Путешествие в город красивой речи
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Программное содержание:

Выяснить умение детей уверенно читать простые слова.

Отметить:

а) умение составлять слова из предложенного набора букв;

б) соотносить прочитанное слово с предметом;

в) составлять предложения по схеме.

Развивать речь и мышление детей, интерес к чтению.

Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность, умение сопереживать с героями литературных произведений, способствовать проявлению участи, доброты.

Словарная работа:

Пассивный словарь: Буквоед, невнятные.

Активный словарь: снаряд, жабры, жмурки.

Оборудование:

Мольберт;

Наборное полотно;

Указка;

Скамейка;

Столы, стулья;

Магнитофон;

Запись на аудио кассете. Шуберт «Аве Мария», Шаинский «Игра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Выяснить умение детей уверенно читать простые слова.

Отметить:

а) умение составлять слова из предложенного набора букв;

б) соотносить прочитанное слово с предметом;

в) составлять предложения по схеме.

Развивать речь и мышление детей, интерес к чтению.

Воспитывать общительность, сдержанность, тактичность, умение сопереживать с героями литературных произведений, способствовать проявлению участи, доброты.

Словарная работа:

Пассивный словарь: Буквоед, невнятные.

Активный словарь: снаряд, жабры, жмурки.

Оборудование:

Мольберт;

Наборное полотно;

Указка;

Скамейка;

Столы, стулья;

Магнитофон;

Запись на аудио кассете. Шуберт «Аве Мария», Шаинский «Игра».

Демонстрационный материал:

Карта города.

Письмо волшебника.

Карточки – названия улиц (Громкая, Четкая, Слитная, Пауз, Озеро спокойствия).

Макет домика в 4 этажа с окошечками.

Зонт

Связка букв. Набор букв для составления слов (смех, жабры, шкура, звон, шпион, замок).

Плакат: «Дружба, ум и доброта выручают нас всегда!».

Картина «Репка».

Таблица – текст.

Книга «Волшебные сказки».

Корзинка.

Картина «Мойдодыр».

Макет озера.

Домик Пишичитая.

Раздаточный материал:

Картинки предметные на каждого ребенка.

Схема слоговой структуры (по три на каждого).

Схема – ударение (1 на каждого ребенка).

Карточки со словами на каждого ребенка.

«Удочки» магнитные – 12 шт.

Рыбки – буквы для составления слов: победа, доброта.

Методы диагностики:

Словесные (беседа, вопросы).

Игровой («Поймай рыбку», «Засели домик»).

Метод мозгового штурма.

Моделирование (использование схем).

Разноуровневые задания  (работа за столами, подбор слов признаков по картине «Репка», составление предложений по предложенным темам).

Структура занятия:

Дети стоят полукругом около воспитателя.

Воспитатель: Дети, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)

«Со мной подружись

И не расстанешься всю жизнь

В волшебный мир, в волшебный край

Ведет тебя Пишичитай.

Ребята, я знаю, что вы хотите попасть в «Страну правильной речи», но дорога туда очень сложная. Только самые старательные дети смогут туда добраться. Если вы не боитесь трудностей, тогда вперёд. Дорога в эту страну проходит через мой город. С нетерпеньем жду в гости. Волшебник Пишичитай.»

Воспитатель: Волшебник Пишичитай пригласил нас к себе в гости. А как вы думаете, где он живет? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебник Пишичитай живет в городе Красивой речи. Сегодня мы с вами туда и отправимся. А поможет нам в этом карта города, которую прислал волшебник. Прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться.

Выполнение детьми пальчиковой гимнастики «Дом на горе»:

На горе мы видим дом (кистями рук изобразить домик)

Много зелени кругом (волнообразные движения кистями рук)

Вот деревья, вот кусты (руками показать деревья и кусты)

Вот душистые цветы (пальцами показать бутон)

Окружает все забор (пальцами показать забор)

За забором – чистый двор (погладить одной ладонью другую)

Мы ворота открываем (кистями показать, как ворота открываются)

К дому быстро подбегаем (пальцами левой руки пробегаем по правой)

В дверь стучимся – тук-тук-тук (постучать кулаком руки по ладони)

Кто-то к нам идет на стук (ладонь приложить к правому уху)

В гости к другу мы пришли и гостинца принесли (вытолкнуть руки вперед, как будто преподнося что-то)

Воспитатель: Молодцы, дети! А теперь в путь!

(Перед детьми план города)

Название улиц: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная, улица Пауз. Озеро спокойствия.

(Дети вместе с воспитателями рассматривают план города. Воспитатель предлагает детям пройти на улицу «Четкая». На доске вывешивается макет домика в 4 этажа с окошечками. Д/и «Засели домик»)

Воспитатель: Дети, нужно заселить домик. На 1-ом этаже живут предметы, про которые мы можем сказать «они мои», на 2-ом «оно мое», на 3-ем «она моя», на 4-ом «он мой».

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Предлагает детям сесть на скамейку. Появляется Буквоед, он идет под зонтом и держит в руках связку букв.

Буквоед: Опять с утра дождик заладил, все мои буковки промочил. Скажу по секрету: вкуснее их ничего на свете нет, ведь недаром меня зовут Буквоед.

«Я буквоед, я буквоед,

Я ем по букве на обед.

Они такие сладкие

Слова без них невнятные

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Ой, буковки мои. Если съем

Хоть одну буковку, слова не будет»

(Крадучись движется в сторону мольберта, берет по одной букве и «съедает».)

