Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Гласные звуки и буквы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Закрепление гласных звуков и букв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках [а], [у], [и], [о]; [ы], [э], их артикулировании и звучании.

Задачи:

образовательные:

  • - закреплять понятие «гласный звук»;
  • закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о]; [ы]
  • закрепить умение определять звук,  подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и];  [о]; [ы], [э]
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в течение всего занятия;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  • вслушиваться в речь педагога.

Материалы и оборудование:

- магнитная доска;

- Игра «Весёлый пират» (картинки с гласными звуками вначале, середине, конце слов);

- схемы: «Звуки - буквы», «Домик» (место звука в слове);

- мяч;

- картинки с изображением артикуляции гласных звуков.

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

- речевое развитие,

- познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

- игровая;

- двигательная;

- коммуникативная.

Предварительная работа:

- разучивание артикуляционной гимнастики;

- разучивание пальчиковой гимнастики;

- разучивание физкультминуток (движение с речью);

- развитие дыхания и голоса;

- дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай»;

- продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; лепка гласных букв; рисование красками гласных букв, дорисовывание недописанных букв.

- работа с родителями: рекомендации придумывать совместно с детьми слова, находить предметные картинки на гласные звуки (начало, середина, конец слова) и приклеивать их в тетрадях для домашнего задания, использовать дидактические игры дома для закрепления знаний; повторять и закреплять знания детей артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

- Словесный (вопросы, объяснение).

- Наглядный (картинки, показ артикуляции).

- Игровой (дидактические игры)

- Практический (упражнения).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебный остров Звукобуковия.  Там живут Весёлый Пират и его верный друг – попугай Кеша (выставляется на доску картинка). Однажды Весёлому Пирату стало скучно, и он решил научить своего попугая Кешу разговаривать. Бедный Кеша совсем запутался в гласных звуках. Он очень просит вас помочь ему хорошо запомнить эти звуки.

II. Основная часть.

- Ребята, чтобы красиво говорить, нужно каждый день делать гимнастику для язычка, губ. Веселый пират спрашивает, а вы делаете гимнастику для язычка? (Да.)

  1. Артикуляционная гимнастика

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

  • [А] — Откройте шире рот,

           Как огромный бегемот!

           Подразнить его охота –

           Пошутим над бегемотом . («Окошко»)

  •  [И] — Улыба, весельчак,

           Он смеется звонко, так.

           Вот понравится лягушкам -  

           Губы тянем прямо к ушкам! («Улыбочка»)

  • [У] — Надул капризно губки,

           Подними скорее руки!

           В гости к нам пришел слоненок –
          Удивительный ребенок.
          На слоненка посмотри –
          Губы хоботом тяни!
 («Трубочка»)

  • [Ы] — Хоть гласный, но тихоня,

            Все зевает он спросонья.

            Отдохнул и потянулся,
           Влево, вправо повернулся,
           Вот так, вот так:
           Тик-так, тик-так. («Часики»)

  •  [Э] В задумчивом сомненье,

            Он высказывает мнение.

            Язычок вдруг разленился,

            На крылечке развалился. («Блинчик»)

  • [О] — округлив побольше губы,

            О, прикрыл немного зубы.

            На качелях О катался:

            Вверх летел и вниз спускался. («Качели»)

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

                               Нет для них нигде преграды.

                               Петь мы эти звуки рады.

                          А, У, О, Ы, Э, И –

                          Вот такие все они.

  1. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы с вами расскажем Попугаю Кеше, что мы уже знаем гласные звуки и буквы. (Перед детьми схема-подсказка «Звуки - буквы»).

- Вспомните, что мы слышим и произносим? (Звуки.)

- Что мы читаем и пишем? (Буквы.)

- Какие звуки мы называем гласными? (Гласными называются звуки, которые можно петь и тянуть. Когда мы их произносим воздух не встречает преграды.)

- Каким цветом они обозначаются? (Красным.)

- Теперь уже и попугай готов произносить вместе с вами красиво гласные звуки. Подскажите Кеше сколько в русском языке гласных звуков. (Шесть.)

  1. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Комарики»

- На острове очень много комариков. Они мешают Кеше быть внимательным. Давайте их разгоним.

      Логопед предлагает детям прослушать внимательно звуки русского языка, которые он будет произносить и хлопнуть в ладоши, услышав гласный звук. Педагог отчетливо произносит каждый из звуков:

а, о, с, у, т, э, п, к, и, ы, п.

  1. Фонетический анализ и синтез звуковых сочетаний. Упражнение «Ушки на макушке»

- Давайте с вами поиграем в камешки. Я буду вам бросать камешки и называть звуки. А вы – возвращать мне «песенку» из этих звуков.      

      Логопед, «бросая» камешки, отчетливо произносит сочетания звуков, последовательно усложняя задание. Дети воспринимают их только на слух и называют количество, порядок звуков в сочетании: 

ау, уа, аи, уиа, оыа, аои.

 

  1. Фонетический анализ и синтез слов.      

- На своем острове Весёлый Пират нашел много золотых монет. Они с Кешей решили навести порядок и разложить монетки по сундучкам. Но опять все перепутали… Давайте им поможем! Посмотрите, вот сундуки, а на них написаны буквы. Прочитайте, какие буквы тут написаны? (Логопед просит ребёнка назвать буквы (вспомнить и произнести названия букв). Если ребёнок затрудняется, логопед сам чётко называет буквы. После этого, логопед раскладывает монеты Пирата с изображёнными на них картинками на определённые звуки.) Рассмотрите картинки, чётко назовите нарисованный предмет, выделите гласный звук в слове и поместите картинку в соответствующий сундучок, а на домике Пирата отметьте бусинкой то окошечко, где слышится звук в данном слове. (При правильном выполнении задания ребёнок размещает монеты Пирата с изображением возле нужного сундучка и называет позицию выделенного звука в слове.)

  1. Динамическая пауза. Игра «Гласные звуки»

Дети повторяют движения и текст вслед за логопедом:

Гласных звуков только шесть,

Их легко пропеть, прочесть:

[А] – на Астре расцветает,

[И] – на Иволге летает,

[О] – на Ослике сидит,

[У] – на Улицу глядит,

[Э] – на Эхо отозвался,

[ы] -  во внутрь слов забрался,

СЫром тЫкву закусил

И добавки попросил!

- Попугаю Кеше очень нравится с вами играть и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с этого звука.

III. Итог занятия.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с весёлыми жителями острова Звукобуковия и вспомним чем мы сегодня занимались. (Мы вспоминали гласные звуки и буквы.)

- Сейчас я проверю, как вы запомнили артикуляцию гласных звуков. Я буду беззвучно произносить звуки, а вы отгадайте какой звук я хотела сказать.

Логопед артикуляционно показывает звуки. Дети называют их.

- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)