Главные вкладки

    Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»
    план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Бакулина Майя Владимировна
    Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

    Цель:

     

    Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

    Задачи:

    1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

    2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.

    3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".

    4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

    5. Развитие мышления.

    Оборудование:

    Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и. т.д).

    Ход занятия:

    Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

    1. Ребенок:

    Звуки гласные мы знаем,

    Без труда их различаем.

    Вызываем по порядку

    Наши звуки на зарядку.

    2. Ребенок:

    [А] — откройте рот пошире,

    Руки в сторону — три, четыре.

    3. Ребенок:

    [У] — надул капризно губки,

    Подними скорее руки!

    4. Ребенок:

    [О] — округлив побольше губы,

    О, прикрыл немного зубы.

    Согни руки в колесо,

    Получилось хорошо!

    5. Ребенок:

    [И] — Улыба, весельчак,

    Он смеется звонко, так.

    Руки в стороны развели

    И немного потрясли.

    6. Ребенок:

    [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

    Все зевает он спросонья.

    Бок рукою он подпер,

    Ногу в сторону отвел,

    Другой рукою потянулся

    Словно только что проснулся.

    7. Ребенок:

    [Э] — В задумчивом сомненье,

    Он высказывает мнение.

    Уважительный я звук,

    Поклонюсь я всем вокруг.

    Воспитатель:

    - А, У, О, Ы, И –

    Вот такие все они,

    Нет для них нигде преграды.

    Петь мы эти звуки рады.

    (Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

    Воспитатель:

    - А теперь еще игра

    Мяч скорее мне сюда!

    Подарю вам звуки я,

    Вы вернете мне слова.

    Ты подумай, милый друг,

    Чтобы был вначале звук.

    (Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)

    Воспитатель:

    Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

    Постановка цели занятия.

    Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).

    Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

    Игра с волшебным мешочком.

    Воспитатель:

    -Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.

    Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.

    Загадки:

    1)

    Сам - алый, сахарный;

    кафтан - зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)

    Первый звук А

    2)

    Длинная и гибкая,

    Охотится за рыбками.

    Порой пуста, как дудочка,

    А петь не может. (Дети-удочка)

    3)

    Не моторы, а шумят.

    Не пилоты, а летят,

    Не змеи, а жалят (Дети-осы).

    4)

    В узкий глазок вдета тонкая нитка,

    И поплыла за корабликом прытко.

    Шьет, зашивает, и колется колко

    А называют кораблик -. (Дети-иголка)

    Воспитатель:

    - Какие звуки мы назвали? (Гласные). А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!

    Физкультминутка:

    Воспитатель:

    Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)

    По ровненькой дорожке

    Пусть попляшут наши ножки.

    Пусть попляшут наши ножки

    По ровненькой дорожке

    Устали наши ножки.

    Игра «Угадай, что напишу»

    Дети встают в кружок.

    Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

    А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.

    Дети выполняют.

    Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

    Игра: «Гласные звуки»

    Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

    Гласных звуков только шесть,

    Их легко пропеть, прочесть:

    [А] – на Астре расцветает,

    [И] – на Иволге летает,

    [О] – на Ослике сидит,

    [У] – на Улицу глядит,

    [Э] – на Эхо отозвался,

    [Ы] - во внутрь слов забрался,

    СЫром тЫкву закусил

    И добавки попросил!

    Итог занятия.

    Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

    Воспитатель: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т. д.).

    Оценка деятельности детей.

    Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»

    Цель:

    1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

    2. Обобщение знаний о звуковом составе слова.

    3. Дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".

    4. Развитие фонематического анализа и синтеза.

    5. Развитие мышления.

    Задачи:

    Уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; показать смыслоразличительную роль гласных; учить анализу и синтезу; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

    Оборудование:

    Буквы, запись «Песня кота Леопольда» таблицы, слоговые схемы, волшебный мешочек, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом и. т.д).

    Ход занятия:

    Воспитатель: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

    1. Ребенок:

    Звуки гласные мы знаем,

    Без труда их различаем.

    Вызываем по порядку

    Наши звуки на зарядку.

    2. Ребенок:

    [А] — откройте рот пошире,

    Руки в сторону — три, четыре.

    3. Ребенок:

    [У] — надул капризно губки,

    Подними скорее руки!

