Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Жилюк Лариса Николаевна

В конспекте представлены игры, загадки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, различные задания для автоматизации звука "Р".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях».

Коррекционно-образовательные  задачи. Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого дыхания, логического мышления, памяти, внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание интереса к занятиям, желания правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Оборудование. Магнитная доска, магнитофон, картинки к артикуляционной гимнастике, предметные и сюжетные картинки, муляжи овощей и фруктов, картинки для игры «Кто в домике живет? »

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

1. Сядет тот, кто назовет персонажей сказок, в именах которых есть звук «Р» в середине слова.

(Буратино, Чебурашка, Карлсон, Петрушка, Крокодил Гена)

2. Работа на магнитной доске.

Назовите предметные картинки? (таблица)

Какой одинаковый звук в этих словах?

(В этих словах одинаковый звук «Р»)

Дети, догадались, с каким звуком будут связаны сегодня на занятии все задания?

(Да, со звуком «Р»)

Логопед. Правильно, произносить мы будем звук «Р» четко и уверенно в слогах, словах и предложениях.

3. Стук в дверь.

Логопед. Дети, кто к нам пришел?

Петрушка. Это я, это я!

В гости к вам пришел, друзья.

Я знакомый вам, Петрушка,

В яркой шапке на макушке.

Бубенцы держу в руке,

Бубенцы на колпачке.

Петрушка. Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Петрушка)

Логопед. Ребята, Петрушка тоже будет гостем у нас на занятии. Он хочет послушать, как вы научились правильно и четко произносить звук «Р», как умеете играть, отгадывать загадки, составлять предложения, выразительно читать стихотворения, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Тому, кто будет хорошо работать, будет внимательным, активным в конце занятия Петрушка вручит приз.

Присаживайся, Петрушка.

4. Правило чистой речи.

Логопед. А сейчас повторим наше правило.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).

(Дети садятся за столы с зеркалами для выполнения некоторых упражнений артикуляционной гимнастики).

«Чашечка»          «Гармошка»

«Лошадка»         «Качели»

«Грибок»            «Маляр»

«Дятел»           «Чищу зубы»

2. Фонетическая зарядка.

Логопед. Дети, вспомните:

- как рычит собака? (р-р-р-р)

- как кричит ворона? (карр-карр!)

3. Характеристика звука «Р».

(согласный, звонкий, твердый, имеет мягкую пару)

4. Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях.

1). Проговаривание чистоговорок .

Логопед. Дети, какие чистоговорки вы знаете?

Ры - ры - ры - у нас в руках шары.

Ру - ру - ру - коза грызет кору.

Ры - ры - ры – мешают комары.

Ра - ра - ра – Кате спать пора.

Логопед. А ты, Петрушка, знаешь чистоговорки?

Петрушка. Знаю: Ры - ры - ры – не заметили жары.

2). Задание на развитие фонематического слуха.

Логопед. Я буду показывать предметные картинки, а вы называйте их и хлопайте в ладоши, если в названии услышите звук «Р».

3). Составление слов. (По первому слогу назвать слова)

Логопед. А сейчас прошу со слогом ра

Мне помочь назвать слова.

Ко – ра                Но- ра

Иг - ра                 Го- ра

Жа – ра               Ды- ра

Ю – ра                  Шу- ра

Сколько слогов в этих словах?

Определите позицию звука Р.

В каком слоге находится звук Р?

4). Составление предложений по предметным картинкам.

Логопед. Отберите предметные картинки, в названии которых есть звук «Р», назовите их и составьте предложения.

5). Игра «Кто в домике живет?».

Логопед. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Кто в домике живет? ». В домике живут только те животные, в названии которых есть звук «Р». Необходимо этих животных поместить в домик.

Так какие животные живут в домике? Почему?

6). Отгадывание загадок.

Логопед. Дети, Петрушка уже засиделся, он очень хочет загадать вам загадки. А вы должны предмет - отгадку найти в кабинете и определить место звука «Р» в предметах- отгадках и составить предложение.

Мой веселый колпачок

Сдвинут лихо на бочок,

Я веселая игрушка,

А зовут меня … (Петрушка)

Это что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? (Буратино)

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили. (Картофель)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечером,

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

7). Динамическая пауза.

(Движения с проговариванием под музыку) .

Дети становятся в круг, Петрушка в центре.

Выполняют следующие упражнения:

Петрушка потянулся, Руки в стороны развел

Раз - нагнулся, Погремушку не нашел.

Два - нагнулся, Чтобы погремушку нам достать

Три - нагнулся. Нужно на носочки встать.

(Танцуют с Петрушкой) .

8). Чтение стихотворений со словами со звуком «Р». (Домашнее задание).

Петрушка. Ребята, а сейчас я хочу послушать стихотворения.

(Дети читают наизусть стихотворения)

          Рыбки.                                                Телевизор.

В банке чистая вода,                           Телевизор тигр купил,

Пустим рыбок мы туда.                     Самый лучший попросил,

Будут рыбки там играть,                   Я люблю, - сказал он строго,

Плавать, хвостиком вилять,                  Чтоб полосок было много.

Крошки хлеба подбирать.

         Мухомор.                                                     Грузовик. 

Возле леса на опушке.                             Нет, напрасно мы хотели

Украшая темный бор,                              Прокатить кота в машине,

Вырос пестрый, как Петрушка                Кот кататься не привык

Ядовитый мухомор.                                 Опрокинул грузовик.

Петрушка. Молодцы! Мне очень понравилось!

9). Игра с мячом «Лови - не зевай, правильно отвечай»

Логопед. Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ.

- Чем рубят дрова? (Дрова рубят топором)

- Где растут помидоры, огурцы?

- Чем мы пишем?

- Чем мы раскрашиваем картинки?

- Какие птицы остаются зимовать?

- Груша это фрукт или овощ?

- Кто очень любит морковку?

10). Задание от Петрушки.

Петрушка. Исправьте меня, пожалуйста, если я перепутаю слова в конце предложения.

- Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

- У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

- Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

- Я возьму от сыра кошку.

Угощу я нашу корку.

- Закрывает мышка ночку.

Будет сладко спать всю норку.

11). Заучивание скороговорок.

- Галка села на забор,

  Грач завел с ней разговор.

- Сорок сорок воровали горох.

- Проворонила ворона вороненка.

III. Итог занятия.

1. Домашнее задание.

  Выучить наизусть и проговаривать скороговорки.

2.Логопед. Петрушка, тебе понравилось наше занятие? 

Петрушка. Да, очень понравилось. Спасибо вам, ребята. Все задания вами успешно выполнены. Вы правильно произносили звук «Р» в слогах, словах, предложениях. Были активными, внимательными. Умеете отгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, составлять предложения, играть, проговаривать чистоговорки и скороговорки. Я не забыл о сюрпризе.

(Все дети получают подарки).

Всего вам хорошего, Ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях».

Конспект индивидуально- коррекционно-развивающего занятия с ребёнком ОНР (II-III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»

Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях» Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолиро...