Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Жилюк Лариса Николаевна

В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».

Коррекционно-образовательные  задачи. Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет? »

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова.

(Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена)

2. Работа на магнитной доске.

Назовите предметные картинки? (таблица)

Какой одинаковый звук в этих словах?

(В этих словах одинаковый звук «Р»)

Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания?

(Да, со звуком «Р»)

Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.

3. Стук в дверь.

Логопед. Дети, кто к нам пришел?

Петрушка. Это я, это я!

В гости к вам пришел, друзья.

Я знакомый вам, Петрушка,

В яркой шапке на макушке.

Бубенцы держу в руке,

Бубенцы на колпачке.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Петрушка)

Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук «Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз.

Присаживайся, Петрушка.

4. Правило чистой речи.

Логопед. А сейчас повторим наше правило.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).

(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики).

«Чашечка»          «Гармошка»

«Лошадка»         «Качели»

«Грибок»            «Маляр»

«Дятел»           «Чищу зубы»

2. Фонетическая зарядка.

Логопед. Дети, вспомните:

- как рычит собака? (р-р-р-р)

- как кричит ворона? (карр-карр!)

3. Характеристика звука «Р».

(согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару)

4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.

1). Проговаривание чистоговорок .

Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?

Ры - ры - ры - у нас в руках шары.

Ру - ру - ру - коза грызет кору.

Ры - ры - ры – мешают комары.

Ра - ра - ра – Кате спать пора.

Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?

Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.

2). Задание на развитие фонематического слуха.

Логопед. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук «Р».

3). Составление слов. (По первому слогу назвать слова)

Логопед. А сейчас прошу со слогом ра

Мне помочь назвать слова.

Ко – ра                Но- ра

Иг - ра                 Го- ра

Жа – ра               Ды- ра

Ю – ра                  Шу- ра

Сколько слогов в этих словах?

Определите позицию звука Р.

В каком слоге находится звук Р?

4). Составление предложений по предметным картинкам.

Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения.

5). Игра «Кто в домике живет?».

Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет? ». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик.

Так какие животные живут в домике? Почему?

6). Отгадывание загадок.

Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение.

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок,

Я веселая игрушка,

А зовут меня … (Петрушка)

Это что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? (Буратино)

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили. (Картофель)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечером,

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

7). Динамическая пауза.

(Движения с проговариванием под музыку) .

Дети становятся в круг, Петрушка в центре.

Выполняют следующие упражнения:

Петрушка потянулся, Руки в стороны развел

Раз - нагнулся, Погремушку не нашел.

Два - нагнулся, Чтобы погремушку нам достать

Три - нагнулся. Нужно на носочки встать.

(Танцуют с Петрушкой) .

8). Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).

Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения.

(Дети читают наизусть стихотворения)

          Рыбки.                                                Телевизор.

В банке чистая вода,                           Телевизор тигр купил,

Пустим рыбок мы туда.                     Самый лучший попросил,

Будут рыбки там играть,                   Я люблю, - сказал он строго,

Плавать, хвостиком вилять,                  Чтоб полосок было много.

Крошки хлеба подбирать.

         Мухомор.                                                     Грузовик. 

Возле леса на опушке.                             Нет, напрасно мы хотели

Украшая темный бор,                              Прокатить кота в машине,

Вырос пестрый, как Петрушка                Кот кататься не привык

Ядовитый мухомор.                                 Опрокинул грузовик.

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось!

9). Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»

Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ.

- Чем рубят дрова? (Дрова рубят топором)

- Где растут помидоры, огурцы?

- Чем мы пишем?

- Чем мы раскрашиваем картинки?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Груша это фрукт или овощ?

- Кто очень любит морковку?

10). Задание от Петрушки.

Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.

- Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

- У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

- Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

- Я возьму от сыра кошку.

Угощу я нашу корку.

- Закрывает мышка ночку.

Будет сладко спать всю норку.

11). Заучивание скороговорок.

- Галка села на забор,

  Грач завел с ней разговор.

- Сорок сорок воровали горох.

- Проворонила ворона вороненка.

III. Итог занятия.

1. Домашнее задание.

  Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.

2.Логопед. Петрушка, тебе понравилось наше занятие? 

Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.

(Все дети получают подарки).

Всего вам хорошего, Ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».

Конспект индивидуально- коррекционно-развивающего занятия с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)....