    4. Ребенок:

    [О] — округлив побольше губы,

    О, прикрыл немного зубы.

    Согни руки в колесо,

    Получилось хорошо!

    5. Ребенок:

    [И] — Улыба, весельчак,

    Он смеется звонко, так.

    Руки в стороны развели

    И немного потрясли.

    6. Ребенок:

    [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

    Все зевает он спросонья.

    Бок рукою он подпер,

    Ногу в сторону отвел,

    Другой рукою потянулся

    Словно только что проснулся.

    7. Ребенок:

    [Э] — В задумчивом сомненье,

    Он высказывает мнение.

    Уважительный я звук,

    Поклонюсь я всем вокруг.

    Воспитатель:

    - А, У, О, Ы, И –

    Вот такие все они,

    Нет для них нигде преграды.

    Петь мы эти звуки рады.

    (Дети поют «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

    Воспитатель:

    - А теперь еще игра

    Мяч скорее мне сюда!

    Подарю вам звуки я,

    Вы вернете мне слова.

    Ты подумай, милый друг,

    Чтобы был вначале звук.

    (Игра с мячом — мяч возвращается воспитателю со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д.)

    Воспитатель:

    Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки, и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

    Постановка цели занятия.

    Воспитатель: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными).

    Воспитатель: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

    Игра с волшебным мешочком.

    Воспитатель:

    -Звуки-хозяева хотят с вами поиграть. Они приготовили для вас задания. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные предметы, вынимая по одному предмету из мешочка, необходимо сказать его название, выделить и назвать звук, с которого начинается данное слово. Показать нужную букву, соответствующую данному звуку.

    Воспитатель: Молодцы ребята сейчас будем отгадывать загадки.

    Загадки:

    1)

    Сам - алый, сахарный;

    кафтан - зеленый. бархатный. (Дети-арбуз)

    Первый звук А

    2)

    Длинная и гибкая,

    Охотится за рыбками.

    Порой пуста, как дудочка,

    А петь не может. (Дети-удочка)

    3)

    Не моторы, а шумят.

    Не пилоты, а летят,

    Не змеи, а жалят (Дети-осы).

    4)

    В узкий глазок вдета тонкая нитка,

    И поплыла за корабликом прытко.

    Шьет, зашивает, и колется колко

    А называют кораблик -. (Дети-иголка)

    Воспитатель:

    - Какие звуки мы назвали? (Гласные). А какие еще звуки бывают) (Согласные) Молодцы!

    Физкультминутка:

    Воспитатель: 

    Хлопаем в ладошки, (дети производят движения в соответствии с текстом)

    По ровненькой дорожке

    Пусть попляшут наши ножки.

    Пусть попляшут наши ножки

    По ровненькой дорожке

    Устали наши ножки.

    Игра «Угадай, что напишу»

    Дети встают в кружок.

    Воспитатель. Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)

    А теперь откройте глаза и найдите на столе картинку, в названии которой есть этот звук.

    Дети выполняют.

    Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.

    Игра: «Гласные звуки»

    Дети повторяют движения и текст вслед за воспитателем:

    Гласных звуков только шесть,

    Их легко пропеть, прочесть:

    [А] – на Астре расцветает,

    [И] – на Иволге летает,

    [О] – на Ослике сидит,

    [У] – на Улицу глядит,

    [Э] – на Эхо отозвался,

    [Ы] - во внутрь слов забрался,

    СЫром тЫкву закусил

    И добавки попросил!

    Итог занятия.

    Воспитатель: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

    Воспитатель: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т. д.).

    Оценка деятельности детей.

    Воспитатель: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось сейчас пойдем гулять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия "Путешествие в страну звука и буквы Ж

    Конспект занятия рассчитан на детей подготовительной группы с ФФН. Очень интересное занятие. Был открытый показ - прошел на УРА!...

    Конспект открытого занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в слогах.

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17076318","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]Форма проведения: индивидуальная.Тема:  «...

    Конспект открытого занятия по теме: "Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа".

    Форма проведения: индивидуальная. Тема:  «Автоматизация звука [С] в словах. Образование существительных множественного числа.Цель: Закрепление произношения звука [С] в словах.Задачи:об...