Практикум для родителей "Я не волшебник, я только учусь"
опыты и эксперименты по обучению грамоте на тему

Евсеева ВикторияАлександровна

Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов и родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а так же, как активная форма проведения родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley.docx137.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка» города Бийска

олененок

Практикум для родителей

"Я не волшебник, я только учусь"

Бийск,2017

Описание: Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов и родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а так же, как активная форма проведения родительского собрания.
Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру путём организации совместной экспериментальной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Обучающие: 1) Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздухом, водой, бумагой, магнитом, сахаром, солью и т. д. 2) Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома.
3) Обогащать и активизировать запас бытового словаря, учить самостоятельно рассуждать.
Развивающие:
4) Развивать психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление, воображение). 5) Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом.
Воспитательные:
6) Закреплять навыки коллективной работы, умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
7) Вызвать у родителей интерес к совместной исследовательской работе с детьми.
8) Укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.

Планируемый результат:
Проявление у детей и родителей любознательности и интереса к совместной исследовательской деятельности и экспериментированию.
Умение самостоятельно анализировать и находить решение в проблемной ситуации, умение рассуждать.
Умение дружно работать в коллективе.

Наглядный и раздаточный материал:
Подносы, стаканы или кружки с водой, листы рисовальной или чертёжной бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, емкости для воды, воздушные шарики, блюдца, восковые мелки, маркеры, пищевые красители, тонкие нитки, скотч, клеёнки, игрушки для инсценировки сказки, прозрачные емкости с крышками, воздушные шарики, мыльные пузыри, зубочистки, жидкость для мытья посуды, кусочки мыла, бумажные водолазы, ложки и вилки.

«Теремок»

Ход:
Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы предлагаем вам сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.
Приглашаю Вас в сказку-действие.
А сказка эта…

«Теремок»

Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
Видит — никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.
Прилетел комар-пискун и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха. А ты кто?
— Я комар-пискун. Пусти меня к себе жить.
- Пущу. Если ты выполнишь мою просьбу. Очень я люблю играть на музыкальных инструментах, а здесь я нашла только пустые бутылки. Что мне делать? Как научиться извлекать из них разные звуки?
О адача: Узнать, как получаются звуки разной частоты.
Материалы: 2-3 одинаковые стеклянные бутылки, вода, ложка или вилка, карандаш.
Действия: Постучите по пустой стеклянной бутылке ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку.
Как можно изменить звук?
Налейте в бутылку воды.
Постучите по бутылке. Прислушайтесь.
Изменился ли звук? Почему?
Доливайте воду и ударяйте по бутылке. Меняется ли звук?
Теперь ударяйте по бутылкам в любом порядке.
Можете ли Вы сыграть мелодию?
Вывод: 
Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота звука. Это потому, что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из определённой бутылки, и при добавлении воды она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды в бутылке, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше.
Если вы хотите создать музыкальную гамму, расставьте бутылки в порядке от той, что производит самый низкий звук, к той, что производит самый высокий звук (возможно, придётся добавить воды в какие-то бутылки или отлить её). Попробуйте придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.

— Спасибо! Ступай ко мне жить.
Вот они стали жить вдвоем.
Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун. А ты кто?
— Я, мышка-погрызуха. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать?
- Я могу без клея склеить два листа бумаги.

Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?».пыт: «Музыкальные бутылки».

адача: Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.
Материалы: Два листа бумаги, ёмкость с водой.
Действия: Возьмите два листа бумаги приложите их один к другому.
Попробуйте их сдвинуть так: один в одну сторону, а другой в другую сторону.
Смочите листы водой.
Приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущем опыте.
Что получилось?
Вывод:
Вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

— Хорошо. Ступай к нам жить.
Стали жить они втроем.
Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я мышка-погрызуха. А ты кто?
— Я, лягушка-квакушка. А очень чистоту люблю и знаю много фокусов с мылом. Хотите, покажу?

Опыт: «Волшебное мыло».

Задача: Поднять блюдце при помощи мыла.
Материалы: Фарфоровое блюдце, вода, мыло.
Действия: Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол.
Возьмите кусок мыла.
Положите кусок мыла на дно блюдца и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его.
Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить вчетвером.
Бежит зайчик и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— Я заюнок-кривоног, по горке скок.
_ Что ты умеешь делать?
_ А я могу спрятать вас воде, да так, что вы не промокните.

Опыт: «Водолаз».

Задача: Показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.
Материалы: Ёмкость с водой, пластиковый стакан, бумажные фигурки водолазов, скотч.
Действия: Прикрепите скотчем к дну пластикового стакана бумажную фигурку водолаза.
Перевернув вверх дном стакан, опустите на дно ёмкости с водой, держа его прямо.
Заполнила ли вода стакан?
Достаньте стакан и посмотрите, промок ли водолаз.
Вывод:
Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. Вода не может вытеснить воздух, поэтому «водолаз» остаётся сухим. Что произойдёт, если наклонить стакан?
- Ступай к нам жить.
Стали они жить впятером.
Бежала мимо лиса и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-погрызуха,.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?
— Я, лиса — при беседе краса. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь?

Опыт: «Статическое электричество».

адача: Получить статическое электричество.
Материалы: Воздушные шарики, джемпер (желательно, шерстяной), бумага.
Действия: Разорвите бумагу на мелкие кусочки.
Положите их на стол.
Надуйте воздушный шарик и завяжите конец.
Потрите шарик о джемпер.
Подержите шарик над кусочками бумаги.
Что происходит?
Вывод: 
Когда предметы длительное время и с силой соприкасаются друг с другом, появляются малые заряды статического электричества – они притягивают предметы.
— Ступай к нам жить.
Стали они жить вшестером.
Прибежал волк:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-погрызуха,.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса. А ты кто?
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать?

Опыт: «Волшебный шарик».

Задача: Проткнуть шарик без вреда для него.
Материалы: Воздушные шарики, скотч, зубные палочки, нитки.
Действия: Надуйте воздушный шарик.
Наклейте на воздушный шарик с двух сторон скотч.
Проткните шарик зубочисткой.
— Ступай к нам жить.
Вот живут они семеро все вместе — и горя мало.
Пришел медведь и стучится:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, комар-пискун.
— Я, мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса.
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?
— Я вам всем пригнетыш. Пустите меня к себе жить. Я научу вас рисовать мыльными пузырями.

Опыт: «Мыльные пузыри».

Материалы: Пластиковые стаканчики, палочки для коктейля, вода, моющее средство, краски, бумага, карандаши или фломастеры.
Действия: Налейте в стаканчик немного воды, добавьте краску и размешайте.
Далее, добавьте в воду моющего средства.
Опустите палочку для коктейля в стакан и подуйте.
Что происходит?
Приложите лист бумаги к стакану и аккуратно прижмите.
Что получилось?
Сделайте ещё несколько отпечатков.
Дорисуйте фломастерами.

То, что получилось, очень понравилось всем. Пристроили они и для медведя жильё и стали дружно жить, да весь мир удивлять.
Вот и сказке конец, а кто с нами был – МОЛОДЕЦ!

Дорогие родители! Совместная исследовательская деятельность будет вдвойне полезней, если вы будете соблюдать некоторые правила:
• Не прерывайте размышлений ребёнка.
• Не воспитывайте интеллектуального иждивенца (не лишайте ребёнка возможности самому найти ответ).
• Поддерживайте познавательный процесс у ребёнка (чаще задавайте вопрос: « А ты сам как думаешь?»).
Спасибо за внимание! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Я не художник, я только учусь"

Уважаемые родители!   Если возраст вашего ребенка от 1,5 до 7 лет, и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные спос...

Я не волшебник, я только учусь.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Calibri"; f...

семинар - практикум "Игры для пальчиков и … не только!!!"

Семинар-практикум разработан для родителей воспитанников средней логопедической группы сада....

Эссе "Я не волшебник, я только учусь..."

Эссе молодого педагога....

ПРОЕКТ «Я не волшебник, я только учусь»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноц...

ПРОЕКТ «Я не волшебник, я только учусь»

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности...

Сказка не только учит, но и лечит.

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций....