Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Космическое путешествие».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Во время занятия дети в игровой форме закрепляют свои умения в области звуко-буквенного анализа, знания о речевых еденицах, расширяют и активизируют словарный запас. Знакомясь с жителем иной планеты учатся быть дружелюбными и чуткими к чужой беде. С помощью разнообразных игр педагог развивает слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление, воображение. Всё занятие нацелено на развитие интереса к учебно-познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Космическое путешествие».

(подготовительная к школе группа).

Составила: воспитатель

Халида Ибрагимовна Невретдинова

Цель: развитие интереса детей к учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- Закреплять умение определять место звука в слове; работать над предложением и его схемой;

- Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слов.

- Закреплять знания детей о единицах речи (звук, буква, слог, слово и т. д.)

2. Развивающие:

- Развивать навыки звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, слух, память, мышление, воображение, мелкую моторику;

- Развивать умение находить решение и делать выводы;        

- Расширить и активизировать словарь по теме «Космос».

- Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.

3. Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощь.

Методы и приемы

Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, средств ТСО, музыкального сопровождения, иллюстративных пособий, схем.

Словесные: проблемные вопросы к детям, объяснения, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, поощрения, обобщения, пояснения, обращения к опыту детей; подведение к выводу, анализ занятия.

Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, задания, уточнение, анализ, активная деятельность детей.

Оборудование

Для украшения музыкального зала - звезды и планеты, глобус, различные игрушки, карточки с «полубуквами», слогами, словами; плакаты с написанными предложениями; плакат с изображением Солнечной системы; карточки для индивидуальной работы, счетные палочки, фишки на каждого ребенка, схемы предложений, конверт с заданиями, коробка с сюрпризом; аудиоаппаратура, запись музыки на «космическую» тематику.

Ход занятия

1 часть. Вводная

Дети входят в зал. Раздается телефонный звонок. Воспитатель разговаривает по телефону (звучит запись голоса инопланетянина).

Воспитатель: Здравствуйте, кто говорит?

Инопланетянин: Здравст–вуй–те! С ва-ми на свя-зи кос-мос! Го-во-рит жи-тель кос-ми-чес-кой пла-не-ты! Я при–гла-шаю вас в гос-ти на на-шу пла–не-ту! Я хо-чу поз-на-ко-мить-ся с ва-ми и при-го-то-вил для вас кос-ми- чес-кий сюрп-риз.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в космическое путешествие? 

Дети: Да

2 часть. Основная

Воспитатель: Дети, инопланетянин приготовил для нас сюрприз. Надо и нам что – то подарить ему, ведь в гости с пустыми руками отправляться некрасиво. Что бы вы хотели подарить инопланетянину?

Дети: конфеты, игрушки

Воспитатель: Я предлагаю подарить ему глобус – маленькую модель нашей Земли. Инопланетянин будет смотреть на него, и вспоминать нас. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся!

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Все вы за руки возьмитесь,

В круг скорее вы садитесь.

Внимание! Всем приготовиться к полету!

Звучит космическая музыка, дети сидят в кругу.

Воспитатель: Закройте глаза. Наша ракета летит с огромной скоростью. Руки, ноги, все тело становятся тяжелыми. Откройте глаза. Мы находимся в состоянии невесомости. Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

Воспитатель: Ребята, вот мы и приземлились. Мы проделали с вами долгий путь. Нам встречались в космосе разные планеты. Скажите, сколько всего планет в Солнечной системе?

Дети: Девять

Воспитатель: Назовите их

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: Какая планета самая большая в нашей Солнечной системе?

Дети: Юпитер

Воспитатель: А самая маленькая?

Дети: Плутон

Воспитатель: Назовите вторую планету от Солнца

Дети: Венера

Воспитатель: Марс, какая по счету от Солнца планета?

Дети: Четвертая

Воспитатель: Смотрите нас кто – то встречает (входит инопланетянин)

Дети: Здравствуйте!

Раздается металлический голос: Здравст-вуй-те, я жи-тель кос-ми-чес-кой пла-не-ты. Рад ви-деть вас на на-шей пла-не-те. Спа-си-бо, что при-ле-те-ли! Я при-го-то-вил вам кос-ми-чес-кий сюр-приз, но за-брать е-го вы смо-же-те, ког-да вы-пол-ни-те мо-и за-да-ни-я, ко-то-ры-е на-хо-дят-ся в кон-вер-те

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы выполнить задания?

Дети: Да

Инопланетянин передает конверт с заданиями воспитателю. Воспитатель открывает конверт и достает первое задание.

Воспитатель: Ребята, слушайте меня внимательно. Я буду называть вам звуки, а вы мне должны назвать планету, на которую мы прилетели — М, А, Р, С.

Дети: Марс

Воспитатель: Как называются жители планеты Марс?

Дети: Марсиане

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля

Воспитатель: А как называются жители Земли?

