образный план.

 

РИСОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЕДИАТОРА

«Листики», «капельки», «луковки»

Форма медиатора, которую дети обычно зовут «листиком», вводится на второй-третьей неделе занятий.

 

Воспитатель должен принести на занятие достаточное количество медиаторов (по 5-8 на каждого ребёнка) и раздать их детям. Дети, внимательно рассмотрев медиаторы, начинают высказывать свои соображения о том, какие из известных им предметов похожи на эту форму.

Чтобы было яснее и интереснее разговаривать, дети прикладывают медиаторы к листам бумаги и обводят их фломастерами. Получив нарисованный контур медиатора, они могут реализовать свой замысел, дорисовать тот предмет, который они имели в виду.

Обычный набор называемых детьми предметов: капля, листик, луковица, воздушный шарик, груша, лепесток, морковка, редиска, голова какого-то зверька, человечка, чье-то туловище, чьи-то ушки и т.д.

 

На первом занятии с формой медиатора дети подробно обсуждают, на что похожа эта новая для них форма, и договариваются, как они будут называть её в дальнейшем. Чаще всего медиатор зовут «листиком». Но, вообще говоря, не исключены и другие названия: «капелька», «слёзка», «луковка». Важно только, чтобы все дети понимали, о чем идёт речь.

 

На этом же занятии ребята начинают тренироваться в обведении медиатора. Они составляют рисунки, используя форму медиатора-«листика» многократно.

Это может быть набор предметов, а может быть и сложная картинка, на котором, скажем, Петрушка, голова и туловище которого имеет форму «листиков», держит связку воздушных шаров, тоже имеющих эту форму. Рядом может расти цветок с лепестками-листиками и бежать какой-нибудь зверек, голова, туловище и уши которого имеют эту же форму.

 

На первых порах, когда дети обводят форму «листика» по трафарету-медиатору, все «листики» выходят одинаковой величины. Это не мешает использовать форму в рисунках - ведь они носят очень условный характер. Позднее, когда дети начнут рисовать «листики» от руки, они могут быть самой разной величины, что дает возможность более свободного использовании в рисовании этой формы.

 НАПИСАНИЕ ЦИФР И ДАТЫ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель обладает разнообразными приёмами организации групповой деятельности и обновления детских впечатлений. Приведём примеры того, как организуется вариативность графических действий при записи цифр.

 

При записи цифр дети осваивают ритмы для каждой цифры. Воспитатель сообщает рабочей группе ритмы двух цифр - 9 (та-та) и 8 (ти-та-ти). Он просит написать их с начала линии и потом в квадрате и просит запомнить направление движений. Он записывает девятку под ритм, а потом под первое «та» стирает овал, ведя против часовой стрелки. Таким же образом показывается написание восьмерки. Стирается то, что совпадает с «та»: движение вниз. Дети приступают к работе.

Другой рабочей группе показывается запись восьмёрки и семёрки с ритмом «ти-ти-та-ти» (сравните с ритмом «ти-та-ти» - для восьмерки). Другие группы работают над этими же цифрами. При обсуждении итогов дети показывают цифры разной высоты, величины овалов и наклона.

Выясняется сообща вид цифр - они печатные или письменные, похожие они или одинаковые. Воспитатель своим рассказом дополняет условия выполнения задания, определяя, что ещё можно изменить в написании цифр в квадрате. Реализация всех дополнений откладывается до следующего занятия.

 

На следующем занятии предлагается писать подряд пары семёрок, восьмёрок, девяток и следить за детьми, кто из них рисует цифры, а кто пишет. В обсуждениях дети объясняют свою оценку, а воспитатель укажет, что это различие по темпу.

Выяснится, что можно попробовать писать, говоря названия цифр. Дети практически выясняют, удобнее ли произносить ритм, чем название цифры. За неделю дети приобретут сноровку в написании одинаковых по виду цифр вне квадрата и в квадрате и в их речах появятся приметы одинаковости.

Они вспомнят, что цифрами записываются номера телефонов, и попробуют их записать. Обнаружилась связь с повседневной жизнью и увеличилось число вариантов и вариаций. Возникает вопрос о ритме следующих цифр. Его можно обсудить, установив различия в движении на «ти» и «та». После освоения всех 10 знаков цифр можно организовать выставку цифровых записей (удачных, неудачных, только средних - частично удачных) и обсудить способы улучшения записи).

 

Если через 4 недели занятий ребёнок не заинтересован в обсуждении работ, то его активность явно недостаточна для включения в следующий шаг, который сделает группа. И тут обнаружилась не только речевая инертность, но и пассивность в общении. В дальнейшем он, как и все, будет ставить дату на своей работе (6 цифр) и писать своё имя так, как сможет, хотя бы и двумя буквами. Однако он их будет рисовать, т. е. не менять темпа записи. Для такого ребёнка надо подыскать новую компанию ребят.

 

На освоение определённого графического образа (а цифра для ребёнка целостный символ счета) выделяется всегда не менее месяца, возможно, два месяца. За это время может установиться речь детей в данной ситуации.

Её-то и должен улавливать воспитатель и записывать употребленные ребёнком выражения, как свидетельства включённости в ситуацию, привычности обстоятельств его деятельности.

 

Говоря общепринятые слова, ребёнок и сам яснее представляет себе то, что ему доступно. В нашем примере это будут слова: темп, ритм, коротко, длинно, хочу, хочет, не может и т.д. Записывая их, воспитатель учтет и для своей сменщицы проведенную ими работу. Будет вовремя обнаружен и малоактивный круг лиц, которым надо сменить окружение.

РАБОТА С РОСЧЕРКАМИ

Работа с росчерками проводится сначала не на бумаге, а на настольных подставках, мелом. Это очень важно, потому что при работе на бумаге, когда листы после занятия собираются воспитателем, у детей в работе присутствует момент некой робости, желания сделать как можно лучше и боязни не суметь этого. А если они работают на настольной подставке мелом, этой боязни не существует: дощечки и мел - материал не очень «ответственный», вышло плохо - тут же стер и попробовал ещё раз. Это побуждает детей работать смело, без оглядки на конечный результат - что и требуется от них.

Писать росчерк на бумаге можно только тогда, когда он в какой-то мере отработан на подставках.

Тогда работы на бумаге, проводимые время от времени и сохраняемые воспитателем, станут как бы контрольными показателями уровня овладения детьми графическими навыками.

 

Самый простой росчерк, называемый детьми «петли», «лента», «дороги», - представляет собой сочетание верхних и нижних петель, имеющих форму медиатора - «листика».

Попробовать писать его можно примерно одновременно с освоением формы медиатора. Сначала не надо обращать внимание детей на «листиковость» росчерка.

Пусть они заметят это сами. Если не замечают - можно подтолкнуть наводящими вопросами, но делать это надо не на первом занятии с росчерком. Пусть они посмотрят на новую форму, привыкнут к ней, попробуют её воспроизвести.

 

Скорее всего, «листиковость» петель росчерка всплывет, когда дети, присматриваясь к написанному кем-то из них росчерку, будут фантазировать на тему о том, на что он похож. Тут будут названы дорожки, петли, ленты, извивы речки.

И кто-то может заметить, что отдельная петелька похожа на «листик». Это надо подтвердить и тут же задать вопрос: все ли петельки похожи на «листик»? Окажется, что не все. Есть петельки более удачные и менее удачные с этой точки зрения. С этого момента «листиковость» формы петель в росчерках становится критерием хорошего качества росчерка. Написав росчерк на доске или на настольной подставке, дети рассматривают все эти петли и обводят цветным мелом удачные, имеющие формы «листика».

 

Как уже говорилось, росчерки пишутся под речевой комментарий.

Росчерк «петли» можно писать двумя способами - слева направо или сверху вниз. В зависимости от этого речевой комментарий-«приговорка» может быть разной. Например, при работе слева направо «снизу-вверх, сверху-вниз, снизу-вверх, сверху-вниз…», или «вверх-петля, вниз-петля, вверх-петля, вниз-петля…». При работе сверху вниз (такой вариант петельного росчерка дети обычно зовут «горками») могут быть такие «приговорки»: «С горки на горку, с горки на горку…», «впра-во, вле-во, впра-во, вле-во…», «от себя - к себе, от себя - к себе», «по ухабам и по ямам, по ухабам и по ямам…». Так же, как и в «графическом диктанте», «приговорки» могут быть любые, только они должны быть связаны по смыслу с движениями пишущей росчерк руки и совпадать с ними по ритму.

 

Понятие «росчерк» подразумевает движение легкое, почти небрежное, но вместе с тем точное и изящное. Чтобы сформировать такое движение, лучше всего идти не от медленного, неуверенного, но относительно точного по рисунку движения, а от уверенного, быстрого, легкого, хотя и не вполне точного.