Буквоед: «Ой какие буковки! А теперь прочтите, что здесь написано?»

Воспитатель:

«Мы не боимся Буквоеда

И восстановим слово смело,

Вперед за буквами вперед!

Нас впереди победа ждет!»

(Воспитатель предлагает подобрать недостающие буквы и прочитать слово)

СМЕХ  ШПИОН ЖАБРЫ ЗАМОК ШКУРЫ СНАРЯД ЗВОН ЖМУРКИ

Воспитатель: «Умницы, дети!», обращается к Буквоеду: «Буквоед, как не стыдно буквы прятать, слова разрушать?»

Буквоед (смущенно): «Я почему буквы ем… Я ведь в тетради двоечника на свет появился. И что еще с буквами делать не знаю. Простите меня»

Воспитатель: «Давайте будем добрыми и простим Буквоеда. Научим его из букв слова составлять».

Дети: «Да, простим!»

Буквоед: «Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом»

Воспитатель: «Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться к озеру Спокойствия».

(Звучит тихая музыка. «Аве Мария» Шуберт.)

Воспитатель: Это озеро непростое. В нем живут рыбки-буквы. Нужно их выловить и выложить слова. Дети вместе с Буквоедом «ловят» буквы и составляют слова: ПОБЕДА, ДОБРОТА.

Воспитатель: Прекрасно справились с заданием. Если Буквоед будет играть в эту игру, то научимся читать так, как читают наши дети. Предлагает детям прочитать плакат «Дружба, ум и доброта выручают нас всегда!»

Буквоед: Спасибо вам большое, я буду стараться.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Буквоед проводит с детьми физкультминутку

«Буквоежка потянулся, руки в стороны,

В кулачок и на бочок

Левую руку вверх-вниз

Правую руку вверх-вниз

Влево нагнулись, вправо нагнулись

Руки в стороны, в локтях сгибаются

А в плечах вращаются

Руки опустили, вдохнули носом,

Выдохнули ртом»

После выполнения физкультминутки Буквоед благодарит детей и уходит.

Воспитатель: «А мы продолжаем наше путешествие. Вот улица «Красивая».

Воспитатель обращает внимание на картину «Репка», предлагает детям подобрать слова признаки к этой картине.

Карточки со словами разложены на полу, дети читают и подбирают карточки со словами (какой, какая, какие) к персонажам сказки. После выполнения задания воспитатель хвалит детей и предлагает идти дальше.

Воспитатель: Мы с вами находимся на улице «Спокойная». Посмотрите внимательно на картину и придумайте предложения по схемам

Воспитатель: И с этим заданием вы все прекрасно справились. Можно идти дальше. Вот мы на улице «Громкая». Воспитатель предлагает пройти к столам и сесть.

На столе у детей предметные картинки.

Воспитатель: Рассмотрите свою картинку, определите слоговую структуру и поставьте правильно ударение. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! А на улице Пауз нас ждет очень интересное задание.

Воспитатель: Пишичитай хочет узнать, умеете ли вы читать и предлагает вам прочитать текст. (Дети читают текст, каждый ребенок по одному предложению.)

Спать ложилась злая крыса,

Домом ей служила крыша. (С – Ш)

Ела Зоя вкусный суп,

Выпал вдруг молочный зуб. (С – З)

На кресле спит ленивый кот,

Ему уж скоро будет год. (К – Д)

В конце письма стояла точка,

Стихи писала маме дочка. (Т – Д)

На дереве набухли почки,

Огурцы солили в бочке. (П – Б)

В речке жил усатый рак,

У Танюши яркий лак. (Р – Л)

(Воспитатель обращает внимание детей на дом, спрятанный за деревьями. На двери перевёрнутая табличка.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же здесь живет? Переворачивает табличку. Дети читают: «Пишичитай». Из домика выходит Пишичитай.

Пишичитай:

Чтоб выучиться чтению

Хватило вам терпения

И вот урок отлично,

И весело прошел

За то, что вы внимательно

Послушны и старательны

Дарю вам книгу. Учитесь хорошо.

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, и я хочу подарить вам в подарок вот эту книгу «Волшебные сказки».

Воспитатель: Пишичитай, мы с ребятами направляемся в «Страну Правильной речи». Ты не подскажешь, как нам туда дойти.

Пишичитай: Дорога туда очень трудная. Скажу вам только одно, что завтра вы попадёте в сказочный лес. Будьте готовы: вспомните сказки и правила поведения в лесу. А сейчас нам пора прощаться. До свидания, друзья.

Дети: До свиданья! Спасибо большое!

(Пишичитай уходит.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами попали в город «Красивой речи». Я думаю, что долг каждого человека, и ребенка в том числе, любить и не коверкать свой язык, не засорять его грубыми словами. Мы всегда должны помнить об этом, и тогда, несомненно, попадём в «Страну Правильной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи».

Цели:1.       Формирование навыка правильной речи.2.       Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания.3....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Путешествие в город Красивой речи"

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи "Путешествие в город Красивой речи"...

Конспект открытой ООД по развитию речи "Осеннее путешествие в город Красивой Речи"

В настоящий период проблема связной речи дошкольников наиболее актуальна. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, так как происходит перевод комм...

НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город Красивой речи»

Обогатить и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи».

Цели:1.       Формирование навыка правильной речи.2.       Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания.3....

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...