Дети: Земляне

Воспитатель: Послушайте слоги и назовите транспорт, на котором мы совершили полет в космос: «КЕ — ТА — РА».

Дети: Ракета.

А сейчас нужно правильно передать на Землю радиограммы из следующих слов. (Каждое слово ограничивать взмахом руки.)

Ракета, пролетала, пустыней, над. (Ракета пролетала над пустыней.)

Яркие, небе, большие, на, звезды. (На небе яркие большие звезды)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с первым заданием. Посмотрим, какое следующее задание приготовил нам марсианин. Достает из конверта задание на карточке.

Ребята, следующее задание называется «Буква сломалась». Ребята, попробуйте назвать буквы, в которых после космического шторма осталось только по «полбуковки».

Перед собой вы видите элементы букв. Нам надо узнать, какая буква написана, назвать ее и дописать (на мольберте расположены элементы букв, ребенок называет недописанную букву, подходит к мольберту и дописывает ее)

Воспитатель: Отлично, дети! Вы выполнили и это задание.

Воспитатель достает из конверта следующую карточку. Ребята, а здесь задание «Внимательные глазки». Вам нужно на столе построить из палочек все буквы, которые изображены на картинке. Кто больше успеет составить букв за две минуты? (дети составляют буквы, изображенные на картинке П, Т, Н, Г, Х, К, М, Л)

Воспитатель: Дети, скажите, как назвать общим словом все составленные вами буквы?

Дети: Согласные

Воспитатель: Дайте характеристику звуку «Г»

Дети: Согласный, звонкий (такая же работа проводится со звуками К, Т)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Четвертое задание … (воспитатель достает задание из конверта). Дети, да это игра! Проводится физкультурная минутка.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Воспитатель приглашает детей занять свои места за столами.

Воспитатель: А сейчас ребята нам предстоит отгадать загадки.

Воспитатель: Ребята, а теперь следующее задание. Перед вами лежат карточки с космическими словами (космос, Марс, Луна). Составьте звуковые схемы этих слов. Дети красными и синими фишками выкладывают на карточке заданные слова.

Воспитатель: Дети определите местонахождение буквы «Р» в слове «марс»

Дети: Буква «Р» находится в середине слова

Воспитатель: Как мы можем определить, сколько слогов в слове «космос»?

Дети: Прохлопать слоги; сколько гласных, столько слогов в слове; подставить руку под подбородок, сколько раз подбородок опустится, столько слогов в слове

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились и с этим заданием. Достает следующую карточку. А сейчас нам предстоит узнать какая картинка лишняя. Проводится игра «Четвертый лишний». Дети называют, какая картинка лишняя и почему (игра проводится в устной форме; называются следующие ряды слов:

• Марс, Уран, Земля, Солнце;

• Чкалов, Гагарин, Терешкова, Титов;

Воспитатель: И последнее задание от марсианина.

Вспомните правила написания предложения и составления его схемы. Вы видите написанные предложения, прочитайте их (дети читают «Ракета летит», «Космическая ракета летит», «Ракета летит в космос»). А рядом схемы этих предложений, они перепутаны. Найдите к каждому предложению его схему.

3 часть. Заключительная

Марсианин. Мо-лод-цы, ре-бя-та! Вы о-чень хо-ро-шо спра-ви-лись со все-ми за-да- ни-я-ми. Я ви-жу, что на Зем-ле жи-вут ум-ны-е и со-об-ра- зи-тель-ны-е де-ти. Те-перь вы по-лу-чи-те кос-ми-чес-кий сюр-приз. Отдает коробку с сюрпризом воспитателю. Воспитатель открывает ее.

Воспитатель: Дети, в коробке изображения маленьких ракет. Давайте посмотрим.

Дети рассматривают ракеты и находят внутри шоколадные конфеты.

Воспитатель: Ну ты и шутник, марсианин. Спасибо тебе за такой сюрприз. Дети тоже благодарят марсианина.

Воспитатель: Пора отправляться домой.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны.

Цветы и деревья там, разные страны,

И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

Дети: Земля

Воспитатель: Попрощайтесь с марсианином

Дети: До свидания!

Воспитатель:

Вот и закончилась наша игра. Домой возвращаться, ребята, пора! Встаньте в круг и полетели (звучит космическая музыка)

Воспитатель: Вот ребята, мы и дома. Что вам особенно понравилось и запомнилось в нашем путешествии? Какие задания показались интересными? Какое задание было самым трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, спасибо, вы меня порадовали своими ответами, надеюсь, наше путешествие было не только интересным, но и познавательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте и лепки в подготовительной к школе группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 27 «Чебурашка» Конспект интегрированного  занятия  по подготовке к обучению грамоте  и лепки в подготови...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группеВоспитатель МАДОУ «Малиновск...

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной «А» группе

Конспект итогового интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие по аллее Знаний» в подготовительной  «А» группе Цель: Обобщить знания детей ...