Поэтому в начале работы с росчерками большее внимание следует обращать именно на уверенность, размашистость, смелость движения, а не на правильность и красоту росчерка.

Можно написать росчерк, стирать его уголком мокрой тряпки под ту же «приговорку», под какую его писали. Стирание должно быть ещё более смелым и размашистым.

Можно работать с росчерком так же, как работали с «графическим диктантом», - один стирает слева и говорит свой комментарий, а второй справа дописывает под тот же комментарий.

Ещё двое детей могут стоять рядом и следить за работой первых двух, помогая им ритмичным приговариванием «приговорки» вместе с ними, хором, например: от себя, к себе.

 

Вначале нужно работать в как можно более крупном масштабе: на доске так, чтобы движение осуществлялось не только предплечьем и кистью, но и плечом, и раскачивающимся движением всего туловища.

При работе на настольных подставках в движении должно участвовать плечо, локоть должен быть свободен, кисть раскрепощена. На уровне большего по амплитуде, размашистого движения намного легче сформировать хороший, правильный наклон.

ЧТЕНИЕ И ЗАПИСЬ СЛОВ «НА СТУПЕНЬКАХ»

Этот момент, неизбежный в поступательном ходе обучения, чреват опасностью свернуть на проторенный, традиционный путь складывания слов из отдельных букв, то есть побуквенного письма и чтения.

 

Мы предлагаем особый приём, который исключает развитие побуквенности - чтение и запись слов «на ступеньках».

 

Что же такое «ступеньки», и для чего они нужны?

 

«Ступеньки» - это квадраты, выстроенные ступенчато. Верхняя и правая стороны квадратов не рисуются, однако место предполагаемого верхнего правого угла обязательно отмечается уголком или точкой. Всегда ставится центр квадрата.

 

В этих недорисованных квадратах записываются элементы букв одного слога по порядку написания сверху вниз. Каждый элемент - на своей «ступеньке».

 

Запись вначале не очень понятна большинству детей. Цель детей - научиться читать подобную запись, а затем самостоятельно записывать «на ступеньках» слова. Если ребёнок, видя перед собой два (или более) элемента «на ступеньках», может представлять себе целую букву, которую они составляют, - это значит, что образ буквы стал для него очень чётким и устойчивым.

 

Следующий, ещё более высокий этап - это умение не только опознать букву, видя её элементы «на ступеньках», но и прочесть слог, составляющие которого записаны поэлементно. Запись «на ступеньках» заставляет детей активно и сознательно пользоваться уже имеющимися у них к данному этапу обучения образами - зрительными представлениями отдельных букв и буквосочетаний.

 

Кроме того, запись «на ступеньках» заставляет и педагога и детей внимательно отнестись к различным видам соединений элементов букв (верхние, средние, нижние)- ведь на ступеньках элементы прописываются отдельно, по одному, однако в той последовательности, как они стоят в данном конкретном слове. Входы к ним в квадраты и выходы из квадратов ясно видны детям.

 

Начинать работу надо, как уже говорилось выше, с попытки всем вместе прочесть «со ступенек» короткое слово - «лес». Занятие может протекать приблизительно следующим образом.

 

Воспитатель рисует на доске ступеньки, отмечая точками недостроенные углы квадратов и их центры. При этом желательно, чтобы дети активно относились к его действиям. Лучше всего, если все это будет происходить в процессе общего разговора.

Вопросы и реплики воспитателя поддерживают и побуждают детей высказаться, узнать и рассказать о том, что они видят, наблюдая за руками пишущего воспитателя.

Рисование квадратов, хотя и в таком необычном порядке (по диагонали), не вырисовывая двух сторон у каждого квадрата, уже настраивает детей на появление элементов букв. Дети оценивают правильность каждого квадрата, помогают найти точки центра и верхнего правого угла. Таким образом, первая «лесенка» - это уже плод совместной общей работы воспитателя и группы детей.

 

На ступеньках лесенки воспитатель медленно и чётко прописывает элементы букв слова «лес».

Поскольку две буквы этого слова («е» и «с») состоят каждая всего из одного элемента, а буква «л» - из двух, для слова надо всего 4 ступеньки и прочесть его в общем не трудно. Это и предлагает детям воспитатель, сказав предварительно, что здесь он записал какое-то слово.

Возможно, кто-то из детей сумеет «с ходу» прочесть слово. Если такой ребёнок найдётся, пусть он попытается показать всем, что он увидел.

Может быть, кто-то из детей, по ходу дела сообразив, что происходит, поможет ему - это было бы очень хорошо.

Воспитатель должен всячески поощрять, стимулировать совместную познавательную работу детей, стараться подключить к ней всех. Но не следует ожидать, что вся группа сразу прочтёт первое же слово «со ступенек». Вполне вероятно, что большинство не увидит целого слова, а может быть - и никто не увидит. Но высказывать свои соображения детям все равно необходимо, так как очень может случиться, что в этом разговоре воспитатель может точно уловить момент, когда сопоставляя разные высказывания детей, получит ключ к прочтению.

 

Ключ к прочтению записей на «лесенке», доступный всем и каждому, состоит в возможности списать буквы, которые трудно опознать «на ступеньках», или даже все слово - вниз, на линию - под ступеньками, говоря «конец становится началом» по порядку соединения букв.

Сначала нужно описать только букву «л» - может быть, этого будет достаточно для прочтения всего слова частью детей. Если это так, пусть прочитавшие слово объяснят остальным так, как умеют, «на пальцах».

 

В этот момент не нужно бороться за правильность формулировок - позднее это придет само, если вопрос будет обсуждаться на занятиях достаточно часто. А на этом первом занятии со «ступеньками» важно, чтобы дети поняли в чем дело, чтобы они открыли в себе возможность вообразить облик буквы по её элементам.

 

Если ваша группа прочла «лес» со «ступенек» после того, как «л» списали на «строчку» - это очень хорошо, но если этого не произошло - тоже не стоит огорчаться. Нужно просто списать на строчку все слово и обсудить с детьми эту двойную запись: «на ступеньках» и на строчке.

 

Списать на строчку всё слово нужно и в том случае, если дети сумели прочесть его «со ступенек». Ведь трудно быть полностью уверенным в том, что каждый ребёнок все увидел, а нужно, чтобы увидел каждый. Поэтому списывание слов на строчку следует делать обязательно в первое время. Для кого-то это будет избыточным действием, утверждающим и подтверждающим правильность его действий, а для кого-то - и совершенно необходимым этапом, приводящим к глубинному пониманию того, что происходит на занятии.

Списывать слово на строчку, как и записывать его на ступеньках, уже на втором занятии по этой теме могут сами дети.

 

После слова «лес» можно записать на «ступеньках» «сел». Это будет прочтено легко (элементы-то те же, только соединены по-другому).

 

На последующих двух-трех занятиях нужно записать (пока что воспитателю) и прочесть и списать на строчку ещё несколько коротких слов, требующих не более 6 ступенек. Это опять могут быть слова-пары: «сук-кус», «сон-нос», «кот-ток» и т. д.

 

На последующих занятиях дети могут уже сами записывать «на ступеньках» короткие слова, а потом и более длинные (утка, игра, игла, стол, стул, окно и т.д.).

 

Запись слов «на ступеньках» и чтение слов «со ступенек» должны остаться в арсенале повседневных дел детей на занятиях по грамоте до конца обучения.

После периода интенсивного овладения этим действием (2-3 недели), когда оно составляет наряду с другими (условной записью слов, росчерков) основное содержание занятий, чтение и запись слов «на ступеньках» становится одним из видов деятельности, включаемых почти в каждое занятие, но не занимающих много времени (написание слова «на ступеньках» - 5-7 минут, прочтение записанного воспитателем слова - 3-4 минуты).

 

Желательно сочетание разного вида работы с одним и тем же словом: можно записать его условными значками, и «на ступеньках», и буквами в строчке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математические игры и графические упражнения-два шага к отличной учебе в школе

Каждый дошкольник ,достигая определенного возраста, идет в школу, и родители рассчитывают на то, что он будет хорошо учиться ,действуя по принципу «чем больше развивающих занятий ,тем лучше он б...

Графические упражнения

Опыт работы по использованию графических упражнений в работе с дошкольниками....

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

Графическое упражнение "Проведи дорожки"

Графическое упражнение "Проведи дорожки" направлено на  развитие мелкой моторики ребёнка- дошкольника, развитие его внимания....

Анализ графических упражнений в прописях для детей дошкольного возраста.

В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания бук, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.На занятиях в...

Пояснительная записка к тетради графических упражнений

                   Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости &nda...

Тетрадь графических упражнений

От простого к сложному...